Темы статей
Выбрать темы

Электронная отчетность по РРО: «новый виток эскалации напряженности»

Редакция НиБУ
Статья

Электронная отчетность по РРО: «новый виток эскалации напряженности»

 

 

В былые времена подобными штампами журналисты-международники потчевали нас каждый раз, когда то там, то здесь вспыхивали очередные локальные конфликты. С темой «электронизации» отчетности по РРО происходит то же самое: уже который год она то накаляется до предела, то постепенно угасает, то снова выходит на очередной виток эскалации напряженности. С разных интернет-ресурсов, как сводки с фронта, поступают противоречивые донесения сторон, втянутых в противостояние. Налоговики, разумеется, своей вины в конфликте не признают, вместо этого рапортуя о полной и безоговорочной победе над здравым смыслом. Представители субъектов хозяйствования возмущаются действиями противоположной стороны, решившей за их счет бизнес-интересы своих тайных союзников. В общем, a la gиerre comme a la gиerre…

Игорь ХМЕЛЕВСКИЙ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», i.khmelevskiy@id.factor.ua

 

Документы статьи

Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон № 2756 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Налогового кодекса Украины» от 02.12.2010 г. № 2756-VI.

Закон № 3609 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по совершенствованию отдельных норм Налогового кодекса Украины» от 07.07.2011 г. № 3609-VI.

Закон № 4834 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по совершенствованию отдельных налоговых норм» от 24.05.2012 г. № 4834-VI.

 

Требования о предоставлении в налоговые органы электронной отчетности по РРО путем передачи копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков по проводным либо беспроводным каналам связи висят дамокловым мечом над всеми субъектами хозяйствования, использующими регистраторы расчетных операций, с начала 2012 года. Причем о грядущих нововведениях законодатель сообщил всем заинтересованным сторонам задолго до этого — соответствующие нормы содержались в абзацах тринадцатом — четырнадцатом п.п. 9 п. 25 разд. I, а также в разд. II Закона № 2756 (сам Закон, а также статья с анализом его основных положений опубликованы в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 101, с. 5 и № 103, с. 19 соответственно).

Суть указанных требований, с учетом произошедших с тех пор изменений, сводится к тому (см. п. 7 ст. 3 Закона об РРО), что субъектам хозяйствования с 01.01.2012 г. вменено в обязанность подавать в органы ГНС:

отчетность, связанную с применением РРО и расчетных книжек, не позже 15 числа следующего за отчетным месяца, если этим пунктом не предусмотрено предоставление информации по проводным или беспроводным каналам связи;

электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, содержащихся на контрольной ленте в памяти РРО или в памяти модемов, которые к ним присоединены, по проводным или беспроводным каналам связи в случае использования РРО, создающих контрольную ленту в электронной форме, или ЭККР, создающих контрольную ленту в печатном виде;

информацию об объеме расчетных операций, выполненных в наличной и/или в безналичной форме, или об объеме операций по купле-продаже иностранной валюты, находящейся в фискальной памяти регистраторов расчетных операций, в случае использования РРО, создающих контрольную ленту в печатном виде, за исключением ЭККР.

Несмотря на то что эти требования были и остаются действующими, невозможность их практической реализации в установленные Законом об РРО сроки признали сначала налоговики (см. письмо ГНСУ от 28.12.2011 г. № 10653/7/22-1317/321 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 9), а затем и сам законодатель. Так, благодаря Закону № 4834 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 54, с. 2), субъектам хозяйствования до 1 января 2013 года разрешили информацию, содержащуюся в памяти РРО либо в памяти модемов, которые к ним присоединены, предоставлять органам ГНС по проводным или беспроводным каналам связи на добровольных началах.

И вот очередная критическая дата РРО-эпопеи наступает совсем скоро. Существует ли на сегодня соответствующая нормативно-правовая и техническая база для того, чтобы налоговики смогли удовлетворить свое любопытство в отношении каждого пробитого кассового чека? Или, как мы и предполагали в редакционном комментарии к Закону № 4834 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 55, с. 46), «электронные» требования Закона об РРО придется отсрочить еще не один раз, а о том, чтобы предоставлять подробную информацию из всех регистраторов расчетных операций в органы ГНС с начала 2013 года, не может быть и речи? Проанализируем сложившуюся ситуацию вместе.

1. В соответствии с п. 10 ст. 3 Закона об РРО субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карт, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, еще с 01.01.2011 г., среди прочего, обязаны были печатать или создавать в электронной форме на РРО (за исключением автоматов по продаже товаров/услуг) контрольные ленты и обеспечивать их хранение в течение 3 лет.

С выполнением этой обязанности, очевидно, проблем в настоящее время нет, поскольку альтернатива, заложенная в приведенной норме, позволяет сделать все без лишних слов. Ведь обязанность дублировать каждый пробитый чек на бумажной контрольной ленте была в Законе об РРО всегда, а те, кто решил пойти по «электронному» пути, могли воспользоваться соответствующими моделями РРО, которые умеют создавать контрольную ленту в электронной форме. Такие модели были включены в Государственный реестр РРО* достаточно давно с примечанием, согласно которому «разрешается применение регистраторов с указанными версиями внутреннего программного обеспечения в режиме формирования и хранения контрольной ленты в виде электронного документа (без одновременной печати бумажной контрольной ленты) с печатью ее по требованию контролирующих органов».

* Последняя редакция реестра утверждена приказом ГНСУ от 23.08.2012 г. № 772, а его полный текст размещен на сайте газеты «Налоги и бухгалтерский учет» по ссылке http://nibu.factor.ua/info/RRO/.

2. Тут, правда, могут возникнуть определенные сомнения насчет выполнения такими РРО предписаний ч. 2 ст. 12 Закона об РРО, которая с 06.08.2011 г. (даты вступления в силу Закона № 3609) применяется с существенным уточнением: РРО, создающий контрольную ленту в электронной форме, должен обеспечивать контроль отсутствия искажения или уничтожения данных о проведенных расчетных операциях, копий расчетных документов, содержащихся на ней, возможность идентификации указанного регистратора на такой ленте согласно технологии, разработанной Нацбанком и согласованной ГНСУ.

Такие сомнения базируются еще и на том, что согласно п. 8 разд. II «Заключительные положения» Закона об РРО первичная регистрация РРО, создающих контрольную ленту в электронной форме, должна была начаться с 1 декабря 2011 года после подтверждения их соответствия по результатам проверки относительно создания контрольной ленты в электронной форме, осуществленной в соответствии с требованиями ст. 13 этого Закона. В свою очередь, ч. 5 этой статьи гласит, что требования к созданию контрольной ленты в электронной форме в РРО и модемам для передачи данных устанавливаются Государственной налоговой службой Украины согласно той же технологии, разработанной НБУ и согласованной центральным налоговым ведомством.

Как мы отмечали год назад (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 101, с. 27), такая первичная регистрация РРО в определенные законодательством сроки не могла начаться как раз из-за отсутствия упомянутых требований. Кстати, наше мнение в настоящее время подтверждается консультацией из ЕБНЗ под кодом 07.13, где первичная регистрация РРО, создающих контрольную ленту в электронной форме, а также обязанность по их применению связываются не с конкретной датой, а, в частности, с принятием и вступлением в силу соответствующих нормативных актов, о которых говорится в ст. 13 Закона об РРО.

По той же причине регистраторы расчетных операций, соответствующие таким требованиям, не могли появиться и в Госреестре РРО. Однако, на наш взгляд, субъект хозяйствования, решивший с 01.01.2011 г. хранить контрольную ленту в электронном виде, имел право воспользоваться с этой целью одной из ранее внесенных в Госреестр РРО моделей, имеющих такую функцию. А вот обеспечить с помощью такого регистратора передачу информации о проведенных операциях с наличностью в органы ГНС до появления упомянутых требований вряд ли бы ему удалось. Следовательно, фраза из п. 9 разд. II «Заключительные положения» Закона об РРО о добровольных началах, на которых могла бы осуществляться передача такой информации, до недавнего времени была не больше чем пустой звук.

3. На сегодня Требования к созданию контрольной ленты в электронной форме в регистраторах расчетных операций и модемам для передачи данных (далее — Требования № 1057), а также Порядок передачи электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков регистраторов расчетных операций по проводным или беспроводным каналам связи в органы государственной налоговой службы* (далее — Порядок № 1057), о котором говорится в последнем абзаце п. 7 ст. 3 Закона об РРО, утверждены приказом Министерства финансов Украины от 08.10.2012 г. № 1057.

* Опубликован на с. 5 сегодняшнего номера.

Несмотря на то что данный приказ вступил в силу 05.11.2012 г. и на сегодня создание нормативной базы для передачи информации из РРО в налоговые органы можно считать завершенны, на самом деле все только начинается. Что мы имеем в виду?

Если говорить в двух словах, то Порядком № 1057, в частности, определено, что между пользователями РРО и налоговиками появятся посредники — так называемые информационные эквайеры, которые будут оказывать субъектам хозяйствования услуги по технической поддержке, а также информационному обслуживанию согласно технологии хранения и сбора данных РРО для органов ГНС. Такие посредники должны быть участниками Национальной системы массовых электронных платежей (далее — НСМЭП). На них же возлагается функция по обеспечению пользователей РРО модулями безопасности терминала НСМЭП*, которые предназначены для защиты передаваемой информации. Указанные модули в виде специальных карточек необходимо установить во все регистраторы расчетных операций и/или присоединенные к ним модемы, которым предстоит передавать соответствующую информацию по проводным или беспроводным каналам связи. Собственно процесс передачи данных в формате XML из регистратора расчетных операций в налоговый орган** прописан в п. 9.2 Порядка № 1057 для тех РРО, которые создают контрольную ленту в электронной форме, и в п. 9.3 — для остальных РРО.

* Кстати, как прямо сказано на официальном сайте Ассоциации участников НСМЭП (http://www.ansmep.kiev.ua), это создаст предпосылки для оборудования всех торговых точек, где есть кассовые аппараты, устройствами для приема платежных карт НСМЭП, что приоткрывает завесу над истинными целями «электронизации» РРО-отчетности. См. на этот счет также «Вестник налоговой службы Украины», 2012, № 43, с. 60.

** Точнее, на сервер информационного эквайера, который затем передаст полученную информацию из всех обслуживающихся у него РРО налоговикам.

Анализировать Требования № 1057 (равно как и публиковать их в нашем издании) мы не видим никакого смысла. Для рядового бухгалтера достаточно будет знать, что согласно этим Требованиям в РРО с контрольной лентой в электронной форме должен применяться встроенный модем. Для других моделей регистраторов расчетных операций допускается применение как встроенных, так и внешних (присоединенных к РРО) модемов. В эксплуатационной документации внешнего модема должны быть указаны модели РРО, для эксплуатации совместно с которыми он разработан. В остальном указанный документ должен заинтересовать производителей РРО и модемов — именно для них он и предназначен в первую очередь.

Между тем на сегодня нет ни одного РРО или модема, который отвечал бы утвержденным совсем недавно Требованиям № 1057. Насколько нам известно, о серийном выпуске РРО со встроенным модемом заявил пока только один производитель; эта модель даже была включена в последний утвержденный Госреестр РРО, но вряд ли она отвечает указанным Требованиям, которые были приняты несколько месяцев спустя после его утверждения.

Справедливости ради скажем, что на рынке давно существуют внешние модемы, которые легко присоединяются практически к любому РРО (через так называемый com-порт или порт RS-232). Однако их основное предназначение — передача информации из РРО на сервер предприятия в целях управленческого учета, а о решении с их помощью фискальных целей, поставленных Законом об РРО, речь пока идти не может, опять же по причине их несоответствия Требованиям № 1057.

Одним словом, процесс разработки устройств, необходимых для реализации предписаний п. 7 ст. 3 Закона РРО и подзаконных нормативно-правовых актов, только начинается, и сколько времени он будет продолжаться, сказать пока трудно. А по его завершении потребуется еще и подтверждение соответствия новых моделей РРО, а также внесение их в Госреестр, что также отнимет немало времени.

Отдельная проблема возникает в связи с наличием у субъектов хозяйствования определенного количества РРО устаревших моделей, которые, с одной стороны, еще не выработали минимально допустимый срок эксплуатации***, а с другой — в силу технических причин не могут быть дооснащены ни внутренними, ни внешними модемами.

*** Напомним, что в общем случае срок службы регистраторов расчетных операций устанавливает производитель этого оборудования. При этом если в эксплуатационной документации срок службы РРО не указан, то он составляет 7 лет с момента ввода в эксплуатацию, но не более 9 лет от даты выпуска.

Что касается принципов будущей деятельности информационных эквайеров, которым предстоит стать важным звеном в процессе передачи информации от пользователей РРО к налоговикам, а также сотрудничества с ними субъектов хозяйствования, то никакой информации на этот счет вообще нет. Ну а без таких посредников, как было отмечено выше, вряд ли стоит надеяться на своевременный старт обмена данными между каждым кассовым аппаратом и контролирующими органами.

Несмотря на это, налоговики, как и в прошлом году в аналогичной ситуации, на всех углах трубят об обязательности передачи информации из РРО по проводным и беспроводным каналам непосредственно с 1 января будущего года (см., например, «Вестник налоговой службы Украины», 2012, № 42, с. 56, а также сообщения на официальном сайте ГНСУ по ссылкам http://sts.gov.ua/media-tsentr/novini/76285.html и http://sts.gov.ua/nove-pro-podatki--novini-/75369.html).

Что в такой ситуации следует предпринять бухгалтеру? Как и в прошлом году, ровным счетом ничего! Даже если каким-либо чудом все перечисленные выше проблемы решатся до 31.12.2012 г., то и тогда ничего страшного не случится. Почему, спросите вы?

4. Дело в том, что законодатель, предполагая, видимо, подобную неразбериху, в очередной раз ввел полугодовой переходный период (с 1 января по 30 июня 2013 года), в течение которого предоставление определенной Законом об РРО информации органам ГНС по проводным или беспроводным каналам связи становится уже обязательным, однако непредоставление такой информации не влечет никаких отрицательных последствий для субъекта хозяйствования и его должностных лиц.

Как известно, Законом № 4834 начало применения штрафных санкций в размере 170 грн. за неподачу электронных документов по РРО отсрочено с 1 июля этого года на 1 июля будущего года. Следовательно, можно без опасений подождать внятных разъяснений ГНСУ либо… очередной отсрочки законодателя. И о том, и о другом читатели обязательно узнают из дальнейших публикаций на эту тему в своем любимом издании.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше