Открываем интернет-магазин: организационные моменты
Сегодня уже никого не удивишь возможностью совершения покупок по Интернету. Ведь порой именно виртуальная торговля как для продавцов, так и для покупателей является наиболее удобной и выгодной формой сотрудничества, позволяя первым начать собственный бизнес с меньшим объемом капиталовложений и затратами трудовых и финансовых ресурсов, а вторым — совершать покупки, не выходя из дома, сэкономив при этом время и деньги. Какие организационные моменты нужно учесть субъекту хозяйствования, решившему открыть интернет-магазин, рассмотрим в данной статье.
Людмила СОЛОШЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Понятие интернет-магазина и принципы работы
Сразу отметим, что специального законодательства, регулирующего работу интернет-магазинов, в том числе и дающего официальное определение этому понятию, нет. Из «профильных» же документов можно, пожалуй, на этот счет отметить Правила № 103, относящие такую деятельность к продаже товаров на заказ, т. е. к виду торговли, при котором потребитель заключает договор купли-продажи товаров с продавцом на расстоянии с помощью средств дистанционной связи, в частности Интернет.
И все же приведем общеустоявшееся определение этого понятия. Так, интернет-магазин — это сайт, торгующий товарами или услугами в Интернете, с которого можно выбрать и заказать необходимый товар или услугу (сформировать заказ, выбрать способ оплаты и доставки заказа и совершить покупку). Причем для осуществления интернет-торговли непременно иметь стационарное помещение (офис или склад) интернет-магазину вовсе необязательно — никаких законодательных требований на этот счет на сегодняшний день в этом плане нет. А поскольку интернет-торговля по сути является разновидностью торговой деятельности, то субъекту хозяйствования при ее осуществлении, кроме уже упоминаемых Правил № 103, нужно руководствоваться общим «торговым» законодательством и, в частности, соблюдать требования Закона о защите прав потребителей, Закона об РРО, «торгового» Порядка № 833, Правил № 206 продажи товаров почтой, а также прочих, касающихся торговли, нормативных документов, в частности правил торговли, установленных для отдельных видов товаров (продовольственных, непродовольственных и т. п.).
При этом сам процесс посещения интернет-магазина обычно заключается в следующем: покупатель заходит на сайт интернет-магазина, выбирает нужный товар, формирует заказ на него (заполняет бланк заказа, внося в него свои данные, выбирая способ оплаты и доставки), после чего заказанный товар доставляется покупателю.
Форму бланка заказа интернет-продавец разрабатывает самостоятельно, при этом согласно п. 2.4 Правил № 103 в ней должны отражаться:
— наименование субъекта хозяйствования;
— название товара, его цена (за единицу, штуку, 1 кг, 100 г, 1 м и т. п.);
— количество;
— общая стоимость товара;
— стоимость услуг, предоставляемых дополнительно;
— отметки о предварительной оплате;
— дата, время выполнения заказа и пр.
Для подтверждения заказа продавец зачастую по телефону или с помощью электронной почты связывается с покупателем.
При продаже товара покупателям на товар выдаются следующие сопроводительные документы: один экземпляр бланка заказа (на втором экземпляре потребитель, подтверждая получение заказа и оплату, проставляет свою подпись), расчетный документ (чек РРО, товарный чек, накладная), подтверждающий покупку, а при продаже товаров, на которые установлены гарантийные сроки, — также технический паспорт или другой заменяющий его документ (пп. 2.4 — 2.6 Правил № 103). В документах обязательно проставляется отметка о дате продажи (дне доставки) товара, а также наименовании субъекта хозяйствования, выполнившего заказ, заверяемая печатью (штампом) субъекта хозяйствования.
Уполномоченное лицо субъекта хозяйствования в обязательном порядке также должно проинформировать потребителя о наименовании и местонахождении субъекта хозяйствования, выполняющего функции по приему претензий от потребителей, а также проводящего ремонт и техническое обслуживание проданных товаров.
Способы расчетов и доставки товаров
На сегодняшний день интернет-магазины предлагают на выбор покупателю любой удобный способ расчетов:
— наличный расчет (в офисе продавца либо расчет наличными с курьером при доставке товара);
— безналичный расчет (банковским платежным поручением через банк, с зачислением средств на текущий счет продавца, включая безналичную оплату наложенным платежом через отделение связи, если товар доставляется покупателю по почте — для покупателя такой расчет является наличным);
— расчеты с применением БПК (банковских платежных карточек), которые могут осуществляться либо через специальное устройство (портативный импринтер), находящееся у курьера при доставке товара, либо как оплата непосредственно БПК на сайте (в таком случае интернет-продавцу нужно заключить с обслуживающим банком договор интернет-эквайринга для зачисления средств, поступающих с БПК покупателей, на счет продавца);
— оплата электронными деньгами и пр.
Заметим: второй и третий способы расчетов — это по сути платежи в безналичной форме (безналичные расчеты), предусматривающие зачисление средств на обычный текущий счет торгующего через интернет-магазин субъекта хозяйствования. Об электронных деньгах подробнее см. статью на с. 20.
Также на выбор покупателей предлагается любой из удобных способов доставки товаров:
— получение товара в магазине (складе, офисе) продавца;
— доставка товара курьером на дом (для чего может быть создана как собственная курьерская служба, так могут привлекаться и сторонние транспортные организации);
— доставка товара по почте.
Выбранный способ оплаты и доставки покупатель указывает при формировании заказа.
Предлагаемые на выбор покупателя «электронные» продукты можно получить, непосредственно скачав их с сайта интернет-магазина.
Разрешительные документы: лицензии, патенты
Субъекту хозяйствования, решившему осуществлять торговлю через интернет-магазин, следует учитывать, что в некоторых случаях для осуществления такой торговой деятельности могут понадобиться разрешительные документы (лицензии, патенты и пр., п. 1.3 Правил № 103).
Однако первое, что отметим, — для осуществления торговой деятельности разрешение на торговлю (известное в прошлом как «разрешение на размещение объекта торговли») субъекту хозяйствования получать не нужно — сбор за выдачу такого разрешения отменен (в ст. 10 НКУ в числе местных налогов и сборов его больше нет). Да и сам Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV, нужно заметить, выдачи такого разрешения не предусматривает (как отмечалось в письме Госкомпредпринимательства от 30.03.2011 г. № 3019 на этот счет, необходимость получения такого документа не предусмотрена ни одним законом Украины).
Лицензии
Что касается лицензий, то сразу укажем, что сама торговля через интернет-магазин (как вид деятельности) лицензированию не подлежит. Поэтому получать лицензию на нее не нужно.
Вместе с тем, как известно, осуществление отдельных видов деятельности (подлежащих лицензированию согласно ст. 9 Закона о лицензировании) требует получения лицензии. В торговле, в первую очередь, это, как правило, касается «лицензируемых» продаж алкогольных напитков и табачных изделий, к торговле которыми при этом выдвигаются определенные требования, без соблюдения которых получение лицензии становится невозможным.
Так, в частности, согласно «алкогольным» Правилам № 854 для торговли алкоголем в розницу субъект хозяйствования должен иметь торговое помещение площадью не менее 20 кв. м, оборудованное охранной и пожарной сигнализацией, достаточным освещением, отоплением и вентиляцией, а также РРО (на что также указывает и определение «места торговли» из ст. 1 Закона № 481; причем от количества находящихся в месте торговли РРО зависит плата за лицензию, в связи с чем перечень РРО приводится в приложении к лицензии). А значит, местом «алкогольной» торговли должно выступать помещение — стационарный объект (определенной площади) (кстати, о продажах в стационарных объектах также говорят и «табачные» Правила № 218). Попутно, пожалуй, заметим, что похожая ситуация складывается и с торговлей ювелирными изделиями, которая хотя как вид деятельности лицензированию не подлежит и не требует получения лицензии, однако осуществляться может также через стационарные объекты, оборудованные соответствующим торговым инвентарем, весоизмерительными приборами, охранной и пожарной сигнализацией (п. 2 «ювелирных» Правил № 460), в то время как торговать «нестационарно» — в мелкорозничной торговой сети, на рынках и с рук запрещено (подробнее о торговле ювелирными изделиями см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 46).
Поэтому так как получение «алкогольной» лицензии привязано к стационарному месту торговли (помещению определенной площади, оборудованному РРО), то напрямую (без привязки к стационарному помещению) осуществлять дистанционную торговлю алкоголем не получится. Другое дело, если оформить все это как поручение со стороны заказчика (покупателя) лицу, осуществляющему доставку.
Так что хотя как такового перечня запрещенных «к продаже через Интернет» товаров не существует (согласно п. 1.3 Правил № 103 ассортимент реализуемых через интернет-магазин товаров определяется субъектом хозяйствования самостоятельно, при этом из прямо запрещенных к продаже «через Интернет» можно выделить разве что торговлю лекарственными средствами, п. 2.6 «лекарственного» приказа Минздрава Украины от 31.10.2011 г. № 723), в отношении тех или иных товаров все же предстоит учитывать свои ограничения, особенности и правила торговли.
Патенты
Как известно, торговая деятельность за наличные, другие наличные платежные средства и с использованием платежных карточек (п.п. 14.1.246 НКУ) в пунктах продажи товаров подлежит патентованию. При этом к пунктам продажи п.п. 14.1.211 НКУ, кроме стационарных торговых точек (магазинов, малых архитектурных форм, оптовых баз, магазинов-складов), также отнесены автомагазины, развозки и другие виды передвижной торговой сети. В связи с этим если интернет-торговля за наличные происходит со стационарных объектов (магазинов, складов) либо с использованием передвижной торговой сети (с доставкой товаров курьером покупателям на дом и проведением наличных расчетов в месте доставки, консультация в разделе 120.01 ЕБНЗ), то субъекты хозяйствования, осуществляющие такую торговую деятельность, являются плательщиками сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, в связи с чем должны приобрести торговый патент в порядке, установленном ст. 267 НКУ.
При этом торговый патент на проведение торговой деятельности приобретается отдельно для каждого пункта продажи товаров (п.п. 267.4.6 НКУ). Поэтому если товары, предположим, будут реализовываться покупателям за наличные как в помещении субъекта хозяйствования (магазине, офисе, складе), так и с помощью передвижной торговой сети (с доставкой товаров курьером покупателям на дом), то субъекту хозяйствования придется приобрести два отдельных патента — один для торгового помещения (стационарного пункта продажи), а второй для автотранспортного средства (передвижной торговой точки; в заявке на приобретение торгового патента в таком случае делается пометка «выездная торговля»). Если же товары, заказанные в интернет-магазине, будут реализовываться покупателям за наличные каким-то одним из указанных способов (т. е. через какой-то один пункт продажи — «стационарный» или «передвижной»), то в этом случае достаточно будет одного патента на такой пункт продажи товаров.
Согласно пп. 267.6.1, 267.6.3 НКУ торговый патент, полученный:
— на стационарное помещение, должен быть размещен на фронтальной витрине магазина, а при ее отсутствии — возле РРО;
— на передвижное транспортное средство — на табличке доставляющего товары транспортного средства или находиться у курьера. При этом торговый патент, полученный на осуществление передвижной торговли, является действующим по всей территории Украины (п.п. 267.6.6 НКУ).
Заметим, что от сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности и приобретения торгового патента освобождены плательщики единого налога (п.п. 5 п. 297.1 НКУ). Поэтому им торговый патент приобретать не нужно.
РРО
Как известно, расчеты с покупателями в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров/услуг в сфере торговли, общественного питания и услуг должны осуществляться через РРО (ст. 3 Закона об РРО). А значит, субъекту хозяйствования, предлагающему на выбор покупателя оплатить заказанные в интернет-магазине товары в офисе (магазине, на складе) наличностью либо платежной карточкой (в безналичной форме), для проведения таких расчетов понадобится РРО.
В случае доставки заказанных в интернет-магазине товаров на дом покупателям, для проведения наличных расчетов (приема наличности и выдачи покупателю расчетного документа — чека) иметь РРО при себе должен доставляющий товар курьер. В связи с этим субъекту хозяйствования придется приобрести портативный РРО какой-либо модели из включенных в Государственный реестр регистраторов расчетных операций.
Впрочем, при соблюдении определенных условий в этом случае можно обойтись и без РРО и проводить расчеты на дому у покупателей с использованием только расчетных книжек (РК) и книг учета расчетных операций (КУРО). Ведь ст. 10 Закона об РРО и п. 2 разработанного «под нее» Перечня № 1336 разрешает проводить расчеты без РРО, но с использованием КУРО и РК при передвижной торговле — розничной торговле за пределами стационарных помещений, осуществляемой через средства передвижной торговой сети (в частности, автомагазины, авторазвозки и т. п.). Правда, для этого годовой объем расчетных операций от передвижной торговли у субъекта хозяйствования (в целом от всех «передвижных» пунктов) не должен превышать 200 тыс. грн. Иначе придется применять РРО на общих основаниях.
Попутно напомним, что от применения РРО, КУРО и РК освобождены предприниматели-единоналожники (п. 296.10 НКУ, п. 6 ст. 9 Закона об РРО; вместе с тем, следуя положениям ч. 11 ст. 8 Закона о защите прав потребителей, по требованию покупателей предприниматели-упрощенцы должны выдавать подтверждающий продажу документ (с датой продажи) произвольной формы — к примеру, товарный чек, товарную накладную, расчетную квитанцию и т. п.). Также РРО не понадобится если:
— покупатели будут, к примеру, оплачивать товар безналичным способом, внося наличные средства в кассу банка (с последующим зачислением денежных средств на текущий счет продавца);
— товары будут покупателям доставляться почтой (когда расчеты для продавца — поступление денег на текущий счет — также окажутся безналичными).
Таким образом, применение РРО, как видим, зависит от способа оплаты товара и его доставки.
Интернет-торговля: бухгалтерский и налоговый учет
В целом, нужно заметить, учет интернет-продаж аналогичен учету обычных торговых операций (о расходах на создание и содержание сайта далее в рамках отдельной статьи мы поговорим отдельно, см. статью на с. 11).
Бухгалтерский учет. Как известно, согласно п. 8 П(С)БУ 15 доход от реализации товаров в бухгалтерском учете признается при одновременном соблюдении следующих условий:
— покупателю переданы риски и выгоды, связанные с правом собственности на товар;
— предприятие не осуществляет в дальнейшем управление и контроль над реализованным товаром;
— сумма дохода (выручки) может быть достоверно определена;
— существует уверенность, что в результате операции произойдет увеличение экономических выгод предприятия, а расходы, связанные с этой операцией, могут быть достоверно определены.
Такие условия выполняются на дату фактического получения товара покупателем. А значит, на дату доставки товара покупателю продавец должен отразить доход.
Одновременно с признанием дохода в бухгалтерском учете отражаются и связанные с его получением расходы (п. 7 П(С)БУ 16) — себестоимость товаров, реализованных покупателям.
Налоговый учет. В налоговом учете доходы от реализации товаров признаются по дате перехода к покупателю права собственности на товар (п. 137.1 НКУ), и стало быть, в общем случае, по дате вручения товара покупателю (ст. 334 ГКУ). Полученные от покупателей авансы и предоплаты доходом не считаются (п.п. 136.1.1 НКУ). При этом в периоде признания доходов признаются и расходы — себестоимость реализованных товаров (п. 138.4 НКУ).
А вот в НДС-учете (в случае, если продавец, конечно, зарегистрирован плательщиком НДС) работает правило первого события, согласно которому налоговые обязательства по НДС возникают на дату события, которое произошло первым: либо на дату отгрузки товаров, либо на дату поступления оплаты за товар от покупателя (п. 187.1 НКУ).
Учет продаж товаров в интернет-магазине рассмотрим на примерах.
Пример. Покупатель заказал в интернет-магазине телевизор стоимостью 4800 грн. (в том числе НДС — 800 грн.); себестоимость телевизора — 2500 грн. Товар доставлен покупателю курьером на дом. Наличные расчеты за товар проведены на дому у покупателя.
В учете операции отразятся следующим образом:
Продажа товаров через интернет-магазин
(с оплатой наличными курьеру)
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Бухгалтерский учет | Сумма, | Налоговый учет | ||
Дт | Кт | доходы | расходы | |||
1 | Передан телевизор курьеру для доставки | 282 | 281 | 2500 | — | — |
2 | Начислены налоговые обязательства по НДС | 643 | 641 | 800 | — | — |
3 | Передан товар покупателю | 301 | 702 | 4800 | 4000 | 2500 |
702 | 643 | 800 | — | — | ||
4 | Списана себестоимость реализованного товара | 902 | 282 | 2500 | — | — |
5 | Отражен финансовый результат от операции | 702 | 791 | 4000 | — | — |
791 | 902 | 2500 | — | — |
Пример. Покупатель заказал в интернет-магазине кондиционер стоимостью 7200 грн. (в том числе НДС — 1200 грн.); себестоимость кондиционера — 4400 грн. Товар покупатель оплатил безналичным способом путем перечисления предоплаты на текущий счет интернет-продавца. Оплаченный товар доставлен покупателю.
В учете операции отразятся следующим образом:
Продажа товаров через интернет-магазин
(безналичная форма оплаты)
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Бухгалтерский учет | Сумма, | Налоговый учет | ||
Дт | Кт | доходы | расходы | |||
1 | Поступила предоплата за кондиционер от покупателя | 311 | 681 | 7200 | — | — |
2 | Начислены налоговые обязательства по НДС | 643 | 641 | 1200 | — | — |
3 | Передан кондиционер курьеру для доставки | 282 | 281 | 4400 | — | — |
4 | Передан товар покупателю | 361 | 702 | 7200 | 6000 | 4400 |
702 | 643 | 1200 | — | — | ||
5 | Списана себестоимость реализованного товара | 902 | 282 | 4400 | — | — |
6 | Отражен зачет задолженности | 681 | 361 | 7200 | — | — |
7 | Отражен финансовый результат от операции | 702 | 791 | 6000 | — | — |
791 | 902 | 4400 | — | — |
Защита прав потребителей
Как и любой торгующий субъект, реализующий товары конечным покупателям (гражданам, п. 22 ст. 1 Закона о защите прав потребителей), интернет-продавец должен соблюдать требования законодательства о защите прав потребителей (в Законе о защите прав потребителей на случай заключения договоров с помощью средств дистанционной связи, в том числе Интернет, есть отдельная ст. 13 «Право потребителя в случае заключения договора на расстоянии», в большей части дублирующая собой положения Правил № 103). Также на это прямо указывают и пп. 1.19, 1.20, 4.1, 4.2 Порядка № 103, предусматривающие, в частности, что:
— требования потребителей относительно качества, безопасности, гарантийного ремонта и обмена товаров удовлетворяются субъектом хозяйствования в соответствии с Законом о защите прав потребителей;
— за нарушение законодательства о защите прав потребителей субъект хозяйствования несет ответственность согласно законодательству (установленную, напомним, ст. 23 Закона о защите прав потребителей, а также ст. 1561 КоАП).
Так, перед заключением договора на расстоянии продавец обязан предоставить потребителю следующую информацию (ч. 2 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, п. 1.5 Правил № 103):
— наименование продавца, его местонахождение (т. е. помимо адреса сайта, фактическое местонахождение продавца, сведения о котором внесены в Госреестр) и порядок принятия претензий;
— основные характеристики продукции;
— цену, включая плату за доставку, а также условия оплаты;
— гарантийные обязательства и другие услуги, связанные с содержанием или ремонтом продукции;
— прочие условия поставки или выполнения договора;
— минимальную продолжительность договора, если он предусматривает периодические поставки продукции или услуг;
— стоимость телекоммуникационных услуг, если она отличается от предельного тарифа;
— период принятия предложений;
— порядок расторжения договора.
Как правило, указанная информация размещается на сайте интернет-магазина.
В случае непредоставления такой информации продавец несет ответственность в соответствии со ст. 15 и 23 Закона о защите прав потребителей.
Причем если иное не предусмотрено договором, заключенным на расстоянии, то продавец обязан поставить товар потребителю в течение приемлемого срока, но не позднее 30 дней с момента получения согласия потребителя на заключение договора.
Отдельными частями 4 — 5 ст. 13 Закона о защите прав потребителей при интернет-торговле оговорены права потребителей относительно возможности расторжения договора, заключенного на расстоянии. Так, покупатель имеет право (по желанию, никакие особые условия и основания для этого не выдвигаются) расторгнуть заключенный на расстоянии договор путем уведомления об этом продавца в течение 14 дней с момента подтверждения информации или с момента получения товара или первой поставки товара. Указанный срок увеличивается до 90 дней в случае предоставления покупателю недостоверной или неполной информации о сделке (в случае исправления в течение этого срока информации расторжение договора происходит по общим правилам — т. е. становится возможным в течение 14 дней с момента получения исправленного подтверждения). Так что, строго говоря, если такие сроки соблюдаются, то покупатель имеет право на расторжение договора и «отказа» от товара, заказанного в интернет-магазине.
Вместе с тем такое право расторжения сохраняется за потребителем не всегда и потребитель не имеет права расторгнуть договор, заключенный на расстоянии, если (ч. 5 ст. 13 Закона о защите прав потребителей):
1) поставка товара или услуги электронными средствами связи (очевидно, имеется в виду электронный продукт) по согласию покупателя произошла до окончания срока расторжения договора (14 дней с момента уведомления) с уведомлением потребителя;
2) цена товара зависит от котировок на финансовом рынке (т. е. находится вне контроля продавца);
3) договор касается переработки или изготовления товара по заказу потребителя (т. е. когда товар не может быть продан другим лицам или может быть продан только с существенными потерями для продавца);
4) потребитель открыл аудио- или видеокассету или носитель компьютерного обеспечения, поставленный запечатанным;
5) договор касается доставки периодических изданий;
6) договор касается лотерей или других азартных игр.
Что касается возможных претензий и требований потребителей в отношении качества, безопасности, гарантийного ремонта и обмена товаров, то они также удовлетворяются интернет-продавцом в соответствии с Законом о защите прав потребителей (в частности, с учетом положений ст. 8 — 9), согласно общеустановленным правилам (п. 1.20 Правил № 103).
Возврат денежных средств покупателю. Кстати если расторгается договор, по которому товар, предположим, был оплачен покупателем через терминал платежной карточкой, то по договоренности сторон деньги покупателю могут быть возвращены любым удобным способом: либо путем зачисления на БПК, либо наличными (с проведением операции возврата через РРО и распечатыванием фискального чека выдачи денежных средств формы № ФКЧ-2, см. определение «расчетная операция» из ст. 2 Закона об РРО) — если, конечно, заключенный с банком договор на использование платежного терминала или договор на обслуживание БПК не устанавливают запрета на возврат наличными.
Хотя налоговики, заметим, полагают, что возврат денежных средств в подобных случаях должен осуществляться исключительно тем же способом, что и их выдача, иначе (при «наличном» возврате) контролирующие органы начинают говорить якобы о нарушении законодательства (консультация в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2010, № 15, с. 42). На самом деле, нужно заметить, никаких норм, «запрещающих» осуществлять расчеты при возвратах, в том числе и «наличным» способом, в законодательстве нет. Примечательно, что в прошлом, к примеру, этот момент (выбор любого удобного для сторон — наличного или безналичного — порядка расчета) прямо оговаривался в п. 3.14 «старого» Положения о порядке эмиссии платежных карточек и осуществлении операций с их применением, утвержденного постановлением Правления НБУ от 19.04.2005 г. № 137. В пришедшем же ему на смену «новом» Положении, утвержденном постановлением Правления НБУ от 30.04.2010 г. № 223, больше никаких оговорок в этом плане нет. Вместе с тем аналогичное уточнение на сегодняшний день можно встретить в п. 2.9 гл. 2 разд. IX Правил № 620, предусматривающем, что возврат средств за возвращенный товар торговец по согласию сторон осуществляет наличными или в безналичной форме путем зачисления суммы на БПК покупателя.
Таким образом, действующим законодательством не установлено никаких ограничений относительно способа осуществления расчетов за возвращенный товар с покупателем, что, в свою очередь, разрешает сторонам решать этот вопрос по своему усмотрению (с учетом опять же существующих договоренностей с банком и отсутствия в договорах запрета на возврат наличными; подробнее обо всех нюансах, связанных с возвратом разного рода оплат/предоплат, читайте в одном из ближайших номеров газеты «Налоги и бухгалтерский учет»).
Если же вопросы по поводу комплектности, качества, возврата, замены товаров возникают между продавцами и покупателями юридическими и физическими лицами — субъектами хозяйствования, то такие взаимоотношения сторон регулируются общими нормами гражданского законодательства (гл. 54 ГКУ, гл. 30 ХКУ).