Темы статей
Выбрать темы

Очередные налоговые нововведения: комментарий

Редакция НиБУ
Статья

Очередные налоговые нововведения: комментарий

 

Видимо, скоро наступит момент, когда факту более-менее длительного отсутствия изменений, вносимых в «налоговую конституцию» страны, мы будем удивляться куда больше, чем следующим одно за другим нововведениям, с которыми вновь предстоит ознакомиться налогоплательщикам. При этом приходится все время быть начеку, ведь иногда за не предвещающим никаких существенных перемен названием закона могут скрываться весьма неожиданные изменения.

Наталья ДЗЮБА, Екатерина СКРИПКИНА, экономисты-аналитики Издательского дома «Фактор»
Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 5083 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины в отношении государственной налоговой службы и в связи с проведением административной реформы в Украине» от 05.07.2012 г. № 5083-VI.

Закон № 4834 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по совершенствованию отдельных налоговых норм» от 24.05.2012 г. № 4834-VI.

Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

 

Именно так произошло с Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины в отношении государственной налоговой службы и в связи с проведением административной реформы в Украине» от 05.07.2012 г. № 5083-VI. Казалось, нормативный акт с подобным названием не должен затронуть текущую деятельность субъектов хозяйствования. Но кроме вопросов, действительно касающихся правового статуса органов государственной налоговой службы в целом, а также затрагивающих некоторые иные моменты администрирования налогов и сборов, Закон № 5083 как будто невзначай:

— вводит новый режим уплаты налога на прибыль путем авансовых ежемесячных платежей;

— предусматривает отмену приложения ОК к декларации по налогу на прибыль;

— вводит новый реквизит налоговой накладной на импортный товар;

— дополняет перечень плательщиков единого налога пятой и шестой группами.

Об этих (и некоторых других) наиболее интересных изменениях мы расскажем подробно в этой статье. Начнем с самого срочного — налоговых накладных.

 

Налоговая накладная дополнена еще одним обязательным реквизитом

Теперь, помимо кода УКТ ВЭД в отношении импортных товаров, согласно п.п. «ї» п. 201.1 НКУ налоговая накладная должна содержать еще один обязательный реквизит: номер и дату таможенной декларации, по которой было осуществлено таможенное оформление товара, ввезенного на таможенную территорию Украины. Обратите внимание: этот реквизит является обязательным только при поставке импортных товаров.

Причем номер и дату таможенной декларации, по которой было осуществлено таможенное оформление импортного товара, следует проставлять в налоговой накладной на всех этапах поставки такого товара.

Новый реквизит должен указываться при поставке импортного товара в налоговых накладных, выписываемых с 12.08.2012 г. Причем до внесения изменений в форму налоговой накладной, утвержденной приказом, советуем проставлять этот реквизит в графе 3 «Номенклатура товарів/послуг продавця» вместе с указанием номенклатуры поставляемого товара. Только такая налоговая накладная (с датой и номером таможенной декларации) будет давать право на налоговый кредит покупателю импортного товара.

Если же покупатель начиная с 12.08.2012 г. получит импортный товар, и в налоговой накладной будет указан код УКТ ВЭД импортного товара, но в то же время не будут указаны номер и дата таможенной декларации, по которой этот товар был ввезен на таможенную территорию Украины, то защитить свое право на налоговый кредит можно будет только путем приложения жалобы (приложения Д8) к декларации по НДС за отчетный период.

Исключение не делается и в отношении тех ситуаций, когда товар был приобретен еще до 12.08.2012 г., т. е. до того момента, когда начало действовать правило об обязательном включении в налоговую накладную даты и номера таможенной декларации, оформленной при ввозе таких товаров. Несмотря на то что покупатель не получил от продавца информации о таможенной декларации, в случае его дальнейшей продажи он должен в выписываемой налоговой накладной указать дату и номер таможенной декларации, которая оформлялась при ввозе такого товара. В связи с этим у налогоплательщиков возникает закономерный вопрос: где взять реквизиты таможенной декларации поставщику при перепродаже импортного товара? Ввиду отсутствия каких-либо разъяснений поставщику импортных товаров на стадии перепродажи, не имеющему сведений о таможенной декларации, по которой ввозился такой товар, ничего не остается как обратиться к своему поставщику с просьбой предоставить ему сведения о ней (номер и дату) либо еще лучше попросить копию такой декларации. Ведь правильность указания даты и номера таможенной декларации в налоговой накладной, полученной от поставщика, важна для покупателя. Хотя надеемся, что неверный номер и дата таможенной декларации будут признаны незначительным нарушением выписки налоговой накладной. А по мнению судов, налоговые накладные с мелкими неточностями вполне законны, поскольку позволяют идентифицировать контрагентов плательщика НДС, а также служат достоверным подтверждением фактического осуществления хозяйственных операций и уплаты НДС (см. постановление ВАСУ от 15.07.2010 г. по делу № К-20185/07, постановление Харьковского окружного административного суда от 04.03.2010 г. по делу № 2а-37958/09/2070). В дальнейшем покупатель импортного товара может предусмотреть в договоре с поставщиком обязанность поставщика предоставлять необходимые сведения о таможенной декларации, а именно о ее дате и номере, либо (по желанию) ее копию.

Нужно ли указывать этот реквизит при выписке по предоплате. В ситуации, когда выписывается налоговая накладная по первому событию — предоплате за импортируемый товар, фактический ввоз которого еще не произошел, т. е. таможенная декларация еще не оформлена, советуем в графе 3 налоговой накладной указать «Срок митного декларування не настав». При этом рекомендуем в дальнейшем для подтверждения законности такой поставки потребовать копию таможенной декларации, оформленной при ввозе такого товара.

Применяется ли бухучетный метод выбытия при указании в налоговой накладной номера и даты таможенной декларации по реализуемым импортным товарам. В ситуации, когда поставщик не в силах отследить, по какой именно таможенной декларации был ввезен реализуемый им импортный товар, то, на наш взгляд, отражать в налоговой накладной дату и номер таможенной декларации можно, ориентируясь на бухучетный метод выбытия товаров. Например, в этом случае подойдет метод ФИФО, по которому предполагается, что товары реализуют в той последовательности, в которой они поступили на предприятие и отражены в бухгалтерском учете. Тогда в налоговых накладных по импортным товарам, реализуемым первыми, указываются номер и дата таможенной декларации по первым по поступлению товарам.

Когда таможенная декларация не оформляется (ввоз без таможенной декларации). Если импортный товар ввозится без оформления таможенной декларации (например, когда стоимость товара не превышает 100 евро), то скорее всего следует указывать в графе 3 «Ввезення без МД».

Как исправить налоговую накладную, если указан неточный номер и дата таможенной декларации. В случае если налоговая накладная, выписанная по первому событию по операции поставки импортированных товаров, содержит номер и дату таможенной декларации, не соответствующие ввозу партии такого товара, то здесь можно воспользоваться п. 192.1 НКУ и выписать расчет корректировки к такой налоговой накладной, указав причину «Зміна номенклатури товару»: уменьшить количество (стоимость) товаров, указанных в графе 3 налоговой накладной с неверной датой и номером таможенной декларации, и одновременно увеличить количество (стоимость) товаров, поставив верную дату и номер таможенной декларации.

 

Бюджетное возмещение

В п. 200.19 НКУ введен еще один критерий, соблюдение которого одновременно вместе с остальными критериями, перечисленными в этом пункте, требуется для получения автоматического бюджетного возмещения НДС. Теперь согласно п.п. 200.19.8 НКУ автоматическое бюджетное возмещение налога будет возможно для крупных плательщиков налогов при условии, что они не декларировали отрицательное значение объекта обложения налогом на прибыль по итогам последнего отчетного (налогового) года.

При этом напомним, что согласно п.п. 14.1.24 НКУ крупными плательщиками налога считаются плательщики налога — юрлица, у которых за последние последовательных четыре налоговых (отчетных) квартала:

доход от всех видов деятельности превышает 500 млн грн.,

или

общая сумма уплаченных в Госбюджет Украины налогов, контролируемых органами ГНС, превышает 12 млн грн.

 

Нулевая ставка НДС для перевозок на скоростных «Хюндаях»

Теперь к операциям, подлежащим обложению НДС по нулевой ставке, причислили и предоставление услуг перевозки пассажиров скоростными поездами Интерсити + (п.п. «г» п.п. 195.1.3 НКУ). Теперь стоимость билетов на новые «Хюндаи» снизится.

 

С 2013 года вводится уплата налога на прибыль авансом

Так, новая редакция п. 57.1 НКУ устанавливает новые правила уплаты налога на прибыль: вводится ежемесячная уплата авансового взноса по налогу на прибыль для некоторых плательщиков налога на прибыль (в размере не менее 1/12 начисленной к уплате суммы налога за предыдущий отчетный год). Эти нормы вступают в силу с 1 января 2013 года (п. 1 Заключительных положений Закона № 5083).

Новый порядок уплаты налога на прибыль (с уплатой авансовых взносов или без авансовых взносов) будет зависеть прежде всего от «доходности» (величины дохода) налогоплательщика за последний годовой налоговый период (за 2012 год) (более или менее 10 млн грн.) и предусматривает следующее:

 

Порядок уплаты налога на прибыль (авансовых взносов)
и подачи отчетности в 2013 году

Плательщики налога на прибыль

Порядок уплаты налога на прибыль и подачи отчетности

С доходом за 2012 год:

более 10 млн грн.*

1.Уплачивают авансовый взнос (ежемесячно)
2. Подают декларацию за год

Если в I квартале 2013 года убыток:
1. В I квартале за январь и февраль уплачивают авансовый взнос
2.Имеют право подать декларацию и финансовую отчетность за I квартал, тогда:
 — за март и за II — IV кварталы 2013 года авансовый взнос не уплачивается;
 — подают обычные декларации за первое полугодие, три квартала, год.

10 млн грн. и меньше

1. Авансовый взнос не уплачивают
2. Декларацию подают по итогам года

Вновь созданные предприятия

1. Авансовый взнос не уплачивают
2. Декларацию подают по итогам года

Неприбыльные предприятия

1. Авансовый взнос не уплачивают
2. Декларацию подают по итогам года

Убыточные по итогам 2012 года, а в I квартале 2013 года получили прибыль

1. Авансовый взнос не уплачивают
2. Подают обычные декларации за первое полугодие, три квартала и год

* Кроме вновь созданных предприятий — производителей сельскохозяйственной продукции, неприбыльных учреждений (организаций).

 

В общем порядке для сравнения с критерием 10 млн грн. показатель дохода следует брать из строки 01 декларации по налогу на прибыль за 2012 год (по форме, утвержденной приказом МФУ от 28.09.2011 г. № 1213).

Те налогоплательщики, у которых он более 10 млн грн., должны будут вместе с годовой декларацией за 2012 год подать расчет ежемесячных авансовых взносов, которые будут уплачиваться в следующие двенадцать месяцев. Определенная в расчете сумма авансовых взносов считается согласованной суммой денежных обязательств.

Причем обратите внимание: в общем порядке согласно п. 57.1 НКУ двенадцатимесячный период уплаты авансовых взносов определяется начиная с месяца, наступающего за месяцем, в котором определен предельный срок подачи годовой декларации за предыдущий отчетный (налоговый) год, до месяца подачи налоговой декларации за текущий отчетный (налоговый) год: т. е. берется с марта до марта следующего года.

То есть плательщик налога к декларации за 2012 год должен приложить Расчет авансовых взносов, которые будут уплачиваться с марта 2013 года по февраль 2014 годаразмере 1/12 начисленного налога за 2012 год (1/12 показателя строки 14 декларации по налогу на прибыль за 2012 год). Уплачивать авансовые взносы следует в сроки, установленные для месячного налогового периода.

А сумма авансовых взносов за январь и февраль 2013 года согласно абз.2 п. 2 подраздела 4 раздела ХХ НКУ рассчитывается в размере 1/9 начисленного налога в декларации за девять месяцев 2012 года. То есть авансовые взносы за январь и февраль 2013 года рассчитываются как 1/9 показателя строки 14 декларации за три квартала 2012 года. Подробнее уделим внимание этим новшествам в следующих номерах газеты.

 

Штраф за просрочку авансовых взносов по налогу на прибыль

Согласно внесенным Законом № 5083 изменениям несвоевременная уплата авансовых взносов по налогу на прибыль, по замыслу законодателя, должна повлечь за собой ответственность по ст. 126 НКУ. Так, в новой редакции ст. 126 НКУ звучит следующим образом:

«В случае если налогоплательщик не уплачивает согласованную сумму денежного обязательства и/или авансовых взносов по налогу на прибыль предприятий в течение сроков, предусмотренных НКУ, такой налогоплательщик привлекается к ответственности в виде штрафа в таких размерах:

при задержке до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, — в размере 10 % погашенной суммы налогового долга;

при задержке более чем на 30 календарных дней, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, — в размере 20 % погашенной суммы налогового долга».

Нововведение, как видим, рассчитано на установление ответственности за несвоевременную уплату вводимых с 01.01.2013 г. ежемесячных авансовых взносов по налогу на прибыль. Правда, с учетом того, что абзац девятый п. 57.1 НКУ в предложенной Законом № 5083 редакции предусматривает, что определенная в расчете ежемесячных авансовых взносов сумма считается согласованной суммой денежных обязательств, факт несвоевременной уплаты авансовых взносов и так должен был бы повлечь за собой ответственность по ст. 126 НКУ, даже если бы она продолжала действовать в своей прежней редакции*.

* Кроме штрафа, неуплата авансовых взносов будет влечь за собой начисление пени на сумму несвовременно уплаченного денежного обязательства за весь период просрочки.

Этот момент можно было бы списать на очередную оплошность законодателя либо на его желание лишний раз уточнить норму. Но смущает еще одна нестыковка: изменения, вносимые в ст. 126 НКУ, вступили в силу 12.08.2012 г., хотя новый режим уплаты налога на прибыль путем авансовых ежемесячных платежей заработает только с 2013 г. Напомним, обсуждаемые ежемесячные платежи — не единственный налоговый платеж, упоминаемый в НКУ в качестве авансового взноса по налогу на прибыль. Речь, конечно же, о «дивидендном» авансовом взносе (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 21). Вопрос об ответственности в случае его неуплаты либо несвоевременной уплаты вызывал дискуссии. Налоговики, с одной стороны, признавая, что «штрафные санкции не применяются в случае несвоевременной уплаты авансовых взносов, уплата которых предусмотрена НКУ (за исключением налога на доходы физлиц от осуществления хозяйственной деятельности), поскольку определение денежного обязательства происходит только во время предоставления отчетности» (раздел 510.01 Единой базы налоговых знаний), с другой — распространяли данный вывод только на ст. 126 НКУ, продолжая настаивать на применении штрафов по ст. 127 НКУ (раздел 110.31 ЕБНЗ). Кроме штрафа, налогоплательщик, не перечисливший в бюджет налоговый платеж до либо одновременно с выплатой дивидендов, должен уплатить пеню, начисленную на сумму такого авансового взноса.

Было бы неплохо теперь, учитывая прямое упоминание в ст. 126 НКУ авансовых платежей по налогу на прибыль, именно ей отдать приоритет перед ст. 127 НКУ, когда будет ставиться вопрос об ответственности за несвоевременную уплату «дивидендного» авансового взноса по налогу на прибыль. Такое развитие событий, признаемся, было бы на руку налогоплательщикам, ведь ст. 126 НКУ предусматривает меньшие штрафы по сравнению со ст. 127 НКУ. Правда, законодатель и на этот раз оставил налоговым органам зацепку. Дело в том, что в ст. 126 НКУ размер штрафа привязан к сумме погашенного налогового долга. Когда же речь идет о сумме авансовых платежей, уплачиваемых по п.п. 153.3.2 НКУ, то налоговый долг, под которым понимается сумма согласованного денежного обязательства (п.п. 14.1.175 НКУ), не возникает. Поэтому не исключаем, что штраф за дивидендный аванс будет взиматься как было раньше, по ст. 127 НКУ.

Отметим также, что одновременно с появлением в ст. 126 НКУ оговорки об авансовых взносах по налогу на прибыль из нее исчезла так и не успевшая заработать ч. 2, которая предусматривала с 01.01.2013 г. специальный штраф за несвоевременную уплату авансовых взносов по плате за пользование недрами для добычи полезных ископаемых (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 55).

 

У железнодорожников бесплатное получение основных средств транспортной инфраструктуры теперь увеличивает доходы по мере амортизации

До рассматриваемых изменений железнодорожники пользовались только п.п. 136.1.22 НКУ, согласно которой стоимость переданного подвижного состава железнодорожного транспорта общего пользования от одной железной дороги или предприятия железнодорожного транспорта общего пользования другим железным дорогам или предприятиям железнодорожного транспорта общего пользования по решению Укрзалізниці не является доходом, принимающим участие в определении объекта налогообложения по налогу на прибыль.Такая передача считается операцией бесплатной передачи и влечет за собой изменение балансовой стоимости соответствующей группы основных средств у принимающей стороны и стороны, передающей подвижной состав.

П.п. 136.1.16 НКУ дополнен еще одним случаем, когда бесплатно полученные основные средства, с целью эксплуатации не являются доходом, принимающим участие в определении объекта налогообложения по налогу на прибыль: в случае получения предприятиями железнодорожного транспорта общего пользования основных средств транспортной инфраструктуры, которые состояли на балансе других предприятий, содержались за их счет и переданы для эксплуатации предприятиями железнодорожного транспорта по решению таких предприятий.

Теперь у предприятий железнодорожного транспорта общего пользования при бесплатном получении средств транспортной инфраструктуры от других предприятий по их решению:

(1) при получении доход не возникает (абз. 4 п.п. 136.1.16 НКУ);

(2) полученные основные средства подлежат амортизации (абз. 9 п. 144.1 НКУ);

(3) доход возникает по мере и в сумме амортизации (абз. 4 п. 137.17 НКУ);

(4) сумма амортизации отражается в расходах (п.п. 138.4 или 138.5 НКУ).

То есть получается, что при бесплатном поступлении основных средств транспортной инфраструктуры, предприятия железнодорожного транспорта не отражают доходы на момент их получения. Доходы будут признаваться поэтапно (по частям) — в сумме начисленной «налоговой» амортизации на такие объекты, одновременно с ее начислением. Эти изменения вступили в силу с 12.08.2012 г.

 

Приложение ОК теперь подавать не нужно

Из п. 152.3 НКУ исключены абзацы, которые содержали требования относительно подачи приложения ОК.

Напомним, что с 1 января 2012 года плательщики налога на прибыль обязаны были предоставлять в налоговый орган перечень доходов и расходов в разрезе контрагентов — плательщиков единого налога, в который включаются операции, осуществленные с таким контрагентом. Для предоставления таких сведений декларация по налогу на прибыль посредством приказа МФУ от 21.12.2011 г. № 1684 была дополнена новым приложением — приложением ОК.

Теперь же, ввиду исключения этого требования, тем предприятиям, у которых в числе контрагентов есть и единоналожники, заполнять приложение ОК не нужно будет уже к декларации за три квартала 2012 года .

 

Старым убыткам продлили жизнь

С 01.07.2012 г. заработали изменения, внесенные Законом № 4834 в п. 3 подраздела 4 раздела ХХ НКУ: с I полугодия 2012 года налогоплательщикам с доходом за 2011 год 1 млн грн. и более убытки, возникшие по состоянию на 01.01.2012 г., нужно переносить на будущие периоды по особым правилам. Согласно этим правилам такие убытки погашаются на протяжении 4 лет (в 2012 — 2015 гг.) равномерно по 25 %. Причем в случае если 25 % отрицательного значения в течение «последнего» 2015 года не погашается, то на 2016 год сумма таких непогашенных «старых» убытков не переносится — т. е. окончательно пропадает.

Теперь в же п. 3 подраздела 4 раздела ХХ НКУ немного подкорректирован: во-первых уточнено, что убытки по состоянию на 01.01.2012 г. берутся с учетом убытков по состоянию на 01.01.2011 г. (абз 6); во-вторых (об этом мы предупреждали вас и в статье «Шанс для старых убытков: формируем правильное отрицательное значение объекта налогообложения» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 57, с. 10) внесены корректировки, дающие право таким плательщикам переносить непогашенные в течение 2015 года убытки (возникшие по состоянию на 01.01.2012 г.) на следующие налоговые периоды, до полного их погашения (абз. 10).

 

Прибавление у единоналожников: введены дополнительные группы

С 12.08.2012 г. для единоналожников введены две дополнительные группы работы на едином налоге: для физлиц — группа 5, а для юрлиц — группа 6. Для этих групп введены и свои ставки налогообложения. Подробнее новые условия работы на едином налоге рассмотрим в таблице.

 

Новые условия работы на едином налоге

Критерии

Физические лица — предприниматели

Юридические лица

группа 1

группа 2

группа 3

группа 5

группа 4

группа 6

1

2

3

4

5

6

7

Предельный объем дохода в течение календарного года, грн.

150000

1000000

3000000

20000000

5000000

20000000

Максимальное число наемных работников

не должен использовать наемный труд

10 (одновременно)

20 (одновременно)

50 (среднеучетная численность)

Ставки единого налога

В пределах 1 — 10 % от минимальной заработной платы на 1 января

В пределах 2 — 20 % от минимальной заработной платы на 1 января

при уплате НДС

3 %

7 %

3 %

7 %

при включении НДС в состав единого налога

5 % (1)

10 % (1)

5 %

10 %

Размер повышенной ставки

15 %

при уплате НДС

6 %

14 %

при включении НДС в состав единого налога

10 %

20 %

Особенности ведения учета

Введут Книгу учета доходов путем ежедневного, по итогам рабочего дня, отражения полученных доходов (по форме, утверждены приказом МФУ от 15.12.2011 г. № 1637)(2)

Неплательщик НДС (ставка 5 % и 10 %) — учет доходов как для групп 1 и 2

Ведут упрощенный бухгалтерский учет доходов и расходов с учетом положений п. 44.2 НКУ

Плательщик НДС (ставка 3 % и 7 %) — учет доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов (по форме, утвержденной приказом от 15.12.2011 г. № 1637) (2)

Применение РРО

Не применяют

Не применяют(3)

Применяют

(1)Теперь согласно п.п. 293.3.2 НКУ эта ставка обязательно применяется для физических лиц — предпринимателей, которые осуществляют деятельность по производству, поставке, продаже (реализации) ювелирных изделий и бытовых изделий из драгоценных метолов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней.

(2)Соответствующие изменения в форму должны быть внесены Минфином.
(3) Законом № 5083 не внесены изменения в п. 296.10 НКУ относительного того, что РРО не применяют все физлица-единоналожники, т. е. предприниматели 1 — 3 и 5 групп. Пункт 296.10 НКУ остался без изменений — в нем по-прежнему речь идет только о предпринимателях группы 1-3. Однако от применения РРО предпринимателей группы 5 освобождает п. 6 ст. 9 Закона об РРО, в котором освобождение касается всех физлиц-предпринимателей, уплачивающих единый налог. А это значит, что от применения РРО освобождены все физлица-единоналожники, в том числе и физлица, отосящиеся к группе 5.

 

Как следует из п.п. 298.1.5 НКУ при условии соблюдения плательщиком единого налога требований, установленных НКУ для выбранной им группы, такой плательщик может самостоятельно перейти на уплату единого налога, установленного для других групп плательщиков единого налога, путем подачи заявления о применении упрощенной системы налогообложения (по форме, утвержденной приказом Минфина от 20.12.2011 г. № 1675) в орган ГНС не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего квартала.

Поэтому для желающих как можно быстрее, а именно с 4 квартала 2012 года, перейти в новую группу (физлицам — в группу 5, а юрлицам — в группу 6), подать заявление о переходе (с этой целью в ее п. 5.2 делается соответствующая отметка) следует не позднее 14 сентября 2012 года.

Что касается смены единоналожниками группы в обязательном порядке, в частности при превышении ими предельно допустимого дохода, то для избежания аннулирования свидетельства единоналожники-физлица группы 3 и единоналожники-юрлица группы 4 могут подать заявление о смене группы (физлицу на 5, юрлицу на 6) не позднее 20 числа месяца, следующего за календарным кварталом, в котором произошло превышение дохода. А вот уже с группы 5 и группы 6 необходимо будет перейти на общую систему с 1-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором образовалось превышение.

И еще один момент для вновь образованных : зарегистрированные в установленном законом порядке субъекты хозяйствования, которые в течение 10 дней со дня госрегистрации подали заявление на применение упрощенной системы налогообложения 3 — 6 групп, считаются плательщиками единого налога со дня их госрегистрации (п.п. 298.1.2 НКУ).

 

Плата за пользование недрами для добычи полезных ископаемых

Этой порцией изменений подкорректированы некоторые ставки платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, а также корректирующие коэффициенты, применяемые к таким ставкам. Напомним, что изменения по этому налогу связаны в большей степени с прекращением действия норм разд. Х НКУ, регулирующего взимание рентной платы. С 01.01.2013 г. субъекты хозяйствования, добывающие углеводородное сырье, станут в увеличенном размере уплачивать плату за пользование недрами.

Кроме того, упразднены особые правила уплаты этого налога, которые должны были применяться со следующего года согласно изменениям, внесенным Законом № 4834 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 55, с. 46). Если ранее для них была предусмотрена уплата авансовых взносов ежемесячно авансовыми взносами (до 30 числа каждого месяца, а в феврале — до 28 или 29 числа) с окончательным расчетом в срок, установленный для уплаты налогов за квартальный налоговый (отчетный) период, то теперь это требование исключено. С 1 января 2013 года плательщики будут уплачивать плату за пользование недрами в течение 10 календарных дней после окончания предельного срока подачи налогового расчета за отчетный (налоговый) период (квартал), определенную в таком Расчете.

Предоставление налоговой отчетности такими плательщиками будет происходить по общеустановленным правилам, предусмотренным в пп. 263.11.1 и 263.11.2 НКУ.

 

Новшества в НДФЛ

Ряд изменений внесен Законом № 5083 и в раздел IV НКУ, определяющий порядок налогообложения доходов физических лиц. Часть из них носит «косметический» характер, на них останавливаться не будем. Уделим внимание только значительным изменениям.

1. Согласно измененному п.п. «в» п.п. 164.2.16 НКУ в налогооблагаемый доход физического лица не включается уплаченная работодателем-резидентом за свой счет по договорам долгосрочного страхования жизни или негосударственного пенсионного обеспечения плательщика налога сумма страховых платежей (страховых взносов, страховых премий), пенсионных взносов, если такая сумма не превышает 15 % начисленной таким работодателем суммы заработной платы плательщику налога в течение каждого отчетного налогового месяца, за который вносится страховой платеж (страховой взнос, страховая премия) или уплачивается пенсионный взнос, взносов в фонд банковского управления, но не более пяти размеров минимальной заработной платы, установленной законом о Государственном бюджете на соответствующий год, в расчете за месяц по совокупности таких взносов.

Таким образом, начиная с августа 2012 года предельная величина для невключения в налогооблагаемый доход страховых платежей (взносов, премий), взносов в фонд банковского управления будет определяться как 5-кратный размер минимальной зарплаты, установленной в соответствующем месяце. Напомним, что согласно ст. 13 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2012 год» от 22.12.2011 г. № 4282-VI размер минимальной заработной платы в августе — сентябре 2012 года составляет 1102 грн., в октябре — ноябре 2012 года — 1118 грн., в декабре 2012 года — 1134 грн. Согласно предыдущей редакции п.п. 164.2.16 НКУ данная граница равнялась сумме, определенной абзацем первым п.п. 169.4.1 НКУ (в 2012 году — 1500 грн.). Как видим, предел значительно увеличен.

2. Перечень необлагаемых доходов пополнила инвестиционная прибыль от операций с казначейскими обязательствами Украины, эмитированными центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную финансовую политику, в том числе от изменений курса иностранной валюты . Соответствующие изменения внесены в п.п. 165.1.52 НКУ.

3. Дополнен перечень доходов, которые облагаются по ставке 5 %. В их число попал доход в виде инвестиционной прибыли от операций с облигациями внутренних государственных займов, в том числе от изменения курса иностранной валюты (новый абзац десятый п. 167.2 НКУ).

4. Новшества коснулись порядка налогообложения иностранных доходов. Напомним, что по общему правилу в случае если источник выплаты каких-либо налогооблагаемых доходов является иностранным, сумма такого дохода включается в общий годовой налогооблагаемый доход налогоплательщика, который обязан подать годовую налоговую декларацию, и облагается по ставкам, установленным в п. 167.1 НКУ, т. е. по 15 % и 17 % (абзац первый п.п. 170.11.1 НКУ). В качестве исключения согласно новому абзацу второму п.п. 170.11.1 НКУ доход в виде дивидендов с иностранным источником их выплаты облагается по ставке, установленной п. 167.2 НКУ, т. е. по 5 %. Таким образом, теперь нет различий между порядком налогообложения дивидендов с источником происхождения из Украины и иностранными дивидендами — и те, и другие облагаются по ставке 5 %.

Вышеуказанные изменения в раздел IV НКУ начнут действовать с момента вступления в силу Закона № 5083.

С 1 января 2013 года:

— из п.п. 164.2.18 НКУ исчезнут доходы от сдачи (продажи) лома черных металлов. Однако пока это не означает, что такие доходы облагаться налогом на доходы физических лиц не будут. Ведь в перечень необлагаемых доходов законодатель их не перенес. В то же время в перечне налогооблагаемых доходов есть другие доходы (п.п. 164.2.19 НКУ), куда вполне могут подпадать доходы от сдачи (продажи) лома черных металлов до тех пор, пока их прямо не укажут в числе необлагаемых доходов;

— согласно новой редакции п.п. 165.1.25 НКУ в налогооблагаемый доход налогоплательщика не будет попадать сумма дохода, полученная им за сданные (проданные) вторичное сырье, бытовые отходы, лом цветных металлов, включая использованные (истощенные) аккумуляторы электрические свинцово-кислотные (код УКТ ВЭД 8548 10 21 00), остатки и лом электрических аккумуляторов с содержанием свинца (код УКТ ВЭД 8548 10 91 00) и лом драгоценных металлов, проданный НБУ. До указанной даты п.п. 165.1.25 НКУ позволяет не включать в налогооблагаемый доход сумму дохода, полученную плательщиком налога за сданное (проданное) им вторичное сырье и бытовые отходы, за лом драгоценных металлов, проданных НБУ.

 

Статус и полномочия налоговых органов

Окончательно уходит в небытие Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII. Напомним, со вступлением в силу НКУ он оставался действовать в части, касающейся правового статуса органов государственной налоговой службы, в том числе налоговой милиции. Теперь функцию по регулированию и этих вопросов тоже берет на себя НКУ. Так, в частности, в Кодексе появится норма, закрепляющая подробный перечень из 38 пунктов функций органов государственной налоговой службы (ст. 191). Также НКУ пополнится двумя новыми разделами:

разделом XVIII-1 «Должностные лица органов государственной налоговой службы и их правовая и социальная защита»;

разделом XVIII-2 «Налоговая милиция».

Интересная ситуация сложилась с распределением полномочий между Минфином и ГНСУ. Как наверняка заметили наши читатели, в какой-то момент в отношении большей части вопросов, ранее урегулированных приказами ГНАУ (либо в «новейшее время» уже ГНСУ), взамен последних стали появляться приказы Минфина. Это в первую очередь проявилось при утверждении форм налоговой отчетности, появлявшихся именно под грифом Минфина. Такая ситуация, с учетом того, что до последних изменений функция утверждения форм налоговой отчетности была закреплена за ГНСУ, вызывала как минимум недоумение. Оказалось, практика значительно опередила законодательное регулирование.

И вот только теперь Законом № 5083 законодатель меняет распределение сферы компетенции между Минфином и другими органами, наделяя его, в частности, полномочиями по:

— утверждению форм налоговых деклараций (п. 46.5 НКУ) и даже предоставлению в случае необходимости методрекомендаций по их заполнению (п.п. 12.3.6 НКУ);

— утверждению порядка возврата ошибочно
и/или излишне уплаченных денежных обязательств (п. 43.5 НКУ);

— установлению порядка ведения учета плательщиков налогов и сборов (п. 63.10 НКУ) и др.

Правда, новая формулировка п. 46.4 НКУ, согласно которой «если налогоплательщик считает, что форма налоговой декларации, определенная центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики (в прежней редакции — центральным контролирующим органом), увеличивает либо уменьшает его налоговые обязательства, вопреки нормам НКУ по такому налогу или сбору, он имеет право указать на этот факт в специально отведенном месте в налоговой декларации», может стать препятствием для предоставления подобного замечания в отношении тех форм, которые утверждались еще ГНАУ и так и не были переутверждены Минфином. Это, например, касается Декларации по акцизному налогу, форма которой утверждена приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1030, Налогового расчета по форме № 1ДФ, утвержденного приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1020, и некоторых других форм отчетности.

Во избежание недоразумений уточним, что полномочие по утверждению обобщающих налоговых консультаций осталось за ГНСУ.

Среди других изменений, коснувшихся порядка администрирования налогов и сборов, следует отметить:

1. Исключение полномочия по осуществлению контроля за наличием документа, подтверждающего государственную регистрацию юрлиц и физлиц-предпринимателей (п.п. 20.1.29 НКУ). Такую коррективу можно объяснить среди прочего тем, что после изменений, вступивших в силу более года назад и заключавшихся в отмене свидетельств о государственной регистрации, на момент проверки на руках у налогоплательщика может и не быть документа, подтверждающего его госрегистрацию в виде выписки или извлечения из Единого госреестра. Да и необходимости подтверждать факт госрегистрации перед налоговым органом нет никакой.

2. У налогоплательщиков теперь есть пять рабочих дней (вместо прежних трех) на предоставление в налоговый орган документов, указанных в акте проверки как отсутствующие. Указанный срок отсчитывается со дня получения налогоплательщиком акта проверки.

3. Судя по всему, в ближайших планах — создание органов ГНС в округах (их полномочия будут распространяться на два и более региона). Следовательно, с их появлением произойдут некоторые коррективы в структуре обжалования налоговых уведомлений-решений либо тех или иных действий налоговых органов на местах: вместо областной ГНС жалобу надо будет подавать в такой окружной налоговый орган (в случае его создания). В остальной части — все по-прежнему: жалоба на решение окружного органа ГНС подается в ГНСУ.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше