Темы статей
Выбрать темы

Автоперевозка грузов на договорных условиях: какие документы должен иметь при себе водитель?

Редакция НиБУ
Статья

Автоперевозка грузов на договорных условиях: какие документы должен иметь при себе водитель?

 

Развитие производственной кооперации и расширение рынков сбыта продукции так или иначе ставят предприятия перед необходимостью прибегать к услугам перевозки грузов (сырья, готовой продукции, товаров). Одним из наиболее распространенных видов осуществления транспортных перевозок является перевозка автомобильным транспортом. Однако для того, чтобы груз прибыл в место назначения в установленный срок, необходимо соблюсти процедуру документального оформления как для самих грузов, так и для транспортных средств. Сравнительно недавно мы писали об этом в статье «Какие документы должны быть у водителя при перевозке груза?» («Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 54, с. 37), но существенные изменения в законодательстве требуют вновь вернуться к этому вопросу.

Максим НЕСТЕРЕНКО, экономист-аналитик ИД «Фактор»

 

Оказание услуг по перевозке груза, безусловно, предполагает заключение в письменной форме договора на перевозку, по которому одна сторона (перевозчик) обязуется доставить доверенный ей второй стороной (отправителем) груз в пункт назначения и выдать его лицу, которое имеет право на получение груза (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 909 ГКУ). В связи с этим возникает вопрос о том, какими документами необходимо снабдить водителя, чтобы избежать претензий и своевременно доставить груз?

Перечень документов, наличие которых у водителя могут проверить контролирующие органы при осуществлении внутренних перевозок, приведен в ст. 48 Закона об автотранспорте и в постановлении № 207.

 

№  п/п

Вид документа

Примечание

1

2

3

1

Удостоверение водителя соответствующей категории

Раньше, кроме удостоверения водителя, обязательным для предъявления был также указан прилагаемый к нему талон. Однако данная норма отменена постановлением Кабмина от 09.06.2011 г. № 620. Обращаем внимание, что талон о техническом осмотре отменен. Законом от 05.07.2011 г. № 3565-VI были внесены изменения в Закон об автотранспорте и в ст. 35 Закона о дорожном движении от 30.06.93 г. № 3353-XII, и понятие «технический осмотр» было заменено понятием «технический контроль», а также определено, что обязательному техническому контролю не подлежат:
1) легковые автомобили всех типов, марок и моделей, прицепы (полуприцепы) к ним (кроме такси и автомобилей, используемых для перевозки пассажиров или грузов с целью получения прибыли), мотоциклы, мопеды, мотоколяски и другие приравненные к ним транспортные средства — независимо от срока эксплуатации;

2) легковые автомобили, используемые для перевозки пассажиров или грузов с целью получения прибыли, грузовые автомобили независимо от формы собственности грузоподъемностью до 3,5 тонны, прицепы к ним — со сроком эксплуатации до двух лет.

На каждое транспортное средство, прошедшее обязательный технический контроль и признанное технически исправным, субъект проведения обязательного технического контроля составляет протокол проверки его технического состояния, который выдается водителю транспортного средства. В протоколе указывается срок очередного прохождения обязательного технического контроля транспортного средства согласно периодичности прохождения, установленной частью восьмой указанной статьи. Бланк протокола проверки технического состояния транспортного средства является документом строгого учета.
Правила проведения обязательного технического контроля регламентируются Порядком № 137), которым определены образец протокола и порядок его получения.
Согласно пп. 10, 11 Порядка № 137 для оформления протокола заказчик подает исполнителю заявление о проведении обязательного технического контроля транспортного средства по форме согласно приложению 3 к Порядку № 137, а также лично:
 — паспорт или другой документ, удостоверяющий личность (в случае представления документов уполномоченным лицом такое лицо, кроме документа, указанного в настоящем абзаце, предъявляет исполнителю документ, подтверждающий его полномочия);
 — свидетельство о регистрации транспортного средства.
Договор и другие документы, предусмотренные Порядком № 137,
регистрируются в журнале регистрации заявлений, договоров, актов, протоколов обязательного технического контроля транспортных средств, в котором предусмотрены следующие обязательные поля: порядковый номер, дата регистрации заявления; марка и модель транспортного средства, фамилия и инициалы владельца транспортного средства, номер и дата составления акта несоответствия технического состояния, номер и дата составления протокола проверки технического состояния; расписка в получении акта несоответствия протокола и (или) предупреждение о недопустимости движения, о необходимости обеспечения предупреждающего режима движения (п. 13 Порядка № 137).
Согласно п. 7.10 Инструкции № 111 работники подразделений ДПС имеют право запрещать эксплуатацию транспортных средств, подлежащих обязательному техническому контролю, но не прошедших его

2

Лицензионная карточка

После изменений, внесенных в соответствии с Законом от 19.10.2010 г. № 2608-VI, который вступил в силу 17.11.2010 г., деятельность по перевозке грузов, за исключением перевозки опасных грузов, больше не является лицензируемой. Соответственно лицензионная карточка понадобится теперь только при перевозке опасных грузов.
При этом Главгосавтоинспекция выступает против возможности использования при перевозках на договорных условиях заверенной автоперевозчиком фотокопии лицензии вместо лицензионной карточки (см. письмо от 06.05.2010 г. № 41/1-9-К-69 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 43), хотя постановлением № 207 это допускается

3

Регистрационные документы на транспортное средство

Как указано в п.п. «б» п. 2.1 Правил дорожного движения, у водителя транспортного средства должен быть регистрационный документ на него. Как следует из Инструкции № 379, речь идет о техническом паспорте, который и является свидетельством о регистрации транспортного средства. Выдача технического паспорта осуществляется по заявлению владельца, составленному по форме, приведенной в приложении 1 к Инструкции № 379 (для физических лиц) или в приложении 2 (для юридических лиц).
Итак, если раньше Правилами дорожного движения требовалось, кроме регистрационного документа, наличие также иных, удостоверенных в установленном порядке документов, подтверждающих право вождения, пользования либо распоряжения таким транспортным средством) в случае отсутствия в транспортном средстве его собственника), то теперь речь может идти только о техническом паспорте

4

Путевой лист

После изменений, внесенных Законом от 05.07.2011 г. № 3565-VI и вступивших в силу с 14.08.2011 г., из Закона об автотранспорте исключили упоминание о путевых листах, после чего наличие и предъявление данного документа водителями представителям органов внутренних дел перестало быть обязательным.
В то же время обязательность прохождения предрейсового и послерейсового медосмотра для водителей предприятий (учреждений, организаций) по-прежнему в силе (ст. 30 Закона об автотранспорте, п. 1.4 Положения № 124/345). В свою очередь, подтверждением прохождения такого медосмотра традиционно являются подпись медработника и его штамп, проставляемые в путевом листе в поле «Водій за станом здоров'я до управління допущений» (п. 5.3 Положения № 124/345). Исходя из сказанного, с целью подтверждения прохождения медосмотра, все же следует составить путевой лист по форме № 2-ТН и сделать в нем соответствующие отметки (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 90, с. 42).
Кроме того, в учетной сфере путевые листы следует продолжать использовать в качестве первичного документа для обоснования расходов на ГСМ, тем более налоговики прямо говорят, что только путевой лист утвержденной формы может быть основанием для учета расходов на приобретение горюче-смазочных материалов (письмо ГНСУ от 28.02.2012 г. № 3535/6/15-1415 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 36, с. 5)

5

Товарно-транспортная накладная либо другой определенный законодательством документ на груз

Форма товарно-транспортной накладной ф. № 1-ТН приведена в приказе № 488* и также не считается бланком строгого учета.
Напомним, что налоговые органы традиционно придают ТТН особый статус, отказывая в признании затрат, понесенных на услуги перевозки, в качестве расходов (см., например, письмо ГНА в г. Киеве от 23.10.2007 г. № 341/Н/31-607; консультации в журнале «Вестник налоговой службы Украины» 2007, № 24; 2008, № 16).
Вступление в силу НКУ такой позиции налоговиков не изменило (см. ЕБНЗ, разд. 110.07.04).
Поддерживает выводы ГНАУ об обязательном наличии ТТН, но уже по своим мотивам, и Главная администрация автомобильного транспорта (см. письмо от 10.08.2010 г. № 3845-01/09/19-10).

По нашему мнению, такая позиция главного налогового ведомства не имеет достаточных оснований (см. вопрос «Валовые расходы за перевозку груза при отсутствии ТТН» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 43, с. 45). Хотя ТТН и считается единым для всех участников транспортного процесса документом, предназначенным для списания ТМЦ, учета их перемещения, оприходования, складского и оперативного учета (ст. 1 Правил № 363), ее отсутствие, как следует из судебной практики, не влияет на формирование базы обложения

по налогу на прибыль. Суды исходят из того, что подтверждением расходов при оплате услуг по перевозке грузов, кроме ТТН, могут служить другие документы, имеющие признаки первичных (см. определения ВАСУ от 15.05.2008 г. по делу № К-30854/06, от 16.12.2010 г. по делу № К-16075/10, от 08.12.2010 г. по делу № К-55094/09).
По нашему мнению, плательщикам, которые не хотят вступать в дебаты с налоговым органом, лучше позаботиться о наличии ТТН. Кроме того, как следует из постановления ВХСУ от 29.02.2012 г. № 5015/2034/11, ТТН является единственным документом, подтверждающим потерю груза при транспортировке, поэтому наличие ТТН в этом случае целесообразно во избежание не только дебатов с налоговиками, но и возможных конфликтов с перевозчиками.
ТТН выписывается грузоотправителем на каждую поездку автомобиля и для каждого грузополучателя отдельно. Причем оформляется она в четырех экземплярах:
 — первый остается у грузоотправителя и является основанием для списания ТМЦ;
 — второй передается грузополучателю и является основанием для оприходования ТМЦ;
 — третий и четвертый экземпляры, заверенные подписью и печатью грузополучателя, остаются у перевозчика. Перевозчик в свою очередь отправляет третий экземпляр заказчику (для проведения расчетов), а четвертый оставляет у себя для учета транспортной работы и начисления заработной платы

* Для некоторых видов товаров используются специальные формы ТТН. Инструкция о применении форм товарно-транспортных накладных на перемещение спирта этилового, высокооктановых кислородсодержащих добавок и алкогольных напитков (приказ Минтранса от 28.04.2005 г. № 154) предусматривает следующие формы товарно-транспортных накладных на перемещение спирта этилового, высокооктановых кислородсодержащих добавок и алкогольных напитков, а именно:
товарно-транспортную накладную на перемещение спирта этилового, форма № 1-ТН (спирт);
товарно-транспортную накладную на перемещение высокооктановых кислородсодержащих добавок, форма № 1-ТН (вкд);
товарно-транспортную накладную на перемещение алкогольных напитков, форма № 1-ТН /алкогольні напої/.
Законодательством также предусмотрено использование специализированной товарно-транспортной накладной на отпуск хлебобулочных изделий (ф. № 1-ТТН (хліб)), форма которой утверждена приказом Министерства аграрной политики Украины от 06.06.2001 г. № 153.
Специализированная товарная накладная на перевозку молочного сырья серия (ф. № 1-ТН (МС)) утверждена приказом Минагрополитики Украины от 01.07.2002 г. № 176.

6

Полис (сертификат) обязательного страхования гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств

Необходимость предъявления данного документа вместе с удостоверением о праве вождения и регистрационным документом на транспортное средство по требованию сотрудника Госавтоинспекции МВД, кроме постановления № 207, предусмотрена также, в частности, п. 7.3 Инструкции № 111

7

Другие документы, предусмотренные законодательством Украины

Это могут быть, в частности, ветеринарные и санитарные документы, документы, подтверждающие качество продукции — сертификаты, свидетельства, справки, паспорта и т. п., предусмотренные правилами перевозок соответствующих грузов.
Так, например, при перевозке пищевых продуктов у водителя должна быть санитарная книжка с результатами медосмотра (п. 12.4 Правил № 363).
В случае перевозки крупногабаритных или тяжеловесных грузов* водитель должен иметь разрешение на движение по автомобильным дорогам, улицам и железнодорожным переездам, выданное ГАИ по форме, утвержденной Порядком оформления согласования проезда крупногабаритных и (или) тяжеловесных транспортных средств по автомобильным дорогам Украины, утвержденным приказом Государственной службы автомобильных дорог от 06.03.2003 г. № 92. Согласно изменениям, внесенным в ст. 48 Закона об автотранспорте от 22.03.2012 г., в случае, если превышение весовых или габаритных ограничений над законодательно допустимыми составляет менее семи процентов вместо разрешения допускается также предъявление документа о внесении платы за проезд крупногабаритных транспортных средств. Данным нововведением была внесена конкретика в нормы п. 4 постановления № 30, в котором хотя и сказано о возможности заменить разрешение ГАИ документом об оплате проезда, но ничего не сказано о степени весовых отклонений, при которых это допускается**.
При перевозке опасных грузов дополнительно (помимо лицензии, так как перевозка опасных грузов продолжает быть лицензируемой) также требуется наличие таких документов, как:
 — свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке определенных опасных грузов;
 — ДОПНВ-свидетельство о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы;
 — инструкция на случай аварии или чрезвычайной ситуации;
 — согласование маршрута дорожной перевозки опасного груза, выданное Госавтоинспекцией.
Перечень опасных грузов приведен в таблице А главы 3.2 приложения А к Европейскому Соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) (ECE/TRANS/175 (Vol. I)).
В случае установки проблесковых маячков и (или) специальных звуковых сигнальных устройств — разрешение, выданное ГАИ.
В случае если транспортное средство является маршрутным — схема маршрута и расписание движения.

В п. 2.1 Правил дорожного движения также предусмотрена необходимость получения в случае размещения рекламы согласования, выданного подразделениями ГАИ. Однако Закон о рекламе не требует согласовывать с подразделением ГАИ размещение рекламной информации на транспортном средстве (см. более подробно «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 83, с. 24)

* К перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов относятся перевозки, при которых груз или проезд транспортных средств имеют один из таких габаритов: по ширине больше 2,6 м; по высоте от поверхности дороги больше 4 м (для контейнеровозов на установленных маршрутах — 4,35 м); по длине больше 22 м (для маршрутных транспортных средств — 25 м); фактическая масса свыше 38 т; нагрузка на одинарную ось больше 11 т, сдвоенные оси — 16 т, строенные — 22 т
(для контейнеровозов нагрузка на одиночную ось — 11 т, сдвоенные оси — 18 т, строенные — 24 т);
груз выступает за задний габарит транспортного средства более чем на 2 м (п. 22.5 Правил дорожного движения).
** В то же время согласно п. 4 постановления № 30 допускается превышение над указанными весовыми параметрами на два процента без оформления разрешения и внесения платы за проезд.

9

Доверенность на получение ТМЦ

Если водителю необходимо будет получить товар у третьего лица для перевозки, то ему следует также выдать доверенность на получение товарно-материальных ценностей

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше