Создаем торговую марку — отражаем в учете
Традиционно тему для материала этой рубрики диктуют письма, поступающие в редакцию. Сегодняшняя статья не исключение. Вопрос читателя был сформулирован следующим образом: «Предприятие самостоятельно создает торговую марку. Как отразить расходы на создание торговой марки в налоговом и бухгалтерском учете предприятия?»
Наталия ДЗЮБА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Документы статьи
ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.
ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.
НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
Декрет № 7-93 — Декрет КМУ «О государственной пошлине» от 21.01.1993 г. № 7-93
П(С)БУ 8 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 8 «Нематериальные активы», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 18.10.99 г. № 242.
Начало отсчета для учета
Для отражения расходов на создание торговой марки важно определить момент, с которого у предприятия возникают имущественные права интеллектуальной собственности на нее.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 494 ГКУ, ч. 1 ст. 157 ХКУ, получение права интеллектуальной собственности на торговую марку удостоверяется свидетельством. В то же время имущественные права интеллектуальной собственности на торговую марку у предприятия возникают еще задолго до того, как оно получит свидетельство: согласно ч. 1 ст. 496 ГКУ указанные права являются действующими в течение 10 лет с даты, следующей за датой подачи заявки на торговую марку. Тот факт, что уже с этого момента — дня, следующего за днем подачи заявки, — предприятие может использовать торговую марку в своей деятельности, являясь обладателем имущественных прав на нее, признает и Госкомпредпринимательства (см. письмо от 22.06.2010 г. № 7930).
Налоговый учет
В налоговом учете право собственности на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе промышленной собственности, а также прочие аналогичные права, признанные объектом права собственности (интеллектуальной собственности), признаются нематериальными активами (п.п. 14.1.120 НКУ).
Согласно п.п. 145.1.1 НКУ права на торговые марки (знаки для товаров и услуг) следует учитывать в составе нематериальных активов группы 3. Учет амортизируемой стоимости нематериальных активов ведется отдельно по каждому объекту (п. 146.1 НКУ). В группу 3 самостоятельно разработанная торговая марка зачисляется по первоначальной стоимости за вычетом ликвидационной стоимости (п.п. 14.1.19 НКУ).
Причем, как указывают налоговики в отношении нематериальных активов, создаваемых предприятием самостоятельно (см. ЕБНЗ в разделе 110.09.03*), расходы, непосредственно связанные с созданием нематериального актива для использования в собственной хозяйственной деятельности и доведением его до состояния, в котором его можно использовать по назначению, относятся к расходам, которые формируют первоначальную стоимость нематериального актива, которая в дальнейшем амортизируется в соответствии со ст. 145, 146 НКУ, при условии документального подтверждения соответствующих расходов.
* Отмечена как действующая до 01.01.2012 года, но позиция налоговиков по данному вопросу поменяться не должна. Тем более теперь (с 01.07.2012 г.) в п. 144.1 НКУ прямо указано, что самостоятельно созданные НМА подлежат амортизации (раньше это указывалось только в отношении самостоятельно изготовленных основных средств).
То есть в первоначальную стоимость самостоятельно изготовленного объекта НМА, подлежащего амортизации, включаются все расходы, связанные с его изготовлением, регистрацией и вводом в эксплуатацию. К таким расходам можно отнести, например, стоимость услуг дизайнера, патентного поверенного. Кроме того, в процессе получения Свидетельства Украины на знак для товаров и услуг предприятие уплачивает сбор за подачу заявления (Порядок уплаты сборов за действия, связанные с охраной прав на объекты интеллектуальной собственности, утвержденный постановлением КМУ от 23.12.2004 г. № 1716), а также государственную пошлину (п. 12 ст. 2 Декрета № 7-93) за выдачу свидетельства и публикацию о выдаче свидетельства. Их суммы также пойдут на формирование первоначальной стоимости объекта нематериальных активов группы 3 «Торговая марка».
Согласно п. 146.2 НКУ амортизация начисляется помесячно начиная с месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию объекта в течение установленного предприятием срока полезного использования объекта. Напомним, согласно п. 3 ст. 5 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» от 15.12.1993 г. № 3689-XII право на торговую марку является срочным — составляет 10 лет с момента подачи заявления о регистрации торговой марки и по желанию владельца торговой марки этот срок можно неоднократно продлевать на следующие 10 лет. Амортизационные отчисления по каждому объекту за отчетный квартал определяются как сумма амортотчислений за 3 месяца расчетного квартала (п. 146.3 НКУ).
Суммы амортизации относятся к расходам на сбыт (п.п. «з» п.п. 138.10.3 НКУ) и будут включаться в такие расходы в периоде ее начисления (п. 138.5 НКУ). В декларации по налогу на прибыль сумма амортизации отражается в строке 06.2. В приложении АМ к декларации сумма начисленной по объектам амортизации отдельно не выделяется, а отражается в составе общей суммы начисленных за отчетный период «налоговых» амортотчислений всех НМА по графе 3 таблицы 1 «Нарахована амортизація за звітний період».
Согласно п. 198.1 и п. 198.3 НКУ предприятие — плательщик НДС по расходам, понесенным на создание торговой марки, сумму «входного» НДС (исходя из договорной стоимости, но не выше уровня обычных цен) при наличии налоговых накладных и использовании торговой марки для облагаемой деятельности может отнести в состав налогового кредита. Право на налоговый кредит при этом возникает (по первому событию, п. 198.2 НКУ) независимо от того, начал ли создаваемый объект использоваться налогоплательщиком в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности, а также от того, осуществлял ли налогоплательщик налогооблагаемые операции в отчетном периоде (п. 198.3 НКУ).
Бухгалтерский учет
В бухгалтерском учете, в отличие от налогового, согласно п. 9 П(С)БУ 8 расходы на создание торговых марок (товарных знаков) не признаются активом, а подлежат отражению в составе расходов того отчетного периода, в котором они были осуществлены. Обратите внимание, что в п. 9 П(С)БУ 8 речь идет лишь о создании. То есть торговые марки, которые создаются и регистрируются предприятием самостоятельно (в отличие от тех, которые приобретаются на условиях договора о передаче исключительных имущественных прав) в бухгалтерском учете не признаются нематериальными активами, а стоимость их создания списывается сразу на расходы периода. Это же подтверждается и МСБУ 38 «Нематериальные активы», где указано, что расходы на «внутригенерированные» торговые марки по своей сути нельзя отделить от расходов на развитие всего предприятия; таким образом, такие объекты не признаются нематериальными активами.
Такие расходы, на наш взгляд, целесообразно отражать на счете 93 «Расходы на сбыт», ведь целью производства продукции под определенной торговой маркой является, прежде всего, успешное продвижение на рынке (см. таблицу).
Учет расходов на самостоятельное создание торговой марки
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Бухгалтерский учет | Сумма, | Налоговый учет | ||
дебет | кредит | доходы | расходы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Перечислена предоплата за создание макета торговой марки дизайнерской фирме | 371 | 311 | 6000 | — | — |
2 | Отражен налоговый кредит по НДС | 641 | 644 | 1000 | — | — |
3 | Получен акт на передачу макета торговой марки от дизайнерской фирмы | 93 | 631 | 5000 | — | —* |
4 | Отражен зачет налогового кредита по НДС | 644 | 631 | 1000 | — | — |
5 | Отражен зачет задолженности | 631 | 371 | 6000 | — | — |
6 | Уплачен сбор за подачу заявки на регистрацию знака для товаров и услуг | 377 | 311 | 1500 | — | —* |
93 | 377 | |||||
7 | Уплачена госпошлина за публикацию о выдаче свидетельства на торговую марку | 642 | 311 | 150 | — | — |
8 | Уплачена госпошлина за выдачу свидетельства на торговую марку | 642 | 311 | 85 | — | — |
9 | Списана в состав расходов сумма госпошлины | 93 | 642 | 235 | — | —* |
10 | Перечислена предоплата за услуги патентного поверенного | 371 | 311 | 1680 | — | — |
11 | Отражен налоговый кредит по НДС | 641 | 644 | 280 | — | — |
12 | Получен акт выполненных услуг от патентного поверенного | 93 | 631 | 1400 | — | —* |
13 | Отражен зачет налогового кредита по НДС | 644 | 631 | 280 | — | — |
14 | Отражен зачет задолженности | 631 | 371 | 1680 | — | — |
* В налоговом учете данные расходы будут формировать первоначальную стоимость объекта НМА группы 3 «торговая марка» (5000 грн. + 1500 грн. + 235 грн. + 1400 грн. = 8135 грн.). Ликвидационная стоимость объекта — отсутствует. Амортизируемая стоимость объекта — 8135 грн.). Срок его полезного использования — 10 лет. Начиная с месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию, по нему будет начисляться «налоговая» амортизация — ежемесячно в сумме 68 грн. |
Надеюсь, мы полностью ответили на поставленный вопрос, изюминкой которого является различное «отношение» к торговой марке налогового и бухгалтерского учета. В остальном сложностей нет. Так что создавайте, регистрируйте и получайте прибыль под своим громким именем!