Вы нам писали. Табличка с надписью «Куріння заборонено!» должна быть на каждом предприятии?

В избранном В избранное
Печать
Редакция НиБУ
Налоги и бухгалтерский учет Сентябрь, 2011/№ 73
Статья

Табличка с надписью «Куріння заборонено!» должна быть на каждом предприятии?

 

В последнее время налоговые органы проявляют повышенный интерес к тому, есть ли на предприятии таблички, указывающие на то, что место отведено для курения, либо, наоборот, на то, что курение запрещено. Такая неподдельная заинтересованность обусловлена не столько заботой о здоровье работников субъектов хозяйствования, сколько предоставленной налоговым органам возможностью взыскивать довольно значительные штрафы за отсутствие соответствующих табличек на территории предприятия. В этой статье хотим ответить на поступившие в редакцию вопросы, обусловленные участившимися претензиями представителей налоговой службы и связанные с отсутствием табличек о запрете курения на предприятиях.

Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Кто обязан размещать таблички о запрете курения?

Требование о необходимости наличия табличек в специально отведенных местах «

Місце для куріння» с одновременным размещением таблички «Куріння шкодить Вашому здоров'ю!», а в местах, где курение запрещено, — таблички «Куріння заборонено!» с соответствующими графическими изображениями, появилось в действующем законодательстве еще полтора года назад (соответствующая норма вступила в силу 11.02.2011 г.). Однако налоговые органы активизировались лишь в начале этого года, и многие наши читатели почувствовали это на себе, поскольку с 01.01.2011 г. начала действовать норма, предоставляющая налоговикам полномочие принимать решения о взыскании штрафов за неразмещение указанной информации (ч. 4 ст. 17 Закона Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-BP). Раньше, напомним, таким правом был наделен только орган лицензирования деятельности по производству и торговле спиртом, алкогольными напитками и табачными изделиями. Налоговые органы могли лишь фиксировать выявленное в ходе проверки нарушение в акте проверки.

Следует сказать, что за каждый выявленный факт несоблюдения приведенных требований размер штрафа составит

3400 грн. (ст. 17 Закона № 481).

Однако первый вопрос, который возникает: действительно ли требование о необходимости размещения табличек с соответствующими надписями и графическими изображениями распространяется на всех субъектов хозяйствования?

К сожалению, и налоговые органы, и суды (см., например,

постановления Черниговского окружного админсуда от 12.06.2011 г. по делу № 2а/2570/2153/2011, Винницкого окружного админсуда от 22.06.2011 г. по делу № 2а/0270/2853/11, определение Киевского апелляционного админсуда от 11.07.2011 г. по делу № 2а-113/11/2670 и др.) отвечают положительно на этот вопрос. Если подходить формально, то Закон № 481 действительно без каких-либо оговорок устанавливает запрет на курение, кроме специально отведенных для этого мест, в помещениях предприятий, учреждений и заведений всех форм собственности (п. 5 ч. 3 ст. 152 Закона № 481), указывая при этом, что в местах и заведениях, где курение запрещено, должна быть размещена наглядная информация, состоящая из графического знака о запрете курения и текста такого содержания: «Куріння заборонено!». В специально отведенных для курения местах размещается наглядная информация, состоящая из соответствующего графического знака и текста такого содержания: «Місце для куріння. Куріння шкодить Вашому здоров'ю!».

При буквальном прочтении приведенных норм действительно получается, что

на любом предприятии должна быть размещена табличка о запрете курения и при наличии специально отведенных мест они должны быть также обозначены соответствующей табличкой и графическим знаком.

 

Если Вы готовы спорить…

На наш взгляд, у тех субъектов хозяйствования, в отношении которых уже вынесено решение о применении штрафной санкции и которые готовы оспаривать его правомерность, есть шансы убедить в своей правоте суды высших инстанций.

Для этого могут быть приведены

следующие аргументы:

— преамбула

Закона № 481 очерчивает сферу его действия исключительно вопросами производства, экспорта, импорта, оптовой и розничной торговли спиртом, алкогольными напитками и табачными изделиями, а потому его предписания могут быть обязательными лишь для тех субъектов хозяйствования, которые осуществляют деятельность в указанных сферах;

— в

ст. 17 Закона № 481 указывается, что она распространяется на субъектов хозяйствования за нарушения норм Закона, касающихся производства и торговли спиртом, алкогольными напитками и табачными изделиями;

— в

ст. 152 Закона № 481 говорится о необходимости размещения соответствующих графических изображений и табличек в местах и учреждениях; при этом в статье прямо названы такие места и учреждения, как лифты и таксофоны, детские площадки, учреждения здравоохранения и т. д. Помещения предприятий и организаций всех форм собственности в качестве объекта, в котором должны быть размещены таблички о запрете курения либо о специально отведенном месте для курения, не названы.

Аналогичная обязанность по размещению соответствующих табличек с графическими изображениями названа в

Законе Украины «О мерах по предупреждению и уменьшению употребления табачных изделий и их вредного воздействия на здоровье населения» от 22.09.2005 г. № 2899-IV, однако указанный Закон устанавливает ответственность за нарушение данной обязанности только для заведений ресторанного хозяйства, а также для гостиниц и других субъектов, занимающихся временным размещением граждан.

Кроме таких, следующих из текста нормативно-правовых актов, аргументов, можно также апеллировать к замыслу самого законодателя и к логике законодательных предписаний: размещение соответствующих табличек как способ информирования о запрете на курение является приемлемым

для общественных мест. В пределах предприятия должна действовать общая норма о запрете на курение, распространяющаяся на любого человека, заходящего в помещение. При желании предприятие может перестраховаться и продублировать запрет во внутреннем приказе руководителя, ознакомив с ним под подпись каждого сотрудника такого предприятия. Более того, законодатель не возлагает на субъектов хозяйствования обязанность по созданию специально отведенных мест для курения (за исключением заведений ресторанного хозяйства). Соответственно, отсутствие знака, указывающего на место для курения, будет означать, что в помещении данного предприятия курить нельзя.

Если подходить к толкованию рассматриваемых предписаний законодательства иначе, можно дойти до крайности и указывать на обязанность предприятия разместить соответствующую табличку о запрете курения в каждом отдельном помещении здания (ведь законодатель говорит о запрете курения в помещении, а не в здании в целом, а это означает каждую комнату в отдельности).

 

Если на Вашем предприятии установлена требуемая табличка

Внимание тех субъектов хозяйствования, которые предпочитают избежать штрафных санкций, чем потом обжаловать правомерность их применения в суде, обратим на следующее:

1. Выявить нарушение требований

Закона № 481 налоговые органы могут только в ходе фактической проверки. Проверять наличие либо отсутствие специальных табличек и графических знаков во время плановой или внеплановой налоговой проверки они не могут. Соответственно, для проведения такой проверки должны быть предусмотренные НКУ основания и перед началом ее проведения субъекту хозяйствования проверяющие обязаны предъявить необходимые документы (см. «Фактические проверки: основания и порядок проведения» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 22).

2. В

Законе № 481 нет каких-либо инструкций по поводу того, как должен выглядеть графический знак, сопровождающий табличку о запрете курения либо табличку об отведенном для курения месте. Говорится лишь о том, что они должны иметь прямоугольную форму. Чаще всего на практике в местах, в которых курение запрещено, размещают табличку с перечеркнутым в красном круге изображением сигареты (см. также приложение 1 к Техническому регламенту знаков безопасности и защиты здоровья работников, утвержденному постановлением КМУ от 25.11.2009 г. № 1262).

В качестве графического изображения, размещаемого рядом с табличкой с надписью «

Місце для куріння. Куріння шкодить Вашому здоров'ю!» может быть размещен знак с аналогичным изображением сигареты, но уже не перечеркивая его.

3. Что касается текста соответствующих табличек, то безопаснее всего в его написании не отклоняться от формулировок Закона № 481: в табличках о запрете курения указывать «Куріння заборонено!», в табличках, размещаемых в местах, отведенных для курения: «Місце для куріння. Куріння шкодить Вашому здоров'ю!». При этом рекомендуем использовать таблички с надписями, выполненными на украинском языке. Иначе пререканий с проверяющими вряд ли удастся избежать. Более того, суды в подобных спорах, как правило, занимают позицию налогового органа. Куда более лояльно суды относятся к отклонениям в формулировке текста (например, вместо текста «Куріння заборонено!» на табличке может быть указано «Палити заборонено!» // см. постановление Донецкого окружного админсуда от 20.06.2011 г. по делу № 2а/0570/7951/2011), чем к использованию русского либо иного языка вместо украинского (см., например, постановление Донецкого окружного админсуда от 30.05.2011 г. по делу № 2а/0570/6513/2011). Поэтому, к примеру, табличку с привычным «No smoking!» могут признать ненадлежащей.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить