Разъяснения по практическому применению отдельных нормативно-правовых актов НБУ
Письмо Национального банка Украины от 05.12.2012 г. № 29-209/12263
В связи с запросами банков по поводу практического применения отдельных норм постановления Правления Национального банка Украины от 16.11.2012 № 475 «Об изменении сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров и введении обязательной продажи поступлений в иностранной валюте»* (далее — Постановление № 475) и постановления Правления Национального банка Украины от 16.11.2012 № 476 «О порядке выплаты переводов из-за границы физическим лицам»** (далее — Постановление № 476) Национальный банк Украины предоставляет следующие разъяснения.
* Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 16.11.2012 под № 1921/22233.
** Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 16.11.2012 под № 1922/22234.
О практическом применении норм Постановления № 475:
1. Об осуществлении продажи иностранной валюты в зависимости от вида внешнеэкономической деятельности резидентов.
Постановление № 475 не содержит исключений в отношении неосуществления продажи поступлений в иностранной валюте в виде валютной выручки резидентов от продажи товаров по внешнеэкономическим договорам. Все поступления в иностранной валюте 1-й группы Классификатора иностранных валют и в российских рублях в виде валютной выручки резидентов от продажи товаров по внешнеэкономическим договорам подлежат обязательной продаже на общих основаниях независимо от вида внешнеэкономической деятельности резидентов.
Независимо от наличия у клиента перед банком обязательств по кредитным, депозитным и другим договорам поступления в иностранной валюте в виде валютной выручки резидентов подлежат обязательной продаже в порядке, установленном Постановлением № 475.
2. О введении 90-дневного срока расчетов по экспортно-импортным операциям.
В соответствии с пунктом 3 Постановления № 475 расчеты по операциям по экспорту и импорту товаров, предусмотренные в статьях 1 и 2 Закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте», должны осуществляться в срок, не превышающий 90 календарных дней.
Таким образом, независимо от даты заключения внешнеэкономического договора, если авансовый платеж по импортному договору или поставка товара по экспортному договору осуществляются в период действия Постановления № 475, то на такие операции распространяются требования по завершению этих операций в 90-дневный срок.
3. О снятии экспортных операций с контроля в период действия Постановления № 475.
В соответствии с абзацем первым пункта 2.3 раздела 2 Инструкции о порядке осуществления контроля за экспортными, импортными операциями***банк снимает экспортную операцию резидента с контроля после зачисления выручки по этой операции на текущий счет последнего. Таким образом, в случае проведения обязательной продажи поступлений в иностранной валюте банк снимает соответствующую экспортную операцию резидента с контроля после зачисления иностранной валюты и гривневого эквивалента, полученного в результате обязательной продажи иностранной валюты, на текущие счета этого резидента.
*** Утверждена постановлением Правления Национального банка Украины от 24.03.99 № 136 и зарегистрирована в Министерстве юстиции Украины 28.05.99 под № 338/3631 (с изменениями).
4. Подлежат ли обязательной продаже средства в иностранной валюте 1-й группы Классификатора иностранных валют и в российских рублях, которые поступили в пользу резидентов-посредников по договорам комиссии, поручения, консигнации или по агентским соглашениям и которые подлежат дальнейшему перечислению владельцам средств?
Если согласно нормам гражданского законодательства и заключенным договорам право собственности на средства в иностранной валюте не принадлежит резидентам-посредникам, такие поступления подлежат дальнейшему перечислению на счета их владельцев. Уполномоченные банки, обслуживающие этих владельцев, осуществляют обязательную продажу поступлений в иностранной валюте согласно требованиям Постановления № 475.
Обязательную продажу вознаграждения в иностранной валюте за предоставление посреднических услуг, поступающего в пользу резидентов-посредников, осуществляют уполномоченные банки, обслуживающие этих посредников.
5. Подлежат ли обязательной продаже средства в иностранной валюте 1-й группы Классификатора иностранных валют и в российских рублях, которые были перечислены в пользу нерезидента и вернулись в связи с тем, что взаимные обязательства полностью или частично не выполнены?
Средства в иностранной валюте, которые были куплены и перечислены в пользу нерезидента и возвращены в адрес резидента в связи с тем, что взаимные обязательства между сторонами частично или полностью не выполнены, подлежат продаже согласно требованиям пунктов 7 и 8 раздела III Положения о порядке и условиях торговли иностранной валютой*.
* Утверждено постановлением Правления Национального банка Украины от 10.08.2005 № 281 (с изменениями).
Собственные средства резидента, которые были перечислены в пользу нерезидента и возвращены в адрес резидента, не подлежат обязательной продаже согласно требованиям Постановления № 475.
6. Об осуществлении обязательной продажи валютной выручки, поступающей на счета резидентов, открытые за пределами Украины на основании индивидуальной лицензии на размещение валютных ценностей на счетах за пределами Украины.
Такие поступления подлежат продаже на общих основаниях в соответствии с требованиями Постановления № 475.
Если выручка в иностранной валюте поступила на счет резидента, открытый за пределами Украины, резидент осуществляет обязательную продажу следующим образом: перечисляет сумму в иностранной валюте, необходимую для обязательной продажи, в уполномоченный банк или осуществляет обязательную продажу за счет средств в иностранной валюте, размещенных на собственных текущих счетах в уполномоченном банке.
Перечисление резидентом иностранной валюты со счета, открытого за пределами Украины, должно быть осуществлено не позднее чем на следующий рабочий день после дня зачисления валютной выручки на этот счет.
Ответственность за несоблюдение требования по обязательной продаже возлагается на этого резидента.
О практическом применении норм Постановления № 476:
1. О выполнении требований пункта 1 Постановления № 476 в части продажи на межбанковском валютном рынке Украины поступлений в иностранной валюте из-за пределов Украины в пользу физических лиц.
Указываем, что требование по продаже на межбанковском валютном рынке Украины распространяется на все поступления из-за пределов Украины в иностранной валюте в пользу физических лиц (резидентов и нерезидентов) в сумме, равной или превышающей в эквиваленте 150000 гривень в месяц.
2. О зачислении гривневого эквивалента от продажи поступлений в иностранной валюте на текущие счета клиентов.
Гривневый эквивалент от продажи поступлений в иностранной валюте в пользу физических лиц должен быть зачислен на любой собственный текущий счет физического лица в гривнях, открытый в уполномоченном банке, который осуществил продажу иностранной валюты.
Перечисление гривневого эквивалента от продажи поступлений в иностранной валюте на текущие счета физических лиц, открытые в других банках, не допускается.
3 . О выполнении требований пункта 1 Постановления № 476 в части зачисления гривневого эквивалента от продажи поступлений в иностранной валюте из-за пределов Украины в пользу физических лиц при отсутствии у этих физических лиц открытого текущего счета в гривнях.
Уполномоченные банки срочно должны информировать клиентов — физических лиц об изменениях в нормативно-правовых актах Национального банка Украины, регулирующих порядок осуществления переводов в иностранной валюте, в частности в части введения нормы по продаже поступлений из-за пределов Украины в иностранной валюте в пользу физических лиц в сумме, равной или превышающей в эквиваленте 150000 гривень в месяц.
Если физическое лицо — получатель перевода имеет в уполномоченном банке счет в иностранной валюте и было идентифицировано банком, уполномоченный банк для зачисления гривневого эквивалента от продажи поступлений в иностранной валюте открывает такому лицу текущий счет в гривнях.
Заключение договора банковского счета в гривнях осуществляется при первом обращении такого лица в банк.
Если физическое лицо — получатель перевода не имеет в этом банке счетов и не было идентифицировано банком, уполномоченный банк зачисляет гривневый эквивалент от продажи поступлений в иностранной валюте на отдельный аналитический счет балансового счета 2909 «Прочая кредиторская задолженность по операциям с клиентами банка» до момента обращения физического лица в банк для открытия текущего счета в гривнях. Если клиент не обратился в банк, то банк осуществляет покупку иностранной валюты за счет этой гривни и возвращает иностранную валюту инициатору перевода с учетом требований статьи 31 Закона Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине».
Разъяснение по практическому применению норм Постановления № 476 предоставляется в дополнение к письму Национального банка Украины от 28.11.2012 № 29-209/11992 .
Директор Генерального департамента
денежно-кредитной политики Е. Щербакова
комментарий редакции
НБУ разъясняет правила применения последних валютных новаций
Не прошло и месяца после появления резонансных постановлений НБУ, «порадовавших» нас временным (на 6 месяцев) сокращением сроков расчетов в ВЭД, возобновлением обязательной продажи инвалютной выручки, а также введением обязательной продажи инвалютных поступлений в эквиваленте 150 тыс. грн./мес. и выше для физлиц. О некоторых особенностях и проблемах их практического применения мы рассказали в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 95. Вместе с тем немногословность и неточность формулировок данных нормативных актов привела к возникновению ряда вопросов, для разрешения которых требовалось оперативное вмешательство НБУ. К счастью, долго ждать не пришлось и уже сегодня вашему вниманию предлагается мнение данного ведомства относительно некоторых из них.
1. Инвалютная выручка от продажи работ/услуг: продажа обязательна?
Данный вопрос является одним из наиболее обсуждаемых. В его основе лежит формулировка п. 4 постановления № 475, затрагивающая инвалютную выручку исключительно от продажи товаров. Вместе с тем, что считать товаром в контексте данного нормативного акта, в нем не уточняется и, кроме того, в постановлении отсутствует ссылка на нормативный источник используемых терминов. В связи с этим на практике сложилось два подхода: сторонники «узкого» толкования настаивали на том, что товары следует обособлять от работ/услуг, а потому выручка от реализации последних обязательной продаже не подлежит (что логично, поскольку нормативные акты, во исполнение которых утверждено постановление, товары и работы/услуги называют отдельно).
В свою очередь, с противоположной стороны выделилось мнение о том, что термин «товары» следует рассматривать сквозь призму Закона о ВЭД, согласно ст. 1 которого таковыми следует считать в том числе работы и услуги. Причем банки изначально заняли именно эту точку зрения.
Что касается НБУ , то судя по всему, он поддерживает «широкий» подход. К данному выводу позволяет прийти указание чиновников на обязательность продажи инвалютной выручки независимо от вида ВЭД-деятельности, в то время как в числе видов такой деятельности ст. 4 Закона о ВЭД называет и куплю/продажу услуг. Кроме того, данный вывод прямо подтверждается мнением, представленным в четвертом вопросе письма: относительно продажи инвалюты, поступающей в качестве вознаграждения за посреднические услуги (см. далее).
В данной части письма НБУ также уточнил, что обязательная продажа инвалютной выручки применяется вне зависимости от наличия обязательств по кредитным, депозитным и прочим договорам.
2. Сокращение сроков расчетов в ВЭД к старым операциям не применяется
Еще один популярный вопрос заключается в том, распространяется ли сокращение сроков расчетов в ВЭД, установленное п. 3 постановления № 475, на операции, начавшиеся до его вступления в силу, т. е. до 19.11.2012 г. Отвечая на него, чиновники оказались последовательными и по сути подтвердили наши ожидания: в частности, о том, что 90-дневный срок должен применяться к операциям, начавшимся с 19.11.2012 г., в то время как срок расчетов по «старым» операциям по-прежнему составляет 180 календарных дней.
Вместе с тем НБУ справедливо обратил внимание на то, что в целях применения данного правила ключевую роль играет не дата заключения договора, а момент осуществления соответствующей операции (вывоз товара, составление акта, перечисление предоплаты). Таким образом, если, к примеру, ВЭД-договор на продажу услуг был заключен 16 ноября, в то время как акт составлен 19 ноября, оплата за него должна поступить в пределах 90 календарных дней.
3. Снятие с ВЭД-контроля при поступлении инвалютной выручки
В соответствии с п. 2.3 Инструкции о порядке осуществления контроля за экспортными, импортными операциями, утвержденной постановлением Правления НБУ от 24.03.99 г. № 136, в общем случае, экспортная операция снимается с контроля после зачисления выручки на текущий, как правило, инвалютный счет. В связи с этим у субъектов внешнеэкономической деятельности могли возникнуть опасения относительно снятия с ВЭД-контроля операций после введения обязательной продажи инвалюты: ведь в таком случае на текущий инвалютный счет поступает лишь часть выручки, в то время как проданный остаток зачисляется на другой, гривневый счет. В данной части письма НБУ эти опасения развеял.
Мы же считаем важным дополнительно выделить следующее: согласно п. 7 постановления № 475 инвалютная выручка должна быть продана не позднее следующего рабочего дня после ее зачисления на распределительный счет, что по факту может «съесть» один день из предельного срока ВЭД-расчетов.
4. Транзитная инвалюта продаже не подлежит
НБУ подтвердил наше мнение о том, что транзитная инвалюта, поступающая на счет посредника, обязательной продаже не подлежит (аналогичное правило действовало и в прошлом, в частности, до 2005 года). Обусловлен этот вывод тем, что для посредника такие суммы не являются выручкой.
В таком случае, как указывает НБУ, данная сумма должна быть продана при ее поступлении собственнику этих средств (например, комитенту) банком, обслуживающим его (причем напоминаем, что согласно п.п. «а» п. 5.3 Инструкции № 492 заграничная инвалюта, поступающая от посредника, также проходит через распределительный счет).
Кроме того, посреднику-резиденту необходимо учитывать, что:
1) по мнению НБУ, его вознаграждение (если оно формируется в инвалюте) подлежит обязательной продаже. Однако, заметим, подобная ситуация, в большинстве своем, будет иметь место, если заказчиком выступает нерезидент;
2) обязанность по соблюдению сроков расчетов в ВЭД возлагается на него (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 38, с. 21).
5. Возврат инвалюты при невыполнении обязательств
Данные суммы не являются выручкой, а потому на них предписания п. 4 постановления № 475 не распространяются. Вместе с тем, в подобной ситуации включается норма п. 7 раздела III Положения о порядке и условиях торговли иностранной валютой, утвержденного постановлением Правления НБУ от 10.08.2005 г. № 281: после изменений, внесенных постановлением № 475, она устанавливает, что при возврате резиденту инвалюты (купленной и перечисленной в пользу нерезидента) вследствие невыполнения обязательств она подлежит продаже не позднее следующего рабочего дня (раньше на это давалось 5 рабочих дней). При этом дополнительно стоит отметить, что при образовании в подобном случае позитивной курсовой разницы она подлежит перечислению в Госбюджет.
6. Продажа инвалютных поступлений в пользу физлиц
НБУ также попытался разъяснить некоторые вопросы относительно применения постановления № 476: сделал он это в комментируемом письме, а также в письме от 28.11.2012 г. № 29-209/11992. В них важно выделить, что если в каком-то месяце сумма инвалютных поступлений достигнет или превысит эквивалент 150 тыс. грн., то продаже будет подлежать лишь сумма превышения. Кроме того, внимания заслуживает то, что если физлицо открывает текущий инвалютный счет, но при этом текущего счета в национальной валюте в данном банке не имеет, то последний, судя по всему (при условии идентификации этого лица), обязан открыть его, причем вне зависимости от наличия инвалютных поступлений, составляющих или превышающих эквивалент 150 тыс. грн.
Виталий Смердов