Темы статей
Выбрать темы

Налог на прибыль. Учет расходов арендатора на страхование арендованного имущества

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Учет расходов арендатора на страхование арендованного имущества

 

Предприятие арендует у другого субъекта хозяйственной деятельности здание под магазин. Данный объект арендатор застраховал за собственный счет. Можно ли расходы на оформление такой страховки включить в налоговые расходы предприятия?

(г. Черновцы)

 

В соответствии с ч. 2 ст. 771 ГКУ договором найма (аренды) или законом на арендатора может быть возложена обязанность по заключению договора страхования объекта, переданного в аренду.

Если такое условие, обязывающее предприятие-арендатора застраховать полученное им в аренду здание, в договоре аренды предусмотрено, то затраты на страхование вполне могут быть отражены в составе налоговых расходов данного предприятия на основании п.п. 140.1.6 НКУ, которым установлено, в частности, что в расходы налогоплательщика включаются расходы на страхование имущества такого плательщика, объекта финансового лизинга, а также оперативного лизинга, концессии государственного или коммунального имущества при условии, что это предусмотрено договором. Подчеркивают это представители налогового ведомства в консультациях, опубликованных в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2011, № 48, с. 20; 2012, № 37, с. 34.

При этом, правда, нужно иметь в виду, что поскольку затраты на страхование отнесены к расходам двойного назначения, статус налоговорасходных они могут получить, только если:

связаны с хозяйственной деятельностью налогоплательщика, что собственно следует из расшифровки термина «расходы», приведенной в п.п. 14.1.27 НКУ;

подтверждены соответствующими расчетными, платежными и другими первичными документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета и начисления налога. В противном случае дорога в состав расходов им будет закрыта (см. п.п. 139.1.9 НКУ);

не превышают обычной цены страхового тарифа соответствующего вида страхования, действующего на момент заключения страхового договора (п.п. 140.1.6 НКУ). Конкретный размер страхового тарифа определяется в договоре страхования по согласованию сторон.

В данном случае связь затрат на страхование с хоздеятельностью арендатора очевидна, ведь арендованное здание используется под магазин,
т. е. с целью сбыта товаров , поэтому при наличии соответствующих подтверждающих документов такие затраты беспрепятственно попадают в налоговые расходы, причем в полном объеме (сейчас не применяются ограничения, подобные тем, которые были установлены п.п. 5.4.6 Закона о налоге на прибыль в отношении добровольного страхования).

И еще. Если один и тот же объект имущественного страхования застрахован у нескольких страховщиков, то налоговики разрешают предприятию-страхователю включить в налоговые расходы страховые платежи по такому объекту, уплаченные каждому из этих страховщиков, в размере страховой суммы, не превышающей стоимость такого объекта. Сумме превышения в налоговых расходах места нет (см. консультации, опубликованные в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2012, № 2, с. 17; 2012, № 38, с. 34).

При определении периода, по итогам которого суммы страховых платежей попадают в налоговые расходы, а также их места в декларации по налогу на прибыль следует учитывать, с какой целью используется арендованное имущество, относительно которого заключен договор страхования, — для общепроизводственных, административных нужд или с целью сбыта продукции.

В рассматриваемой ситуации арендованное здание используется под магазин, т. е. в сбытовых целях, поэтому затраты на его страхование относятся к расходам на сбыт (п.п. 138.10.3 НКУ) и отражаются в строке 06.2 декларации по налогу на прибыль предприятия.

В данном случае расходы на уплату страховых платежей считаются прочими (см. п. 138.1 и п.п. 140.1.6 НКУ), в связи с чем могут признаваться в периоде их осуществления в соответствии с правилами ведения бухучета (п. 138.5 НКУ). В контексте п. 7 П(С)БУ 16 это означает, что такие расходы следует отражать в периоде их начисления согласно договору страхования.

Однако здесь нужно помнить вот о чем. Если налогоплательщик-страхователь уплатил страховщику страховые платежи по еще не наступившим срокам уплаты (т. е. осуществлена одномоментная предоплата за продолжительный период либо даже за весь период действия договора страхования), размер таких страховых платежей, которые могут учитываться страхователем в составе расходов отчетного периода, и дата их отражения должны определяться путем распределения уплаченной суммы между соответствующими отчетными (налоговыми) периодами. На это указывают налоговики в консультациях, размещенных в разделе 110.07.12 ЕБНЗ и в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2011, № 48, с. 19.

При этом в бухгалтерском учете суммы страховых платежей, уплаченные наперед, следует отражать по дебету счета 39 «Расходы будущих периодов» с дальнейшим поэтапным включением в состав соответствующих расходов.

Пример. Предприятие, арендующее здание под магазин, 20.11.2012 г. заключило со страховой компанией договор страхования этого объекта. Срок действия договора — 1 год.

Согласно условиям договора уплата страховых платежей (страховых премий) осуществляется ежемесячно равными частями либо по желанию страхователя единоразово. Очередной платеж должен производиться не позднее 27 числа каждого месяца.

Предприятие 27.11.2012 г. (в срок уплаты первого страхового платежа) перечислило страховщику страховые платежи наперед за весь год, т. е. за весь период действия договора, в сумме 12000 грн.

Ответственность страховщика по данному договору наступает с 01.12.2012 г. и действует по 30.11.2013 г.

При таких обстоятельствах в состав расходов 2012 года налогоплательщик-страхователь вправе включить лишь 1/12 суммы осуществленного страхового платежа (12000 грн. : 12 мес.). Соответственно в 2013 году в состав расходов можно будет включить:

— по итогам I квартала — 3/12 суммы осуществленного страхового платежа;

— по итогам полугодия — 6/12 суммы осуществленного страхового платежа;

— по итогам трех кварталов — 9/12 суммы осуществленного страхового платежа;

— по итогам года — 11/12 суммы осуществленного страхового платежа.

В налоговом и бухгалтерском учете данные операции отражаются следующими записями:

 

Порядок учета расходов на страхование арендованного имущества

№ п/п

Дата

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

27.11.2012 г.

Перечислен страховой компании страховой платеж по страхованию арендованного здания за весь год (за весь период действия договора)

655

311

12000

2

27.11.2012 г.

Отнесена сумма уплаченных наперед страховых платежей на расходы будущих периодов

39

655

12000

3

31.12.2012 г.

Отнесена сумма страхового платежа (в размере 1/12 осуществленного платежа) на расходы отчетного периода

93

39

1000

1000

 

Наталья Белова, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше