Темы статей
Выбрать темы

Вы нам писали. Возвраты предоплат и оплат за товары и услуги

Редакция НиБУ
Статья

Возвраты предоплат и оплат за товары и услуги

 

В ходе подготовки редакционного комментария к письму НБУ от 05.03.2012 г. № 25-310/528-2500 («Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 43) стала ясна необходимость дополнительного освещения темы возврата денежных средств за товары/услуги с особым акцентом на взаимосвязь между формой (наличной, безналичной) внесения денег и формой их возврата покупателю/заказчику. Как известно, со стороны налоговиков давно отмечаются неоправданные ограничения права самостоятельного выбора потребителями и торговцами формы расчетов между ними при возвратах денежных средств. Более того, в отдельных случаях банки также настаивают на безналичных возвратах, если оплата осуществлялась по платежной карточке, обслуживаемой ими. Актуальность заявленной темы подтвердилась вопросом читателя, поэтому было принято решение не откладывать ее в долгий ящик.

Игорь ХМЕЛЕВСКИЙ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», i.khmelevskiy@id.factor.ua

 

Документы статьи

ГКУ Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Закон № 1023 — Закон Украины «О защите прав потребителей» в редакции Закона от 12.05.91 г. № 1023-XII.

Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Инструкция № 22 — Инструкция о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденная постановлением Правления НБУ от 21.01.2004 г. № 22.

Порядок № 614 — Порядок регистрации, опломбирования и применения регистраторов расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

Письмо № 14083 — обзорное письмо ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14083/7/23-7017/572.

Вопрос, заданный на форуме газеты «Налоги и бухгалтерский учет» (www.nibu.factor.ua/forum/), заключался в следующем: если покупатель заплатил за товар банковской платежной картой (БПК), то:

1) можно ли по его требованию вернуть деньги за возвращаемый им товар наличными из кассы;

2) как поступить при отсутствии в РРО необходимой суммы денежных средств;

3) что делать в случае осуществления возврата в безналичной форме, если нет денег на том текущем счете, на который ранее была зачислена оплата?

Логично предположить, что читателя, вероятнее всего, интересует ответ с позиции торгового предприятия — именно в деятельности таких предприятий подобные ситуации возникают чаще всего. В то же время проблема возвратов касается и предприятий, оказывающих разного рода услуги населению. Тем не менее, чтобы не уводить разговор в сторону, первое место отдадим рассмотрению правоотношений, которые возникают в сфере розничной торговли, а об услугах будем говорить дополнительно по мере необходимости. И начнем с нескольких общих моментов, которые имеют место при осуществлении расчетов.

 

Расчеты в торговле и сфере услуг: основные моменты

Очевидно, что нельзя вести разговор о нюансах осуществления расчетов в розничной торговле и сфере услуг без упоминания о необходимости применения в ходе таких расчетов регистраторов расчетных операций. Согласно ст. 3 Закона об РРО обязанность проводить расчетные операции на полную сумму покупки (предоставления услуги) через зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы регистраторы расчетных операций установлена для тех субъектов хозяйствования, которые осуществляют расчетные операции при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг.

При этом из определения термина «расчетная операция»* из ст. 2 указанного Закона, следует, что такая обязанность возникает независимо от того, наличную или безналичную (платежными карточками, платежными чеками, жетонами и т. п.) форму расчета избрал покупатель при оплате товаров (услуг). Кроме того, РРО следует применять также при выдаче средств за возвращенный покупателем товар (непредоставленную услугу), причем опять же независимо от того, наличными деньгами или по безналу (путем зачисления средств на карточку) происходит такой возврат.

* Приведем это определение полностью, поскольку на него придется неоднократно ссылаться: «расчетная операция — прием от покупателя наличных средств, платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п. по месту реализации товаров (услуг), выдача наличных средств за возвращенный покупателем товар (непредоставленную услугу), а в случае применения банковской платежной карточки — оформление соответствующего расчетного документа по оплате в безналичной форме товара (услуги) банком покупателя или, в случае возврата товара (отказа от услуги), оформление расчетных документов по перечислению средств в банк покупателя».

Таким образом, если субъект хозяйствования проводит расчеты с покупателями через РРО**, то и возврат денежных средств в связи с возвратом товара/отказом от услуги ему нужно регистрировать в РРО (правда, не во всех случаях, а только если такая операция соответствует определению расчетной операции — на этом мы еще остановимся).

** Здесь и далее мы не говорим о тех субъектах хозяйствования, которые освобождены от применения регистраторов расчетных операций в соответствии со ст. 9 Закона об РРО. Такие лица без каких-либо оговорок могут возвращать денежные средства покупателю, не проводя их через РРО.

При оформлении возвратов в РРО регистрируют отрицательную сумму и распечатывают фискальный чек выдачи денежных средств (форма № ФКЧ-2, установленная Порядком № 614), который выдают покупателю. Если кассовый аппарат не накапливает отрицательных сумм в фискальной памяти, то выдача наличных оформляется как «служебная выдача». Применение операции «сторно» не допускается.

Вопрос о том, насколько жестко связана форма оплаты за товар/услугу (наличная или безналичная) с формой, в которой должен происходить возврат денежных средств, является предметом исследования этой статьи, но прежде чем переходить к нему, рассмотрим для большей ясности, при каких ситуациях у субъектов хозяйствования возникает необходимость возврата денежных средств.

 

Возвраты денег в торговле и сфере услуг: когда и на основании чего

Ситуаций, когда законодательство обязывает субъектов хозяйствования в розничной торговле и сфере услуг вернуть покупателю/заказчику денежные средства, не так уж и много. Перечислим их:

(1) возврат денежных средств за возвращаемый товар:

ненадлежащего качества, если выявлены существенные недостатки товара (ст. 8 Закона № 1023);

надлежащего качества, если товар не подошел по тем или иным параметрам и в продаже нет аналогичного (ст. 9 этого Закона).

Поскольку для целей этой статьи не имеет значения, происходит возврат средств за качественный или некачественный товар, то акцентировать на этом внимание не будем;

(2) возврат денежных средств при уменьшении цены, когда потребитель, выявив определенные (не считающиеся существенными) недостатки товара (оказанной услуги), обращается к продавцу (исполнителю) с требованием о пропорциональном (соответствующем) уменьшении цены согласно ч. 1 ст. 8 (ч. 3 ст. 10) Закона № 1023;

(3) возврат аванса за неполученный товар, например, в случае непоставки товара в срок
(ч. 2 ст. 693 ГКУ);

(4) возврат денежных средств при оказании услуг. Здесь можно говорить только о возврате аванса за услуги, которые фактически оказаны не были, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 901 ГКУ услуга потребляется в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности, следовательно, некорректно вести речь о возврате услуги (и денег за нее) в случае, если эта услуга в действительности была оказана.

Отдельно следует выделить ситуацию, когда согласно ч. 4 ст. 10 Закона № 1023 при наличии в оказанной услуге существенных недостатков потребитель требует расторжения договора о предоставлении услуг и возмещения убытков. Существует важное отличие между расторжением договора купли-продажи товара и договора о предоставлении услуг: в последнем случае не возвращаются ранее уплаченные денежные средства, а происходит возмещение убытков (этот момент имеет значение для решения вопроса о применении РРО, о чем скажем ниже).

Чтобы никто из субъектов хозяйствования не остался без внимания, рассмотрим нюансы возврата денежных средств применительно ко всем перечисленным ситуациям.

 

Возвраты и РРО: всегда ли между ними существует связь?

Независимо от того, вносится ли оплата за товары (услуги) в наличной или в безналичной (с помощью БПК) форме, применение РРО является обязательным, поскольку такая хозяйственная операция укладывается в определение расчетной операции. Очевидно, что другие безналичные способы оплаты, к примеру, внесение наличных в кассу банка для зачисления на счет получателя, к необходимости использования РРО продавцом не приводят.

Что касается возвратов денежных средств, то здесь следует разделять не столько форму расчетов (хотя и она, безусловно, имеет значение), сколько, в первую очередь, за что именно происходит такой возврат.

Возврат оплаты за товар (ситуация (1)). Тут никаких сомнений нет: выдача наличных средств за возвращаемый покупателем товар или оформление при этом расчетных документов для перечисления средств в банк покупателя с позиции Закона об РРО является расчетной операцией. В связи с этим лица, осуществляющие такой возврат, обязаны проводить указанные операции через РРО с распечатыванием соответствующих расчетных документов, подтверждающих выполнение расчетных операций, и выдавать лицу, возвращающему товар, расчетный документ установленной формы на полную сумму проведенной операции.

Частичный возврат оплаты за товар/услугу (ситуация (2)). При буквальном прочтении эта ситуация не соответствует определению расчетной операции, поскольку речь здесь идет об уменьшении цены за товар/услугу, которое не сопровождается возвратом товара/отказом от услуги. Несмотря на это налоговики наверняка будут требовать, чтобы возврат наличными или безналичный возврат на карточку проводился с использованием опломбированного и зарегистрированного в установленном порядке и переведенного в фискальный режим работы регистратора расчетных операций. Как поступать при наличии таких требований контролирующих органов, каждому субъекту хозяйствования придется решать самому.

Возврат предоплаты за товар (ситуация (3)). Если речь идет о возврате предоплаты наличными за товар, который фактически находился у продавца и покупателю не передавался, то такая операция не соответствует определению расчетной операции, приведенной в ст. 2 Закона об РРО. Ведь для того, чтобы такая операция считалась расчетной, должен иметь место факт выдачи наличных средств за ранее оплаченный, полученный покупателем и возвращаемый теперь продавцу товар. А в рассматриваемом случае какого-либо движения товара не происходит, продавец просто возвращает покупателю денежные средства в размере внесенной предоплаты (аванса).

Таким образом, выдача наличности покупателю при возврате ранее внесенной им предоплаты за товар не требует обязательного применения РРО — при ее выполнении вполне можно ограничиться выпиской расходного кассового ордера. На наш взгляд, операция по возврату «неотоваренной» предоплаты не будет считаться расчетной и тогда, когда продавец возвращает деньги обратно на карточку покупателя. Иначе говоря, проводить такой безналичный возврат через РРО также не требуется — достаточно подготовить платежное поручение на перечисление денежных средств с текущего счета продавца на карточный счет* покупателя.

* На сегодня правильное и полное название этого счета — «текущий счет, операции по которому могут осуществляться с использованием специальных платежных средств» (см. об этом в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 74, с.4), но мы для краткости будем пользоваться его старым названием.

Однако не лишним будет предостеречь наших читателей, что налоговые органы на местах имеют на этот счет свою точку зрения. Так, они категорически утверждают, что использовать РРО в таких ситуациях все же следует, поскольку возврат денежных средств (предоплаты) покупателю за товар, по их мнению, является именно расчетной операцией. И, как следствие, к тем субъектам хозяйствования, которые проводят такие операции без РРО, налоговики применяют соответствующие штрафные санкции (информацию о ныне действующих размерах штрафов за нарушения в сфере РРО см. в статье, опубликованной в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 66, с. 11).

Бесспорно, позиция налоговых органов по данному вопросу не выдерживает никакой критики, тем не менее именно в таком виде она содержится в письме № 14083 (см. пп. 2.2.55 и 2.2.147). В нем, в частности, говорится, что в исчерпывающем перечне случаев освобождения субъектов хозяйствования от применения регистраторов расчетных операций и расчетных книжек при проведении расчетов, который содержится в ст. 9 Закона об РРО, случай неприменения РРО при возврате покупателю наличных** денежных средств за неполученный им товар не назван. Поэтому, скорее всего, субъекты хозяйствования будут вынуждены отстаивать свою правоту в суде.

** В указанных подпунктах письма речь идет только о возврате наличных, но, судя по его аргументации, налоговики будут также возражать против безналичного возврата предоплаты за товар на карточку без применения РРО.

Возврат предоплаты за услугу (ситуация (4)). Если субъекту хозяйствования приходится возвращать аванс за услугу, которая по тем или иным причинам им фактически не оказывалась, то такой возврат считается расчетной операцией, поскольку, как указывалось выше, в понятие расчетной операции входит, помимо прочего, выдача денежных средств за непредоставленную услугу (см. сноску на с. 38). Таким образом, возвращать частичный или полный аванс за непредоставленную услугу придется с применением РРО. Этот вывод справедлив как при наличной, так и при безналичной (путем зачисления на карточный счет) форме возврата.

Добавим, что тот частный случай, который описан в конце предыдущего раздела статьи, — возмещение убытков при обнаружении существенного недостатка в оказанной услуге — однозначно не подпадает под определение расчетной операции. Ведь речь в данном случае идет не о возврате денежных средств, ранее уплаченных за услугу, а именно о возмещении убытков, даже если эти суммы окажутся равными между собой. Следовательно, те исполнители услуг, которые в силу определенных обстоятельств применяют регистраторы расчетных операций, выплату такого возмещения могут проводить без РРО как наличными из кассы предприятия по расходному кассовому ордеру, так и безналичным перечислением денежных средств.

С необходимостью привлекать РРО при возврате разного рода оплат/предоплат вроде бы разобрались. А что все-таки можно сказать о форме осуществления таких возвратов? Допускается ли наличные поступления вернуть по безналу и, наоборот, безналичные — наличными?

 

Предоплата (оплата) по БПК — возврат наличными и наоборот: законно ли это?

Существует устоявшееся мнение, что субъекты хозяйственной деятельности, применяющие в обязательном порядке регистраторы расчетных операций, не могут по своему усмотрению менять форму (наличную на безналичную и наоборот), в которой будет происходить возврат денежных средств. При таком подходе, если в любой из четырех рассмотренных выше ситуаций возврат денег подлежит проведению через РРО, это означает, что вернуть их можно только так, как они были уплачены: если наличными, то наличными, если с помощью БПК, то обратно на БПК.

Основания для этого при желании можно найти в определении расчетной операции (см. сноску на с. 38), в котором попарно сгруппированы прямая (оплата товара) и обратная (возврат денежных средств) операции для наличных расчетов и расчетов при помощи БПК. В нем, в частности, сказано, что расчетная операция при применении платежной карточки — это оформление расчетного документа по оплате в безналичной форме товара банком покупателя, а при возврате товара — оформление расчетных документов по перечислению денежных средств в банк покупателя.

Обычно полагают, что эта связка нерасторжима: если покупатель оплатил товар карточкой, то и при возврате товара он должен получить «безналичные» деньги на свой карточный счет. Однако непредвзятый ответ на вопрос, вынесенный в подзаголовок, состоит в том, что действующее законодательство не ограничивает субъекта хозяйствования в праве применить в данном случае как безналичную (путем зачисления денежных средств на банковский, в том числе карточный, счет покупателя — физического лица, если тот у него имеется), так и наличную форму расчета (путем выдачи денежных средств из кассы предприятия).

Объясняется это довольно просто: согласно ст. 526 ГКУ любое обязательство (и возврат предоплаты в том числе) должно выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями этого Кодекса, других актов гражданского законодательства, а при отсутствии таких условий и требований — согласно обычаям делового оборота или другим требованиям, которые обычно предъявляются.

Поскольку гражданское законодательство не устанавливает конкретного способа выполнения обязательства по возврату аванса, то, следовательно, на первое место выходят условия договора между продавцом и покупателем. Это значит, что исходя из принципа свободы договора, который является одним из основных принципов обязательственных правоотношений, стороны вправе прекратить существующее между ними обязательство любым не запрещенным законом способом, причем не только путем уплаты денежных средств должником кредитору, но и, например, зачетом встречных однородных требований (ст. 601 ГКУ), новацией, т. е. заменой первоначального обязательства новым обязательством между теми же сторонами (ст. 604 ГКУ), прощением долга (ст. 605 ГКУ) и проч.

Если стороны все же договорятся о выполнении денежного обязательства по возврату аванса в денежной форме, то никаких ограничений по форме расчетов (наличной или безналичной) при этом не существует. Более того, Закон об РРО, на который любят ссылаться приверженцы обратного подхода, также не содержит нормы, которая бы прямо вводила какие-либо ограничения на этот счет. В определении расчетной операции говорится всего лишь о разновидностях расчетных операций, но не о запрете торговцу выплатить покупателю наличные при возврате товара, оплаченного по безналичному расчету. К сожалению, время от времени налоговики создают нездоровый ажиотаж вокруг рассматриваемого нами вопроса, что и заставляет отдельных торговцев отказывать покупателям в их законном праве выбора формы расчетов при возврате товара/услуги.

Справедливости ради следует заметить, что в свое время ГНАУ демонстрировала достаточно взвешенный, на наш взгляд, подход к указанной проблеме (см. п. 2.2.45 письма № 14083): «если предоплата за товар (услуги) осуществлялась в безналичной форме, то возврат средств за неполученный товар (непредоставленную услугу) производится в безналичной форме через учреждение банка или в случае наличной формы расчетов либо использования банковской платежной карты — с применением РРО и оформлением соответствующего расчетного документа (кассового чека РРО)». Несмотря на то что приведенная выше цитата грешит против правды в части необходимости тотального применения РРО при возвратах денежных средств (наша позиция на этот счет изложена в предыдущем разделе статьи), в части, касающейся свободы выбора формы расчетов, она абсолютно верна.

Правда, в действующем на тот момент Положении о порядке эмиссии платежных карт и осуществления операций с их применением, утвержденном постановлением Правления НБУ от 19.04.2005 г. № 137 (утратило силу с 19.07.2010 г.), прямо указывалось, что возврат средств за возвращенный товар, неполученную (некачественную) услугу осуществляется путем их зачисления на картсчет в порядке, определенном правилами платежной системы, или наличными, если это не противоречит правилам платежной системы.

На сегодня новое Положение о порядке эмиссии специальных платежных средств и осуществления операций с их применением, утвержденное постановлением Правления НБУ от 30.04.2010 г. № 223, такой нормы не содержит, хотя это и не означает запрета на возврат наличными средств, уплаченных с помощью БПК.

Тем не менее консультация из ведомственного издания ГНАУ (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2010, № 15, с. 42) под заголовком «Возврат денежных средств наличностью через кассу предприятия, ранее перечисленных субъектом хозяйствования через учреждение банка, является нарушением действующего законодательства», свидетельствует о кардинальном изменении позиции центрального налогового органа. Причем из содержания этой консультации нам показалось, что в ней не разделяются ситуации (как мы сделали это выше), когда покупателю просто возвращаются деньги до исполнения договора купли-продажи товара/оказания услуги и когда такой возврат связан с возвратом товара продавцу. Вердикт налоговиков сводится к тому, что возвращать деньги, полученные в безналичной форме, следует тоже в безналичной форме через учреждение банка.

По этому поводу можем сказать лишь одно: как следует из преамбулы Закона об РРО, установление способа выполнения обязательств (в наличной или безналичной форме) не входит в его сферу регулирования, а значит, доводы налоговиков ошибочны. Однако если субъект хозяйствования решит к ним прислушаться, то ему не лишним будет предварительно определиться, нужно ли в том или ином случае возврата денежных средств применять РРО (в этом ему поможет предыдущий раздел этой статьи). Если при этом без РРО можно обойтись, то, судя по всему, проверяющие не станут возражать против замены безналичного возврата на наличный. Если же применение РРО обязательно, то вряд ли стоит рассчитывать на смягчение их позиции относительно неизменности формы расчетов при возврате денежных средств по сравнению с формой, в которой они были получены.

Положим, продавец проигнорировал запрет ГНСУ и согласился с требованием покупателя о возврате денег наличными, несмотря на то что они были уплачены раньше с помощью БПК. Однако, как оказалось, в этот момент в ящике РРО недостаточно наличности. Каким образом можно разрешить сложившуюся ситуацию — в этом состоит второй вопрос нашего читателя, к рассмотрению которого мы и перейдем.

 

Как вернуть наличные покупателю, если в РРО недостаточно средств

Начнем с того, что в соответствии с ч. 7 ст. 8 и ч. 3 ст. 9 Закона № 1023 денежные средства, уплаченные за товар, продавец должен вернуть покупателю в день расторжения договора, т. е. в день возврата товара. Если возможности вернуть деньги в этот день у продавца нет, то их возврат может быть осуществлен в другой срок по договоренности сторон, но не позднее 7 дней.

Руководствуясь этими нормами, продавец вправе предложить покупателю перенести сроки возврата денег, которые были уплачены им за товар, на другой день (в пределах указанных 7 дней). Если покупатель продолжает настаивать на безотлагательной выдаче ему денег за возвращенный товар в тот же день, кассиру придется обратиться с просьбой в бухгалтерию, чтобы из кассы предприятия была выдана определенная сумма наличности для возврата ее покупателю. Если у предприятия нет необходимой суммы, ее следует получить в обслуживающем банке, после чего оприходовать в основной кассе.

Выдача денежных средств из кассы предприятия должна быть оформлена расходным кассовым ордером. Внесение наличности в ящик РРО кассир осуществит с помощью операции «Служебное внесение». Тогда в этот же день необходимая сумма будет возвращена покупателю с обязательным применением РРО.

Непосредственно выдача денежных средств покупателю за возвращенный товар производится в соответствии с п. 4.7 Порядка № 614. Как уже отмечалось, существует два способа оформления возврата средств в зависимости от технических возможностей конкретного регистратора расчетных операций:

— либо путем регистрации отрицательной суммы (распечатывается фискальный чек выдачи средств), если РРО предприятия обеспечивает отдельное накопление в фискальной памяти отрицательных сумм расчетов;

— либо путем регистрации выдачи средств с помощью операции «Служебная выдача», если РРО предприятия не обеспечивает отдельного накопления в фискальной памяти отрицательных сумм расчетов.

А вот регистрировать через РРО отрицательные суммы с использованием операции «сторно» п. 4.7 Порядка № 614 не разрешает.

Не исключено, что ни в кассе предприятия, ни на текущем счете в этот день не окажется достаточной суммы для возврата ее покупателю. Тогда, если покупатель не согласится подождать некоторое время (например, 1 — 2 дня), предприятию ничего не останется, как занять недостающую сумму у кого-либо из своих работников или учредителей. В такой ситуации с работником (учредителем) необходимо заключить договор займа. О порядке отражения беспроцентного займа в налоговом и бухгалтерском учете мы писали в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 51, с. 35, а о том, что при получении и возврате заемных средств РРО не применяется, — в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 97, с. 28.

Прием таких средств в кассу предприятия должен быть оформлен приходным кассовым ордером, а выдача их кассиру РРО — расходным кассовым ордером. При этом внесение наличности в ящик РРО нужно будет осуществить с помощью операции «Служебное внесение».

Не забудьте такой важный момент: когда сумма возвращаемых покупателю средств превышает 100 грн., продавец-кассир обязан составить акт о выдаче средств (подробнее о нем см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 66, с. 25), который затем передается в бухгалтерию, где должен храниться в течение 3 лет. При отсутствии бухгалтерии такой акт подклеивают на последней странице КУРО.

Кстати, возможна и ситуация, обратная той, которая рассмотрена выше: продавец, опасаясь штрафов со стороны контролеров, решает вернуть деньги в безналичной форме, однако на том текущем счете, куда в свое время зачислялись средства с карточки покупателя, не хватает средств для проведения возврата. Насколько это критично? Разберемся с третьим, последним, вопросом читателя.

 

Как вернуть деньги покупателю, если недостаточно средств на текущем счете

Сам по себе этот вопрос, конечно же, тривиален. Очевидно, что в данном случае следует действовать с учетом тех же норм Закона № 1023, на которые мы опирались при ответе на предыдущий вопрос. Другими словами, у торговца есть законные 7 дней, в течение которых он обязан обеспечить возврат денежных средств потребителю. Если он не уверен, что требуемая сумма будет накоплена на текущем счете, обслуживающем операции по БПК, то следует позаботиться о пополнении этого счета путем:

— перечисления денежных средств с другого текущего счета (в этом же банке или в других банках);

— пополнения наличными денежными средствами из кассы предприятия;

— внесения наличных, полученных по договору займа от кого-либо из работников (учредителей) предприятия.

Больший интерес представляет крайняя ситуация: что делать, если к моменту возврата денег потребителю договор эквайринга с банком по тем или иным причинам расторгнут, текущий счет в этом банке закрыт и предприятие больше не принимает к оплате БПК? Следуя требованиям налоговиков о возврате безналичных средств только в безналичной форме, можно прийти к парадоксальному выводу: после расторжения договора эквайринга у предприятия отсутствует возможность вернуть деньги потребителям, которые воспользовались БПК для оплаты товара/услуги.

Конечно же, это не так, но описанная ситуация еще раз подчеркивает, что ГНСУ заблуждается в своем стремлении ограничить право выбора формы расчетов при возвратах денежных средств.

Заметим, что, кроме варианта вернуть потребителю деньги наличными, существует все же способ осуществить такой возврат через любой банк без открытия физическому лицу банковского счета (он пригодится осторожным торговцам). Как следует из пп. 3.11 и 3.12 Инструкции № 22, расчеты с таким лицом производятся путем перечисления средств платежным поручением на указанный этим лицом соответствующий счет в банке, который будет осуществлять выплату таких средств наличными. При этом срок, в течение которого можно получить такие наличные средства, не должен превышать 30 рабочих дней со дня их поступления в банк или указанной плательщиком даты валютирования, после чего банк получателя обязан в течение трех рабочих дней возвратить их плательщику. Кроме того, существует возможность возврата аванса в безналичной форме через предприятие почтовой связи, которое, в свою очередь, выплатит полученные средства физлицу наличными (см. п. 3.13 Инструкции № 22).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с лицензионным договором и договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa ic-prostir

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше