Темы статей
Выбрать темы

Справочник бухгалтера. Ответственность за нарушение порядка проведения расчетных операций

Редакция НиБУ
Статья

Ответственность за нарушение порядка проведения расчетных операций

 

Те субъекты хозяйствования, которым не посчастливилось попасть в число тех, кто обязан использовать в своей деятельности РРО, знают не понаслышке, как много нюансов необходимо держать в голове, чтобы не возникло угрозы применения штрафов за нарушение порядка использования регистратора расчетных операций. О том, какие из этих опасений не напрасны, можно узнать из приведенного ниже материала.

Елена Уварова, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Штрафы за нарушения порядка использования РРО: вводная информация

Нормативно-правовой акт, регулирующий вопросы применения регистраторов расчетных операций
(далее — РРО) в сфере торговли, общественного питания и услуг

Закон об РРО

Субъекты, которые могут быть привлечены к ответственности

1. Субъекты предпринимательской деятельности, которые осуществляют расчетные операции за товары (услуги).
2. Уполномоченные банки, осуществляющие операции по купле-продаже иностранной валюты.
3. Субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие деятельность по купле-продаже иностранной валюты на основании агентских соглашений с уполномоченными банками.
4. Центры сервисного обслуживания РРО.
5. Субъекты хозяйствования, реализующие РРО.
6. Производители РРО

Органы, осуществляющие контроль в сфере РРО

Органы государственной налоговой службы Украины
НБУ — в части проведения операций по купле-продаже иностранной валюты

Порядок применения штрафных санкций к субъектам хозяйствования

Налоговый орган выписывает на сумму штрафа налоговое уведомление-решение, получив которое субъект хозяйствования должен либо в течение 10 дней внести указанную сумму в госбюджет, либо обжаловать полученное налоговое уведомление-решение.
Если в течение 10 дней сумма не будет уплачена, она получает статус налогового долга и на нее начинает начисляться пеня

Сроки давности применения штрафных санкций за нарушения в сфере РРО

Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Налогового кодекса Украины» от 02.12.2010 г. № 2756-VI применение санкций, предусмотренных за нарушение требований к порядку использования РРО, было выведено из сферы действия ст. 250 Хозяйственного кодекса Украины, которым устанавливается ограничение сроков, в течение которых санкции могут быть применены к субъекту хозяйствования: в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не более года с момента его совершения. С 01.01.2011 г. к применению мер ответственности за нарушения в сфере РРО следует применять общий срок давности, предусмотренный НКУ, в 1095 дней (хотя налоговики в отдельных своих консультациях указывают на отсутствие какого-либо срока давности в принципе)

Ответственность должностных лиц субъекта хозяйствования

Указанные лица могут привлекаться к административной ответственности по ст. 1551 КУоАП.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 1551 КУоАП, рассматриваются районными, районными в городе, городскими судами на основании административных протоколов, составленных должностными лицами органов ГНС

Сроки давности для применения штрафов к должностным лицам субъекта хозяйствования

Три месяца со дня совершения нарушения, а если нарушение длящееся — три месяца со дня его выявления, т. е. составления акта проверки, в котором такое нарушение зафиксировано.
До истечения указанного срока налоговый орган должен успеть составить и передать в суд протокол об административном правонарушении, а суд — рассмотреть дело и вынести постановление о наложении штрафа

 

Приведем штрафы за нарушение порядка проведения расчетных операций в таблице.

 

№ п/п

Вид нарушения

Санкция за нарушение

Нормативный акт

1

2

3

4

Штрафные санкции

1

Проведение расчетных операций c использованием РРО или расчетных книжек (далее — РК) на неполную сумму стоимости проданных товаров (предоставленных услуг)

Если нарушение совершено впервые — штраф в размере 1 грн.

П. 1 ст. 17 Закона об РРО

Если нарушение совершено во второй раз — штраф в размере 100 % стоимости проданных с нарушениями товаров (предоставленных услуг)

За каждое следующее нарушение — штраф в пятикратном размере стоимости проданных с нарушениями товаров (предоставленных услуг)

Штраф определяется исходя из суммы превышения фактической стоимости продажи над суммой проведенной расчетной операции.
Под совершением нарушения впервые законодатель подразумевает «впервые в течение календарного года», а не впервые за весь период деятельности предприятия либо лица, осуществляющего расчетные операции. Повторным следует считать нарушение, совершенное второй раз в течение года. Из такого же понимания исходят суды (см. постановление Львовского окружного админсуда от 23.06.2011 г. по делу № 2а-5807/11/1370). Кроме того, есть основания проводить аналогию с порядком применения штрафов, предусмотренных НКУ и КоАП в случае повторного нарушения того или иного правила: и НКУ, и КоАП исходят из того, что повторным может считаться исключительно то деяние, которое совершено после того, как субъект уже был привлечен к ответственности за аналогичное нарушение. Иначе говоря, при таком подходе, сколько бы фактов, подпадающих под действие п. 1 ст. 17 Закона об РРО, проверяющие не обнаружили, если в течение последнего года в отношении субъекта хозяйствования не выносилось решение о применении санкций за аналогичные нарушения, размер штрафа должен составить по 1 грн. за каждое выявленное нарушение.

2

Непроведение расчетных операций через РРО с фискальным режимом работы

Если нарушение совершено впервые — штраф в размере 1 грн.
Если нарушение совершено во второй раз — штраф в размере 100 % стоимости проданных с нарушениями товаров (предоставленных услуг).
За каждое следующее нарушение — штраф в пятикратном размере стоимости проданных с нарушениями товаров (предоставленных услуг)

П. 1 ст. 17 Закона об РРО

3

Несоответствие суммы наличных средств на месте проведения расчетов сумме средств, указанной в дневном отчете, а в случае использования РК — общей сумме продажи по расчетным квитанциям, выданным с начала рабочего дня

4

Нераспечатка соответствующего расчетного документа, подтверждающего выполнение расчетных операций, или проведение расчетной операции без использования РК

В Обобщающей налоговой консультации, недавно утвержденной приказом ГНСУ от 06.07.2012 г. № 591 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 59), ГНСУ напомнила о необходимости перерегистрации РРО в случае его перебазирования на торговую точку по другому адресу, даже если эта точка находится в пределах одной административно-территориальной единицы. Исключение составляют резервный РРО и РРО на выездную торговлю.
Невыполнение указанного требования о перерегистрации может повлечь за собой применение к предприятию санкции, указанных в п. 4 данной таблицы. Налоговики объясняют это так: в реквизитах чека стоит старый адрес, значит, это влечет за собой утрату таким кассовым чеком статуса расчетного документа (см., например, письма ГНАУ от 12.02.2010 г. № 2833/7/23-7017/157, от 09.12.2008 г. № 12115/6/23-7019).
С такой практикой можно пытаться спорить, тем более что суды часто занимают сторону субъекта хозяйствования в спорах, когда в чеке РРО адрес торговой точки вовсе не указан (см. «Адрес хозяйственной единицы в чеке РРО» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 66). Однако чувствовать себя уверенно в подобном споре субъект хозяйствования вряд ли сможет с учетом наличия отрицательного постановления ВСУ по данному вопросу (постановление от 19.09.2011 г.), в котором суд признал отсутствие таких реквизитов как название субъекта хозяйствования и его адрес основанием считать, что расчетный документ выдан не был.
В отношении приведенных выше санкций у субъектов хозяйствования на практике часто возникает вопрос, не влечет ли за собой ответственность факт использования РРО в период, когда у субъекта хозяйствования нет действующего договора на его обслуживание с сервисным центром. Отметим, что действующее законодательство никаких штрафных санкций за такие действия не предусматривает, что признают и сами налоговые органы (см. ЕБНЗ, подраздел 07.13.).
Такую ситуацию не следует путать со случаями, когда используется РРО, срок эксплуатации которого закончился. В этом случае все расчетные операции, проведенные через такой РРО после окончания срока его эксплуатации, будут расценены налоговиками как непроведенные через РРО (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 97).

5

Неиспользование РК при осуществлении расчетных операций в случаях, предусмотренных Законом об РРО

Штраф в размере 20 ннмдг (340 грн.)

П. 3 ст. 17 Закона об РРО

6

Использование незарегистрированной надлежащим образом РК или нарушение установленного порядка ее использования

7

Необеспечение хранения РК в течение установленного срока

8

Невыполнение ежедневной печати фискального отчетного чека или необеспечение его хранения

Штраф в размере 20 ннмдг (340 грн.)

П. 4 ст. 17 Закона об РРО

Как нераспечатка Z-отчета, так и его несохранение в КУРО приводят к нарушению одной и той же единой обязанности, закрепленной в п. 9 ст. 3 Закона об РРО, — отчет должен печататься ежедневно и сохраняться в КУРО.
Если Z-отчет не распечатан и не сохранен, к субъекту хозяйствования применяется один штраф, а не два — отдельно за нераспечатку и отдельно за несохранение.
Как указано в ЕБНЗ, если техническими требованиями РРО не предусмотрена распечатка фискальных отчетных чеков в случае отсутствия расчетных операций, субъекту хозяйствования рекомендуется проводить операции «Служебное внесение» и «Служебная выдача», что позволит распечатать ежедневный Z-отчет.
Обратим внимание: по мнению налоговых органов, за каждый нераспечатанный либо несохраненный фискальный отчетный чек применяется отдельный штраф в размере 340 грн. Формально они правы. Но для самых решительных приведем позицию Киевского апелляционного админсуда, по мнению которого субъект хозяйствования несет ответственность за выполнение обязанности по ежедневной печати Z-отчетов в целом. Поэтому независимо от того, сколько фактов нераспечатки (либо несохранения Z-отчетов) установлено, это свидетельствует о том, что допущено нарушение одной и той же единой обязанности, а значит — и штраф должен быть применен один (постановление от 15.06.2010 г. по делу № 2-а-2413/09/0270).
Об этих и других нюансах выполнения требований Закона об РРО, касающихся распечатки Z-отчета, см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 66.

9

Невыполнение печати контрольной ленты или несоздание ее в электронной форме на РРО

Штраф в размере 10 ннмдг (170 грн.)

П. 5 ст. 17 Закона об РРО

10

Нехранение контрольной ленты в течение 3 лет

11

Искажение данных о проведении расчетных операций, информация о которых содержится на контрольной ленте, созданной в электронной форме

12

Проведение расчетной операции через РРО без использования режима предварительного программирования наименования, цен товаров (услуг) и учета их количества

Штраф в размере 5 ннмдг (85 грн.)

П. 6 ст. 17 Закона об РРО

13

Нарушение установленного в п. 1 ст. 9 Закона об РРО порядка проведения расчетов через кассы предприятий, учреждений и организаций, в которых эти операции должны проводиться с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном порядке

Штраф в размере 10 ннмдг (170 грн.)

П. 7 ст. 17 Закона об РРО

14

Нарушение порядка оформления расчетных и отчетных документов при осуществлении продажи проездных документов и документов на перевозку на железнодорожном (кроме пригородного) и авиационном транспорте

15

Применение при осуществлении расчетных операций РРО, в конструкцию или программное обеспечение которого внесены изменения, не предусмотренные конструкторско-технологической и программной документацией производителя при условии отсутствия или повреждения пломбы центра сервисного обслуживания

Штраф в размере 100 ннмдг (1700 грн.)

П. 8 ст. 17 Закона об РРО

16

Непредоставление в органы ГНС отчетности, связанной с применением РРО, расчетных книг и копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков с РРО по кабельным и бескабельным каналам связи в случае обязательности их подачи

Штраф в размере 10 ннмдг (170 грн.)

П. 9 ст. 17 Закона об РРО

Данный штраф не будет применяться до 01.07.2013 г.

17

Непроведение расчетных операций по купле-продаже иностранной валюты через РРО, нераспечатка расчетного документа, подтверждающего выполнение этой операции, проведение данной операции на неполную сумму средств

Штраф в размере 100 ннмдг (1700 грн.)

П. 1 ст. 18 Закона об РРО

18

Применение при осуществлении расчетных операций по купле-продаже иностранной валюты незарегистрированного, неопломбированного или опломбированного с нарушением установленного порядка РРО

Штраф в размере 100 ннмдг (1700 грн.)

П. 2 ст. 18 Закона об РРО

19

Несоответствие данных расчетных документов, которые подтверждают осуществление операции по купле-продаже иностранной валюты, данным их вторых экземпляров и/или данным фискального отчета

Штраф в размере 100 ннмдг (1700 грн.)

П. 3 ст. 18 Закона об РРО

20

Превышение суммы наличных средств или иностранной валюты на месте проведения операций по купле-продаже иностранной валюты над суммой средств, указанных в фискальном отчете

Штраф в пятикратном размере суммы, на которую выявлено расхождение

П. 4 ст. 18 Закона об РРО

21

Осуществление операций по купле-продаже иностранной валюты с применением РРО, в программно-технические средства которого (реализующие фискальные функции) внесены изменения

Штраф в размере 500 ннмдг (8500 грн.)

П. 5 ст. 18 Закона об РРО

Штрафы, указанные в пунктах 17 — 21 таблицы, применяются к уполномоченным банкам и субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим свою деятельность на основании агентских соглашений с уполномоченными банками.

22

Реализация РРО (из числа включенных в Государственный реестр РРО), в конструкцию или программное обеспечение которых внесены изменения, не предусмотренные конструкторско-технологической и программной документацией производителя

Штраф в размере 500 ннмдг (8500 грн.) за каждый реализованный РРО

Ст. 19
Закона
об РРО

При этом стоимость реализованного РРО возвращается покупателю, а сам РРО подлежит конфискации.

23

Реализация товаров, которые не оприходованы в установленном порядке

Штраф в размере двойной стоимости неоприходованных товаров, не учтенных по месту реализации и хранения, по ценам реализации, но не менее 10 ннмдг (170 грн.)

Ст. 20 Закона
об РРО

24

Выявление факта внесения изменений в конструкцию или программное обеспечение надлежащим образом опломбированного РРО, не предусмотренных конструкторско-технологической и программной документацией производителя

Штраф в размере 300 ннмдг (5100 грн.)

Ст. 24 Закона
об РРО

Применяется к центру сервисного обслуживания, который осуществляет техническое обслуживание и ремонт данного РРО.

25

Наличие производственных дефектов в конструкции или программном обеспечении РРО, позволяющих искажать информацию об объеме расчетных операций или объеме операций по купле-продаже иностранной валюты, которая заносится в фискальную память

Штраф в размере 500 ннмдг (8500 грн.)

Ст. 29 Закона
об РРО

Такие РРО подлежат конфискации, производитель или поставщик обязан вернуть их стоимость покупателю, а указанная модель РРО в установленном порядке исключается из Государственного реестра РРО.

Административная ответственность должностных лиц

26

Нарушение установленного порядка проведения расчетов в сфере торговли, общественного питания и услуг

Штраф на лиц, осуществляющих расчетные операции, в размере от 2 до 5 ннмдг (от 34 до 85 грн.)

Ч. 1 ст. 1551 КУоАП

Штраф на должностных лиц субъектов предпринимательской деятельности в размере от 5 до 10 ннмдг (от 85 до 170 грн.)

27

Действия, указанные в п. 26 данной таблицы, совершенные лицом, которое в течение года привлекалось к административной ответственности за то же нарушение

Штраф на лиц, осуществляющих расчетные операции, в размере от 5 до 10 ннмдг (от 85 до 170 грн.)

Ч. 2 ст. 1551 КУоАП

Штраф на должностных лиц субъектов предпринимательской деятельности в размере от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн.)

28

Нарушение установленного порядка проведения расчетов при осуществлении операций купли-продажи иностранной валюты

Штраф на лиц, осуществляющих операции по купле-продаже иностранной валюты, в размере от 3 до 6 ннмдг (от 51 до 102 грн.)

Ч. 3 ст. 1551 КУоАП

Штраф на должностных лиц уполномоченных банков или субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих свою деятельность на основании агентских соглашений с уполномоченными банками, в размере от 5 до 10 ннмдг (от 85 до 170 грн.)

29

Действия, указанные в п. 28 данной таблицы, совершенные лицом, которое в течение года привлекалось к административной ответственности за то же нарушение

Штраф на лиц, осуществляющих операции по купле-продаже иностранной валюты, в размере от 6 до 15 ннмдг
(от 102 до 255 грн.)

Ч. 4 ст. 1551 КУоАП

Штраф на должностных лиц уполномоченных банков или субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих свою деятельность на основании агентских соглашений с уполномоченными банками, в размере от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн.)

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 1551 КУоАП, рассматриваются районными, районными в городе, городскими судами на основании протоколов об административных правонарушениях, составленных органами ГНС.

 

Обратим внимание еще на одно негативное последствие, хоть и не являющееся штрафной санкцией: отсутствие зарегистрированных в установленном законодательством порядке регистраторов расчетных операций, за исключением случаев, позволяющих РРО не использовать, может стать основанием для применения админареста имущества субъекта хозяйствования (ст. 94 НКУ). Речь идет о необходимости использования РРО, модель которого включена в Государственный реестр РРО (см. Положение о Государственном реестре регистраторов расчетных операций, утвержденное постановлением Кабмина от 29.08.2002 г. № 1315).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше