Ответственность за нарушение порядка проведения расчетных операций
Те субъекты хозяйствования, которым не посчастливилось попасть в число тех, кто обязан использовать в своей деятельности РРО, знают не понаслышке, как много нюансов необходимо держать в голове, чтобы не возникло угрозы применения штрафов за нарушение порядка использования регистратора расчетных операций. О том, какие из этих опасений не напрасны, можно узнать из приведенного ниже материала.
Елена Уварова, юрист Издательского дома «Фактор»
Штрафы за нарушения порядка использования РРО: вводная информация | |
Нормативно-правовой акт, регулирующий вопросы применения регистраторов расчетных операций | Закон об РРО |
Субъекты, которые могут быть привлечены к ответственности | 1. Субъекты предпринимательской деятельности, которые осуществляют расчетные операции за товары (услуги). |
Органы, осуществляющие контроль в сфере РРО | Органы государственной налоговой службы Украины |
Порядок применения штрафных санкций к субъектам хозяйствования | Налоговый орган выписывает на сумму штрафа налоговое уведомление-решение, получив которое субъект хозяйствования должен либо в течение 10 дней внести указанную сумму в госбюджет, либо обжаловать полученное налоговое уведомление-решение. |
Сроки давности применения штрафных санкций за нарушения в сфере РРО | Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Налогового кодекса Украины» от 02.12.2010 г. № 2756-VI применение санкций, предусмотренных за нарушение требований к порядку использования РРО, было выведено из сферы действия ст. 250 Хозяйственного кодекса Украины, которым устанавливается ограничение сроков, в течение которых санкции могут быть применены к субъекту хозяйствования: в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не более года с момента его совершения. С 01.01.2011 г. к применению мер ответственности за нарушения в сфере РРО следует применять общий срок давности, предусмотренный НКУ, в 1095 дней (хотя налоговики в отдельных своих консультациях указывают на отсутствие какого-либо срока давности в принципе) |
Ответственность должностных лиц субъекта хозяйствования | Указанные лица могут привлекаться к административной ответственности по ст. 1551 КУоАП. |
Сроки давности для применения штрафов к должностным лицам субъекта хозяйствования | Три месяца со дня совершения нарушения, а если нарушение длящееся — три месяца со дня его выявления, т. е. составления акта проверки, в котором такое нарушение зафиксировано. |
Приведем штрафы за нарушение порядка проведения расчетных операций в таблице.
№ п/п | Вид нарушения | Санкция за нарушение | Нормативный акт |
1 | 2 | 3 | 4 |
Штрафные санкции | |||
1 | Проведение расчетных операций c использованием РРО или расчетных книжек (далее — РК) на неполную сумму стоимости проданных товаров (предоставленных услуг) | Если нарушение совершено впервые — штраф в размере 1 грн. | П. 1 ст. 17 Закона об РРО |
Если нарушение совершено во второй раз — штраф в размере 100 % стоимости проданных с нарушениями товаров (предоставленных услуг) | |||
За каждое следующее нарушение — штраф в пятикратном размере стоимости проданных с нарушениями товаров (предоставленных услуг) | |||
Штраф определяется исходя из суммы превышения фактической стоимости продажи над суммой проведенной расчетной операции. | |||
2 | Непроведение расчетных операций через РРО с фискальным режимом работы | Если нарушение совершено впервые — штраф в размере 1 грн. | П. 1 ст. 17 Закона об РРО |
3 | Несоответствие суммы наличных средств на месте проведения расчетов сумме средств, указанной в дневном отчете, а в случае использования РК — общей сумме продажи по расчетным квитанциям, выданным с начала рабочего дня | ||
4 | Нераспечатка соответствующего расчетного документа, подтверждающего выполнение расчетных операций, или проведение расчетной операции без использования РК | ||
В Обобщающей налоговой консультации, недавно утвержденной приказом ГНСУ от 06.07.2012 г. № 591 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 59), ГНСУ напомнила о необходимости перерегистрации РРО в случае его перебазирования на торговую точку по другому адресу, даже если эта точка находится в пределах одной административно-территориальной единицы. Исключение составляют резервный РРО и РРО на выездную торговлю. | |||
5 | Неиспользование РК при осуществлении расчетных операций в случаях, предусмотренных Законом об РРО | Штраф в размере 20 ннмдг (340 грн.) | П. 3 ст. 17 Закона об РРО |
6 | Использование незарегистрированной надлежащим образом РК или нарушение установленного порядка ее использования | ||
7 | Необеспечение хранения РК в течение установленного срока | ||
8 | Невыполнение ежедневной печати фискального отчетного чека или необеспечение его хранения | Штраф в размере 20 ннмдг (340 грн.) | П. 4 ст. 17 Закона об РРО |
Как нераспечатка Z-отчета, так и его несохранение в КУРО приводят к нарушению одной и той же единой обязанности, закрепленной в п. 9 ст. 3 Закона об РРО, — отчет должен печататься ежедневно и сохраняться в КУРО. | |||
9 | Невыполнение печати контрольной ленты или несоздание ее в электронной форме на РРО | Штраф в размере 10 ннмдг (170 грн.) | П. 5 ст. 17 Закона об РРО |
10 | Нехранение контрольной ленты в течение 3 лет | ||
11 | Искажение данных о проведении расчетных операций, информация о которых содержится на контрольной ленте, созданной в электронной форме | ||
12 | Проведение расчетной операции через РРО без использования режима предварительного программирования наименования, цен товаров (услуг) и учета их количества | Штраф в размере 5 ннмдг (85 грн.) | П. 6 ст. 17 Закона об РРО |
13 | Нарушение установленного в п. 1 ст. 9 Закона об РРО порядка проведения расчетов через кассы предприятий, учреждений и организаций, в которых эти операции должны проводиться с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном порядке | Штраф в размере 10 ннмдг (170 грн.) | П. 7 ст. 17 Закона об РРО |
14 | Нарушение порядка оформления расчетных и отчетных документов при осуществлении продажи проездных документов и документов на перевозку на железнодорожном (кроме пригородного) и авиационном транспорте | ||
15 | Применение при осуществлении расчетных операций РРО, в конструкцию или программное обеспечение которого внесены изменения, не предусмотренные конструкторско-технологической и программной документацией производителя при условии отсутствия или повреждения пломбы центра сервисного обслуживания | Штраф в размере 100 ннмдг (1700 грн.) | П. 8 ст. 17 Закона об РРО |
16 | Непредоставление в органы ГНС отчетности, связанной с применением РРО, расчетных книг и копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков с РРО по кабельным и бескабельным каналам связи в случае обязательности их подачи | Штраф в размере 10 ннмдг (170 грн.) | П. 9 ст. 17 Закона об РРО |
Данный штраф не будет применяться до 01.07.2013 г. | |||
17 | Непроведение расчетных операций по купле-продаже иностранной валюты через РРО, нераспечатка расчетного документа, подтверждающего выполнение этой операции, проведение данной операции на неполную сумму средств | Штраф в размере 100 ннмдг (1700 грн.) | П. 1 ст. 18 Закона об РРО |
18 | Применение при осуществлении расчетных операций по купле-продаже иностранной валюты незарегистрированного, неопломбированного или опломбированного с нарушением установленного порядка РРО | Штраф в размере 100 ннмдг (1700 грн.) | П. 2 ст. 18 Закона об РРО |
19 | Несоответствие данных расчетных документов, которые подтверждают осуществление операции по купле-продаже иностранной валюты, данным их вторых экземпляров и/или данным фискального отчета | Штраф в размере 100 ннмдг (1700 грн.) | П. 3 ст. 18 Закона об РРО |
20 | Превышение суммы наличных средств или иностранной валюты на месте проведения операций по купле-продаже иностранной валюты над суммой средств, указанных в фискальном отчете | Штраф в пятикратном размере суммы, на которую выявлено расхождение | П. 4 ст. 18 Закона об РРО |
21 | Осуществление операций по купле-продаже иностранной валюты с применением РРО, в программно-технические средства которого (реализующие фискальные функции) внесены изменения | Штраф в размере 500 ннмдг (8500 грн.) | П. 5 ст. 18 Закона об РРО |
Штрафы, указанные в пунктах 17 — 21 таблицы, применяются к уполномоченным банкам и субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим свою деятельность на основании агентских соглашений с уполномоченными банками. | |||
22 | Реализация РРО (из числа включенных в Государственный реестр РРО), в конструкцию или программное обеспечение которых внесены изменения, не предусмотренные конструкторско-технологической и программной документацией производителя | Штраф в размере 500 ннмдг (8500 грн.) за каждый реализованный РРО | Ст. 19 |
При этом стоимость реализованного РРО возвращается покупателю, а сам РРО подлежит конфискации. | |||
23 | Реализация товаров, которые не оприходованы в установленном порядке | Штраф в размере двойной стоимости неоприходованных товаров, не учтенных по месту реализации и хранения, по ценам реализации, но не менее 10 ннмдг (170 грн.) | Ст. 20 Закона |
24 | Выявление факта внесения изменений в конструкцию или программное обеспечение надлежащим образом опломбированного РРО, не предусмотренных конструкторско-технологической и программной документацией производителя | Штраф в размере 300 ннмдг (5100 грн.) | Ст. 24 Закона |
Применяется к центру сервисного обслуживания, который осуществляет техническое обслуживание и ремонт данного РРО. | |||
25 | Наличие производственных дефектов в конструкции или программном обеспечении РРО, позволяющих искажать информацию об объеме расчетных операций или объеме операций по купле-продаже иностранной валюты, которая заносится в фискальную память | Штраф в размере 500 ннмдг (8500 грн.) | Ст. 29 Закона |
Такие РРО подлежат конфискации, производитель или поставщик обязан вернуть их стоимость покупателю, а указанная модель РРО в установленном порядке исключается из Государственного реестра РРО. | |||
Административная ответственность должностных лиц | |||
26 | Нарушение установленного порядка проведения расчетов в сфере торговли, общественного питания и услуг | Штраф на лиц, осуществляющих расчетные операции, в размере от 2 до 5 ннмдг (от 34 до 85 грн.) | Ч. 1 ст. 1551 КУоАП |
Штраф на должностных лиц субъектов предпринимательской деятельности в размере от 5 до 10 ннмдг (от 85 до 170 грн.) | |||
27 | Действия, указанные в п. 26 данной таблицы, совершенные лицом, которое в течение года привлекалось к административной ответственности за то же нарушение | Штраф на лиц, осуществляющих расчетные операции, в размере от 5 до 10 ннмдг (от 85 до 170 грн.) | Ч. 2 ст. 1551 КУоАП |
Штраф на должностных лиц субъектов предпринимательской деятельности в размере от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн.) | |||
28 | Нарушение установленного порядка проведения расчетов при осуществлении операций купли-продажи иностранной валюты | Штраф на лиц, осуществляющих операции по купле-продаже иностранной валюты, в размере от 3 до 6 ннмдг (от 51 до 102 грн.) | Ч. 3 ст. 1551 КУоАП |
Штраф на должностных лиц уполномоченных банков или субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих свою деятельность на основании агентских соглашений с уполномоченными банками, в размере от 5 до 10 ннмдг (от 85 до 170 грн.) | |||
29 | Действия, указанные в п. 28 данной таблицы, совершенные лицом, которое в течение года привлекалось к административной ответственности за то же нарушение | Штраф на лиц, осуществляющих операции по купле-продаже иностранной валюты, в размере от 6 до 15 ннмдг | Ч. 4 ст. 1551 КУоАП |
Штраф на должностных лиц уполномоченных банков или субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих свою деятельность на основании агентских соглашений с уполномоченными банками, в размере от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн.) | |||
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 1551 КУоАП, рассматриваются районными, районными в городе, городскими судами на основании протоколов об административных правонарушениях, составленных органами ГНС. |
Обратим внимание еще на одно негативное последствие, хоть и не являющееся штрафной санкцией: отсутствие зарегистрированных в установленном законодательством порядке регистраторов расчетных операций, за исключением случаев, позволяющих РРО не использовать, может стать основанием для применения админареста имущества субъекта хозяйствования (ст. 94 НКУ). Речь идет о необходимости использования РРО, модель которого включена в Государственный реестр РРО (см. Положение о Государственном реестре регистраторов расчетных операций, утвержденное постановлением Кабмина от 29.08.2002 г. № 1315).