Об НДС с сумм сбора на обязательное государственное пенсионное страхование на услуги сотовой мобильной связи
Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 05.09.2011 г. № 23838/7/15-3417
Государственная налоговая администрация Украины в связи с многочисленными запросами плательщиков налогов, органов государственной налоговой службы и с целью надлежащей организации администрирования налога на добавленную стоимость предоставляет методические рекомендации для подготовки налоговых консультаций плательщикам по включению в базу обложения налогом на добавленную стоимость сумм сбора на обязательное государственное пенсионное страхование на услуги сотовой мобильной связи и сообщает.
Законом Украины от 07.07.2011 г. № 3609-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по совершенствованию отдельных норм Налогового кодекса Украины», вступившим в силу 06.08.2011 г., внесены изменения в пункт 188.1 статьи 188 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — Кодекс).
Так, абзац первый пункта 188.1 статьи 188 Кодекса был дополнен словами «и сбора на обязательное государственное пенсионное страхование на услуги сотовой мобильной связи».
В соответствии с пунктом 188.1 статьи 188 определено, что база налогообложения операций по поставке товаров/услуг определяется исходя из их договорной (контрактной) стоимости, но не ниже обычных цен, определенных согласно статье 39 этого Кодекса, с учетом общегосударственных налогов и сборов (кроме налога на добавленную стоимость и акцизного налога на спирт этиловый, используемый производителями — субъектами хозяйствования для производства лекарственных средств, в том числе компонентов крови и произведенных из них препаратов, кроме лекарственных средств в виде бальзамов и эликсиров, и сбора на обязательное государственное пенсионное страхование на услуги сотовой мобильной связи).
Следовательно,
начиная с 06.08.2011 г. сбор на обязательное государственное пенсионное страхование на услуги сотовой мобильной связи не включается в базу обложения налогом на добавленную стоимость.Учитывая изложенное выше, письмо ГНА Украины от 12.04.2011 г. № 10374/7/16-1517* начиная с 06.08.2011 г. не применяется.
* См. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 33. —
Примеч. ред.Государственная налоговая администрация Украины обязывает довести указанное разъяснение до сведения налогоплательщиков и подчиненных органов государственной налоговой службы и обеспечить его учет при проведении контрольно-проверочной работы, вынесении решений в процессе апелляционных согласований и при предоставлении налоговых консультаций плательщикам налогов.
Первый заместитель председателя комиссии по проведению реорганизации ГНА Украины,
заместитель Председателя ГНС Украины А. Клименко
комментарий редакции
Вопрос о «скобке»… и ее месте в Налоговом кодексе Украины
Появление рассматриваемого вопроса и как следствие — публикуемого письма обусловлено, по сути, необходимостью правильной кодификации Налогового кодекса. Проще говоря, составления окончательной редакции подлежащего применению текста нормативно-правового акта (его нормы) с учетом внесенных изменений. Мы кратко ранее уже останавливались на этом вопросе (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 65, с. 25). Суть его заключается в следующем. Действовавшая до вступления в силу Закона № 3609 норма п. 188.1 НКУ выглядела так:
«База налогообложения операций по поставке товаров/услуг определяется исходя из их договорной (контрактной) стоимости, но не ниже обычных цен, определенных в соответствии со статьей 39 настоящего Кодекса,
с учетом общегосударственных налогов и сборов (кроме налога на добавленную стоимость и акцизного налога на спирт этиловый, используемый производителями — субъектами хозяйствования для производства лекарственных средств, в том числе компонентов крови и произведенных из них препаратов, кроме лекарственных средств в виде бальзамов и эликсиров)».Законом № 3609 было предписано: «в пункте 188.1 статьи 188:
абзац первый
дополнить словами «и сбора на обязательное государственное пенсионное страхование на услуги сотовой мобильной связи».Повторимся в очередной раз, на наш взгляд, такая формулировка изменений со всей очевидностью приводит к необходимости помещения добавляемой фразы
после закрывающейся скобки из п. 188.1 НКУ. Обратим внимание, что в одной из редакций законопроекта (которая до принятия в Верховной Раде не дожила) прямо оговаривалось помещение «дополнения» именно в скобки, но из окончательной редакции такая оговорка исчезла.Некорректность включения добавляемых слов в скобки подтверждается не только чисто формальными причинам, но и сразу несколькими содержательными.
Во-первых, нет смысла отдельно исключать из состава общегосударственных налогов и сборов спорный сбор на обязательное государственное пенсионное страхование на услуги сотовой мобильной связи по той причине, что в настоящее время он и без этого
не включен в перечень общегосударственных налогов и сборов.Во-вторых, если даже закрыть глаза на излишний характер добавления упоминания «сотового сбора» в скобках, то при таком варианте кодификации оказывается потерянной одна запятая (а именно перед союзом «и»). В отсутствие запятой текст в скобках приобретает совершенно абсурдный смысл.
Но как бы там ни было, на официальном сайте Верховной Рады Украины (о чем мы также информировали в уже упомянутой выше статье) в окончательном варианте Налогового кодекса фраза «и сбора на обязательное государственное пенсионное страхование на услуги сотовой мобильной связи» попала именно в скобки (оговоримся, однако, что в строгом смысле этого слова «официального» кодифицированного текста Налогового кодекса не существует). Такой вариант кодификации позволяет сделать тот вывод, который, собственно, и прозвучал в комментируемом письме ГНАУ. Поскольку этот вывод, безусловно, выгоден плательщикам НДС (по крайней мере, поставщикам рассматриваемых услуг), остается надеяться лишь на его незыблемость.
Дмитрий Винокуров