Общее о договоре транспортного экспедирования
Основанием для возникновения транспортно-экспедиторских правоотношений является соответствующий договор. При этом он характеризуется рядом особенностей, в частности, смешанной природой, широким предметом и значительным числом вопросов, требующих урегулирования. В данной статье мы рассмотрим его основные элементы.
Виталий СМЕРДОВ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Предмет договора
Предметом договора транспортного экспедирования выступает собственно транспортно-экспедиторская услуга, которой ст. 1 Закона № 1955 признает работу, непосредственно связанную с организацией и обеспечением перевозки экспортного, импортного, транзитного или прочего груза. Данное утверждение требует нескольких замечаний.
Во-первых , стоит признать, что транспортно-экспедиторская услуга — это не работа, а все же услуга по организации и обеспечению перевозок груза. В связи с этим в общем случае они подчиняются предписаниям главы 63 ГКУ «Услуги. Общие положения», но не главы 61 ГКУ «Подряд». В то же время последняя также может быть задействована, но только если по условиям договора экспедитор обязуется выполнять определенные работы.
Во-вторых , в договоре транспортного экспедирования формулировку его предмета лучше не ограничивать лишь непосредственно транспортно-экспедиторской услугой. Дело в том, что объем такой услуги не фиксирован и в каждом конкретном случае он может изменяться в зависимости от договоренности сторон. Остановимся на этом факте подробнее. Так, по договору транспортного экспедирования одна сторона (экспедитор) обязуется за плату и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 9 Закона № 1955). Не исключительный перечень таких услуг (в их числе есть и работы) представлен в ст. 8 Закона № 1955. В частности, к ним относятся:
1) обеспечение оптимального транспортного обслуживания, организация перевозки грузов разными видами транспорта* — данные услуги еще принято считать основными, в то время как все прочие относятся к дополнительным;
2) осуществление работ, связанных с приемом, накоплением, дроблением, доработкой, сортировкой, складированием, хранением, перевозкой грузов;
3) организация охраны грузов во время их перевозки, перевалки и хранения;
4) оформление товарно-транспортной документации и рассылка ее по назначению;
5) прочие услуги, названные в ст. 8 Закона № 1955, а также другие вспомогательные и сопутствующие перевозкам услуги, предусмотренные договором транспортного экспедирования и не противоречащие законодательству (что также подтверждается и в постановлении ВХСУ от 08.09.2011 г. по делу № 17/20).
* С 03.08.2012 г. ст. 8 Закона № 1955 в данной части действует в обновленной редакции (см. Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по определению условий поставок» от 05.07.2012 г. № 5060-VI).
Указание в договоре перечня услуг, обязательство по предоставлению которых принимает на себя экспедитор, является необходимым , поскольку данная информация служит одним из его существенных условий (ст. 9 Закона № 1955). При этом, с целью защиты прав клиента и экспедитора, в договоре желательно предусмотреть их исключительный перечень. Значение данного факта проявляется, к примеру, в том, что клиент может требовать от него выполнения лишь тех операций, которые предусмотрены договором (ст. 11 Закона № 1955). Кроме того, клиент обязан возместить экспедитору лишь те расходы, которые были выполнены им во исполнение договора транспортного экспедирования.
Самостоятельное/несамостоятельное выполнение договора
Важно помнить, что экспедитор вправе предоставлять оговоренные договором услуги как самостоятельно (прямой договор), так и с привлечением третьих лиц (посреднический договор). Далее выделим главные особенности самостоятельного/несамостоятельного выполнения экспедитором операций, являющихся предметом договора транспортного экспедирования.
Так, при самостоятельном предоставлении услуг (выполнении работ) экспедитор должен подчиняться нормам, регулирующим их предоставление (ч. 2 ст. 628 ГКУ). Причем учтите, что в этом случае экспедитор должен иметь необходимые разрешения и лицензии. К примеру, в отношении лицензий — если он является непосредственным перевозчиком опасного груза автотранспортом, поскольку согласно ст. 9 Закона о лицензировании и ст. 9 Закона об автотранспорте данная деятельность подлежит лицензированию (соответствующие лицензионные условия утверждены приказом Министерства транспорта и связи Украины от 02.07.2010 г. № 427). В то же время если договор не возлагает на экспедитора подобных обязанностей, то такая лицензия ему не нужна (см. постановление ВХСУ от 22.03.2010 г. по делу № 17/307-09), поскольку сама по себе экспедиторская деятельность не подлежит лицензированию. Кроме того, при самостоятельной перевозке грузов автотранспортом экспедитор должен учитывать предписания Правил № 363. Также заметьте: в налоговых целях предоставление таких услуг/работ следует обособлять от собственно экспедиторской услуги, в том числе в части документального оформления и оплаты.
Что касается предоставления услуг (выполнения работ) с привлечением третьих лиц, то в этом случае отношения между клиентом и экспедитором приобретают характер посреднических, причем в зависимости от того, от чьего имени выступает экспедитор (ст. 9 Закона № 1955): поручения (от имени клиента) или комиссии (от своего имени).
В данном варианте отдельного внимания заслуживает вопрос о возмещении расходов по услугам/работам, приобретенным экспедитором во исполнение договора. Право на такое возмещение предусмотрено в ст. 9, 10 Закона № 1955. В то же время реализовать его экспедитор сможет лишь при условии, что (1) такие расходы понесены во исполнение договора, а также (2) подтверждены соответствующими документами (договорами, актами). При этом оригиналы таких документов экспедитор оставляет у себя, а клиенту желательно выдать их копии. Ему они могут пригодиться для подтверждения формирования налоговых расходов, о чем в свое время относительно похожей ситуации отмечали налоговики (см. Единую базу налоговых знаний, раздел 110.20).
Стороны договора и участники транспортно-экспедиторской деятельности
Сторонами договора транспортного экспедирования являются всегда клиент и экспедитор. Клиентом ст. 1 Закона № 1955 признает потребителя услуги экспедитора (юридическое или физическое лицо), который по договору транспортного экспедирования (самостоятельно или через представителя) поручает экспедитору выполнить или организовать, или обеспечить выполнение определенных договором услуг и оплачивает их, включая вознаграждение экспедитора. Как видим, на стороне клиента может выступать юрлицо или физлицо. Причем в последнем случае — вне зависимости от того, зарегистрировано ли лицо субъектом хозяйствования.
Что касается экспедитора, то им согласно ст. 1 Закона № 1955 считается субъект хозяйствования, который по поручению и за счет клиента выполняет или организует выполнение определенных договором транспортно-экспедиторских услуг. При этом экспедитором может быть как юридическое, так и физическое лицо, но в случае с последним — обязательно субъект хозяйствования. Кроме того, к экспедитору могут выдвигаться и другие требования, в частности относительно разрешений и/или лицензий.
От сторон договора следует обособлять более широкое понятие — участников транспортно-экспедиторской деятельности. К ним ст. 1 Закона № 1955 относит как уже называвшихся клиента и экспедитора, так и других субъектов, задействованных в предоставлении услуги: перевозчики, транспортные агенты, порты, ж/д станции, объединения и специализированные предприятия ж/д, авиационного, автомобильного, речного и морского транспорта, таможенные брокеры и другие лица, выполняющие работы (предоставляющие услуги) при перевозке грузов. В договорах транспортного экспедирования названные лица, как правило, не фигурируют, однако в некоторых случаях на них могут распространяться особенности таких договоров. Например, если такие лица привлекаются экспедитором во исполнение договора на транзитную перевозку, то их услуги подпадают под транзитную НДС-льготу согласно п. 197.8 НКУ.
Форма и существенные условия договора
В соответствии с ч. 1 ст. 638 ГКУ договор считается заключенным, если стороны (1) в надлежащей форме достигли согласия (2) по всем существенным условиям договора. Рассмотрим данные элементы по порядку.
Относительно формы договора транспортного экспедирования ст. 9 Закона № 1955 и ч. 1 ст. 930 ГКУ содержат указание о том, что она должна быть письменной. Учитывая количество вопросов, которые стороны должны согласовать при его заключении, подобное требование более чем обосновано.
Теперь о существенных условиях договора. Так, ч. 1 ст. 638 ГКУ относит к ним следующие условия*: (1) о предмете договора, (2) определенные таковыми законом, а также (3) согласования которых требует хотя бы одна сторона.
* Если обе стороны являются субъектами хозяйствования, то с вопросом об определении существенных условий необходимо обратиться к ч. 2 ст. 180 ХКУ, которая относит к таковым условия, определенные для соответствующего договора законом, а также условия, согласования которых требует хотя бы одна сторона. Все они рассмотрены далее.
О предмете договора уже было сказано выше, поэтому рассмотрим оставшиеся условия. Что касается условий договора, предусмотренных законом, то таковые перечислены в ст. 9 Закона № 1955. В частности, к ним относятся:
1) сведения о сторонах договора , причем Законом установлен различный состав таких сведений для юрлиц (резидентов/нерезидентов) и физлиц (граждан/иностранцев):
а) для юрлиц-резидентов — наименование, местонахождение и идентификационный код согласно ЕГРПОУ;
б) для юрлиц-нерезидентов — наименование, местонахождение и государство, в котором юрлицо зарегистрировано;
в) для физлиц-граждан — ФИО, место проживания с указанием адреса и регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика;
г) для физлиц-иностранцев — ФИО (отчество — при наличии), адрес места проживания за пределами Украины;
2) вид услуги экспедитора — в этой части необходимо прописать перечень услуг, которые обязуется предоставлять экспедитор. В качестве ориентира следует использовать перечень видов транспортно-экспедиторских услуг из ст. 8 Закона № 1955 (см. выше);
3) вид и наименование груза — согласно ст. 12 Закона № 1955 клиент обязан своевременно предоставить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о наименовании, количестве, качестве и прочих характеристиках груза, его свойствах, условиях перевозки, другую информацию, необходимую для выполнения экспедитором своих обязанностей. В свою очередь, если клиент не сделает этого, то экспедитор вправе не приступать к выполнению своих обязанностей до момента получения такой информации и документов (ст. 10 Закона № 1955). Важность данного условия продиктована тем, что, к примеру, груз в процессе перевозки может придти в негодность. В данном случае, если экспедитор был уведомлен обо всех свойствах такого груза, то ответственность должна возлагаться на него. Причем неудовлетворительное состояние груза должно быть документально подтверждено, в частности, при автомобильных перевозках обязательным является составление акта с внесением в него необходимой информации (п. 15 Правил № 363). В противном случае клиент может лишиться возможности возместить убытки (см. постановление ВХСУ от 15.04.2004 г. по делу № 36/137);
4) права и обязанности сторон — основные права и обязанности сторон договора транспортного экспедирования прописаны в ст. 10 — 12 Закона № 1955. В то же время договор может устанавливать и другие права и обязанности, которые не предусмотрены Законом № 1955;
5) ответственность сторон , в том числе в случае причинения ущерба вследствие непреодолимой силы, — в этой части экспедитор должен помнить о том, что в случае привлечения к выполнению договора третьих лиц, ответственность за ненадлежащее выполнение ими своих обязанностей, повлекшее за собой нарушение прав клиента, возлагается именно на экспедитора (см. постановление ВХСУ от 08.05.2012 г. по делу № 6/5009/6766/11). В свою очередь экспедитор в общем случае вправе взыскать убытки с перевозчика (ст. 923 и 924 ГКУ, а также п. 3.2 и главы 16 Правил № 363);
6) размер вознаграждения экспедитора — вознаграждение экспедитора составляют лишь средства, выплаченные ему клиентом за надлежащее выполнение договора, в то время как компенсация стоимости услуг/работ лиц, привлеченных экспедитором к выполнению договора, таким вознаграждением не считается. Кроме того, если экспедитор выполняет определенные услуги/работы самостоятельно, то их оплата также не является его вознаграждением — данные суммы необходимо учитывать отдельно друг от друга. При этом если сумма вознаграждения договором не установлена, то в соответствии с ч. 1 ст. 931 ГКУ клиент все равно обязан выплатить экспедитору разумную плату. В таком случае исходить, по-видимому, следует из обычной цены (ч. 4 ст. 632 ГКУ). Несмотря на это, в целях предотвращения споров о размере такого вознаграждения упускать из внимания данное условие мы не рекомендуем. Кроме того, не исключено, что налоговики могут увидеть в данной ситуации факт бесплатного получения услуг и, как следствие, необходимость отражения доходов;
7) порядок расчетов — стороны могут оговорить как предоплату (в том числе в части оплаты услуг третьих лиц), так и постоплату, причем на практике встречаются оба варианта. В то же время если клиент задерживает оговоренную договором оплату экспедиторского вознаграждения или возмещение расходов, то экспедитор в качестве обеспечения вправе придержать находящийся в его владении груз (на подобные действия распространяются положения ст. 594 — 597 ГКУ). Кроме того, ничто не запрещает сторонам предусмотреть в договоре неустойку за нарушение договорных обязательств одной из сторон. При этом если нарушены сроки оплаты предоставляемых услуг либо возмещения понесенных расходов, то сумма задолженности может быть взыскана с учетом 3 % годовых и инфляционных (см. об этом в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 23, с. 26);
8) пункты отправления и назначения груза ;
9) порядок согласования изменений маршрута, вида транспорта, указаний клиента — в то же время, если у экспедитора нет возможности проинформировать клиента или же от него в надлежащий по обстоятельствам срок не получен ответ (причем очевидно, что факт извещения клиента следует подтвердить), такой экспедитор вправе действовать на свое усмотрение, уведомив клиента при первой же возможности;
10) срок выполнения договора ;
11) прочие условия , согласования которых требует хотя бы одна сторона.
Подходить к отражению в договоре названных условий необходимо с должным вниманием, поскольку, во-первых, они напрямую влияют на нормальное течение правоотношений и возникающие при этом налоговые последствия. Во-вторых, как уже отмечалось, формально договор, в котором отсутствует хотя бы одно существенное условие, может считаться не заключенным. В таком случае считается, что прав и обязанностей по договору у сторон не возникало, причем отдельного судебного решения для признания его таковым не требуется (см. п. 8 постановления Пленума ВСУ от 06.11.2009 г. № 9).
Как видим, в процессе заключения договора транспортного экспедирования его сторонам следует согласовать значительное число деталей. Последние при этом влияют не только на дальнейшее течение правоотношений, но и на налоговые последствия сторон — о них, в свою очередь, см. в следующей статье данного номера.