Темы статей
Выбрать темы

Что нам готовит 2013 год

Редакция НиБУ
Статья

Что нам готовит 2013 год

 

Вспомнив все основные нововведения 2012 года, которых, кстати сказать, было немало, самое время заглянуть в будущее. Разумеется, мы не собираемся анализировать раскрученную тему конца света, который, видимо, в очередной раз перенесут на другую дату. Нашего читателя интересуют более прозаические вещи — какие новшества произойдут в сфере налогообложения, права, бухгалтерского учета. Именно этим и займемся.

Наталья БЕЛОВА, Екатерина СКРИПКИНА, Виталий СМЕРДОВ, экономисты-аналитики Издательского дома «Фактор»

 

 

Налоги в 2013 году

Похоже, что в 2013 году, как, впрочем, и в предыдущие два года, налогоплательщикам не придется скучать — уже с 1 января их ждет немало изменений в налоговом законодательстве. Об основных из них сейчас и поговорим.

 

Налог на прибыль

Ставка налога на прибыль. С 01.01.2013 г. по 31.12.2013 г. ставка налога будет составлять 19 %, а для субъектов индустрии программной продукции, применяющих особые правила налогообложения, предусмотренные в п. 15 подразд. 10 разд. XX НКУ, — 5 % (см. п. 10 подразд. 4 разд. XX НКУ).

Новый порядок уплаты налога на прибыль и предоставления декларации по этому налогу.
С 1 января 2013 года кардинально меняется порядок уплаты налога на прибыль: для некоторых категорий плательщиков вводятся авансовые взносы по этому налогу, а также меняются сроки уплаты налога и порядок предоставления налоговой декларации.

С указанной даты начнут действовать новые абзацы п. 57.1 НКУ, в соответствии с которыми плательщики налога на прибыль будут разделены на две категории по критерию величины дохода за последний годовой отчетный (налоговый) период:

до 10 млн грн. включительно;

свыше 10 млн грн.

Первая категория плательщиков предоставляет годовые декларации по налогу на прибыль и в соответствии с ними же платит налог один раз в год. Требование об уплате авансовых взносов на эту группу плательщиков не распространяется. Обращаем внимание, что к этой группе плательщиков относятся также вновь созданные плательщики, производители сельскохозяйственной продукции, неприбыльные учреждения (организации).

Вторая категория плательщиков тоже подает декларации по налогу на прибыль один раз в год, но в течение этого отчетного (налогового) года ежемесячно уплачивает авансовые взносы в размере не менее 1/12 начисленного к уплате прошлогоднего налога без предоставления налоговой декларации.

При этом согласно абзацу второму п. 2 подразд. 4 разд. ХХ НКУ плательщикам, которые начиная с 2013 года будут подавать годовую налоговую декларацию, нужно будет уплатить в январе — феврале 2013 года авансовый взнос по налогу на прибыль в размере 1/9 суммы налога, указанной в налоговой отчетности за девять месяцев 2012 года, в течение 20 календарных дней, наступающих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца.

То есть в 2013 году величину авансового взноса придется рассчитывать дважды:

за январь — февраль 2013 года — по специальным правилам, предусмотренным в абзаце втором п. 2 подразд. 4 разд. ХХ НКУ;

— за период с марта по декабрь 2013 года — в общем порядке, приведенном в п. 57.1 НКУ.

Несвоевременная уплата авансовых взносов по налогу на прибыль может повлечь за собой ответственность по ст. 126 НКУ.

В настоящее время разработан Проект изменений в форму Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия и приложений к ней. Ознакомиться с проектом можно на официальном сайте ГНСУ по адресу: http://sts.gov.ua/regulyatorna-politika-/regulyatorna-politika/2012-rik/61843.html.

Подробнее вопросы уплаты авансового взноса по налогу на прибыль рассмотрены в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 85, с. 15.

Налоговые разницы. С 1 января 2013 года заработает методика бухгалтерского учета налоговых разниц, в связи с чем начиная с отчетных периодов 2013 года плательщики налога на прибыль будут подавать финотчетность с учетом налоговых разниц.

Льгота для субъектов индустрии программной продукции. Плательщики налога на прибыль, соответствующие критериям, определенным в п.п. 1.4 п. 15 подразд. 10 разд. XX НКУ, и осуществляющие виды экономической деятельности из числа приведенных в п.п. 1.5 этого пункта, могут с 01.01.2013 г. до 01.01.2023 г. уплачивать налог на прибыль от осуществления таких видов деятельности по ставке 5 % (п.п. 1.2 п. 15 подразд. 10 разд. XX НКУ).

Льгота для приоритетных отраслей экономики. Законом № 5211 введен особый порядок налогообложения прибыли в приоритетных отраслях экономики. Согласно ч. 2 ст. 2 Закона Украины «О стимулировании инвестиционной деятельности в приоритетных отраслях экономики с целью создания новых рабочих мест» от 06.09.2012 г. № 5205-VI перечень таких приоритетных отраслей должен быть утвержден КМУ. Счастливчики, которые попадут в данный перечень, могут рассчитывать на ставку налога на прибыль с 01.01.2013 г. по 31.12.2017 г. в размере 0 %, правда, пока такого перечня нет.

Обычные цены. С 01.01.2013 г. начнет действовать ст. 39 НКУ, устанавливающая порядок применения и методы определения обычной цены. Соответственно с этой даты утратит силу действовавший доселе «обычноценовой» п. 1.20 Закона о налоге на прибыль.

Как и прежде, априори обычной ценой будет являться договорная цена, если иное не установлено НКУ и не доказано обратное. Обязанность по доказательству того, что цена договора (сделки) не отвечает уровню обычной цены, возлагается на налоговый орган в порядке, установленном законом. При этом во время проведения проверки налоговики будут иметь право направить запрос относительно обоснования налогоплательщиком уровня обычных цен, на который тот обязан ответить или сослаться на то, что налоговый орган должен самостоятельно обосновать, что примененные цены не соответствуют уровню обычных цен.

Одной из отличительных черт новой процедуры определения обычной цены является закрепление в п. 39.15 НКУ положения о том, что для товаров, ранее ввезенных на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта или реимпорта, обычной ценой продажи (поставки) на таможенной территории Украины считается рыночная цена, но не ниже таможенной стоимости товаров, с которой были уплачены налоги и сборы во время их таможенного оформления. Так что теперь ориентироваться на таможенную стоимость импортированного товара при операциях с ним внутри Украины придется не только в части НДС, но и в части налога на прибыль.

Кстати, одновременно со ст. 39 НКУ вступает в силу Порядок заключения и исполнения договоров о ценообразовании для целей налогообложения, утвержденный постановлением КМУ от 22.08.2012 г. № 787, определяющий механизм заключения и выполнения договоров о ценообразовании для целей налогообложения между крупным плательщиком налогов и государственной налоговой службой. Возможность заключения таких договоров установлена п. 39.16 НКУ.

Порядок применения обычных цен в новых условиях мы обязательно детально рассмотрим на страницах нашего издания.

Доходы страховщиков. Страховщикам следует готовиться к тому, что с 01.01.2013 г. налоговые последствия от осуществляемых ими операций придется определять согласно ст. 156 НКУ, которая с этой же даты будет изложена в новой редакции (см. Закон № 5412). В результате доходы таких плательщиков в виде страховых платежей/взносов/премий (уменьшенных на сумму страховых платежей/взносов/премий по договорам перестрахования) и проч. будут облагаться по ставке 3 %, доходы по договорам долгосрочного страхования жизни и негосударственного пенсионного страхования — по ставке 0 %, а доходы от нестраховой деятельности — по общей ставке (с 01.01.2013 г. — 19 %).

Операции с ценными бумагами. Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по дальнейшему усовершенствованию администрирования налогов и сборов» (законопроект от 05.12.2012 г. № 11285) (далее — Закон (законопроект № 11285)), предусмотрено внесение с 01.01.2013 г. изменений в п. 153.8 НКУ, который устанавливает порядок обложения налогом на прибыль операций по торговле ценными бумагами.

Так, предполагается, что по операциям с ценными бумагами налогоплательщик будет определять два самостоятельных финрезультата — в зависимости от того, (1) обращаются они на фондовой бирже или (2) нет (критерии для отнесения ценных бумаг к тому или иному виду планируется установить непосредственно в п. 153.8 НКУ).

Данные показатели, в свою очередь, будут состоять из финрезультатов по видам ценных бумаг, определяемых путем сложения прибылей/убытков по каждой отдельной операции.

С новым подходом к налоговому учету операций с ценными бумагами мы знакомили вас в статье «Законопроект № 11285: грядущие изменения в налогообложении операций с ценными бумагами» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 96, с. 43). Правда, в данной статье анализировался законопроект № 11285 еще в первом чтении, но в настоящее время этот документ принят во втором чтении и его новая редакция имеет определенные отличия от редакции, которую мы анализировали. Более точная информация по этому вопросу будет предоставлена после подписания указанного Закона (законопроект № 11285) Президентом Украины.

Переходные «ценнобумажные» убытки/расходы. Законом (законопроект № 11285) планируется отдельно урегулировать вопрос учета «ценнобумажных» убытков, сформированных на 01.01.2013 г.

Так, предполагается, что сумма таких убытков не будет учитываться при определении финансового результата по операциям с ценными бумагами, деривативами, корпоративными правами, выпущенными в иной форме, нежели ценные бумаги, в следующих отчетных налоговых периодах.

В то же время при определении «ценнобумажных» прибыли/убытков расходы, понесенные (начисленные) налогоплательщиками в момент приобретения ценных бумаг, деривативов до 01.01.2013 г., можно будет учесть при их дальнейшем отчуждении в полном объеме на основании первичных документов, подтверждающих осуществление расходов.

При этом положительная или отрицательная разница между расходами на приобретение ценных бумаг, понесенными до 01.01.2013 г., и доходом от их дальнейшего отчуждения будет относиться к соответствующей категории «ценнобумажных» прибыли/убытков (то ли по ценным бумагам, которые обращаются на фондовой бирже, то ли по тем, которые не обращаются на фондовой бирже) в зависимости от того, признавались ли указанные ценные бумаги в момент их дальнейшего отчуждения таковыми, которые обращаются на фондовой бирже.

Обращаем внимание, что ставка налога на прибыль по операциям с ценными бумагами планируется на уровне 10 %. На это будет указывать новый п. 151.4 НКУ.

Операции с корпоративными правами. Законом (законопроект № 11285) предполагается, что нормы «ценнобумажного» п. 153.8 НКУ не будут распространяться на операции по внесению налогоплательщиком средств или имущества в уставный капитал юридического лица — резидента или нерезидента в обмен на эмитированные им корпоративные права при условии возврата налогоплательщику средств или имущества (имущественных прав), предварительно внесенных им в уставный капитал эмитента корпоративных прав, в случае выхода такого налогоплательщика из состава учредителей (участников) данного эмитента или ликвидации этого эмитента. На это будет указывать обновленный п. 153.9 НКУ.

При этом финансовый результат от операций по продаже и другим способам отчуждения корпоративных прав в иной форме, нежели ценные бумаги, акций частных акционерных обществ; ценных бумаг, эмитированных нерезидентами, будет рассчитываться как разница между доходом от такого отчуждения и суммой расходов в связи с приобретением таких ценных бумаг, иных, нежели ценные бумаги, корпоративных прав.

Прибыль, полученная от таких операций, будет включаться в состав доходов, которые учитываются при определении объекта налогообложения, а убыток соответственно — в состав расходов.

 

Налогообложение доходов физических лиц

Новые необлагаемые доходы и другое. Согласно Закону № 5083 с 1 января 2013 года:

— из п.п. 164.2.18 НКУ исчезнут доходы от сдачи (продажи) лома черных металлов. Однако пока это не означает, что такие доходы облагаться налогом на доходы физических лиц не будут. Ведь в перечень необлагаемых доходов законодатель их не перенес. В то же время в перечне налогооблагаемых доходов есть другие доходы (п.п. 164.2.19 НКУ), куда вполне могут попадать доходы от сдачи (продажи) лома черных металлов до тех пор, пока их прямо не укажут в числе необлагаемых доходов;

— согласно новой редакции п.п. 165.1.25 НКУ в налогооблагаемый доход налогоплательщика не будет попадать сумма дохода, полученная им за сданные (проданные) вторичное сырье, бытовые отходы, лом цветных металлов, включая использованные (истощенные) аккумуляторы электрические свинцово-кислотные (код УКТ ВЭД 8548 10 21 00), остатки и лом электрических аккумуляторов с содержанием свинца (код УКТ ВЭД 8548 10 91 00) и лом драгоценных металлов, проданный НБУ. До указанной даты п.п. 165.1.25 НКУ позволяет не включать в налогооблагаемый доход сумму дохода, полученную плательщиком налога за сданное (проданное) им вторичное сырье и бытовые отходы, за лом драгоценных металлов, проданных НБУ.

С 1 января 2013 года должен вступить в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно дальнейшего усовершенствования администрирования налогов и сборов» при условии подписания его Президентом Украины. В настоящее время проект данного Закона от 05.12.2012 г. № 11285 (далее — проект № 11285) направлен на подпись Президенту. Перечислим изменения, которые будут внесены в раздел IV НКУ в случае подписания указанного Закона.

1. В перечень необлагаемых доходов будут включены:

— доходы, полученные вследствие реализации заложенного имущества, имущества налогоплательщика при обращении взыскания финансового учреждения на такое имущество в связи с невыполнением налогоплательщиком своих обязательств;

— доходы, полученные вследствие индексации депозита (вклада) в гривне (привязка курса национальной валюты к курсу иностранных валют согласно условиям договора).

2. Будет уточнен п.п. «д» п.п. 164.2.17 НКУ, согласно которому в налогооблагаемый доход налогоплательщика включается сумма долга налогоплательщика, аннулированного кредитором по его самостоятельному решению, не связанному с процедурой банкротства, до окончания срока исковой давности. Законодатель хочет уточнить, что сюда попадает и прощенный долг (хотя это и так понятно). Для того чтобы налогоплательщик самостоятельно уплатил НДФЛ и отразил сумму долга и налога в годовой налоговой декларации, кредитор должен уведомить его заказным письмом с уведомлением о вручении или путем заключения соответствующего договора, или путем предоставления уведомления должника под личную подпись. Напомним, что, кроме уведомления должника, кредитор должен отразить сумму аннулированного (прощенного) долга в Налоговом расчете по форме № 1ДФ.

3. Финансовый результат по операциям с ценными бумагами или деривативами определяется налогоплательщиком. При этом налогоплательщик определяет финансовый результат по операциям с ценными бумагами или деривативами, которые обращаются на фондовой бирже, отдельно от финансового результата по операциям с ценными бумагами или деривативами, которые не находятся в обращении на фондовой бирже.
Для целей настоящего пункта ценные бумаги или деривативы признаются такими, которые обращаются на фондовой бирже при соблюдении условий, определенных в п.п. 153.8.2 НКУ (абзацы четвертый, пятый п.п. 170.2.6 НКУ в редакции, предусмотренной проектом № 11285).

Абзацы шестой — восьмой должны быть исключены из п.п. 170.2.6 НКУ.

Вместе с тем п.п. 170.2.9 НКУ, согласно которому налоговым агентом плательщика налога, который осуществляет операции с инвестиционными активами с использованием услуг профессионального торговца ценными бумагами, включая банк, является такой профессиональный торговец, остается неизменным.

4. Отрицательный финансовый результат по операциям с ценными бумагами, деривативами, корпоративными правами, выпущенными в другой, нежели ценные бумаги, форме, сформированный на 1 января 2013 года, не учитывается при определении финансового результата по операциям с ценными бумагами, деривативами, корпоративными правами, выпущенными в другой, нежели ценные бумаги, форме в следующих отчетных налоговых периодах.

Продажа сельхозпродукции и получение кооперативных выплат. С 01.01.2013 г. согласно Закону № 5412 в новой редакции будут изложены п.п. 165.1.24 (продажа физлицами сельхозпродукции и продукции животноводства) и п.п. 165.1.48 НКУ (получение кооперативных выплат от производственного и определенных средств от обслуживающего сельскохозяйственного кооператива). Теперь подробнее о нововведениях.

1. Продажа с/х продукции (кроме продукции животноводства, о которой см. дальше). Как и в настоящее время, с 01.01.2013 г. от НДФЛ будут освобождаться доходы, полученные от продажи физлицами собственной с/х продукции (в понимании п.п. 14.1.234 НКУ), выращенной (откормленной, выловленной, собранной, изготовленной, произведенной, обработанной и/или переработанной) непосредственно ими на земельных участках, предоставленных согласно ст. 121 ЗКУ:

 

№ п/п

Цель получения земельного участка

Предельная площадь участка согласно ст. 121 ЗКУ

Ожидаемые новшества в вопросе освобождения от НДФЛ согласно п.п. 165.1.24 НКУ

1

ведение садоводства

не более 0,12 га

С 01.01.2013 г. доход физлица — владельца сельхозпродукции освобождается от НДФЛ даже в том случае, если у него в наличии будут выделенные в натуре земельные доли (паи), но при условии, что они не используются (сдаются в аренду или обслуживаются). До указанной даты наличие земельного пая не позволяло физлицу пользоваться правом на освобождение от налогообложения доходов от продажи сельхозпродукции

2

строительство и обслуживание жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебные участки)

в селах — не больше 0,25 га;
в поселках — не больше 0,15 га;
в городах — не больше 0,1 га

3

индивидуальное дачное строительство

не более 0,1 га

4

ведение личного крестьянского хозяйства и/или земельные доли (паи), выделенные в натуре
(на местности)

не больше 2 га

При определении права на освобождение от НДФЛ в данном случае не учитываются:

1) земельные участки, указанные выше (полученные для ведения садоводства, индивидуального дачного строительства, а также приусадебные участки);
2) земельные доли (паи), выделенные в натуре (на местности), которые не используются (сдаются в аренду, обслуживаются).
При этом, если размер земельного участка, используемого для ведения личного крестьянского хозяйства, превышает 2 га, доход от продажи сельхозпродукции подлежит обложению на общих основаниях*

* По нашему мнению, сельхозпродукция подпадает под определение движимого имущества, а потому ее продажа должна облагаться по ставке 5 % (пп. 167.2 и 173.1 НКУ) (подробнее об этом см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 62, с. 38). Однако налоговики считают, что такой доход должен облагаться по ставке 15/17 %, на что они неоднократно указывали в своих консультациях.

 

Как и ранее, основанием для неудержания НДФЛ будет копия соответствующей Справки (оригинал при этом остается у собственника сельхозпродукции), которую собственник сельхозпродукции может получить по письменному заявлению в сельском, поселковом или городском совете по месту налогового адреса. Срок получения справки сократится и будет составлять 5 рабочих дней (вместо 10 дней).

2. С 01.01.2013 г. начинают действовать особые правила освобождения от НДФЛ при продаже собственной продукции животноводства групп 1 — 5, 15, 16 и 41 согласно УКТ ВЭД. В частности, доходы от такой продажи будут освобождаться от НДФЛ при условии, что их сумма в совокупности за год не превысит 100 размеров минзарплаты, установленной на 1 января отчетного года. Причем для такого освобождения Справка о самостоятельном выращивании, разведении, откармливании продукции животноводства не нужна. Если сумма дохода превысит указанный порог, физлицу придется получить в сельском (поселковом или городском) совете такую справку в произвольной форме, которую нужно предоставить в орган ГНС. В случае получения справки НДФЛ должна облагаться только сумма превышения.

3. В соответствии с новой редакцией п.п. 165.1.48 НКУ сократился перечень условий, при котором кооперативные выплаты и суммы паев освобождаются от НДФЛ. Так, с 01.01.2013 г. освобождается от обложения НДФЛ доход физлица в виде:

1) кооперативных выплат производственного сельскохозяйственного кооператива — причем без каких-либо требований к виду деятельности такого кооператива и составу его участников и проч.;

2) средств, возвращаемых члену сельскохозяйственного обслуживающего кооператива вследствие излишне уплаченной стоимости услуг, предоставленных кооперативом;

3) размер (сумма, стоимость) пая, возвращаемого члену сельскохозяйственного производственного кооператива, при прекращении членства в нем (также без дополнительных требований к такому кооперативу). При этом сумма превышения размера (суммы, стоимости) пая над размером (суммой, стоимостью) паевых взносов подлежит обложению НДФЛ в порядке, предусмотренном для инвестиционной прибыли (п. 170.2 НКУ).

Операции по отчуждению транспортных средств: новые правила налогообложения. Законом № 5413 внесены изменения в НКУ, которые направлены на усовершенствование порядка налогообложения операций по отчуждению транспортных средств. Изменения вступают в силу с 1 января 2013 года. Теперь подробнее о них.

1. С 1 января 2013 года доход, полученный плательщиком налога от продажи (обмена) в течение отчетного (налогового) года одного из объектов движимого имущества в виде легкового автомобиля и/или мотоцикла, и/или мопеда, не подлежит налогообложению (новый п. 173.2 НКУ). Таким образом, физическое лицо, имеющее, например, все три из вышеуказанных объектов движимого имущества, может в течение года продать (обменять) один легковой автомобиль, один мотоцикл и один мопед без налоговых последствий. Напомним, до 01.01.2013 г. при продаже одного из объектов движимого имущества в виде легкового автомобиля, мотоцикла, мотороллера не чаще одного раза в течение года доходы продавца от таких операций облагаются налогом по сниженной ставке 1 %.

Доход, полученный плательщиком налога от продажи (обмена) в течение года двух и более объектов движимого имущества в виде легкового автомобиля и/или мотоцикла, и/или мопеда, подлежит налогообложению по ставке, определенной п. 167.2 НКУ (5 %). То есть если в течение года физическое лицо продает, например, два легковых автомобиля, то доход от второй продажи облагается по ставке 5 %. При этом, учитывая формулировку нового абзаца второго п. 173.2 НКУ, не исключено, что налоговики будут настаивать на обложении дохода и от первой продажи по итогам отчетного года.

2. С 2013 года в качестве исключения доход от продажи (обмена) легкового автомобиля, мотоцикла, мопеда определяется исходя из цены, указанной в договоре покупки-продажи (обмена), но не ниже (по выбору плательщика налога):

среднерыночной стоимости соответствующего транспортного средства

или

оценочной стоимости соответствующего транспортного средства, определенной по закону (новый абзац третий п. 173.1 НКУ).

Среднерыночная стоимость будет определяться ежеквартально Минэкономики в порядке, установленном КМУ, и оглашаться на официальном веб-сайте Минэкономики до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. При определении среднерыночной стоимости будут учитываться марка, модель транспортного средства с учетом года выпуска и пробега, на основании анализа фактических цен продажи соответствующих транспортных средств. В настоящее время положения НКУ не предусматривают возможность выбора нижнего предела для дохода от отчуждения автомобиля, мотоцикла, мопеда. Действующие положения НКУ предписывают проводить экспертную оценку продаваемого движимого имущества, и доход от продажи такого имущества не может быть ниже оценочной стоимости.

3. Физическим лицам, которые получили в наследство или в подарок легковой автомобиль, мотоцикл, мопед, с 1 января 2013 года при определении дохода также предоставляется право выбора: уплачивать НДФЛ либо с дохода, определенного исходя из оценочной стоимости, либо с дохода, определенного исходя их среднерыночной стоимости имущества. То есть будет возможность выбрать тот показатель, который меньше.

Налогообложение доходов за периоды до 2011 года. В соответствии с Законом Украины «О внесении изменений в раздел XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно особенностей налогообложения субъектов хозяйствования, реализующих инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики» от 06.09.2012 г. № 5211-VI с 01.01.2013 г. из подразд. 1 разд. XX НКУ будет исключен п. 6, согласно которому налогообложение доходов налогоплательщика, начисленных по результатам налоговых периодов до 1 января 2011 года, осуществляется по ставкам и согласно нормам, которые действовали до 1 января 2011 года, независимо от даты их фактической выплаты (предоставления). Напомним, что на положения именно данной нормы НКУ ссылались налоговики, утверждая, что дивиденды, начисленные с 06.08.2011 г. за периоды до 2011 года, должны облагаться по ставке 15 %, которая была установлена Законом Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV (утратил силу с 01.01.2011 г.). С 1 января 2013 года оснований для подобных выводов уже не будет.

 

Налог на добавленную стоимость

Операции, освобожденные от обложения НДС. С 01.01.2013 г. к числу операций, которые освобождены от обложения НДС, добавлены операции по поставке программной продукции. При этом сам термин «программная продукция» расшифрован как: (1) результат компьютерного программирования в виде операционной системы, системной, прикладной, развлекательной и/или обучающей компьютерной программы (их компонентов), интернет-сайтов и/или онлайн-сервисов, а также как (2) криптографические средства защиты информации. Такая льгота будет действовать до 01.01.2023 г. (см. п. 261 подразд. 2 разд. XX НКУ).

Окончание срока действия льготы по освобождению от обложения НДС спецтранспорта. Временно, до 31.12.2012 г., были освобождены от обложения НДС операции по поставке, в том числе операции по ввозу на таможенную территорию Украины специализированных транспортных средств, таких как автомобили скорой медицинской помощи товарной позиции 8703 согласно УКТ ВЭД, которые предназначены для использования заведениями здравоохранения и оплата стоимости которых осуществляется за счет средств государственного и местных бюджетов или по заказу соответствующих распорядителей бюджетных средств (п. 25 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).

С 1 января 2013 года в связи с окончанием срока действия льготного режима такие операции будут облагаться НДС в общем порядке.

 

Акцизный налог

Ставки акцизного налога. С целью устранения двойного налогообложения при производстве вермутов из отечественного сырья с 1 января 2013 года акцизный налог с вермутов будет взиматься по ставке 0 грн. за 1 литр 100-процентного спирта из спирта этилового, который используется предприятиями первичного и смешанного виноделия для производства вермутов. Соответствующие изменения вносятся Законом № 5074 в пп. 225.1 и 229.1 НКУ.

В результате таких изменений предприятия — производители вермутов будут выдавать налоговый вексель с целью получения спирта этилового сроком на 180 дней, т. е. на условиях, которые действуют на сегодня для предприятий первичного и смешанного виноделия, являющихся производителями виноградных, плодово-ягодных виноматериалов и сусла.

В отношении спиртовых дистиллятов, а также спиртных напитков, полученных путем перегонки виноградного вина или выжимок винограда (коды согласно УКТ ВЭД 2208 20 12 00, 2208 20 62 00), с 1 января 2013 года будет применяться ставка акцизного налога, определенная п.п. 215.3.1 НКУ (п. 1 подразд. 5 разд. ХХ НКУ).

Порядок обложения акцизным налогом спецтранспорта. Временно, до 31.12.2012 г., были освобождены от обложения акцизным налогом операции по ввозу на таможенную территорию Украины специализированных транспортных средств, таких как автомобили скорой медицинской помощи товарной позиции 8703 согласно УКТ ВЭД, которые предназначены для использования заведениями здравоохранения и оплата стоимости которых осуществляется за счет средств государственного и местных бюджетов или по заказу соответствующих распорядителей бюджетных средств (п. 4 подразд. 5 разд. ХХ НКУ).

С 1 января 2013 года в связи с окончанием срока действия льготного режима такие операции будут облагаться акцизным налогом в общем порядке.

Ценные бумаги как объект обложения акцизным налогом. Законом (законопроект № 11285) предполагается включить операции с ценными бумагами в объект обложения акцизным налогом. Вернее, речь идет не об акцизном налоге как таковом, а об «особом» налоге, взимание которого будет регулироваться нормами раздела VI «Акцизный налог» НКУ, кроме того, определение акцизного налога из п.п. 14.1.4 НКУ будет также дополнено соответствующим указанием, что лишь подтверждает близкое родство этих двух налогов.

Подробнее вопросы начисления и уплаты такого «особого» налога рассмотрены в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 96, с. 43.

 

Экологический налог

Ставки. Согласно п. 2 подразд. 5 разд. ХХ НКУ в 2013 году ставки экологического налога будут составлять 75 % размера ставок, установленных ст. 243 — 246 НКУ.

При этом нужно учесть следующее. В соответствии с абзацем девятым п. 4 разд. XIX НКУ Кабмин уполномочен ежегодно до 1 июня вносить в Верховную Раду Украины проект закона о внесении изменений в данный Кодекс в отношении ставок налогообложения, определенных в абсолютных значениях, с учетом индексов потребительских цен, индексов цен производителей промышленной продукции по ряду налогов и сборов, среди которых и экологический налог.

Так, пп. 3 — 8 разд. I Закона № 4235 с 13.01.2012 г. ставки экологического налога были увеличены в среднем на 8,9 %. Вместе с тем проектом Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по пересмотру ставок некоторых налогов и сборов» от 06.11.2012 г. № 10687 (далее — законопроект № 10687) с 2013 года предусмотрено увеличение ставок, в частности экологического налога, на 7,9 %. На это указали и налоговики в консультации, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2012, № 46, с. 42. Дополнительная информация по этому вопросу Будет предоставлена после подписания указанного законопроекта Президентом Украины.

Порядок зачисления в бюджет. В соответствии с п. 4 разд. XIX НКУ и п. 51 разд. VI БКУ в 2013 году экологический налог (кроме налога, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и/или временное хранение радиоактивных отходов их производителями свыше установленного особыми условиями лицензии срока) зачисляется в таких пропорциях:

1) в специальный фонд государственного бюджета — 53 %, из них 33 % направляются на финансовое обеспечение исключительно целевых проектов экологической модернизации предприятий в пределах сумм уплаченного ими экологического налога в порядке, установленном КМУ;

2) в специальный фонд местных бюджетов — 47 %, в том числе:

— в сельские, поселковые, городские бюджеты — 33,5 %;

— в областные бюджеты и бюджет Автономной Республики Крым — 13,5 %;

— в бюджеты городов Киева и Севастополя — 47 %.

При временном пребывании отходов на территории предприятия нет объекта обложения эконалогом. Закон № 4834 внес изменения в п.п. 14.1.223 НКУ, в котором приведена расшифровка термина «размещение отходов». Теперь под размещением следует понимать либо (1) постоянное (окончательное) пребывание, либо (2) захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т. п.), на использование которых получено разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами.

В результате в круг плательщиков экологического налога за размещение отходов с 1 января 2013 года войдут только те субъекты хозяйствования, которые их размещают в понимании п.п. 14.1.223 НКУ (кроме размещения отдельных видов (классов) отходов как вторичного сырья, которые размещаются на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования), что закреплено в обновленном п.п. 240.1.3 НКУ.

Таким образом, решена проблема взимания эконалога за размещение отходов в случае их временного пребывания на территории субъекта хозяйствования до захоронения в специально отведенных местах — отныне такие субъекты к числу плательщиков эконалога за размещение отходов не относятся.

 

Рентная плата за нефть, природный газ и газовый конденсат, добываемые в Украине

С 01.01.2013 г. разд. Х НКУ, регулирующий взимание рентной платы за нефть, природный газ и газовый конденсат, добываемые в Украине, утрачивает свою силу, после чего субъекты хозяйствования, добывающие углеводородное сырье, станут в увеличенном размере уплачивать плату за пользование недрами для добычи полезных ископаемых.

Причем такую плату нужно будет уплачивать в течение 10 календарных дней после окончания предельного срока подачи Налогового расчета по плате за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, форма которого утверждена приказом Министерства финансов Украины от 17.09.2012 г. № 1000, за отчетный (налоговый) период (квартал), определенную в таком Расчете.

Предоставление налоговой отчетности такими плательщиками будет происходить по общеустановленным правилам, предусмотренным в пп. 263.11.1 и 263.11.2 НКУ.

 

Местные налоги и сборы

Налог на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка. Согласно прежней (до вступления в силу Закона № 4834) редакции п. 1 разд. XIX «Заключительные положения» НКУ налог на недвижимость планировалось ввести с 1 июля 2012 года. Между тем после очередных поправок в Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» от 11.02.2010 г. № 1878-VI датой внедрения нового порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество, установленного этим Законом, стало 01.01.2013 г. Кроме того, Закон Украины «О государственном земельном кадастре» от 07.07.2011 г. № 3613-VI также должен вступить в силу с той же даты.

Казалось бы, налицо согласованные действия законодателя по синхронному запуску соответствующих механизмов, необходимых для эффективного администрирования налога на недвижимость, поэтому перенос начала взимания этого налога на 1 января 2013 года, произведенный Законом № 4834, никаких вопросов вызывать не должен.

Правда, предложение Кабмина ввести «налог на имущество, отличное от земельного участка» (см. законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения богатства и предметов роскоши» от 01.06.2012 г. № 10558) еще не так давно давало повод сомневаться, что налог на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка, в его нынешнем виде вообще заработает. Однако 1 января 2013 года уже на пороге, поэтому сомнения можно отбросить — налог на недвижимость вот-вот станет реальностью.

Характеристики этого налога приведем в таблице.

 

Характеристика налога на недвижимость

Показатель

Характеристика

Плательщики

физические и юридические лица, в том числе нерезиденты, которые являются собственниками объектов жилой недвижимости (п.п. 265.1.1 НКУ)

База налогообложения

общая площадь объекта жилой недвижимости (п.п. 265.3.1 НКУ)

Ставка

устанавливается местными советами в таких размерах за 1 кв. метр общей площади объекта жилой недвижимости:
 — не более 1 % размера минимальной заработной платы на 1 января отчетного года для квартир, общая площадь которых не превышает
240 кв. м, и жилых домов, общая площадь которых не превышает 500 кв. м;
 — 2,7 % размера минимальной заработной платы на 1 января отчетного года для квартир, общая площадь которых превышает 240 кв. м, и жилых домов, общая площадь которых превышает 500 кв. м (п.п. 265.5.1 НКУ)

Льгота

база налогообложения уменьшается: на 120 кв. м для квартир и 250 кв. м для домов. Льгота распространяется только на физлиц и только на один объект недвижимости (п. 265.4 НКУ)

Базовый налоговый (отчетный) период

календарный год (п.п. 265.6.1 НКУ)

Порядок начисления

Физлица. Для них сумму налога будет исчислять ГНС по месту нахождения объекта жилой недвижимости (п.п. 265.7.1 НКУ).
Налоговое уведомление-решение о сумме налога, подлежащей уплате, и платежные реквизиты присылаются органами ГНС плательщикам по месту их жительства (регистрации) до 1 июля отчетного года (п.п. 265.7.1 НКУ).
Юрлица будут самостоятельно исчислять сумму налога по состоянию на 1 января отчетного года и до 1 февраля этого же года подавать в орган ГНС по местонахождению объекта налогообложения декларацию с разбивкой годовой суммы равными долями поквартально (п.п. 265.7.5 НКУ)

Порядок уплаты

налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения и зачисляется в соответствующий бюджет согласно положениям БКУ
(п.п. 265.10.1 НКУ)

Сроки уплаты

налоговое обязательство за отчетный год по налогу уплачивается (п.п. 265.10.1 НКУ):
а) физлицами — в течение 60 дней со дня получения налогового уведомления-решения;
б) юрлицами — авансовыми взносами ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, которые отражаются в годовой налоговой декларации

 

Упрощенная система налогообложения

Для субъектов упрощенной системы налогообложения законопроектом № 10687 предусмотрен ряд новшеств:

— введение для единоналожников второй группы налогового периода — календарный год (вместо календарного квартала);

— отмена ограничений по критерию количества наемных работников для 5 и 6 групп плательщиков единого налога;

— снижение ставки единого налога для единоналожников 5 и 6 групп с 7 и 10 % до 5 и 7 % соответственно;

— введение электронной формы заполнения заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Также предусмотрено включение в состав дохода плательщика 5 группы, который является плательщиком НДС, суммы кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности (по дате списания).

Обращаем внимание, что с 1 января 2013 года единоналожники уже не свободны от штрафов за допущенные ими нарушения налогового законодательства, как это было в 2012 году.

Так, с начала 2013 года штрафы за нарушение порядка исчисления, правильности заполнения налоговых деклараций плательщика единого налога и полноты уплаты сумм единого налога (п. 7 подразд. 10 разд. ХХ НКУ) будут работать вовсю. То же касается и санкций в отношении плательщиков единого налога 1 и 2 групп за доходы, полученные ими в рамках запрещенных (не указанных в свидетельстве плательщика единого налога) видов деятельности (п. 2 подразд. 8 разд. ХХ НКУ).

К тому же единоналожники-физлица могут быть привлечены к административной ответственности согласно ст. 1641 КоАП за нарушение порядка ведения книги учета доходов и книги учета доходов и расходов.

 

 

Бухгалтерский учет

Применение МСФО. Как известно, с 1 января 2012 года действует ст. 121 Закона о бухучете, регламентирующая применение в Украине международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Вследствие этого с указанной даты МСФО в целях подготовки финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности применяют:

обязательно — публичные акционерные общества, банки и страховщики;

добровольно — другие предприятия (субъекты хозяйствования, кроме бюджетных учреждений), которые самостоятельно посчитали целесообразным использовать МСФО для составления финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности.

С 1 января 2013 года применение МСФО станет обязательным для предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность в сферах предоставления финансовых услуг, кроме страхования и пенсионного обеспечения (группа 64 КВЭД ДК 009:2010), и занимающихся негосударственным пенсионным обеспечением (группа 65.3 КВЭД ДК 009:2010).

Налоговые разницы. Ввиду того что с 1 января 2013 года заработает методика бухгалтерского учета временных и постоянных налоговых разниц, финансовая отчетность с учетом налоговых разниц будет представляться плательщиками налога на прибыль начиная с отчетных периодов 2013 года (п. 1 разд. ХIХ НКУ). Это, кстати, зафиксировано в приказе Министерства финансов Украины от 11.08.2011 г. № 1021, согласно которому как раз с 01.01.2013 г. П(С)БУ 3 будет дополнено новым разделом «Раскрытие информации о налоговых разницах», а Отчет о финансовых результатах по форме № 2 пополнится сразу двумя разделами:

— «IV. Налоговые разницы», предназначенным для отражения влияния налоговых разниц (постоянных и временных) на доходы и расходы в разрезе каждого из их видов;

— «V. Согласование финансового результата и налоговой прибыли (убытка)», где путем корректировки финансового результата, полученного по данным бухгалтерского учета, на общий итог налоговых разниц будет выводиться сумма налоговой прибыли (убытка).

Первичные документы. С 1 января 2013 года вводится Перечень типовых документов, создаваемых во время деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, других учреждений, предприятий и организаций, с указанием сроков хранения документов, утвержденный приказом Министерства юстиции Украины от 12.04.2012 г. № 578/5 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 39, с. 3).

Данный Перечень включает типовые документы, которые создаются при документировании однотипных (общих для всех) управленческих функций, выполняемых органами государственной власти и местного самоуправления, другими учреждениями, предприятиями и организациями (далее — организация) независимо от функционально-целевого назначения, уровня и масштаба деятельности, формы собственности, а также документацию, создаваемую в результате производственной и научно-технической деятельности организаций.

Указанный документ является нормативно-правовым актом, предназначенным для использования всеми организациями при определении сроков хранения документов, их отборе на постоянное и продолжительное (свыше 10 лет) хранение или для уничтожения, и может использоваться также физическими лицами — предпринимателями.

Сроки хранения документов, определенные в этом Перечне, являются минимальными, их нельзя сокращать. Продление в организациях сроков хранения документов, предусмотренных Перечнем, допускается в случаях, если эта потребность вызвана специфическими особенностями работы конкретной организации.

Для облегчения работы по определению сроков хранения документов в Перечень включены также отдельные виды документов нетипового характера.

Сроки хранения типовых документов на электронных носителях соответствуют срокам хранения аналогичных документов на бумажных носителях.

Одновременно со вступлением в силу приказа № 578/5 утрачивает силу приказ Главного архивного управления при Кабинете Министров Украины «Об утверждении Перечня типовых документов» от 20.07.98 г. № 41.

 

 

Единый социальный взнос

 

Гражданско-правовой договор с предпринимателем и ЕСВ. С 1 января 2013 года вступит в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно необходимости обязательного предоставления извлечений и выписок из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 02.10.2012 г. № 5410-VI, которым будут внесены изменения, в частности, в ст. 4 Закона № 2464. Напомним, что для выполнения требований ст. 4 Закона № 2464 в нынешней редакции в случае заключения гражданско-правового договора на выполнение работ (предоставление услуг) с предпринимателем (независимо от избранной им системы налогообложения) для целей невзимания ЕСВ с вознаграждения от предпринимателя необходимо получить копию извлечения из Госреестра.

Согласно обновленной редакции указанная статья предусматривает, что выполняемые физическим лицом — предпринимателем по гражданско-правовому договору работы (предоставляемые услуги) должны соответствовать видам деятельности согласно сведениям, указанным в Госреестре. Однако реализовать на практике требования ст. 4 Закона № 2464 в новой редакции после 01.01.2013 г. без получения извлечения из Госреестра будет возможно при условии, что Государственная регистрационная служба обеспечит для всех физических и юридических лиц возможность доступа через соответствующий веб-сайт к сведениям Госреестра, которые должны включать, в частности, информацию о видах деятельности физического лица — предпринимателя. На сегодняшний день на сайте http://irc.gov.ua/ua/Poshuk-v-YeDR.html такая информация отсутствует. До ее появления на указанном сайте, на наш взгляд, безопаснее брать у предпринимателей, которые выполняют работы (предоставляют услуги), копии извлечения из Госреестра.

Одна платежка для уплаты ЕСВ со всех выплат. С 01.01.2013 г. вступит в силу Закон Украины «О внесении изменений в статью 8 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 16.10.2012 г. № 5455-VI, которым вносятся изменения в ст. 8 Закона № 2464. В частности, в новой редакции изложены ч. 15 и 18 ст. 8 Закона № 2464, а также исключены ч. 16, 17, 19 — 22, 24 — 26 указанной статьи. Изменения заключаются в унификации пропорции распределения единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование между социальными фондами. Что касается размеров ЕСВ для страхователей и застрахованных лиц, то они останутся прежними. То есть в порядке начисления и уплаты ЕСВ для страхователей все останется по-прежнему.

Единые размеры распределения ЕСВ по видам общеобязательного государственного социального страхования дают возможность уплачивать ЕСВ, начисленный по разным ставкам, одним платежным поручением. Согласно информации, размещенной на официальном сайте Пенсионного фонда (www.pfu.gov.ua), с 1 января 2013 года будут открыты новые счета в органах Государственной казначейской службы для зачисления ЕСВ. То есть с указанной даты ЕСВ нужно будет перечислять на новые счета, информацию о которых следует получить в органе Пенсионного фонда по месту взятия на учет.

Новые условия применения льготных размеров ЕСВ для работодателей — инвалидов. Верховная рада Украины приняла Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно занятости инвалидов» (на базе законопроекта № 9438), которым должны быть внесены изменения, в том числе в Закон № 2464. В настоящее время Закон направлен на подпись Президенту Украины. В случае подписания Президентом указанного Закона он вступит в силу с 01.01.2013 г.

Согласно измененной редакции ч. 13 ст. 8 Закона № 2464 предприятия, на которых работают инвалиды, смогут применять льготную ставку ЕСВ в размере 8,41 % при начислении ЕСВ на сумму зарплаты и больничных только тех инвалидов, для которых данное предприятие является основным местом работы.

Предприятия и организации всеукраинских общественных организаций инвалидов, в частности общества УТОГ и УТОС, смогут применять льготную ставку ЕСВ в размере 5,3 % при начислении ЕСВ на зарплату и больничные всех работников и на вознаграждения по гражданско-правовым договорам, если работающие инвалиды (не менее 50 % общей численности работающих) являются основными работниками (измененный абзац первый ч. 14 Закона № 2464).

Предприятия общественных организаций инвалидов будут начислять ЕСВ в размере 5,5 % на зарплату и больничные инвалидов — основных работников при условии, что для работающих инвалидов (составляют не менее 50 % общей численности работающих) данная организация является основным местом работы (новая редакция абзаца второго ч. 14 Закона № 2464).

Прочие условия применения льготных ставок ЕСВ в размере 5,3 % и 5,5 % не меняются.

 

 

Закон о госбюджете-2013

 

С 1 января 2013 года вступит в силу Закон о госбюджете-2013, которым традиционно установлены важные показатели: минимальная заработная плата и прожиточный минимум на 2013 год. Размеры прожиточного минимума установлены ст. 7, а размеры минимальной заработной платы ст. 8 Закона о госбюджете-2013. Размеры указанных показателей для наглядности приведем в табличной форме.

 

Прожиточный минимум на одно лицо в расчете на месяц в 2013 году

Социальные и демографические группы населения

Размер прожиточного минимума, грн.

январь — ноябрь

декабрь

Дети в возрасте до 6 лет

972,00

1032,00

Дети в возрасте от 6 до 18 лет

1210,00

1286,00

Трудоспособные лица

1147,00

1218,00

Лица, утратившие трудоспособность

894,00

949,00

Общий показатель

1108,00

1176,00

 

Минимальная заработная плата в месячном и почасовом размере на 2013 год

Срок действия в 2013 году

Размер минимальной заработной платы, грн.

месячный

почасовой

январь — ноябрь

1147,00

6,88

декабрь

1218,00

7,30

 

 

Трудовое законодательство

 

Новый Закон о занятости. С 1 января 2013 года вступит в силу новый Закон о занятости. С этой же даты утратит силу действующий в настоящее время Закон Украины «О занятости населения» от 01.03.91 г. № 803-XII. Отметим наиболее значимые положения нового Закона.

1. Предприятиям, учреждениям и организациям с численностью штатных работников свыше 20 лиц будет установлена квота в размере 5 % среднеучетной численности штатных работников за предыдущий календарный год для трудоустройства представителей социально незащищенных слоев населения (кроме инвалидов, не достигших пенсионного возраста*). Категории граждан, которые имеют дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, перечислены в ч. 1 ст. 14 Закона о занятости. В соответствии с ч. 2 ст. 53 Закона о занятости в случае невыполнения в течение года квоты, за каждый необоснованный отказ в трудоустройстве лиц, указанных в ч. 1 ст. 14 этого закона, с работодателя будет взиматься штраф в 2-кратном размере минзарплаты, установленной на момент выявления нарушения.

* Для предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и хозяйствования, в том числе предприятий, организаций общественных организаций инвалидов, физических лиц, использующих наемный труд, устанавливается норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 4 % среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год, а если работает от 8 до 25 лиц — одно рабочее место (ст. 19 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.91 г. № 875-XII).

2. Новый Закон о занятости предусматривает льготы по уплате единого социального взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — ЕСВ). Так, работодателю, который в течение 12 календарных месяцев обеспечивал создание новых рабочих мест, трудоустраивал на них работников и в течение этого периода ежемесячно осуществлял им выплату заработной платы в размере не меньше чем три минзарплаты на каждое лицо, в течение следующих 12 календарных месяцев, при условии сохранения уровня заработной платы, обещают компенсировать фактические расходы в размере 50 % суммы начисленного ЕСВ за каждое лицо. В случае уменьшения штатной численности работников и фонда оплаты труда работодатель теряет право на компенсацию.

Льгота по ЕСВ предусмотрена также для работодателей, которые будут трудоустраивать на новые рабочие места на срок не менее двух лет недостаточно конкурентоспособных граждан (указаны в ч. 1 ст. 14 Закона о занятости, кроме лиц, которым исполнилось 15 лет и которые с согласия одного из родителей или лица, их заменяющего, могут приниматься на работу) по направлению центра занятости. При выполнении условий, определенных в ст. 26 нового Закона о занятости, такие работодатели должны получать компенсацию в размере фактических расходов на уплату ЕСВ в течение года со дня трудоустройства за каждого такого работника.

3. Работодатели смогут принимать студентов и учеников на стажировку на срок до 6 месяцев с записью в трудовой книжке. Оплату труда стажеров нужно производить только в случае, если они выполняют профессиональные работы.

4. В рекламе о вакансиях запрещается выдвигать какие-либо требования дискриминационного характера, указывать возраст и пол кандидатов, кроме специфической работы, которая может выполняться исключительно лицами определенного пола. В случае нарушения указанных требований рекламодатель платит в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы штраф в десятикратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения.

5. Новые правила работы ожидают субъектов хозяйствования, оказывающих услуги по посредничеству в трудоустройстве (поиск работы и содействие в трудоустройстве лиц, подбор работников согласно заказам работодателей (в том числе иностранных) в пределах заключенных с работодателями договоров (контрактов)).

Новый Закон о занятости обязывает посредников в трудоустройстве сотрудничать с центрами занятости, в частности, путем заключения договоров о сотрудничестве по отдельным направлениям деятельности, в том числе для обмена данными о вакансиях. Кроме того, в центры занятости нужно будет подавать сведения о численности трудоустроенных лиц.

Посредникам по трудоустройству запрещается получать оплату услуг от граждан. Оплата услуг производится исключительно работодателями, которым они предоставлены.

Что касается посредников по трудоустройству за рубежом, то предоставление своих услуг они осуществляют после заключения договора о предоставлении услуг по посредничеству в трудоустройстве за рубежом между лицом и субъектом хозяйствования. Посредники по трудоустройству за рубежом не имеют права получать от лиц, которым предоставлены такие услуги, плату до подписания акта выполненных работ.

Работодатели, нанимающие работников для дальнейшего выполнения ими работы в Украине у другого работодателя на условиях трудовых договоров, осуществляют деятельность на основании разрешения, выданного Государственным центром занятости. Без такого разрешения такая деятельность запрещена.

Законодательство в сфере социальной защиты инвалидов. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно занятости инвалидов» (на базе законопроекта № 9438). В настоящее время закон направлен на подпись Президенту Украины. В случае подписания Президентом указанного закона он вступит в силу с 01.01.2013 г.

В соответствии с изменениями, которые будут внесены указанным законом, увеличится размер админштрафа:

— за невыполнение должностным лицом, которое пользуется правом приема на работу и увольнения, распоряжения исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета, местной государственной администрации или решения службы по делам детей или решения другого органа о трудоустройстве лиц, обеспечение работой которых в соответствии с законодательством возложено на эти органы. Согласно обновленной ч. 1 ст. 1881 КоАП штраф за такое нарушение будет составлять от 25 до 50 ннмдг (от 425 до 850 грн.), а в настоящее время диапазон штрафа — от 5 до 8 ннмдг (от 85 до 136 грн.);

— за невыполнение норматива по трудоустройству инвалидов, установленного ст. 19 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.91 г. № 875-XII, уклонение от регистрации в отделении Фонда социальной защиты инвалидов (далее — Фонд), непредоставление или несвоевременное предоставление в Фонд отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов. В соответствии с новой редакцией ч. 2 ст. 1881 КоАП штраф за такие нарушения будет составлять от 50 до 100 ннмдг (от 850 до 1700 грн.). В настоящее время штраф предусмотрен только за невыполнение «инвалидного» и непредоставление отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов в размере от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн).

В случае если предприятия, нарушившие норматив по трудоустройству инвалидов, самостоятельно в срок до 15 апреля следующего года не рассчитали и не уплатили аминистративно-хозяйственные санкции (в размере средней годовой заработной платы на соответствующем предприятии, за каждое рабочее место инвалида, а для предприятий, где работает от 8 до 15 лиц, — половины средней годовой заработной платы), сумма санкций начисляется отделением Фонда. При этом срок давности не применяется.

 

 

Право

 

Регистрация вещных прав на недвижимое имущество и их обременений: с 01.01.2013 г. выведена из сферы влияния БТИ

Одно из наиболее заметных новшеств следующего года заключается в коренном изменении порядка госрегистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений (далее — Госрегистрация). Обусловлено это тем, что, во-первых, с указанной даты она будет осуществляться в порядке, предусмотренном Законом № 1878 (при этом на смену Временному положению о порядке государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество в редакции приказа Министерства юстиции Украины от 28.07.2010 г. № 1692/5 придет Порядок № 703), напомним, что изначально его планировалось вводить с начала текущего года (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 101, с. 6), а во-вторых, изменениями, установленными относительно недавним Законом № 5037.

В частности, с 01.01.2013 г. такую Госрегистрацию вместо БТИ будут осуществлять:

1) нотариусы* — в случае совершении ими нотариальных действий (при этом Госрегистрация будет производиться одновременно с такими действиями):

1.1) с недвижимым имуществом (при этом с 01.01.2013 г. Закон Украины «О нотариате» от 02.09.93 г. № 3425-XII будет также дополнен соответствующими положениями). Например, нотариусу придется регистрировать права, возникающие из договоров купли/продажи, дарения недвижимости, других оснований, предусматривающих переход права собственности на нее. Кроме того, в ведении нотариусов будет регистрация права пользования зданием или другим капитальным строением (их отдельной частью) — причем отметим, что она будет обязательной лишь при условии, что договор аренды заключен на срок от трех лет и больше (ч. 1 ст. 794 ГКУ в редакции с 01.01.2013 г.). Что касается аренды жилья, то в этом случае регистрации права пользования не потребуется (раздел III Методических рекомендаций относительно государственной регистрации права пользования (найма, аренды) зданием или другими капитальными сооружениями, их отдельными частями, утвержденных приказом Минюста от 13.10.2010 г. № 2500/5), даже если заключение соответствующего договора производится с участием нотариуса (к примеру, в ситуации с договором аренды жилья с выкупом);

1.2) с объектами незавершенного строительства (напоминаем, что к таковым относятся здания, сооружения или передаточные устройства, которые фактически не эксплуатируются, поскольку находятся в недостроенном состоянии);

1.3) с недвижимым имуществом и объектами незавершенного строительства, регистрация права собственности на которые произведена согласно законодательству, действовавшему на момент возникновения соответствующих прав собственности;

2) органами государственной регистрации прав, создаваемыми Минюстом и подчиненными Укргосреестру, по местонахождению недвижимости (ч. 5 ст. 3 Закона № 1878) — в остальных случаях (срок такой регистрации, как и в настоящее время, будет составлять 14 дней, однако лишь до 01.01.2014 г., после чего он, в общем случае, сократится до 5 рабочих дней). При этом, если недвижимое имущество находится на территории, в пределах которой действуют два и больше органа государственной регистрации, обращаться с этой целью можно будет к любому из них (ч. 1 ст. 16 Закона № 1878).

* Вместе с тем свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество он выдавать не сможет (ч. 2 ст. 9 Закона № 1878), это прерогатива государственного регистратора (при этом он подписывает и скрепляет свидетельство своей печатью). Нотариус же будет выдавать извлечение (ч. 1 ст. 28 Закона № 1878).

Как известно, обязательной регистрации в соответствии с Законом № 1878 подлежат любые вещные права и обременения, названные в его ст. 4: право собственности на недвижимое имущество, право пользования зданиями, другими капитальными сооружениями и т. п. Вместе с тем ч. 4 ст. 3 названного Закона предусматривает из этого правила два исключения, в частности для прав и обременений:

1) зарегистрированных в прошлом согласно законодательству, действовавшему на момент их возникновения;

2) на момент возникновения которых их обязательная регистрация не предусматривалась.

Регистрация прав и обременений будет производиться по заявлению лица/органа (собственника, другого правополучателя и пр., о чем см. ч. 7, 8 ст. 16 Закона № 1878), поданному соответствующему субъекту (органу государственной регистрации или нотариусу) в бумажной/электронной форме*, с приложением необходимых документов (их перечень см. в Порядке № 703), а также документа, подтверждающего оплату**. После принятия заявления субъект, на которого возложена обязанность по Госрегистрации, должен будет проверить наличие/отсутствие оснований для приостановления рассмотрения заявления (с 01.01.2013 г. для такого приостановления останется лишь одно основание — предоставление документов не в полном объеме), приостановления Госрегистрации или отказа в ней. При отсутствии оснований для такого приостановления/отказа он должен будет внести запись в Реестр и, в случае необходимости, выдать свидетельство о праве собственности.

* Что касается заявления в электронной форме, то возможность его подачи предусмотрена лишь для двух субъектов: в частности, для государственного кадастрового регистратора или государственного исполнителя.

** При этом после изменений, внесенных Законом № 5037, от платы за Госрегистрацию освобождаются в том числе физлица/юрлица при регистрации прав, возникших и зарегистрированных до осуществления Госрегистрации в порядке, установленном Законом № 1878 (п. 6 заключительных и переходных положений Закона № 1878).

В качестве итога к изложенной информации стоит отметить, что на данный момент подзаконная нормативная база все еще не подготовлена к грядущим изменениям, в частности, это касается Порядка № 703 и Порядка совершения нотариальных действий нотариусами Украины, утвержденного приказом Минюста от 22.02.2012 г. № 296/5. В то же время считаем, что данный факт не должен существенно повлиять на возможность их реализации на практике.

 

Размежевание земель государственной/коммунальной собственности и другие изменения в земельном законодательстве

Весьма существенные изменения с 01.01.2013 г. будут внесены и в законодательство, регулирующее земельные отношения. Вкратце рассмотрим некоторые из них.

1. Размежевание земель государственной/коммунальной собственности. Данный вопрос заслуживает наибольшего внимания. Дело в том, что с 01.01.2013 г. земли государственной и коммунальной собственности считаются размежеванными (п. 7 заключительных и переходных положений Закона № 5245). При этом с указанной даты к землям коммунальной собственности будут отнесены:

1) земельные участки:

1.1) на которых расположены здания, сооружения, другие объекты недвижимого имущества коммунальной собственности соответствующей территориальной громады;

1.2) которые находятся в постоянном пользовании органов местного самоуправления, коммунальных предприятий, учреждений/организаций;

2) все другие земли, расположенные в пределах соответствующих населенных пунктов, кроме земельных участков частной собственности, а также названных ниже в пп. 1 и 2 относительно земель государственной собственности.

В свою очередь, к землям государственной собственности будут отнесены:

1) расположенные в пределах населенных пунктов земельные участки:

1.1) на которых расположены здания, сооружения, другие объекты недвижимости государственной собственности;

1.2) которые находятся в постоянном пользовании органов государственной власти, государственных предприятий, учреждений/организаций, Национальной академии наук Украины, государственных отраслевых академий наук;

1.3) которые относятся к землям обороны;

2) земельные участки, используемые Черноморским флотом РФ на территории Украины;

3) земли зон отчуждения и обязательного отселения, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы;

4) все другие земли, расположенные за пределами населенных пунктов, кроме земельных участков частной собственности и земельных участков, названных выше в п. 1 в части земель коммунальной собственности.

Для субъектов хозяйствования и граждан данные изменения повлияют в первую очередь на то, к кому они должны будут обращаться по вопросам предоставления земельных участков в собственность или пользование. При этом данный вопрос будет конкретизирован в разрезе возможных ситуаций в ст. 122 ЗКУ: к примеру, ее ч. 4 будет установлено, что земли сельскохозяйственного назначения государственной собственности, за некоторыми исключениями, передаются в собственность/пользование Центральным органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов в сфере земельных отношений и его территориальными органами.

2. Переход права собственности на арендованный участок. С 01.01.2013 г. в ЗКУ будет введена норма, предписывающая, что при изменении права собственности на земельный участок, находящийся в пользовании других лиц (ст. 1481):

1) к новому собственнику переходят права и обязанности предыдущего собственника земельного участка по действующим договорам аренды, суперфиция, эмфитемзиса, земельного сервитута;

2) новый собственник обязан в течение одного месяца направить таким пользователям уведомления с указанием соответствующих сведений (заказным письмом с уведомлением);

3) по согласию сторон договора аренды, суперфиция, эмфитемзиса, земельного сервитута или залога в такой договор могут быть внесены изменения с указанием нового собственника.

Вместе с тем должны заметить, что до указанных изменений подобные правила и без того следовали из общих положений ГКУ (в частности, ч. 1 ст. 770 и ч. 2 ст. 518 ГКУ).

 

С 2013 года банкротство по-новому

С 18.01.2013 г. Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника и признании его банкротом» от 14.05.92 г. № 2343-ХII будет изложен в новой редакции, которая привносит в данную процедуру существенные изменения (в то же время условия, при которых суд инициирует процедуру банкротства/санации, по сути остались прежними). Последние подробно рассматривались в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 93, с. 35. Здесь же мы отметим лишь то, что в общем случае новый порядок банкротства будет применяться при рассмотрении дел, производство которых было возбуждено после 18.01.2013 г. В то же время в отношении процедуры продажи имущества и ликвидационной процедуры (при условии, что на 18.01.2013 г. хозяйственный суд не принял постановления о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры) он применяется в том числе, если дело о банкротстве было возбуждено до указанной даты.

 

 

Деятельность субъектов хозяйствования

 

Выписки и извлечения из Единого госреестра

С 01.01.2013 г. число операций, осуществление которых требует предоставления извлечения или выписки из Единого госреестра (их копий), заметно сократится. В этой связи внимание привлекает исключение с указанной даты из ч. 1 ст. 4 Закона № 2464 требований относительно предоставления извлечений из Единого госреестра при взаимодействии с предпринимателями (с этой целью будет достаточно удостовериться, что их деятельность соответствует той, которая указана в Едином госреестре, используя при этом следующий веб-сайт: http://irc.gov.ua/ua/Poshuk-v-YeDR.html). Вместе с тем, чтобы полностью избавить контрагентов предпринимателей от подобной обязанности, изменения внести необходимо и в п. 177.8 НКУ, однако, к сожалению, на данный момент соответствующего закона еще нет. Подробнее об этом см. в редакционном комментарии к Закону Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно необходимости обязательного предоставления извлечений и выписок из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 02.10.2012 г. № 5410-VI в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 91, с. 6.

 

Перекодировка на КВЭД-2010

Напоминаем, что с 01.01.2013 г. КВЭД-2005 канет в Лету, в то время как единственным допустимым классификатором видов деятельности останется КВЭД-2010 (см. приказ Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 11.10.2010 г. № 457). О необходимости перекодировки и ее особенностях мы напоминали в течение всего года, поэтому для большинства наших читателей этот вопрос уже не актуален. Тем же, кто по каким-либо причинам не успеет сделать это вовремя, рекомендуем произвести такую перекодировку (с помощью предоставления регистрационной карточки по форме № 11 или № 4) до подачи первой налоговой отчетности в 2013 г., требующей раскрытия КВЭД (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 99, с. 11).

 

Основные изменения в законодательстве о ценных бумагах

Следующий год начнется с масштабных изменений в сфере обращения ценных бумаг, причем касаются они не только профессиональных участников фондового рынка, но и всех лиц, деятельность которых так или иначе связана с ценными бумагами. В данном разделе мы обойдем стороной изменения, которые касаются исключительно профессиональной деятельности на фондовом рынке (в частности, о требованиях к профессиональным участникам фондового рынка, о лицензировании их деятельности и т. п.), сосредоточив при этом внимание лишь на тех из них, которые затронут «обычных» субъектов хозяйствования.

1. Операции с ценными бумагами, которые могут осуществляться без привлечения торговца ценными бумагами. Одним из главных нововведений 2013 года для всех субъектов хозяйствования (как юрлиц, так и предпринимателей) и граждан станет расширение перечня операций, осуществление которых не потребует привлечения торговца ценными бумагами — напоминаем, что это обязательно, кроме случаев, специально установленных в Законе № 3480 (см. п. 2 письма ГКЦБФР от 11.09.2006 г. N 10/01/13300). В частности, с 01.01.2013 г. участие торговца ценными бумагами не потребуется при осуществлении следующих операций с ценными бумагами:

1) размещение эмитентом собственных ценных бумаг;

2) выкуп и продажа эмитентом собственных ценных бумаг;

3) осуществление операций относительно неэмиссионных ценных бумаг;

4) внесение ценных бумаг в уставный (складочный) капитал юрлиц;

5) дарение ценных бумаг;

6) наследование и правонаследование ценных бумаг;

7) совершение сделок, связанных с выполнением судебных решений;

8) совершение сделок в процессе приватизации.

Среди указанных операций «новичками» являются продажа эмитентом собственных ценных бумаг (такая продажа имеет место после их выкупа), осуществление операций с неэмиссионными ценными бумагами (например, к ним относится вексель, при этом в настоящее время без участия торговца ценными бумагами допускаются лишь расчеты с его помощью, в то время как с 01.01.2013 г. без его привлечения будет допускаться, в частности, его купля-продажа), а также правонаследование ценных бумаг. При этом ч. 9 ст. 17 Закона № 3480 будет прямо установлено, что во всех остальных случаях, кроме названных выше, сделки с ценными бумагами, совершенные без привлечения торговца ценными бумагами, должны считаться ничтожными (то есть их недействительность не потребует установления судом). Кроме того, еще одним негативным последствием осуществления таких операций будет угроза наложения штрафа согласно ст. 11 Закона № 448: в размере от 85000 до 170000 грн. (причем данная санкция действует и в настоящее время).

В этом контексте стоит отметить, что с 01.01.2013 г. порядок наложения штрафов, предусмотренный ст. 12 Закона № 448, будет также подкорректирован: основные изменения коснутся продления срока для вынесения решения (в форме постановления) о применении штрафных санкций (он будет составлять 30 рабочих дней вместо предусмотренных в настоящее время 10 дней) и предельных сроков, в течение которых лицо может быть привлечено к ответственности (он будет составлять 3 года с даты совершения правонарушения).

2. Этапы открытого/частного размещения ценных бумаг. Внимания также заслуживают изменения в этапах размещения ценных бумаг, как при публичном, так и при частном. В том числе их результатом является то, что еще перед подачей соответствующего заявления в НКЦБФР эмитенту придется заключать предварительные договоры с андеррайтером (если таковой привлекается) и депозитерием по обслуживанию эмиссии ценных бумаг или с регистратором о ведении реестра собственников именных ценных бумаг (за исключением эмиссии ценных бумаг на предъявителя). Кроме того, регистрация выпуска ценных бумаг будет сопровождаться выдачей временного свидетельства, а изготовлять сертификаты ценных бумаг (в случае их выпуска в документарной форме) придется лишь после утверждения результатов публичного/частного размещения.

3. Реклама ценных бумаг. С нового года подвергнутся изменениям правила рекламы ценных бумаг и деятельности, связанной с их обращением. Так, новой редакцией ст. 25 Закона о рекламе предусмотрено расширение перечня сведений, признаваемых рекламой (к примеру, рекламой будут считаться в том числе сведения рекламного характера о товарах/услугах, предоставляемыми профучастниками фондового рынка или саморегулирующимися организациями), и разграничение их с информацией, не являющейся таковой. К последней будут отнесены в том числе сведения, подлежащие обязательному опубликованию согласно законодательству, обобщающие информационно-аналитические материалы и статистические данные о состоянии фондового рынка и т. п.

Кроме того, на законодательном уровне будет прописано допустимое содержание такой рекламы, а также необходимость ее направления перед опубликованием (не позднее чем за 10 рабочих дней) на согласование в НКЦБФР — при этом, если в течение 7 рабочих дней решение о запрете ее опубликовании не будет принято, такая реклама считается допущенной.

Заметьте, несоблюдение указанных требований может привести к наложению штрафов: например, за распространение рекламы без ее согласования с НКЦБФР будет предусмотрен штраф в размере 50 — 100% стоимости размещенной рекламы.

 

Новые основания для ликвидации акционерных обществ

С 01.01.2013 г. перечень оснований для ликвидации акционерных обществ будет расширен. В частности, такая ликвидация может произойти вследствие:

1) допуска при создании акционерного общества нарушений, которые невозможно устранить;

2) непредоставления акционерным обществом в течение двух лет подряд НКЦБФР информации, предусмотренной законом;

3) необразования органов акционерного общества в течение года со дня регистрации НКЦБФР отчета о результатах частного размещения акций среди учредителей;

4) несозыва акционерным обществом общего собрания акционеров в течение двух лет подряд.

Предпосылкой для внесения соответствующей записи в Единый госреестр будет решение суда. Полномочием же для предоставления соответствующего иска будет наделена исключительно НКЦБФР.

 

Стандартизация и сертификация

С 01.01.2013 г. будет в очередной раз сокращен Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине, утвержденный приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 01.02.2005 г. № 28. В частности, это затронет медицинскую технику (раздел 8 указанного Перечня): аппараты и устройства для рентгенологии, для лечения, аппараты анестезиологические и т. п.

 

Изменения в законодательстве о рекламе

Кроме ужесточения требований к рекламе в сфере обращения ценных бумаг (см. выше) и трудоустройства (см. на с. 39), в Закон о рекламе будут внесены и другие изменения. В частности, с 01.01.2013 г. в нем будут конкретизированы полномочия и обязанности государственных органов, в компетенции которых находится контроль за соблюдением требований законодательства о рекламе (к слову, таким органом является и НКЦБФР — в части рекламы в сфере обращения ценных бумаг). При этом ч. 2 ст. 26 Закона о рекламе будет предусмотрено, что такие органы будут обязаны уведомлять рекламодателей, производителей и распространителей рекламы о рассмотрении их дела не менее чем за 5 рабочих дней до даты такого рассмотрения.

 

Электронная отчетность по РРО: с 01.01.2013 г., но не ранее появления соответствующих РРО/модемов

В пределах данного вопроса субъектам хозяйствования необходимо помнить, что формально с 01.01.2013 г. им придется подавать в органы ГНС (по проводным или беспроводным каналам связи):

1) при использовании РРО, которые создают контрольную ленту в электронной форме, или ЭККР, создающих контрольную ленту в печатном виде, — копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, содержащихся на контрольной ленте в памяти РРО или присоединенных к ним модемов;

2) при использовании РРО, которые создают контрольную ленту в печатном виде (за исключением ЭККР), — информацию об объемах расчетных операций в наличной/безналичной форме (об объемах операций по купле-продаже инвалюты), содержащейся в фискальной памяти.

Предоставление данной информации в органы ГНС избавляет их от необходимости ежемесячного предоставления отчета по форме № ЗВР-1. В свою очередь, для субъектов хозяйствования, для которых предоставление информации в органы ГНС по проводным и беспроводным каналам связи не предусмотрено (например, при использовании КУРО и РК), ничего не изменится: они, как и настоящее время, продолжат подавать отчет по форме № 1-ЗВР (не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным), причем способ такой подачи может быть как бумажным, так и электронным.

Подробный анализ указанных изменений был изложен в декабрьском номере газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 97, с. 29 и редакционном комментарии к письму от 03.12.2012 г. № 10322/0/71-12/22-1317/1317 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 101, с. 16). При этом напомним, что в последнем, кроме прописных истин (наподобие вступления в силу приказа Минфина от 08.10.2012 г. № 1057, утвердившего соответствующие порядок и требования), налоговики указали, что для предоставления отчетности по проводным и беспроводным каналам связи, субъектам хозяйствования придется:

1) приобрести РРО, который может создавать контрольную ленту в электронной форме и содержит встроенный модем;

2) модифицировать РРО, который уже имеется в наличии, присоединив к нему модем и доработав соответствующую версию программного обеспечения.

Для реализации обоих вариантов субъектам хозяйствования следует обращаться в соответствующие центры сервисного обслуживания. Вместе с тем последние смогут приступить к выполнению данных функций лишь после появления у них технических возможностей, в том числе появления РРО, модемов и версий программного обеспечения, способных выполнять указанные действия и соответствующих необходимым условиям*.

*Внесение изменений в Государственный реестр регистраторов расчетных операций было запланировано на 18.12.2012 г., однако от ГНСУ информация по этому поводу еще не поступала.

Вероятнее всего, этот процесс затянется, а потому логично, что с 01.01.2013 г. и до 01.07.2013 г. законодатель предусмотрел адаптационный период, в пределах которого неосуществление указанных действий не будет приводить к наложению штрафных санкций. Несмотря на это, советуем субъектам хозяйствования отслеживать информацию о появлении соответствующих РРО/модемов и не медлить с их приобретением (модификацией уже имеющихся). Более того, судя по проекту Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по дальнейшему усовершенствованию администрирования налогов и сборов» от 02.10.2012 г. № 11284 (на данный момент находится на этапе подписания Президентом), не приходится надеяться на то, что всем старым РРО дадут отработать свой срок.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше