О подаче отчетности об использовании РРО по проводным или беспроводным каналам связи
Письмо Государственной налоговой службы Украины от 03.12.2012 г. № 10322/0/71-12/22-1317/1317
В связи с введением в действие с 01.01.2013 г. норм абзацев второго и третьего п. 7 ст. 3 Закона Украины от 6 июля 1995 года № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее — Закон № 265) относительно подачи отчетности об использовании регистраторов расчетных операций (далее — РРО) в органы государственной налоговой службы по проводным или беспроводным каналам связи по технологии Национального банка Украины сообщаем следующее.
Основной целью принятия указанных норм является создание более комфортных условий для субъектов хозяйствования в части предоставления возможности подачи отчетности об использовании РРО в электронном виде, а также снизить расходы на содержание кассовой техники за счет экономии расходов на печатание бумажной контрольной ленты.
Для обеспечения выполнения норм Закона № 265 ГНС Украины разработан проект, а Министерством финансов Украины издан приказ от 08.10.2012 г. № 1057 «Об утверждении Требований по созданию контрольной ленты в электронной форме в регистраторах расчетных операций и модемов для передачи данных и Порядка передачи электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков регистраторов расчетных операций по проводным или беспроводным каналам связи в органы государственной налоговой службы» (далее — Требования и Порядок), зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 17.10.2012 г. под № 1743/22055 и введенный в действие с 05.11.2012 г. после официального опубликования.
Указанные Требования и Порядок определяют общие технические требования к РРО, которые создают контрольную ленту в электронной форме, модемам для передачи отчетной информации и основные принципы функционирования системы хранения и сбора данных РРО для государственной налоговой службы.
Кроме того, 09.11.2012 г. ГНС Украины согласован разработанный Национальным банком Украины документ «НСМЭП. Сопутствующие проекты. Технология хранения и сбора данных РРО для ГНС. Протокол передачи информации». Принятие указанных документов является необходимым шагом в создании соответствующих условий производителям кассовой техники для производства РРО нового поколения.
В дальнейшем на официальном веб-сайте ГНС Украины и в средствах массовой информации совместно с НБУ будет предоставляться необходимая для производителей кассовой техники информация.
Необходимо обратить внимание и сообщить пользователям РРО, что выполнение требований по подаче в органы ГНС по проводным или беспроводным каналам связи отчетной информации возможно как путем приобретения новой кассовой техники, а именно РРО, создающей контрольную ленту в электронной форме, так и путем доработки существующей кассовой техники и присоединения к ней соответствующих модемов для передачи данных.
Одним из компонентов Системы хранения и сбора данных от РРО ГНС Украины по технологии НБУ является информационный эквайер — участник платежной системы НСМЭП, который предоставляет субъектам хозяйствования услуги по технической поддержке, информационному обслуживанию согласно технологии хранения и сбора данных РРО для ГНС и получил от НБУ заключение о соответствии указанным требованиям и правилам работы, определенным НБУ.
Информация о субъектах хозяйствования, осуществляющих деятельность эквайеров, будет размещена на официальном веб-сайте ГНС Украины, доведена до плательщиков налогов через средства массовой информации, центры сервисного обслуживания и органы ГНС на местах.
Также необходимо отметить, что ответственность за неподачу отчетности в электронном виде согласно п. 9 ст. 17 Закона № 265 в соответствии с п.п. 9 п. 25 Закона Украины от 2 декабря 2010 года № 2756-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Налогового кодекса Украины», учитывая изменения, внесенные законами Украины от 7 июля 2011 года № 3609-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по совершенствованию отдельных норм Налогового кодекса Украины» и от 24 мая 2012 года № 4834-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по усовершенствованию некоторых налоговых норм», наступает с 1 июля 2013 года.
Учитывая изложенное, основная задача органов ГНС в первом полугодии 2013 года заключается в проведении разъяснительной работы и создании необходимых условий для подачи субъектами хозяйствования отчетности об использовании РРО в органы ГНС по проводным или беспроводным каналам связи по технологии НБУ.
Результаты проведенной разъяснительной работы будут оцениваться по количеству обращений и жалоб субъектов хозяйствования.
Предупреждаю руководителей органов ГНС о персональной ответственности за принятие исчерпывающих мер по обеспечению введения с 01.01.2013 г. подачи в органы ГНС по проводным или беспроводным каналам связи отчетной информации об использовании РРО в соответствии с п. 7 ст. 3 Закона № 265.
Председатель А. Клименко
ГНСУ фактически признала, что старт кампании
по «электронизации» РРО отложен до 1 июля
Только-только вышла наша статья «Электронная отчетность по РРО: «новый виток эскалации напряженности» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 97), как ГНСУ, со своей стороны, тоже начала заполнять информационный вакуум разъяснениями на этот счет. Одно из них (в виде письма) мы публикуем сегодня. С другим (в виде брошюры «Внедрение РРО с контрольной лентой в электронной форме»), которое 30 ноября размещено на официальном сайте главного налогового ведомства* и содержит те же тезисы в более развернутой форме, предлагаем ознакомиться заинтересованным читателям самостоятельно.
* См. по ссылке http://sts.gov.ua/nove-pro-podatki--novini-/78346.html.
** См. в этой связи письмо Нацбанка Украины от 22.11.2012 г. № 25-310/2541, размещенное на официальном сайте ГНСУ по ссылке http://sts.gov.ua/dodatkova-informatsiya/eksklyuziv-vid-departamenti/departament-podatkovogo-ko/kontaktna-informatsiya-pratsivnikiv-nbu-/).
Отрадно, что в указанных разъяснениях, по сути, подтверждается основной вывод нашей статьи: начать прямо с 1 января 2013 года передачу требуемой информации из каждого РРО по проводным или беспроводным каналам связи не представляется возможным из-за отсутствия технической базы для этого. Однако и сидеть на месте никому из субъектов такого информационного обмена налоговики, похоже, не позволят, поскольку вся необходимая для этого нормативка уже готова (в том числе и разработанный Национальным банком Украины документ «НСМЕП. Супутні проекти. Технологія зберігання і збору даних РРО для ДПС. Протокол передачі інформації», недавно согласованный ГНСУ).
В первую очередь это касается производителей и центров сервисного обслуживания (ЦСО) РРО, которым главное налоговое ведомство рекомендует по техническим вопросам производства новой и обслуживанию доработанной кассовой техники обращаться в НБУ** как к разработчику технологии передачи данных.
Субъектам хозяйствования для выполнения требований законодательства налоговики предлагают два способа (в упомянутой выше статье мы о них тоже говорили):
— первый — приобретение РРО нового поколения, которые создают контрольную ленту в электронной форме и содержат встроенные модемы (правда, при этом не уточняется, как быть с теми аппаратами, которые не выработали свой срок эксплуатации);
— второй — доработка существующей кассовой техники и присоединение к ней соответствующих модемов для передачи отчетной информации (здесь умалчивается тот факт, что не все модели РРО способны формировать в электронном виде Z-отчет, а значит, их придется менять на новые — внешний модем для таких моделей окажется бесполезным).
Однако выбрать тот или иной способ можно будет только тогда, когда свою часть пути пройдут производители кассовой техники. А этот процесс может оказаться затяжным…
Когда все же техническая база будет создана, то подключение регистраторов расчетных операций субъектов хозяйствования и их первичную регистрацию в системе хранения и сбора данных РРО должны проводить ЦСО . Поэтому, как уверяет ГНСУ в комментируемом письме, эти процедуры не являются обременительными и не потребуют дополнительных усилий (кроме, разумеется, финансовых) и навыков от пользователей кассовой техникой.
Что касается информационных эквайеров, которые являются важным звеном информационного обмена, то с ними ситуация понятна не до конца.
С одной стороны, они должны оказывать услуги по технической поддержке, а также информационному обслуживанию субъектам хозяйствования (об этом говорится в Порядке передачи электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков регистраторов расчетных операций по проводным или беспроводным каналам связи в органы государственной налоговой службы, утвержденном приказом МФУ от 08.10.2012 г. № 1057). С другой стороны, в упомянутой выше брошюре сказано, что услуги информационных эквайеров будут предоставляться производителям кассовой техники и ЦСО, а это означает, что субъектам хозяйствования общаться с ними напрямую, может, и не придется.
Заключительный вывод сегодняшнего письма практически идентичен тому, который на пару недель раньше высказали мы: поскольку до 1 июля штрафы за непредоставление информации из РРО в электронном виде не применяются, то основная задача органов ГНС в первом полугодии 2013 года состоит в проведении разъяснительной работы и создании необходимых условий для предоставления субъектами хозяйствования электронных сведений о наличных расчетах. Посмотрим в очередной раз, будут ли они созданы до указанной даты?..
А пока обращаем внимание на то, что сейчас по идее штрафы на субъектов хозяйствования не должны налагаться не только за непредоставление в органы ГНС копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков РРО по проводным и беспроводным каналам связи в случаях, предусмотренных Законом об РРО, но и за непредоставление в органы ГНС отчетности, связанной с применением РРО, расчетных книг, т. е. формы № 1-ЗВР, в бумажном виде. Ведь п. 9 ст. 17 этого Закона, устанавливающий соответствующее наказание как за то, так и за другое, заработает только с 01.07.2013 г. (дополнительно см. статью «Ответственность за нарушение порядка проведения расчетных операций» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 99). Однако административный штраф на должностных лиц субъекта хозяйствования за последнее нарушение все же будет согласно ст. 1551 КУоАП, поэтому мы бы не рекомендовали игнорировать подачу бумажной отчетности в первом полугодии будущего года.
Игорь Хмелевский