Об использовании транспортного билета как заменителя налоговой накладной
Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 29.04.2011 г. № 8248/6/16-1515-26
ГНАУ рассмотрела запрос авиакомпании о налогообложении и сообщает.
В соответствии с пп. 201.1 и 201.10 ст. 201 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) плательщик налога обязан предоставить покупателю (получателю) по его требованию подписанную уполномоченным плательщиком лицом и скрепленную печатью налоговую накладную. Налоговая накладная выдается плательщиком налога, осуществляющим операции по поставке товаров/услуг, по требованию покупателя и является основанием для начисления сумм налога, относящихся к налоговому кредиту.
Согласно п.п. «а» п. 201.11 ст. 201 Кодекса основанием для начисления сумм налога, относящихся в налоговый кредит без получения налоговой накладной является, в частности, транспортный билет, содержащий общую сумму платежа, сумму налога и налоговый номер продавца, кроме тех, форма которых установлена международными стандартами. При этом указанной выше нормой не установлены ограничения в использовании транспортного билета как заменителя налоговой накладной в зависимости от гражданско-правового соглашения (договор услуг, агентский и т. п.) или категории получателя (непосредственный заказчик или посредник либо агент). На основании указанного авиакомпания имеет право не выдавать перечисленным категориям лиц по указанным операциям налоговые накладные.
Оформление электронных перевозочных документов, применяемых для оформления авиационной перевозки, осуществляется в соответствии со ст. 60 Воздушного кодекса Украины, Конвенцией по унификации некоторых правил о международных воздушных перевозках (Варшавской конвенцией), приказом Госавиаадминистрации Минтранспорта Украины от 20.01.2009 г. № 37), стандартами и рекомендациями, изложенными в резолюциях Международной авиационной транспортной ассоциации (IATA), которая инициировала исключение с 01.06.2008 г. бумажных билетов по продаже через сеть агентств, аккредитованных в IATA. В случае невнедрения технологии электронных билетов в указанный срок авиакомпании — члены IATA утрачивают право продажи билетов через агентскую сеть.
Согласно ст. 5 Закона Украины от 22.05.2003 г. № 851-IV «Об электронных документах и электронном документообороте» (далее — Закон) электронный документ — документ, информация в котором зафиксирована в виде электронных данных, включая обязательные реквизиты документа. Электронный документ может быть передан, сохранен и преобразован в визуальную форму.
В соответствии со ст. 7 Закона оригиналом электронного документа считается электронный экземпляр документа с обязательными реквизитами. Если автором создаются идентичные по документарной информации и реквизитам электронный документ и документ на бумаге, каждый из документов является оригиналом и имеет одинаковую юридическую силу. Статьей 8 Закона установлено, что юридическая сила электронного документа не может отрицаться исключительно из-за того, что он имеет электронную форму. Согласно ст. 13 Закона субъекты электронного документооборота должны хранить электронные документы на электронных носителях информации в форме, позволяющей проверить их целостность на этих носителях. Срок хранения электронных документов на электронных носителях информации должен быть не меньше срока, установленного законодательством для соответствующих документов на бумаге. В случае невозможности хранения электронных документов на электронных носителях, электронные документы должны храниться в виде копии документа на бумаге (при отсутствии оригинала этого документа на бумаге).
В соответствии со ст. 9 Закона электронный документооборот (оборот электронных документов) включает в себя совокупность процессов, в частности получение, хранение, использование и уничтожение электронных документов. Статьей 3 Закона установлено, что отношения, связанные с электронным документооборотом и использованием электронных документов, регулируются в том числе Законом Украины «О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях». Согласно ст. 1 Закона к субъектам электронного документооборота отнесены также адресаты и посредники, которые приобретают предусмотренные законом или договором права и обязанности в процессе электронного документооборота.
Исходя из изложенного, основанием для отражения налогового кредита по НДС плательщиками этого налога (непосредственными заказчиками или посредниками либо агентами) является электронный авиабилет, который содержит общую сумму платежа, сумму налога и налоговый номер продавца, кроме тех, форма которых установлена международными стандартами, при условии начисления по таким билетам налоговых обязательств. При этом в соответствии с Законом как авиакомпания, так и указанные лица с целью доступа к ней в установленном порядке субъектами электронного документооборота и контролирующими органами (с целью осуществления контрольно-проверочной работы) обязаны обеспечить хранение электронных авиабилетов пассажиров в течение срока, определенного законодательством об архивном деле и Кодексом.
Заместитель председателя комиссии по проведению реорганизации ГНАУ,
заместитель Председателя ГНАУ А. Любченко
комментарий редакции
Налоговый кредит по электронному билету: ГНСУ дает добро
Тема обложения операций по продаже транспортных билетов налогом на добавленную стоимость многогранна, но отнюдь не нова. В комментируемом сегодня письме ГНСУ развивает ее в аспекте возможности отражения налогового кредита по НДС на основании электронного авиабилета.
Как известно, одним из документов — заменителей налоговой накладной, который позволяет формировать налоговый кредит при соблюдении условий, определенных п.п. «а» п. 201.11 НКУ, является транспортный билет , содержащий общую сумму платежа, сумму налога и налоговый номер продавца, кроме тех, форма которых установлена международными стандартами.
По утверждению главного налогового органа, изложенному в данном письме, основанием для отражения налогового кредита по НДС плательщиками этого налога может служить также электронный авиабилет, содержащий те же реквизиты, при условии начисления по таким билетам налоговых обязательств.
Безусловно, в канун намеченного на октябрь текущего года внедрения полноценных электронных билетов в железнодорожном сообщении* подобные высказывания ГНСУ не могут не радовать. Ведь субъектов хозяйствования, пользующихся этим видом транспорта, на несколько порядков больше, чем авиационным, однако после упразднения бумажных билетов на бланке строгой отчетности перевозчик-монополист вряд ли будет готов выдать каждому из них налоговую накладную.
* См. официальное сообщение по ссылке http://www.uz.gov.ua/press_center/up_to_date_topic/page-4/319285/
Стоит заметить, что прямой нормы о праве включения сумм НДС, уплаченных при приобретении электронного авиабилета, в состав налогового кредита НКУ не содержит.
Более того, до 01.07.2012 г. в ЕБНЗ с пометкой «действующая» была размещена консультация под кодом 130.18, где указывалось, что электронный билет — это электронный документ, который не имеет материальной формы и соответственно не может быть основанием для включения в состав налогового кредита сумм НДС, уплаченных при его приобретении. Чтобы получить право на НК по такому билету, его покупателю рекомендовалось обратиться к продавцу этого билета с требованием предоставить налоговую накладную. Аналогичные выводы изложены также в письме ГНА в г. Киеве от 25.07.2011 г. № 7623/10/31-606.
Такие противоречивые высказывания из лагеря налоговиков пока не позволяют нам безоговорочно рекомендовать субъектам хозяйствования производить отражение налогового кредита по электронному билету (будь то в воздушном или железнодорожном сообщении) без получения налоговой накладной. На наш взгляд, этот вопрос следует решать в том же ключе, что и с «налоговыми» расходами по такому билету, т. е. внесением в разд. V НКУ прямой нормы, аналогичной предписаниям абз. второго п.п. 140.1.7 этого Кодекса. А до тех пор безопаснее будет заручиться индивидуальной налоговой консультацией из местной ГНИ.
Игорь Хмелевский