Туристическая деятельность и НДС: изучаем изменения
Очередные изменения в Налоговый кодекс, внесенные Законом № 4834, коснулись в том числе и специальных правил обложения НДС туристических операций. О таких «туристических» НДС-новшествах, заработавших с 1 июля 2012 года, и пойдет речь в данной статье.
Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Документы статьи
НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.
ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.
Закон № 4834 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по совершенствованию некоторых налоговых норм» от 24.05.2012 г. № 4834-VI.
Закон о туризме — Закон Украины «О туризме» от 15.09.95 г. № 324/95-ВР.
Обобщающая налоговая консультация № 126 — Обобщающая налоговая консультация по отдельным вопросам налогообложения туроператорской и турагентской деятельности, утвержденная приказом ГНСУ от 16.02.2012 г. № 126 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 22, с. 46).
Письмо № 04-39/10-1038 — письмо Комитета ВРУ по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики от 14.10.2011 г. № 04-39/10-1038 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 89, с. 11).
Лицензионные условия № 111/55 — Лицензионные условия осуществления туроператорской и турагентской деятельности, утвержденные приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Министерства культуры и туризма от 11.09.2007 г. № 111/55.
Методика № 142/394 — Методика расчета объемов туристической деятельности, утвержденная приказом Государственной туристической администрации Украины, Государственного комитета статистики Украины от 12.11.2003 г. № 142/394.
НДС-изменения для туроператора
Порядок определения базы налогообложения. Как вы знаете, в соответствии с пп. 207.2, 207.3 НКУ при осуществлении туроператором туристических операций независимо от того, в какой области осуществляются эти операции — внутреннего, въездного или выездного туризма, база обложения НДС определяется исходя из вознаграждения. При этом сумма такого вознаграждения определяется как разница между стоимостью поставленного им турпродукта (туруслуги) и стоимостью расходов, понесенных таким туроператором в связи с приобретением (созданием) такого турпродукта (туруслуги).
При расчете такого вознаграждения туроператору разрешается учитывать все расходы, связанные с приобретением (созданием) турпродукта, т. е. расходы, осуществленные в рамках деятельности по Закону о туризме.
Не так давно несколько неудачная формулировка п. 207.6 НКУ, указывавшая, что суммы «входного» НДС по затратам, связанным с формированием турпродукта (туруслуги), попадающие в «налоговые» расходы предприятия в соответствии со ст. 139 НКУ, не учитываются при определении базы обложения НДС в целях ст. 207 НКУ, давала повод предполагать, что для расчета объекта налогообложения в рамках турдеятельности туррасходы должны были браться без НДС.
Такой подход, разумеется, был несправедлив: исключение «расходного» НДС из расчета приводило к необоснованному завышению на эту сумму базы налогообложения (суммы вознаграждения) субъекта турдеятельности и соответственно его налоговых обязательств по НДС. На эту проблему мы указывали в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 22, с. 10. Не обошли ее вниманием также Комитет ВРУ по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики (см. письмо № 04-39/10-1038) и ГНСУ (см. Обобщающую налоговую консультацию № 126), согласившись, что при расчете вознаграждения туроператора расходы на приобретение товаров (услуг), формирующих турпродукт, должны определяться с учетом сумм «входного» НДС по ним.
И вот, благодаря изменениям, внесенным в НКУ Законом № 4834, все вопросы относительно участия «расходного» НДС в расчете вознаграждения туроператора сняты: теперь в абзаце первом п. 207.6 НКУ четко определено, что суммы «входного» НДС по товарам (услугам), формирующим турпродукт, не относятся к налоговому кредиту и не включаются в базу обложения НДС. А это означает, что с целью определения облагаемой суммы вознаграждения туроператор берет туррасходы с НДС.
Отдельно следует сказать о ситуации, когда договор о туристическом обслуживании предусматривает в качестве составляющих турпродукта, сформированного туроператором, и туруслуги, относящиеся к характерным и сопутствующим, в том числе поставляемые туристам на основании агентских договоров с другими субъектами турдеятельности. Такие туруслуги также учитываются туроперптором в общей стоимости турпродукта при определении базы обложения НДС по правилам «спецтуристической» ст. 207 НКУ, что следует из п. 1.1 Лицензионных условий № 111/55 и Методики № 142/394. А как быть с «входным» НДС по таким транзитным туруслугам — уменьшает ли он базу обложения НДС?
До 01.07.2012 г. из-за наличия в п. 207.6 НКУ ссылки на ст. 139 НКУ суммы «входного» НДС по транзитным туруслугам не уменьшали базу обложения НДС туроператора по ст. 207 НКУ и никак не отражались в налоговом учете. А все дело в том, что эти суммы в «налоговые» расходы в соответствии со ст. 139 НКУ не попадают, так как налогово-расходного статуса нет и у самих товаров, приобретаемых/поставляемых налогоплательщиком на основании посреднических договоров (см. пп. 139.1.2, 153.4.2 НКУ). Подробнее этот вопрос мы рассматривали в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012 г., № 22, с. 10.
Новая редакция п. 207.6 НКУ работает уже без привязки к «расходной» ст. 139 НКУ, из чего следует, что в целях определения суммы вознаграждения туроператора (базы обложения НДС) единственным важным условием является включение приобретенных им товаров (услуг) в состав турпродукта (туруслуги). Если это условие выполняется, то «входной» НДС по таким товарам (услугам), в том числе и транзитным, беспрепятственно уменьшает базу налогообложения вместе с их стоимостью.
Дата возникновения налоговых обязательств. Долгое время налогоплательщики вместе с сотрудниками налогового ведомства ввиду неурегулированности соответствующих норм НДС-законодательства искали ответ на вопрос: как туроператору определить базу обложения НДС при получении предоплаты от туристов за еще несформированный турпродукт, т. е. когда сумма «туристических» расходов еще не известна? Ведь с одной стороны, у туроператора при получении предоплаты наступает дата увеличения налоговых обязательств по НДС, а с другой — отсутствует база налогообложения, ведь определить точно сумму налоговых обязательств при таких обстоятельствах невозможно, поскольку реальная сумма расходов на создание турпродукта еще не известна (расходы на приобретение турпродукта могут быть еще не осуществлены и даже не начислены, а могут быть даже не заключены договоры на приобретение туруслуг).
Еще в докодексный период в качестве выхода из данной ситуации ГНАУ предложила компоромиссный вариант — при получении предоплаты определять сумму налоговых обязательств исходя из прогнозируемого размера расходов с последующей корректировкой. В условиях действия НКУ этот вариант пришелся по душе Комитету ВРУ по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики (см. письмо № 04-39/10-1038). У налоговиков же после вступления в силу НКУ на этот счет стали появляться и другие идеи (подробнее см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 22, с. 10).
И вот наконец оптимальное решение найдено. С 1 июля 2012 года налоговые обязательства по НДС туроператор начисляет по факту поставки турпродукта (туруслуги), а именно на дату оформления документа, подтверждающего факт такой поставки, что зафиксировано в абзаце третьем п. 207.6 НКУ. То есть общее правило первого события в этом случае для туроператоров не работает.
Как известно, в договоре на туристическое обслуживание в качестве одного из существенных условий должен значиться срок пребывания туриста в месте предоставления туристических услуг с указанием дат начала и окончания такого обслуживания (п. 1 ст. 20 Закона о туризме). Поэтому, на наш взгляд, датой фактической поставки турпродукта (туруслуги), т. е. датой возникновения налоговых обязательств по НДС в рассматриваемой ситуации должна считаться дата окончания туристического обслуживания, указанная в соответствующем «туристическом» договоре.
В общем случае передача услуг исполнителем и принятие их заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. Такой акт должен оформляться на фактическую дату передачи услуг, т. е. на дату исполнения обязательства по предоставлению таких услуг, что следует из ч. 1 ст. 545 ГКУ и ч. 8 ст. 193 ХКУ. Данный акт подтверждает, что исполнитель исполнил, а контрагент принял исполнение обязательства частично или в полном объеме.
Однако специфика туристической деятельности такова, что по завершении туристического обслуживания акт предоставленных услуг с туристами, как правило, не составляется. В связи с этим считаем, что для целей абзаца третьего п. 207.6 НКУ роль документа, подтверждающего факт поставки турпродукта, вполне может выполнять бухгалтерская справка, составленная туроператором на дату окончания тура (туруслуги) . Именно на эту дату ему и нужно будет отражать у себя налоговые обязательства по НДС по такой поставке. Хотя позиция налоговиков по этому поводу пока не известна.
Если турпродукт (туруслуга) реализуется за иностранную валюту, то для исчисления базы обложения НДС туроператору нужно ориентироваться на курс НБУ на дату возникновения налоговых обязательств, как это следует из п. 190.2 НКУ. Учитывая же, что по правилу п. 207.6 НКУ налоговые обязательства по НДС туроператор начисляет по факту поставки турпродукта (туруслуги), сумму своего вознаграждения (т. е. базу обложения НДС) он должен определять исходя из курса НБУ, действующего на дату оформления документа, подтверждающего факт такой
поставки.
Порядок формирования налогового кредита. Итак, обновленная версия абзаца первого п. 207.6 НКУ устанавливает правило: суммы «входного» НДС по туррасходам, формирующим турпродукт, не включаются в налоговый кредит туроператора.
Впрочем, не такое уж это новшество. Данного требования туроператоры придерживались и до 01.07.2012 г. (до вступления в силу изменений, внесенных Законом № 4834). На это их ориентировали прежняя формулировка п. 207.6 НКУ (пусть и не совсем четкая) и письмо № 04-39/10-1038.
Такие не попавшие в налоговый кредит суммы «расходного» НДС вместе со стоимостью самих туррасходов и тогда, и сейчас в соответствии с последним абзацем п.п. 139.1.6 НКУ включаются плательщиками налога на прибыль в состав «налоговых» расходов.
Что касается сумм «входного» НДС по другим расходам туроператора (на рекламу, аренду и содержание офиса, оплату стоимости электроэнергии, тепла, воды, телефонной связи, на выплату зарплаты админперсоналу и прочих подобных расходов, классифицируемых как административные), которые не включаются в стоимость турпродукта, то и в отношении них в ст. 207 НКУ теперь все урегулировано. Так, согласно абзацу второму п. 207.6 НКУ эти суммы относятся в налоговый кредит по НДС, разумеется, если подтверждены надлежащим образом оформленными налоговыми накладными или другими заменяющими их документами (пп. 198.6, 201.11 НКУ).
Напомним, до 01.07.2012 г. налоговики также не возражали против такого налогового кредита, выдвигая лишь одно условие — указанные админрасходы должны быть непосредственно связаны с получением туроператорского вознаграждения (см. Обобщающую налоговую консультацию № 126).
Вот только учтите: если до 1 июля 2012 года туроператор мог увеличить налоговый кредит на суммы «входного» НДС по расходам, не входящим в стоимость турпродукта, на общих условиях, прописанных в п. 198.2 НКУ, то теперь (внимание!) для этой цели абзац четвертый п. 207.6 НКУ установил особую дату — дату получения товаров (услуг), подтвержденную налоговой накладной. То есть и в этом случае общее правило первого события туроператорами не применяется. В связи с этим факт перечисления авансов (предоплат) за нетуристические товары (услуги) не даст туроператору права увеличить налоговый кредит даже при наличии полученных от поставщиков налоговых накладных.
Пример 1. Туристическая фирма «Турне», имеющая лицензию на туроператорскую деятельность, организует туры по Украине. Стоимость трехдневного тура для одного туриста — 1200 грн.
В июле 2012 года турфирма реализовала турпродукт группе туристов из 10 человек на общую сумму 12000 грн. (1200 грн. х 10), а также десять страховых полисов для них на сумму 300 грн. (30 грн. х 10). Туроператор действует на основании агентского договора со страховой компанией, страховка туристов входит в стоимость тура. Учтите: если страховка туристов не входит в стоимость тура, а учитывается отдельно, то в отношении нее для целей обложения НДС должны применяться не «спецтуристические» правила, установленные ст. 207 НКУ, а общие «посреднические» правила, закрепленные в п. 189.4 НКУ.
Расходы турфирмы на формирование турпродукта составили:
— на проживание и питание — 5700 грн. (в том числе НДС 20 % — 950 грн.);
— на экскурсионное обслуживание — 600 грн. (без НДС);
— на транспортное обслуживание — 3000 грн. (в том числе НДС 20 % — 500 грн.). Услуги по транспортному обслуживанию туристов туроператор предоставляет как посредник на основании агентского договора с транспортным предприятием и включает в стоимость тура. В связи с этим «входной» НДС по таким транзитным услугам участвует в расчете суммы вознаграждения.
Другие расходы туроператора, связанные с его хозяйственной деятельностью, составили 600 грн., в том числе на:
— аренду офиса — 360 грн. (в том числе НДС 20 % — 60 грн.);
— рекламу — 240 грн. (без НДС).
Определим сумму вознаграждения туроператора (базу обложения НДС):
[(12000 грн. + 300 грн.) - (5700 грн. + 600 грн. + 3000 грн. + 300 грн.)] : 1,2 = 2250 грн.
Соответственно сумма налоговых обязательств по НДС равна:
2250 грн. х 20 % : 100 % = 450 грн.
Иначе сумму налоговых обязательств по НДС в данном случае можно исчислить так:
0,2 х [((12000 грн. + 300 грн.) - (5700 грн. + 600 грн. + 3000 грн. + 300 грн.)) : 1,2] = 450 грн.
В налоговом и бухгалтерском учете данные операции отражаются следующим образом:
Таблица 1
Порядок учета туристических операций у туроператора
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Бухгалтерский учет | Сумма, | Налоговый учет | ||
Дт | Кт | доходы | расходы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Поступили денежные средства от туристов в качестве предоплаты за турпродукт и за страховые полисы (12000 грн. + 300 грн.) | 311 | 681 | 12300 | — | — |
2 | Перечислена предоплата за аренду офиса, получена налоговая накладная* | 371 | 311 | 360 | — | — |
* Право на налоговый кредит у туроператора при приобретении товаров (услуг), которые не включаются в стоимость турпродукта, возникает на дату их получения. То есть факт перечисления авансов (предоплат) за такие товары (услуги) не даст туроператору права увеличить налоговый кредит даже при наличии полученных от поставщиков налоговых накладных. | ||||||
3 | Перечислена предоплата за рекламные услуги | 371 | 311 | 240 | — | — |
4 | Отражена в составе расходов туроператора сумма платы за аренду офиса (подписан акт о предоставлении услуг по аренде) | 92 | 685 | 300 | — | 300* |
* Расходы туроператора в виде арендной платы, связанные с его хозяйственной деятельностью, включаются в расходы того отчетного периода, в котором были осуществлены, в соответствии с правилами ведения бухучета (пп. 138.5, 153.7 НКУ). | ||||||
5 | Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе платы за аренду офиса | 641/НДС | 685 | 60 | — | — |
6 | Отражена в составе расходов туроператора стоимость услуг по рекламе | 93 | 631 | 240 | — | 240* |
* Расходы туроператора в виде стоимости услуг по рекламе, связанные с его хозяйственной деятельностью, включаются в расходы того отчетного периода, в котором были осуществлены, в соответствии с правилами ведения бухучета (п. 138.5 НКУ). | ||||||
7 | Произведен зачет задолженности по аренде офиса | 685 | 371 | 360 | — | — |
8 | Произведен зачет задолженности по рекламным услугам | 631 | 371 | 240 | — | — |
9 | Перечислены средства страховой компании | 377 | 311 | 3300 | — | — |
10 | Получены страховые полисы от страховой компании | 025 | — | 300 | — | — |
11 | Сформирована себестоимость турпродукта (отражены услуги, связанные с проживанием, питанием, экскурсионным обслуживанием туристов) | 23 | 631 | 6300 | — | — |
12 | Отражен доход от поставки туристам турпродукта, транспортных услуг и страховых полисов (12000 грн. + 300 грн.) | 361 | 703 | 12300 | 8550 (12300 - 450 -3000 - 300) | 6300* |
* Расходы, формирующие себестоимость турпродукта, отражаются в составе расходов в том отчетном периоде, в котором признаны доходы от реализации такого турпродукта (п. 138.4 НКУ). | ||||||
13 | Отражены налоговые обязательства по НДС в составе стоимости турпродукта | 703 | 641/НДС | 450 | — | — |
14 | Переданы страховые полисы туристам | — | 025 | 300 | — | — |
15 | Отражены вычеты из дохода на сумму, перечисленную страховой компании и перевозчику | 704 | 377 | 3300 | — | — |
16 | Списана себестоимость турпродукта | 903 | 23 | 6300 | — | — |
17 | Отнесены на финансовый результат: | |||||
— доход от поставки турпродукта | 703 | 791 | 11850 | — | — | |
— себестоимость поставленного турпродукта | 791 | 903 | 6300 | — | — | |
17 | — другие расходы туроператора, связанные с его хозяйственной деятельностью (на аренду офиса и на рекламу) | 791 | 92 | 300 | — | — |
791 | 93 | 240 | — | — | ||
— сумма, перечисленная страховой компании и перевозчику | 791 | 704 | 3300 | — | — | |
18 | Произведен зачет задолженности с туристами | 681 | 361 | 12300 | — | — |
НДС-изменения для турагента
База налогообложения. Редакция п. 207.5 НКУ, действовавшая до 01.07.2012 г., устанавливала, что базой обложения НДС для операций, осуществляемых турагентом, является комиссионное вознаграждение, начисляемое (выплачиваемое) в его пользу туроператором или другими поставщиками туруслуг, в том числе и за счет средств, полученных таким турагентом от потребителей турпродукта.
Слово «комиссионное», присутствующее в этом пункте, применительно к турагентам было явно некорректным, так как давало повод предполагать, что турагент и туроператор могут сотрудничать исключительно на комиссионных началах, руководствуясь главой 69 «Комиссия» ГКУ. Хотя на самом деле отношения между такими субъектами туристической деятельности строятся, как правило, на основании агентского договора (договора поручения) . Такая схема реализации туристических услуг прямо предусмотрена в специальном законодательстве о туризме (см. ст. 5, 20 Закона о туризме, а также п. 1, п.п. 6.1.3 Лицензионных условий № 111/55). По агентскому договору турагент предоставляет услуги туроператору по реализации его турпродукта, в частности осуществляет поиск клиентов, предоставляет им необходимую информацию, заключает договор на туристическое обслуживание, получает и перечисляет туроператору средства в оплату турпродукта. За предоставленные услуги туроператор выплачивает посреднику (т. е. турагенту) агентское вознаграждение. Взаимоотношения по этому договору регулируются главой 31 «Коммерческое посредничество (агентские отношения) в сфере хозяйствования» ХКУ.
К тому же в отношении туроператоров, которые в той или иной сделке также могут работать на основании агентского договора с другим туроператором (гостиницей, перевозчиком и т. д.), т. е. выступать в роли посредника (агента) и которые также облагают НДС свое вознаграждение (см. п. 207.4 НКУ), «комиссионная» окраска не прослеживается.
Благодаря изменениям, внесенным Законом № 4834 в НКУ, из «турагентского» п. 207.5 НКУ исключено дополнение «комиссионное» к слову «вознаграждение», в результате чего все встало на свои места: «спецтуристические» НДС-нормы теперь вполне согласуются с туристическим и гражданско-правовым законодательством.
Добавим, что, как и до 01.07.2012 г., налоговые обязательства в отношении вознаграждения формируются у субъектов туристической деятельности — посредников на дату первого из событий по правилам п. 187.1:
— либо на дату получения средств от туроператора,
— либо на дату составления документа, подтверждающего факт предоставления посреднических услуг.
Порядок формирования налогового кредита. Выше мы сказали, что обновленным п. 207.6 НКУ для туроператоров установлены специальные правила формирования налогового кредита по НДС по товарам (услугам), не входящим в стоимость турпродукта. Так, суммы «входного» НДС по таким товарам (услугам) попадают в налоговый кредит на дату их получения, подтвержденную налоговой накладной (см. абзац четвертый данного пункта).
Что касается турагентов, то на них данные специальные налогово-кредитные правила, похоже, не распространяются: они продолжают руководствоваться общим порядком формирования налогового кредита и отражают его на дату первого из событий, как это предусмотрено п. 198.2 НКУ:
— либо на дату оплаты товаров (услуг),
— либо на дату получения товаров (услуг), что подтверждается налоговой накладной.
Такой вывод можно сделать вот почему. В абзаце втором п. 207.6 НКУ, предлагающем суммы НДС, уплаченные (начисленные) при приобретении товаров (услуг), которые не включаются в стоимость турпродукта (туруслуги), относить в налоговый кредит в порядке, определенном НКУ, не уточняется, что он касается исключительно туроператоров, в отличие от остальных абзацев данного пункта. А раз такого уточнения нет, то получается, что абзац второй работает в одинаковой степени как для туроператора, так и для турагента. Что думают по этому поводу сотрудники налогового ведомства, надеемся, скоро узнаем.
Пример 2. Туристическое агентство «Путешественник» на основании агентского договора с пансионатом «Магнолия» поставляет туристам путевки на отдых на берегу Азовского моря. Цена одной путевки, включающая стоимость проживания и питания, — 3500 грн.
Согласно договору сумма вознаграждения турагента составляет 3 % стоимости путевки и удерживается им из суммы средств, полученных от туристов за путевки.
Турагентство в августе 2012 года реализовало 4 путевки.
Определим сумму вознаграждения турагента (базу обложения НДС):
3500 грн. х 4 х 3 % : 100 % : 1,2 = 350 грн.
Соответственно сумма налоговых обязательств по НДС равна:
350 грн. х 20 % : 100 % = 70 грн.
Иначе сумму налоговых обязательств по НДС турагент может исчислить так:
0,2 х (3500 грн. х 4 х 3 % : 100 %: 1,2) = 70 грн.
Или 3500 грн. х 4 х 3 % : 100 % : 6 = 70 грн.
Расходы турагента на аренду офиса составили 240 грн. (в том числе НДС 20 % — 40 грн.).
В налоговом и бухгалтерском учете данные операции отражаются следующим образом:
Таблица 2
Порядок учета туристических операций у турагента
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Бухгалтерский учет | Сумма, | Налоговый учет | ||
Дт | Кт | доходы | расходы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Получены путевки от пансионата (4 х 3500 грн.) | 025 | — | 14000 | — | — |
2 | Получена от туристов предоплата за путевки (3500 грн. х 4) | 301 | 681 | 14000 | — | — |
3 | Отражены налоговые обязательства по НДС исходя из суммы вознаграждения турагента | 643 | 641/НДС | 70 | — | — |
4 | Перечислена предоплата за аренду офиса | 371 | 311 | 240 | — | — |
5 | Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе платы за аренду офиса на основании полученной налоговой накладной | 641/НДС | 644 | 40 | — | — |
6 | Переданы путевки туристам | — | 025 | 14000 | — | — |
7 | Отражен доход от реализации путевок | 681 | 703 | 14000 | — | — |
8 | Отражена задолженность перед пансионатом за путевки | 704 | 631 | 14000 | — | — |
9 | Перечислены пансионату денежные средства за реализованные путевки за вычетом вознаграждения | 377 | 311 | 13580 | — | — |
10 | Подписан акт предоставленных услуг с пансионатом и отражен доход на сумму вознаграждения | 377 | 703 | 420 | 350 | — |
11 | Списана сумма ранее отраженных налоговых обязательств по НДС в сумме комиссионного вознаграждения | 703 | 643 | 70 | — | — |
12 | Произведен зачет задолженностей | 631 | 377 | 14000 | — | — |
13 | Отражена в составе расходов турагента сумма платы за аренду офиса (подписан акт предоставленных услуг по аренде) | 92 | 685 | 200 | — | 200 |
14 | Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС при подписании акта предоставленных услуг по аренде | 644 | 685 | 40 | — | — |
15 | Произведен зачет задолженности по аренде офиса | 685 | 371 | 240 | — | — |
16 | Отнесены на финансовый результат: | |||||
— доход от реализации путевок | 703 | 791 | 14000 | — | — | |
— доход от предоставления посреднических услуг | 703 | 791 | 350 | — | — | |
— вычеты из дохода | 791 | 704 | 14000 | — | — | |
— расходы, связанные | 791 | 92 | 200 | — | — |
Таковы особенности учета «туристического» НДС в настоящее время. Надеемся, что привнесенные новшества окажут положительное влияние на развитие туристической отрасли в нашей стране.