Об утверждении Методических рекомендаций по взаимодействию между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при организации и проведении проверок достоверности начисления сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость (отрицательного значения налога на добавленную стоимость)

В избранном В избранное
Печать
Редакция НиБУ
Налоги и бухгалтерский учет Сентябрь, 2011/№ 77
Приказ от 24.05.2011 г. № 306

Министерства и ведомства Украины

 

Об утверждении Методических рекомендаций по взаимодействию между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при организации и проведении проверок достоверности начисления сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость (отрицательного значения налога на добавленную стоимость)

Приказ от 24 мая 2011 года № 306

(извлечение)

 

С целью

усовершенствования механизма администрирования возмещения налога на добавленную стоимость и налаживания эффективного контроля за состоянием и порядком организации проверок достоверности начисления сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, в соответствии со статьей 200 Налогового кодекса Украины приказываю:

1.

Утвердить:

1.1.

Методические рекомендации по взаимодействию между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при организации и проведении проверок достоверности начисления сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость (отрицательного значения налога на добавленную стоимость) (далее — Методические рекомендации), которые прилагаются.

<…>

2.

Считать утратившими силу:

приказ ГНА Украины от 18.08.2005 г. № 350 «

Об утверждении Методических рекомендаций по взаимодействию между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при организации и проведении проверок достоверности начисления сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость»;

<…>

 

Председатель комиссии по проведению реорганизации ГНАУ,
 председатель ГНСУ В. Захарченко

 

 

Утверждены приказом Государственной налоговой администрации Украины от 24.05.2011 г. № 306

Методические рекомендации по взаимодействию между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при организации и проведении проверок достоверности начисления сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость (отрицательного значения налога на добавленную стоимость)

 

1. Общие положения и основные термины

1.1. Данные Методические рекомендации разработаны согласно требованиям Налогового кодекса Украины (далее — Налоговый кодекс) и Закона Украины от 4 декабря 1990 года № 509-XII «О государственной налоговой службе в Украине», с изменениями и дополнениями (далее — Закон № 509),

для применения органами государственной налоговой службы при осуществлении контроля за достоверностью начисления сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость субъектами хозяйствования — юридическими и физическими лицами.

<…>

2.

Прием и обработка деклараций с заявленным к бюджетному возмещению налогом на добавленную стоимость

<…>

2.4. Подразделения ведения и защиты налоговой отчетности не позднее предельного срока подачи налоговой отчетности передают декларации по НДС с заявленными суммами бюджетного возмещения НДС в подразделения, обеспечивающие контроль за правомерностью возмещения НДС в части администрирования налога, реестры таких деклараций (как основных, так и уточняющих) с приложениями и декларации (как основные, так и уточняющие) с приложениями в случае их поступления в органы государственной налоговой службы от плательщиков налога на бумажных носителях.

<…>

2.5. Одновременно копия реестра деклараций с заявленными суммами бюджетного возмещения НДС предоставляется подразделениям налоговой милиции, которые:

2.5.1. при наличии, предоставляют в подразделения, обеспечивающие контроль за правомерностью возмещения НДС (администрирования НДС, налогового контроля юридических лиц, контрольно-проверочной работы физических лиц соответственно), информацию, которая может свидетельствовать о безосновательном декларировании суммы бюджетного возмещения НДС и/или противоправном характере хозяйственных операций плательщика (

возбужденные уголовные дела, информация об опросе ответственных лиц контрагентов по поводу непричастности к созданию и деятельности таких субъектов хозяйствования, неподтверждения фактического осуществления операций и т. п.), для использования в ходе проведения проверок;

2.5.2. по отобранным для обработки декларациям по НДС осуществляют оперативное сопровождение и обработку информации о субъектах хозяйствования, заявивших к возмещению из бюджета суммы НДС, в порядке, установленном действующими законодательными и нормативно-правовыми актами.

<…>

2.5.3. при принятии решений, предшествующих возмещению НДС из бюджета, предоставляют обоснованные замечания по такому возмещению (при их наличии);

2.5.4. принимают участие в проведении документальных проверок в случае, если такие проверки связаны с ведением оперативно-розыскных дел или расследованием уголовных дел, возбужденных в отношении таких плательщиков налогов (должностных лиц плательщиков), находящихся в их производстве;

2.5.5. по выявленным во время обработки нарушениям налогового законодательства, за которые предусмотрена уголовная ответственность, принимают решение в порядке ст. 97 Уголовно-процессуального кодекса Украины;

2.5.6. по отобранным для обработки декларациям по НДС согласовывают возмещение НДС из бюджета <…>.

3.

Организация и проведение камеральной проверки декларации с заявленным к возмещению из бюджета налогом на добавленную стоимость

3.1. Декларации с заявленными суммами бюджетного возмещения НДС (с приложениями и реестром полученных налоговых накладных) подлежат обработке на соответствие критериям, определенным пунктом 200.19 статьи 200 Налогового кодекса (далее — критерии):

3.1.1. отбор плательщиков, которые соответствуют критериям и имеют право на автоматическое бюджетное возмещение НДС, проводится в соответствии с Порядком определения соответствия плательщика налога критериям, дающим право на получение автоматического бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, утвержденным приказом ГНА Украины от 25.01.2011 г. № 42 (далее — приказ № 42);

3.1.2. декларации плательщиков, которые одновременно соответствуют критериям, определенным подпунктом 200.19 (право на получение автоматического бюджетного возмещения) статьи 200 Налогового кодекса, отбираются для

первоочередной обработки.

3.2. Зарегистрированные в налоговой инспекции декларации с заявленными суммами бюджетного возмещения НДС подлежат обязательной камеральной проверке, которая проводится:

в течение

20 календарных дней, следующих за предельным сроком подачи налоговой декларации плательщика, подлежащей первоочередной обработке согласно подпункту 3.1.2 пункта 3.1 раздела 3 настоящих Методических рекомендаций (в соответствии с абзацем вторым пункта 200.18 статьи 200 Налогового кодекса);

в течение

30 календарных дней, следующих за предельным сроком подачи налоговой декларации плательщика, которая не подпадает под критерии, определенные подпунктом 3.1.2 пункта 3.1 раздела 3 настоящих Методических рекомендаций (в соответствии с пунктом 200.11 статьи 200 Налогового кодекса).

<…>

3.3. Камеральной проверке достоверности начисления суммы бюджетного возмещения НДС

может предшествовать документальная внеплановая невыездная проверка законности декларирования отрицательного значения объекта налогообложения (налога на добавленную стоимость) в предыдущих отчетных периодах, которое составляет более 100 тыс. грн., проведенная в соответствии со статьей 79, подпунктом 78.1.8 пункта 78.1 статьи 78 Налогового кодекса.

3.4.

Одновременно с целью усиления контроля за правомерностью декларирования сумм бюджетного возмещения НДС подразделениями, осуществляющими контроль за правомерностью возмещения НДС, проводится обработка налоговых деклараций с заявленными суммами бюджетного возмещения НДС в соответствии с приказом ГНА Украины от 18.04.2008 г. № 266 «Об организации взаимодействия органов государственной налоговой службы при проведении проверок налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость с учетом информации расшифровок налоговых обязательств и налогового кредита по налогу на добавленную стоимость в разрезе контрагентов», с изменениями.

3.5. Проверка правомерности начисления сумм бюджетного возмещения НДС

охватывает декларации, начиная с предыдущих отчетных (налоговых) периодов, в которых возникло отрицательное значение НДС, до отчетного (налогового) периода, за который задекларировано бюджетное возмещение НДС, включительно.

В случае сохранения отрицательного значения разницы налоговых обязательств и налогового кредита (по результатам следующих налоговых периодов не погашено положительным значением)

анализируются обстоятельства и факторы, которые могут свидетельствовать о соответствии/несоответствии таких отчетных данных .

3.6. Основной задачей камеральной проверки является обработка деклараций плательщиков по следующим направлениям:

проверка на наличие арифметических или логических ошибок в декларации

, в том числе соблюдение требований подпункта 4.6.7 пункта 4.6 Порядка, утвержденного приказом № 41, в части отражения увеличения или уменьшения остатка отрицательного значения, который после бюджетного возмещения включается в состав налогового кредита следующего налогового периода (строка 24) по результатам камеральной или документальной проверки, проведенной органом государственной налоговой службы;

исследование вопроса наличия у плательщика права на получение бюджетного возмещения НДС с учетом требований статьи 200 Налогового кодекса, в том числе достоверности проведенных операций по поставке товаров (услуг), в частности,

при наличии операций по купле-продаже товарно-материальных ценностей у одного и того же контрагента;

анализ результатов сверки данных декларации по НДС с данными декларации по налогу на прибыль предприятия за соответствующие отчетные периоды, учет результатов контроля за взиманием налога на прибыль по декларации, форма которой утверждена приказом ГНА Украины от 28.02.2011 г. № 114 (приказом ГНА Украины от 29.03.2003 г. № 143), в частности:

а) отражение товарно-материальных ценностей в строке 01.2 К1 декларации по налогу на прибыль предприятия, приложении К1/1 к строкам 01.2, 01.5, 04.1, 04.10. 04.12 и 07 декларации (Таблица 1), если причиной возникновения отрицательного значения является превышение объемов приобретения (в том числе при импорте) над объемами продажи;

б) отражение в отчетности начисления амортизации на оприходованные основные средства (строка 07 К1 декларации по налогу на прибыль предприятия), сверка фактического приобретения основных средств с данными приложения К1/1 к строкам 01.2, 01.5, 04.1, 04.10, 04.12 и 07 декларации (Таблица 2), если причиной возникновения отрицательного значения является их приобретение);

сверка данных декларации с имеющимися в налоговых органах информационными базами данных и выяснение достоверности осуществления операций по импорту/экспорту товаров, анализ данных грузовых таможенных деклараций (далее — ГТД);

изучение обстоятельств возникновения или состояния устранения выявленных расхождений (занижения налоговых обязательств, завышения налогового кредита) в налоговых периодах, начиная с периода возникновения отрицательного значения;

построение вероятных схем вовлечения плательщиком в цепочку поставки рисковых контрагентов

(в случае их выявления в течение срока, определенного для проведения камеральной проверки), которые при осуществлении налогооблагаемых операций не задекларировали налоговые обязательства по НДС или по которым на дату обработки имеется информация о сомнительном налоговом кредите в цепочках поставки;

3.6.1.

составляется перечень субъектов хозяйствования — поставщиков, отобранных для обработки из числа контрагентов, по которым начиная с периода возникновения отрицательного значения в любом из этих отчетных периодов по данным Системы сопоставления налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов (далее — Система сопоставления) в течение срока проведения проверки выявлены расхождения в отчетности (занижение налоговых обязательств, завышение налогового кредита) и/или имеющаяся в отношении таких контрагентов информация может свидетельствовать о возможности их привлечения для формирования схемного налогового кредита, в том числе в цепочках поставки, с учетом существенности их влияния на общие объемы НДС и выяснения причин их возникновения, возможностей устранения.

Перечень должен содержать информацию о реквизитах контрагента (название, код ЕГРПОУ), сумме НДС по операции, сумме расхождений и ее расшифровке и т. п.

При наличии в Едином реестре налоговых накладных зарегистрированных налоговых накладных, выданных субъектом хозяйствования и включенных в такой перечень, принимаются меры по проведению встречных сверок, определенные постановлениями № 1232 и № 1245.

<…>

3.6.2. в случае выявления среди поставщиков проверяемого плательщика налогов субъектов хозяйствования,

отсутствующих по месту нахождения (месту проживания) и место нахождения (место проживания) которых не выяснено, проводятся мероприятия, определенные приказом ГНА Украины от 17.05.2010 г. № 336 «Об утверждении Положения об организации взаимодействия подразделений налоговой милиции с другими структурными подразделениями органов государственной налоговой службы для установления местонахождения плательщика налогов» (далее — приказ № 336).

3.7.

Результаты камеральной проверки оформляются:

справкой

в случае подтверждения правомерности заявленного бюджетного возмещения НДС (в полном объеме);

актом

в случае:

установления факта

занижения налоговых обязательств и/или завышения налогового кредита и соответственно уменьшения суммы заявленного бюджетного возмещения НДС (частично или на полную сумму);

отказа в предоставлении бюджетного возмещения сумм НДС

(из-за несоблюдения требований пункта 200.6 статьи 200 Налогового кодекса);

справкой в форме заключения

— по плательщикам, отобранным для проведения документальной внеплановой выездной проверки из перечня плательщиков, в отношении которых согласно постановлению № 1238 имеются достаточные основания для такой проверки с указанием этих оснований <…>.

<…>

3.8. В случае несоответствия плательщика налога критериям, указанным в подпункте 3.1.2 пункта 3.1 раздела 3 настоящих Методических рекомендаций, орган государственной налоговой службы обязан в сроки, определенные пунктом 200.21 статьи 200 Налогового кодекса, сообщить субъекту хозяйствования о таком решении путем предоставления уведомления о несоответствии плательщика налога критериям на автоматическое бюджетное возмещение НДС с предоставлением детального пояснения и расчетов по критериям, значение которых не соблюдено по форме, приведенной в приложении к Порядку № 42, которое формируется автоматически с использованием данных АС «Перечень плательщиков налога, не имеющих права на автоматическое бюджетное возмещение НДС».

Уведомление о несоответствии плательщика налога критериям на автоматическое бюджетное возмещение НДС может быть предоставлено руководителю или уполномоченному лицу субъекта хозяйствования либо направлено по почте с заполнением соответствующих граф.

3.9. Если плательщик налога соответствует критериям, определенным подпунктом 3.1.2 пункта 3.1 раздела 3 настоящих Методических рекомендаций, но сумма бюджетного возмещения НДС не подтверждена камеральной проверкой, подразделением, которым проводилась такая проверка:

3.9.1.

в течение трех рабочих дней, но не позднее чем на 17-й календарный день после предельного срока подачи отчетности плательщику налога вручается или направляется для подписания акт камеральной проверки в соответствии с пунктом 86.2 статьи 86 Налогового кодекса;

3.9.2. из числа плательщиков, в отношении которых согласно постановлению № 1238 имеются достаточные основания, дающие право на проведение документальной внеплановой выездной проверки плательщика налогов, определяется перечень плательщиков, достоверность начисления сумм бюджетного возмещения НДС которых будет определена в ходе внеплановой выездной документальной проверки, и принимаются меры, указанные в пункте 3.12 раздела 3 настоящих Методических рекомендаций,

но не позднее следующего рабочего дня за 20-м календарным днем после завершения предельного срока подачи отчетности.

3.10. Если по результатам камеральной проверки выявлено несоответствие суммы бюджетного возмещения сумме, заявленной в декларации по НДС, орган государственной налоговой службы в соответствии с пунктом 58.1 статьи 58 и пунктом 200.14 статьи 200 Налогового кодекса направляет плательщику НДС налоговое уведомление-решение согласно Порядку направления органами государственной налоговой службы налоговых уведомлений плательщикам налогов и решений о применении штрафных (финансовых) санкций, утвержденному приказом ГНА Украины от 22.12.2010 г. № 985 (далее — приказ № 985), с учетом пункта 4.5 настоящих Методических рекомендаций.

<…>

4.

Организация и проведение документальной внеплановой выездной проверки достоверности начисления сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость (документальной внеплановой выездной (невыездной) проверки достоверности начисления отрицательного значения налога на добавленную стоимость).

4.1. В соответствии с подпунктом 78.1.8 пункта 78.1 статьи 78 Налогового кодекса органы государственной налоговой службы имеют право проводить:

документальные внеплановые выездные проверки законности декларирования отрицательного значения объекта налогообложения (налога на добавленную стоимость), составляющего более 100 тыс. грн. Проверка проводится в порядке определения достоверности начисления сумм бюджетного возмещения НДС;

документальную внеплановую выездную проверку достоверности начисления сумм бюджетного возмещения НДС, которая в соответствии с пунктом 200.11 статьи 200 Налогового кодекса, постановлением № 1238 (при наличии достаточных оснований) проводится в течение 30 календарных дней, следующих за предельным сроком проведения камеральной проверки.

<…>

4.2. В ходе документальной внеплановой выездной проверки достоверности начисления сумм бюджетного возмещения НДС исследуются результаты проверки с документированием по контрагентам, отобранным для обработки, по следующим направлениям:

проверка полноты определения налоговых обязательств по НДС

(на основании счетов бухгалтерского учета 30 «Касса», 31 «Счета в банках», 36 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 37 «Расчеты с разными дебиторами», 68 «Расчеты по прочим операциям», 74 «Прочие доходы» в соответствии с Инструкцией о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 г. № 291 (далее — Инструкция № 291):

изучение проведенных плательщиком налога операций, которые определены им как не являющиеся объектом налогообложения, облагаемые налогом по нулевой ставке, освобожденные от налогообложения в части соответствия требованиям статей 194 — 197 Налогового кодекса или временно освобожденные от налогообложения согласно другим государственным нормативно-правовым актам;

анализ ценообразования

(приобретение, реализация, сопоставление со среднеотраслевыми);

анализ налоговых накладных и соответствующих платежных документов (платежных поручений, чеков, транспортных билетов, гостиничных счетов, счетов на услуги связи и т. п.), документов бухгалтерского и налогового учета;

при наличии экспортных операций — экспортные контракты; соглашения, которые подтверждают факт приобретения и происхождения товаров, предназначенных для экспорта; справка из банка о поступлении валютной выручки на счета предприятия; соблюдение требований постановления Кабинета Министров Украины от 1 марта 2002 года № 243 «О совершенствовании механизма бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость по операциям по экспорту продукции». Для определения реальности проведенной хозяйственной операции при изучении контракта удостовериться, что все существенные обстоятельства, без которых выполнение договора невозможно, отражены в контракте.

Обратить внимание на место составления контракта и информацию, касающуюся лиц, которыми подписан контракт. Если собранная в ходе проверки информация об экспортно-импортной деятельности плательщика дает основания для сомнений в реальности факта поставки товара (услуги) нерезидентом, обращаться в Национальное центральное бюро Интерпола в Украине с запросом о проверке легальности нерезидента, достоверности получения или отправки им таких товаров (услуг). При необходимости направлять запрос в Информационный центр Пограничной службы Украины о фактическом пересечении границы транспортным средством;

при приобретении (сооружении) основных фондов — договор на приобретение, технические паспорта (условия), соответствующие разрешительные документы, если основные средства требуют регистрации (недвижимость, автотранспорт, сельскохозяйственная техника и т. п.), при необходимости направляются запросы в регистрационные органы, документы бухгалтерского и налогового учета, поскольку при организации контрольно-проверочных мероприятий следует учитывать, что зачисление на баланс собственного построенного объекта отражается по дебету счета 10 «Основные средства» и кредиту счета 15 «Капитальные инвестиции». Если часть построенного объекта предназначена плательщиком для продажи, то зачисление на баланс отражается по дебету счета 28 «Товары» и кредиту счета 15 «Капитальные инвестиции», т. е. не учитывается как основное средство (в соответствии с Инструкцией № 291);

при приобретении товарно-материальных ценностей — договор на приобретение (в частности, в части предполагаемого срока поставки),

информация о наличии складских помещений (собственных или арендованных) и соответствующих соглашений на определенный срок хранения), обследование их на соответствие техническим условиям, необходимым для хранения определенных видов товаров, а также данные инвентаризации остатков товаров (сырья, готовой продукции) на складах, сверки их с карточками складского учета у проверяемого предприятия. В дальнейшем с учетом сроков поставки продукции, предусмотренных договором на приобретение, сверять фактическое получение товаров. При наличии остатков на складе — указать их количество и стоимость на последнюю дату отчетного периода;

если отрицательное значение НДС возникло в результате осуществления предварительной оплаты за товарно-материальных ценности, входящие в состав валовых расходов, исследовать форму проведения расчетов, наличие кредиторской задолженности по соответствующим хозяйственным операциям, наличие в налоговых накладных перечня номенклатуры (ассортимента) товара (услуг), за которые была осуществлена предоплата, сроки отгрузки товара (услуг), предусмотренные договором;

при приобретении услуг — соглашения о поставке услуг, акты выполненных работ, по которым выяснить место поставки таких услуг с учетом требований пунктов 186.2, 186.3 статьи 186 раздела V Налогового кодекса и наличие оснований для начисления сумм НДС;

если плательщик осуществляет деятельность, подлежащую лицензированию или требующую специальных разрешений или патентов, проверка наличия таких документов;

установление перевозчиков товара на всех этапах его движения от поставщика

(которым создана начальная стоимость товара (изготовлен или импортирован) покупателю, которым задекларирована сумма бюджетного возмещения НДС, определение наличия у них соответствующих транспортных средств (по данным МРЭО), работников соответствующего количества и квалификации. Проверка документов, отражающих расходы на перевозку (при наличии);

проверка наличия платежных поручений

(банковских выписок, других документов) на сумму налога, фактически уплаченную получателем товаров/услуг в предыдущих налоговых периодах поставщикам таких товаров/услуг или в Государственный бюджет Украины, а в случае получения от нерезидента услуг на таможенной территории Украины — сумму налогового обязательства, включенную в налоговую декларацию за предыдущий период за полученные от нерезидента услуги получателем товаров (услуг);

обработка налоговой информации, полученной путем осуществления встречных сверок (внеплановых проверок) с целью сопоставления данных первичных бухгалтерских и других документов субъекта хозяйствования для документального подтверждения хозяйственных отношений с плательщиком налогов и сборов, а также подтверждения отношений, вида, объема и качества операций и расчетов, осуществлявшихся между ними, для выяснения их реальности и полноты отражения в учете плательщика налогов;

в случае выявления в ходе проведения проверки фактов

декларирования плательщиком сумм налогового кредита по операциям, не обусловленным экономическими причинами (целями делового характера), устанавливаются при исследовании документального, денежного, товарного потоков и документируются признаки, которые в совокупности могут свидетельствовать о ничтожности такой сделки, с учетом требований Методических рекомендаций (ориентировочного алгоритма действий) органов государственной налоговой службы по разрушению схем уклонения от налогообложения и формированию доказательной базы по делам о взыскании средств, полученных по ничтожным соглашениям, доведенных письмом ГНА Украины от 03.02.2009 г. № 2012/7/10-1017, и другими инструктивными документами.

4.3. В ходе документальной внеплановой выездной проверки органы государственной налоговой службы осуществляют встречные сверки данных субъектов хозяйствования в отношении плательщика налогов (внеплановые проверки) в порядке, определенном Налоговым кодексом, постановлениями № 1232 и № 1245:

4.3.1. до начала проверки прорабатывается информация о перечне субъектов хозяйствования — поставщиков, отобранных для обработки, составленная в ходе камеральной проверки по данным Системы сопоставления и Единого реестра налоговых накладных (при наличии);

4.3.2. в случае выявления дополнительных обстоятельств (обновлена вероятная схема цепочек поставки, информация подразделений налоговой милиции о возможном привлечении отдельных контрагентов для формирования схемного налогового кредита, в том числе в цепочках поставки и т. п.) в соответствии с подпунктом 3.6.1 пункта 3.6 настоящих Методических рекомендаций перечень подлежащих отработке контрагентов дополняется и в течение срока проведения документальной внеплановой выездной проверки принимаются меры по получению налоговой информации путем осуществления встречных сверок (документальных внеплановых выездных проверок в соответствии с пунктом 78.1.1 статьи 78 Налогового кодекса) с субъектами хозяйствования с учетом требований Налогового кодекса, постановлений № 1232 и № 1245;

4.3.3. указанный перечень обрабатывается в течение всего периода исследования правомерности начисления сумм бюджетного возмещения НДС с учетом встречных сверок (документальных внеплановых выездных проверок в соответствии с пунктом 78.1.1 статьи 78 Налогового кодекса) по цепочкам поставки, которые проводятся в случае необходимости с учетом требований подпункта 3.6.1 пункта 3.6 настоящих Методических рекомендаций. Соответственно перечень поставщиков формируется таким образом, чтобы быть расширенным и дополненным с учетом реквизитов направленных запросов и полученных ответов, сумм НДС, подлежащих проверке, в том числе уплаченных поставщикам;

4.3.4. результаты встречных сверок оформляются в порядке, предусмотренном приказом ГНА Украины от 22.04.2011 г. № 236 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению органами государственной налоговой службы встречных сверок»;

4.3.5. в случае дополнительного выявления среди поставщиков проверяемого плательщика налогов субъектов хозяйствования, которые отсутствуют по месту нахождения (месту проживания) и место нахождения (место проживания) которых не выяснено, проводятся мероприятия, определенные приказом № 336.

4.4.

Результаты документальной внеплановой выездной проверки оформляются:

справкой

:

при отсутствии на дату составления такой справки документально подтвержденных фактов нарушений действующего законодательства;

актом

в случае:

установления факта занижения налоговых обязательств и/или завышения налогового кредита и соответственно уменьшения суммы заявленного бюджетного возмещения НДС (частично или на полную сумму);

установления факта завышения заявленного бюджетного возмещения сумм НДС из-за несоблюдения требований пункта 200.4 статьи 200 Налогового кодекса в части наличия фактической оплаты и соответственно отказа в предоставлении такого бюджетного возмещения (частично или на полную сумму).

<…>

4.5. Если по результатам внеплановой выездной документальной проверки выявлено полное или частичное

несоответствие суммы бюджетного возмещения сумме, заявленной в декларации по НДС, орган государственной налоговой службы в соответствии с пунктом 58.1 статьи 58 и пункта 200.14 статьи 200 Налогового кодекса направляет плательщику НДС соответствующее налоговое уведомление-решение в порядке, установленном приказом № 985:

4.5.1. в случае превышения заявленной плательщиком налога суммы бюджетного возмещения путем занижения налоговых обязательств или завышения налогового кредита по НДС (раздел 11 налоговой декларации по НДС) в отношении суммы, определенной органом государственной налоговой службы по результатам проверок, налоговый орган направляет плательщику налога налоговое уведомление о превышении заявленной суммы бюджетного возмещения НДС по форме «В1» согласно приложению 5 к приказу № 985;

4.5.2. в случае занижения заявленной плательщиком налога суммы бюджетного возмещения (включения в строку 24 налоговой декларации части отрицательного значения, которая равняется сумме налога, фактически уплаченной поставщикам) в отношении суммы, определенной органом государственной налоговой службы по результатам проверок, такой контролирующий орган направляет плательщику налога налоговое уведомление о занижении заявленной суммы бюджетного возмещения НДС по форме «В2» согласно приложению 6 к приказу № 985. В этом случае согласно пункту 200.6 статьи 200 Налогового кодекса считается, что плательщик налога добровольно отказывается от получения такой суммы занижения как бюджетного возмещения и учитывает ее в уменьшение налоговых обязательств по этому налогу в следующих налоговых периодах. Такие суммы в обязательном порядке подлежат обработке с целью выявления операций, имеющих признаки вызывающих сомнение;

4.5.3. в случае выяснения по результатам проведения проверок факта, по которому плательщик налога не имеет права на получение бюджетного возмещения (несоблюдение требований пунктов 200.4 (в части наличия фактической оплаты) и 200.6 статьи 200 Налогового кодекса), налоговый орган направляет плательщику налога налоговое уведомление об отказе в предоставлении бюджетного возмещения НДС по форме «В3» согласно приложению 7 к приказу № 985;

4.5.4. если контролирующий орган в соответствии с пунктом 58.1 статьи 58 Налогового кодекса уменьшает размер отрицательного значения суммы НДС, рассчитанного плательщиком налогов согласно разделу V Налогового кодекса, такой контролирующий орган направляет (вручает) плательщику налогов налоговое уведомление-решение об уменьшении отрицательного значения суммы НДС плательщика по форме «В4» согласно приложению 8 к приказу № 985.

4.6. Если согласно пункту 54.3 статьи 54 Налогового кодекса контролирующий орган самостоятельно определяет сумму денежных обязательств плательщика налогов, предусмотренных этим Кодексом или другим законодательством, такой контролирующий орган направляет (вручает) плательщику налогов налоговое уведомление-решение о расчете или перерасчете денежных обязательств, проведенном по результатам проверки, по форме «Р» согласно приложению 2 к приказу № 985.

4.7. В случае когда контролирующий орган самостоятельно определяет суммы налогового обязательства, уменьшение суммы бюджетного возмещения и/или уменьшение отрицательного значения суммы НДС плательщика налогов влечет за собой наложение на плательщика налогов штрафа в размере, определенном в статье 123, с учетом требований подпункта 54.3.2 статьи 54 Налогового кодекса.

<…>

 

Директор Департамента контроля за возмещением налога на добавленную стоимость Л. Воронцова



комментарий редакции

Через что должны пройти те, кто претендует на бюджетное возмещение?

Ответ на этот вопрос дает комментируемый документ, благодаря которому налогоплательщики могут получить представление о том, что их ждет в случае

заявления НДС к бюджетному возмещению.

Обратим внимание на ключевые моменты.

Комментируемые Методрекомендации пришли на смену знакомым многим Методрекомендациям по взаимодействию между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при организации и проведении проверок достоверности начисления сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, утвержденным приказом ГНАУ от 18.08.2005 г. № 350 (далее — Методрекомендации № 350). Как видим, ГНАУ использовала один из своих любимых приемов и чтобы избежать необходимости прохождения процедуры регистрации документа в Минюсте, уже привычно облекла его в форму методических рекомендаций. Правда, должны отметить, в последнее время суды все более и более скептично относятся к такой практике главного налогового ведомства, указывая на то, что отсутствие государственной регистрации в Минюсте лишает Методрекомендации силы нормативно-правового акта и они должны рассматриваться исключительно как носящие рекомендательный характер (см., например, определение ВАСУ от 27.05.2010 г. по делу № К-35245/09). Минюст в своих суждениях был еще более категоричен, настаивая на необходимости отмены Методрекомендаций № 350 (см. письмо Минюста от 20.07.2009 г. № 1284-09-24).

Каких-либо значительных нововведений по сравнению с ранее действовавшими Методрекомендациями № 350 комментируемый документ не содержит, во многом повторяя текст своего предшественника. Те изменения, которые все же внесены, обусловлены вступлением в силу НКУ, который внес коррективы в порядок бюджетного возмещения сумм НДС и в целом в порядок проведения контрольных мероприятий. Так, к тем проверкам, которые осуществлялись и ранее в отношении налогоплательщиков, заявивших НДС к возмещению (камеральные, документальные плановые и внеплановые при наличии для этого оснований), теперь добавились документальные невыездные проверки. Также оговорены особенности проведения проверок тех налогоплательщиков, которые соответствуют критериям, дающим право на автоматическое возмещение.

Как и раньше, в процессе обработки данных, указанных в декларациях и приложениях к ним, могут быть задействованы подразделения налоговой милиции.

Для налогоплательщиков комментируемые Методрекомендации особый интерес должны представлять еще и в свете того, что в них детализированы

те показатели, на которые в первую очередь обращают внимание налоговые органы, считая их свидетельствующими о неправомерности заявления НДС к бюджетному возмещению (см. пункты 2.5, 3.6, 4.2).

Если представить изложенный в Методрекомендациях порядок действий налогового органа в обобщенном виде, то можно говорить о примерно следующем алгоритме действий:

1. Прием и обработка деклараций и приложений к ним

. На этом этапе подразделениями налоговой милиции осуществляется работа по обработке имеющейся в наличии информации о тех налогоплательщиках, которые заявляют НДС к возмещению.

2. Проведение документальной внеплановой невыездной проверки

, если в предыдущих отчетных периодах было задекларировано отрицательное значение объекта налогообложения (по НДС) на сумму более 100 тыс. грн.

3. Проведение камеральной проверки

:

отбираются налогоплательщики, которые могут претендовать на автоматическое возмещение НДС — их декларации подлежат первоочередной проверке, которая должна быть проведена в течение 20 календарных дней, следующих за предельным сроком подачи декларации;

декларации других налогоплательщиков, также заявивших бюджетное возмещение НДС, но не соответствующих критериям, дающим право на автоматическое возмещение, проверяются в ходе камеральной проверки в течение 30 календарных дней;

составление перечня контрагентов налогоплательщика, в отношении которых выявлены расхождения в показателях отчетности, а также контрагентов, отсутствующих по местонахождению;

оформление результатов камеральной проверки:

— либо в виде справки (если право на бюджетное возмещение подтверждено),

— либо в форме акта (если выявлены факты занижения налоговых обязательств и/или завышения налогового кредита, а также если налогоплательщику отказано в предоставлении бюджетного возмещения в связи с несоблюдением установленных НКУ условий, которые дают на него право),

— либо в виде заключения (по налогоплательщикам, отобранным для проведения внеплановой выездной проверки).

4.

Проведение внеплановой выездной проверки:

4.1. проверка может осуществляться только в отношении определенного круга налогоплательщиков (см. п. 4.1 Методрекомендаций);

4.2. Методрекомендации очерчивают тот круг вопросов, которые выясняются в ходе проверки (их перечень приведен в п. 4.2);

4.3. в ходе внеплановой выездной проверки могут также проводиться встречные сверки (см. п. 4.3);

4.4. результаты проверки оформляются:

— либо в виде справки (если право на бюджетное возмещение подтверждено),

— либо в форме акта (если выявлены факты занижения налоговых обязательств и/или завышения налогового кредита, а также если налогоплательщику отказано в предоставлении бюджетного возмещения в связи с несоблюдением установленных НКУ условий, которые дают на него право).

Комментируемый документ будет служить прямым руководством к действию для налоговых органов, всегда внимательно относившиеся к правомерности заявленных к возмещению сумм НДС. Поэтому он должен представлять интерес для всех плательщиков НДС.

 

Елена Уварова

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить