Темы статей
Выбрать темы

Норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Редакция НиБУ
Статья

Норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов

 

Увидеть проблемы инвалидов, услышать и помочь людям с ограниченными возможностями — обязанность любого цивилизованного государства. В Украине вопросы социальной защищенности инвалидов регулируются на законодательном уровне. Так, своеобразными гарантиями права инвалидов на труд являются установление работодателям норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов и обязанности создания рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Однако такая забота об инвалидах подчас воспринимается работодателями как попытка государства переложить свои обязанности на плечи других. Так ли это? Давайте разбираться.

Лилия УШАКОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Общие положения

Приступая к рассмотрению вопроса трудоустройства инвалидов, определимся с основными терминами, используемыми в данной статье.

Согласно ст. 2 Закона № 875 инвалидом является лицо со стойким расстройством функций организма, что при взаимодействии с внешней средой может приводить к ограничению его жизнедеятельности, в результате чего государство обязано создать условия для реализации им прав наравне с другими гражданами и обеспечить его социальную защиту.

Инвалидность — это степень потери здоровья в связи с заболеванием, травмой (ее последствиями) или врожденными пороками, что при взаимодействии с внешней средой может приводить к ограничению жизнедеятельности лица. Она определяется путем экспертного обследования гражданина в органах медико-социальной экспертизы Министерства здравоохранения Украины. Медико-социальную экспертизу проводят медико-социальные экспертные комиссии (далее — МСЭК).

В случае признания гражданина инвалидом или установления в отношении него факта потери профессиональной трудоспособности МСЭК выдает ему:

1) справку по форме № 157-1/0, утвержденной приказом Министерства здравоохранения от 19.05.2003 г. № 224 (далее — справка МСЭК), в которой указываются, в частности, установленная работнику группа инвалидности, причина инвалидности, срок, на который установлена инвалидность, и дата очередного переосмотра;

2) индивидуальную программу реабилитации.

В зависимости от степени расстройства функций организма лицу, признанному инвалидом, МСЭК может быть установлена I, II или III группа инвалидности.

Сразу же обратим внимание: действующим законодательством разрешено использование труда инвалида независимо от установленной ему группы инвалидности, если согласно заключению МСЭК состояние его здоровья позволяет выполнять профессиональные обязанности, не угрожает здоровью и безопасности работы других лиц или продолжение трудовой деятельности либо изменение ее характера и объема не угрожает его здоровью (см. ст. 17 Закона № 875, письмо Фонда инвалидов от 29.02.2008 г. № 1/6-51/06).

Право лиц, являющихся инвалидами, работать на предприятиях, в учреждениях, организациях, с учетом их индивидуальных программ реабилитации, а также заниматься предпринимательской и иной трудовой деятельностью, которая не запрещена законом, обеспечено на законодательном уровне. Так, ст. 19 Закона № 875 для предприятий, учреждений, организаций, в том числе предприятий, организаций общественных организаций инвалидов, физических лиц, использующих наемный труд (далее — работодатели), установлен норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов . Данный норматив установлен в размере 4 % среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год, а если работает от 8 до 25 лиц — в количестве одного рабочего места.

Ниже рассмотрим, на кого распространяется требование Закона № 875 по выполнению норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

 

Субъекты хозяйствования, на которых распространяется требование Закона № 875 о выполнении норматива

Создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах норматива обязаны все работодатели независимо от формы собственности, отраслевой принадлежности и избранной системы налогообложения, в том числе:

— предприятия, учреждения и организации, которые полностью содержатся за средства государственного или местных бюджетов (см. письмо Фонда инвалидов от 06.07.2007 г. № 1/6-313);

— неприбыльные организации;

— общественные организации инвалидов;

— предприятия с особыми или вредными условиями труда* (см. письмо Фонда инвалидов от 28.04.2006 г. № 06ю-82/756-236/1);

— предприятия, работающие на едином налоге;

— физические лица — предприниматели, использующие наемный труд, в том числе работающие на едином налоге (см. письмо Фонда инвалидов от 15.09.2006 г. № 06ю-251/1657-327/2).

* Вместе с тем это вовсе не означает, что на таких предприятиях инвалидов следует устраивать именно на рабочие места с особыми или вредными условиями труда. Труд данной категории работников может быть использован, например, на подсобно-вспомогательных роботах. На таких предприятиях для инвалидов может быть организована надомная форма труда.

Вместе с тем на практике работодатели не всегда имеют реальную возможность из-за специфики своего производства (например, тяжелые работы, вредные и опасные условия труда, работы исключительно в ночное время, работа, требующая специальных навыков, которые инвалид не может получить, и т. д.) трудоустроить необходимое количество инвалидов. На это, в частности, обращал внимание Госкомпредпринимательства в письме от 16.08.2001 г. № 3-312/5101.

Однако какие-либо исключения по выполнению норматива для таких работодателей Законом № 875 не предусмотрены. По мнению Фонда инвалидов, это объясняется равными условиями в части соблюдения всеми работодателями норматива рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов (см. письмо от 20.03.2006 г. № 06ю-45/454-103/1).

Исключение из общего правила, установленного Законом № 875 в отношении трудоустройства инвалидов, составляют лишь работодатели с количеством работающих до 8 человек и представительства иностранных компаний, которые не являются юридическими лицами, поскольку они не подпадают под субъектный состав согласно ст. 19 Закона № 875 (см. письмо Фонда социальной защиты инвалидов от 17.04.2006 г. № 06ю-75/667 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 45).

Следует также отметить, что согласно абзацу третьему п. 3 Порядка регистрации вновь созданные предприятия, учреждения, организации, в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов, физические лица, использующие наемный труд, у которых количество работающих, для которых данное место работы является основным, увеличилось до 8 и более человек, обязаны зарегистрироваться в отделении Фонда по месту их государственной регистрации как юридических или физических лиц — предпринимателей до 1 февраля года, следующего за годом создания или увеличения количества работающих.

Для этого в отделение Фонда инвалидов они должны подать (отправить заказным письмом):

1) заявление по форме, утвержденной приказом Минтруда от 14.03.2007 г. № 98;

2) выписку или извлечение из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (далее — Госреестр).

Отдельные работодатели, кроме указанных документов, предоставляют:

копию решения о включении в реестр неприбыльных учреждений, выданного органом ГНС, — если регистрируются предприятия, учреждения, организации, в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов, полностью содержащиеся за счет средств государственного или местных бюджетов);

сведения об обособленных подразделениях (подают Перечень по форме приложения к Инструкции № 42) — если регистрируются предприятия, учреждения, организации, имеющие обособленные подразделения. При этом регистрация обособленных подразделений отдельно не проводится;

— копию учредительного договора и/или устава хозяйственного объединения, перечень предприятий, вошедших в состав хозяйственного объединения (по форме приложения к Инструкции № 42), а также копии выписок или извлечений из Госреестра предприятий, вошедших в состав хозяйственного объединения, и копии решений о включении в реестр неприбыльных организаций — если регистрируются хозяйственные объединения, созданные согласно ст. 19 Закона № 875.

Оригиналы всех перечисленных выше документов предъявляются работодателями во время подачи заявления. В случае направления заявления по почте копии документов удостоверяются нотариально.

Датой регистрации работодателя в отделении Фонда считается дата подачи им указанных документов, а в случае направления их по почте — дата на почтовом штемпеле (п. 4 Порядка регистрации).

Вместе с тем, если работодатель по каким-либо причинам пропустил срок регистрации в Фонде инвалидов, он может зарегистрироваться перед подачей в Фонд инвалидов Отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов по форме № 10-ПI (годовая), утвержденной приказом Минтруда от 10.02.2007 г. № 42 (далее — Отчет) (об особенностях заполнения и предоставления данного Отчета см. статью «Отчет в Фонд инвалидов: от строки к строке» на с. 27). Дело в том, что действующим законодательством не предусмотрены какие-либо санкции за нарушение срока регистрации в Фонде социальной защиты инвалидов (далее — Фонд инвалидов). Этот вывод следует из письма Фонда инвалидов от 26.02.2008 г. № 1/6-43/06 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 73, с. 41.

Ниже рассмотрим, как производится расчет норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

 

Расчет норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов работодатели рассчитывают самостоятельно, ориентируясь на базовый, установленный законодательством норматив (ст. 19 Закона № 875).

Расчет норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов проводят исходя из среднеучетного количества штатных работников (далее — СКШР) учетного состава за год. При этом в расчет для определения выполнения норматива принимаются все рабочие места, занятые штатными работниками, в том числе и рабочие места с особым характером труда, с вредными и тяжелыми условиями труда (см. постановление ВСУ от 04.07.2011 г. № 21-159а11).

Механизм расчета СКШР учетного состава установлен п. 3.2 Инструкции № 286.

При расчете данного показателя учитываются все наемные работники, с которыми заключен трудовой договор (контракт) и которые выполняли постоянную, временную или сезонную работу один день или более, в том числе и собственники предприятия, если, кроме дохода, они получали заработную плату на этом предприятии (см. письмо Минтруда от 17.10.2008 г. № 767/0/15-08/19). Подробный перечень категорий работников, которые включаются в расчет СКШР учетного состава, приведен в пп. 2.4, 2.5 и 3.2.2 Инструкции № 286. К ним относятся работники, которые:

1) фактически явились на работу, включая тех, которые не работали по причине простоя;

2) приняты на работу с испытательным сроком;

3) приняты или переведены по инициативе администрации на работу на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю*;

4) находятся в служебных командировках, включая заграничные;

5) заключили трудовой договор с предприятием о выполнении работы на дому собственным трудом (надомники)**;

6) приняты для замещения временно отсутствующих работников (в связи с болезнью, отпуском в связи с беременностью и родами, отпуском для ухода за ребенком до достижения им возраста, установленного действующим законодательством или коллективным договором, и по другим причинам);

7) работают в соответствии с договорами (распоряжениями, приказами) за пределами предприятия;

8) направлены для выполнения работ вахтовым методом;

9) приняты на постоянную работу по направлению государственной службы занятости в соответствии с договором о трудоустройстве безработного с предоставлением дотации;

10) являются иностранными гражданами, если они оформлены в соответствии с национальным законодательством и получают заработную плату;

11) студенты дневных отделений учебных заведений, аспиранты, а также учащиеся профессионально-технических учебных заведений, с которыми заключены трудовые договоры (п. 2.4 Инструкции № 286);

12) отсутствовали по следующим причинам (2.5 Инструкции № 286):

— не явились на работу по болезни (в течение всего периода заболевания до возвращения на работу в соответствии с листком нетрудоспособности или до выбытия вследствие установления инвалидности);

— в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей;

— временно переведены на работу на другое предприятие на основании договоров между субъектами хозяйствования;

— направлены с отрывом от производства в учебные заведения для повышения квалификации или получения новой профессии (специальности), переподготовки и стажировки на другие предприятия или за границу;

— обучаются в учебных заведениях, аспирантурах и находятся в отпусках в связи с обучением, поступлением в учебное заведение или не явились на работу в предоставленные им дополнительные свободные от работы дни, независимо от их оплаты;

— находятся в ежегодных основных и дополнительных, творческих отпусках, предоставленных согласно законодательству, коллективному договору и трудовому договору (контракту);

— находятся в отпусках без сохранения заработной платы по соглашению сторон и в других случаях, предусмотренных законодательством, а также в отпусках по инициативе администрации;

— имеют выходной день в соответствии с графиком работы предприятия;

— получили день отдыха за работу в выходные и праздничные и нерабочие дни;

— принимают участие в забастовках;

— отсутствовали по причине прогула;

— отстранены от исполнения полномочий;

— находятся под следствием до решения суда.

* В учетной численности эти работники учитываются за каждый календарный день как целые единицы. К данной категории работников не относятся работники, которым в соответствии с законодательством устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, в частности работники моложе 18 лет; занятые на работах с вредными условиями труда; женщины, которым предоставлены дополнительные перерывы в работе для кормления ребенка, другие категории работников.

** В учетное количество штатных работников надомники включаются за каждый календарный день как целые единицы.

Не включаются в расчет среднеучетного количества штатных работников учетного состава, работники, которые (пп. 2.6 и 3.2.2 Инструкции № 286):

1) приняты на работу по совместительству с других предприятий (внешние совместители)*;

2) привлечены к выполнению работ по гражданско-правовым договорам (договорам подряда);

3) переведены с других предприятий в соответствии с договорами между субъектами хозяйствования;

4) учащиеся, слушатели профессионально-технических учебных заведений, которые проходят производственное обучение и производственную практику на предприятии в соответствии с договорами о предоставлении рабочих мест для указанных целей;

5) лица, направленные предприятиями для обучения в учебные заведения с отрывом от производства, которые получают за счет средств этих предприятий только стипендию;

6) лица, которые обучаются за счет средств, предусмотренных в сводных сметах строительства, для работы на предприятиях, которые будут вводиться в действие;

7) работники, которые подали заявления об увольнении и прекратили работу до истечения срока предупреждения или которые прекратили работу без предупреждения администрации. Они исключаются из списочного состава работников с первого дня невыхода на работу;

8) отсутствуют на работе, поскольку:

— находятся в отпусках в связи с беременностью и родами;

— находятся в отпусках для ухода за ребенком до достижения им возраста, предусмотренного действующим законодательством или коллективным договором предприятия, включая тех, которые усыновили новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома.

* Внутренние совместители (работники, которые в свободное от основной работы время на том же предприятии кроме своей основной выполняют другую, регулярно оплачиваемую работу на условиях трудового договора), в учетном количестве штатных работников учитываются как одно лицо независимо от количества занимаемых ими ставок.

Расчет показателя СКШР учетного состава за год для определения выполнения норматива трудоустройства инвалидов производится в три этапа:

1 ЭТАП — определяется количество штатных работников за каждый день каждого месяца отчетного года (включая выходные, праздничные и нерабочие дни). Данный показатель численности работников определяется на основании данных табельного учета использования рабочего времени, приказов о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении трудовых договоров. Количество штатных работников учетного состава за выходной, нерабочий и праздничный день принимается на уровне учетного количества работников за предыдущий рабочий день;

2 ЭТАП — определяется СКШР учетного состава за каждый месяц отчетного года. Данный показатель рассчитывается согласно пп. 3.2.1 и 3.2.2 Инструкции № 286 следующим образом:

СКШРмесяц = (К1 + К2 + … + КN) : N,

где СКШРмесяц — СКШР учетного состава за отчетный месяц;

К1, К2, КN количество штатных работников учетного состава за каждый календарный день отчетного месяца (с первого по последнее число месяца, включая выходные, праздничные и нерабочие дни);

N — количество календарных дней в отчетном месяце.

Пример 1. Общее количество штатных работников учетного состава, которые подлежат включению в расчет СКШР за все дни января 2011 года, составило 1976 человек. Календарное количество дней в январе 2011 года — 31.

Определим СКШР учетного состава за январь 2011 года:

1976 : 31 = 64 (чел.).

Обращаем внимание: на предприятиях, которые отработали неполный месяц (например, на вновь созданных или ликвидированных предприятиях, имеющих сезонный характер производства), СКШР за месяц определяется путем деления суммы учетного количества штатных работников за все дни работы предприятия в отчетном месяце (включая выходные, праздничные и нерабочие дни за период) на число календарных дней в отчетном месяце.

Пример 2. Предприятие создано 21 декабря 2011 года. Предприятие работает на условиях пятидневной рабочей недели. Учетное количество штатных работников предприятия составило: 21 декабря — 2 человека; 22 декабря — 2 человека; 23 декабря — 10 человек; 24 декабря (суббота) — 10 человек; 25 декабря (воскресенье) — 10 человек; 26 декабря — 42 человека; 27 декабря — 45 человек; 28 декабря — 45 человек; 29 декабря — 45 человек, 30 декабря — 45 человек, 31 декабря (суббота) — 45 человек.

Календарное количество дней в декабре 2011 года — 31.

Определим СКШР за декабрь 2011 года:

(2 + 2 + 10 + 10 + 10 + 42 + 45 + 45 + 45 + 45 + 45): 31 = 10 (чел.).

Таким образом, несмотря на то что согласно условию примера 2 предприятие было создано 21 декабря 2011 года, при расчете СКШР за декабрь 2011 года общее количество штатных работников учетного состава за все дни работы предприятия (с 21 декабря по 31 декабря 2011 года включительно) следует делить на календарное количество дней в декабре 2011 года (31 календарный день);

3 ЭТАП — определяется СКШР учетного состава за отчетный год. Этот показатель исчисляется путем суммирования СКШР за все месяцы работы отчетного года и деления полученной суммы на количество месяцев в году (на 12). Представим данный расчет в виде формулы:

СКШРгод = (СКШРмесяц1 + СКШРмесяц2 + … + СКШРмесяц12) : 12 ,

где СКШРгод — СКШР учетного состава за год;

СКШРмесяц1, СКШРмесяц2, СКШРмесяц12 — показатели СКШР за соответствующий месяц отчетного года.

Полученный результат округляется до целого (если после запятой число 5 и более, то оно округляется в сторону увеличения).

Пример 3. На предприятии месячные показатели среднеучетного количества штатных работников за 2011 год составили:

 

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

100

101

99

111

112

112

122

122

122

123

120

121

 

Определим СКШР учетного состава за 2011 год:

(100 + 101 + 99 + 111 + 112 + 112 + 122 + 122 + 122 + 123 + 120 + 121) : 12 = 114 (чел.).

Предприятия, которые отработали неполный год (например, вновь созданные или сезонные), берут в расчет только месяцы работы, но результат все равно делят на 12 (п.п. 3.2.6 Инструкции № 286).

Пример 4. Предприятие создано в мае 2011 года. Месячные показатели среднеучетного количества штатных работников за месяцы работы предприятия в 2011 году составили:

 

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

10

70

75

76

75

77

78

78

 

Определим СКШР учетного состава за 2011 год:

(10 + 70 + 75 + 76 + 75 + 77 + 78 + 78) : 12 = 45 (чел.).

Как видим, даже в случае если на предприятии не было работников в январе — апреле 2011 года, при расчете СКШР учетного состава за 2011 год следует делить на 12 (месяцев).

Рассчитав указанным образом СКШР учетного состава за год и взяв от него 4 %, получаем «инвалидный» норматив, выполнение которого должен обеспечить работодатель. Если в результате расчета СКШР учетного состава составило от 8 до 25 лиц, «инвалидный» норматив будет равен 1.

Далее работодателю следует рассчитать СКШР, которым установлена инвалидность и которые были трудоустроены им в отчетном году, и сравнить его с нормативом.

Исчисление данного показателя СКШР инвалидов производится аналогично СКШР учетного состава всех работников, только в расчет принимается количество работников-инвалидов. В выполнение норматива рабочих мест засчитываются инвалиды, для которых данное место работы является основным , т. е. с ведением трудовой книжки, при этом не имеет значения, достиг инвалид пенсионного возраста или нет (см. письмо Фонда инвалидов от 08.08.2007 г. № 1/8-81 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 75).

Подтверждением тому, что принятое лицо — работник является инвалидом, служат следующие документы:

— копия справки МСЭК о группе и причине инвалидности;

— копия пенсионного удостоверения или удостоверения получателя государственной социальной помощи, выплачиваемой вместо пенсии (письмо Фонда инвалидов от 26.03.2007 г. № 1/6-172 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 51).

Итак, предприятие рассчитало норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Те работодатели, которые его выполнили, могут вздохнуть с облегчением и заполнить и сдать в Фонд инвалидов Отчет (см. на с. 27).

Однако что делать работодателю, который не выполнил норматив? Какие санкции предусмотрены за его невыполнение?

 

Санкции за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов

За нарушения в сфере трудоустройства инвалидов на работодателя налагаются административно-хозяйственные санкции (далее — АХС), установленные ст. 20 Закона № 875.

АХС установлены в размере среднегодовой заработной платы на соответствующем предприятии либо у физического лица — предпринимателя за каждое рабочее место, не занятое инвалидом. Если у предприятия или предпринимателя работает от 8 до 15 человек, размер АХС определяется в размере половины среднегодовой заработной платы.

В случае невыполнения работодателем норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов ему следует самостоятельно рассчитать и уплатить АХС в бюджет до 15 апреля года, следующего за отчетным (ст. 20 Закона № 875). Расчет АХС производится в Отчете, который подается в Фонд инвалидов по результатам отчетного года. Порядок расчета АХС приведен на с. 27.

Уплата санкций является обязательной для всех работодателей, за исключением:

1) предприятий, учреждений и организаций, полностью содержащихся за счет средств государственного или местных бюджетов (ст. 20 Закона № 875, письмо Фонда инвалидов от 05.03.07 г. № 1/5-208);

2) неприбыльных организаций (см. письмо Фонда инвалидов от 26.04.2007 г. № 1/5-375 и от 06.07.2007 г. № 1/6-313).

Нарушение сроков уплаты АХС влечет за собой начисление пени исходя из 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на момент уплаты задолженности, начисленной на полную сумму недоимки за весь срок ее существования. Другими словами, работодатели, которые не уплатили своевременно АХС, начисляют пеню на сумму недоимки начиная с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты АХС (в 2012 году — с 16 апреля, если в 2011 году не был выполнен норматив по трудоустройству инвалидов), и по день фактической уплаты АХС включительно (пп. 3.1, 3.6 приказа Минтруда Украины «Об утверждении Порядка начисления пени и ее уплаты» от 15.05.2007 г. № 223).

Убыточные предприятия, учреждения, организации не освобождаются от уплаты АХС (п. 3 Порядка уплаты АХС и пени).

Относительно возможной административной ответственности за невыполнение норматива отметим следующее.

Согласно ч. 2 ст. 1881 КоАП невыполнение должностным лицом, которое пользуется правом принимать на работу и увольнять с работы, физическим лицом, использующим наемный труд, норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов влечет за собой наложение штрафа от 10 до 20 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 170 грн. до 340 грн.).

Сразу же отметим, из разъяснений Фонда инвалидов, представленных в письме от 27.04.2010 г. № 1/6-69/03-01, следует, что к административной ответственности по данному основанию привлекаются должностные лица, если норматив не был выполнен и АХС за невыполнение норматива не уплачены или уплачены с нарушением сроков, установленных ст. 20 Закона № 875. Иначе говоря, если норматив выполнен не был, но субъект хозяйствования определенный ст. 20 Закона № 875 штраф уплатил, на должностных лиц по ст. 1881 КоАП штраф налагаться не должен.

Данное нарушение выявляют должностные лица Фонда инвалидов и его территориальных отделений, которые составляют протокол об административном нарушении по форме, утвержденной приказом Минтруда от 14.03.2007 г. № 99 . Протокол подписывается составившим его лицом (должностным лицом, уполномоченным на оформление материалов и составление протоколов об административных правонарушениях в сфере трудоустройства инвалидов) и лицом, совершившим административное правонарушение, при наличии свидетелей протокол может быть подписан и этими лицами. После оформления и подписания протокола формируется дело об административном правонарушении для направления в суд (ст. 221 КоАП). Таким образом, право обратиться в суд у отделений Фонда инвалидов возникает после установления факта невыполнения норматива по трудоустройству инвалидов и неуплаты АХС (абзац третий п. 3 Рекомендаций № 07.02). Решение о наложении административного штрафа на виновных лиц предприятия по ст. 1881 КоАП выносится судом.

Напомним, в отношении правонарушений, за которые админсанкции по КоАП налагаются судом, предусмотрен трехмесячный срок давности. Но если норматив не был выполнен и АХС не были уплачены, то срок давности в отношении налагаемого по КоАП на должностных лиц штрафа течь так и не начнет, поскольку имеет место длящееся нарушение. Если же АХС были уплачены с нарушением установленных сроков (после 15 апреля), то трехмесячный срок давности начнет исчисляться только после того, как АХС будут уплачены. Если за этот трехмесячный период суд не вынесет постановление о наложении на должностных лиц штрафа, то они уже не могут быть привлечены к админответственности.

Еще раз подчеркнем: если норматив трудоустройства инвалидов работодателем не выполнен, но Отчет в Фонд инвалидов был своевременно подан и АХС за невыполнение норматива уплачены в срок до 15 апреля года, следующего за годом, в котором произошло невыполнение норматива, то административной ответственности не будет. В данном случае такой работодатель считается выполнившим требования ст. 20 Закона № 875. Дело в том, что уплата АХС является своеобразной «альтернативой» самостоятельному трудоустройству инвалидов (письмо Фонда инвалидов от 24.02.2009 г. № 1/6-63/06).

Обращаем внимание: несмотря на то что предприятия, учреждения и организации, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местного бюджетов, и неприбыльные организации не уплачивают АХС, они не освобождаются от выполнения требований ст. 19 этого же Закона. То есть такие работодатели должны выполнять норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов и отчитываться о его выполнении перед Фондом инвалидов путем подачи Отчета. Поэтому в случае невыполнения норматива на должностное лицо, которое наделено правом принимать на работу и увольнять с работы, может быть наложен административный штраф (см. письма Фонда инвалидов от 16.05.2008 г. № 1/6-155/06 и от 06.07.2007 г. № 1/6-313).

Следует отметить, что ч. 2 ст. 1881 КоАП аналогичный штраф в размере от 170 грн. до 340 грн. установлен отдельно и за неподачу Фонду инвалидов отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов. Данное нарушение также является длящимся, поэтому пока отчет не будет подан, срок давности для применения к должностным лицам штрафа за его неподачу так и не начнет течь. При любой очередной проверке выявление данного факта может привести к применению штрафов к должностным лицам субъекта хозяйствования.

Далее рассмотрим, в какие сроки производится взыскание АХС в случае их несвоевременной уплаты.

 

Срок взыскания АХС

Частью четвертой ст. 20 Закона № 875 установлено, что к правоотношениям по взысканию АХС за невыполнение норматива трудоустройства инвалидов не применяются сроки, определенные ст. 250 ХКУ. Это означает, что общие сроки давности, установленные ст. 250 ХКУ для применения АХС (в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через один год со дня совершения такого нарушения), при взыскании «инвалидных» АХС не применяются. На это, в частности, указывают специалисты Фонда инвалидов в письме от 26.03.2007 г. № 1/6-172 («Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 51), аргументируя свою позицию тем, что трудоустройство инвалидов не является хозяйственной деятельностью (ст. 3 ХКУ), а Фонд инвалидов не является участником хозяйственных отношений, что подтверждается ст. 2 и ст. 8 ХКУ. Следовательно, нормы ст. 250 ХКУ не имеют преимущества перед нормами Закона № 875.

В то же время ВАСУ в п. 3 Рекомендаций № 07.2-10/2 указал, что «при рассмотрении дел указанной категории суды должны учитывать, что со вступлением в силу с 01.01.2006 г. Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно профессиональной и трудовой реабилитации инвалидов» от 06.10.2005 г. № 2960-IV к спорным правоотношениям нужно применять сроки обращения в суд, определенные статьей 99 КАСУ с учетом требований статьи 103 КАСУ». Суды в своей практике руководствуются приведенной рекомендацией ВАСУ (см., например, постановление Окружного админсуда г. Киева от 04.10.2011 г. по делу № 2а-10949/11/2670). Напомним, что абзац второй ч. 2 ст. 99 КАСУ для субъектов властных полномочий, к которым относится и Фонд инвалидов, отводит шестимесячный срок для обращения в административный суд, исчисляемый со дня возникновения оснований, которые дают такому субъекту право на предъявление предусмотренных законом требований. Не отступает от своей позиции при рассмотрении дел данной категории и сам ВАСУ (см., например, определение ВАСУ от 07.10.2010 г. по делу № К-23143/10)

Как применять указанные сроки на практике?

Предположим, субъект хозяйствования не выполнил норматив по трудоустройству инвалидов и не подал отчет о трудоустройстве инвалидов. Поскольку размер административно-хозяйственной санкции рассчитывается субъектом хозяйствования самостоятельно и указывается в Отчете, неподача последнего делает невозможной и уплату самой админхозсанкции. В этом случае сроки давности для принудительного взыскания штрафа в судебном порядке по иску Фонда инвалидов так течь и не начнут.

Следующая ситуация: субъект хозяйствования не выполнил норматив по трудоустройству инвалидов, но отчет подал, в котором указал самостоятельно рассчитанную сумму штрафа, однако до 15 апреля ее так и не уплатил. В этой ситуации с 16 апреля начнет истекать шестимесячный срок, в течение которого Фонд инвалидов может обратиться в административный суд с требованием о взыскании с субъекта хозяйствования суммы штрафа.

Оговоримся, вопрос о моменте, с которого следует отсчитывать указанные сроки давности, является достаточно спорным. Суды в своей практике достаточно часто исходят из куда более либерального понимания действующих нормативных предписаний, указывая, что таким отправным моментом следует считать предельный срок подачи отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов (напомним, отчет подается ежегодно, до 1 марта). Следовательно, предельный срок применения санкций за невыполнение норматива по трудоустройству инвалидов в 2011 году (при условии, что субъект хозяйствования подаст указанный отчет), истечет 1 сентября 2012 года (см., например, определение ВАСУ от 14.10.2010 г. по делу № К-21031/10).

 

Порядок отражения АХС и пени в бухгалтерском и налоговом учете

В бухгалтерском учете при отражении сумм АХС за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов и пени необходимо руководствоваться п. 20 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденного приказом Минфина Украины от 31.12.99 г. № 318.

Указанные суммы включаются в состав прочих расходов операционной деятельности и отражаются по дебету субсчета 948 «Признанные штрафы, пени, неустойки».

В Отчете о финансовых результатах (форма № 2) признанные экономические санкции показываются по статье «Прочие операционные расходы» (строка 090) (п. 24 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 3 «Отчет о финансовых результатах», утвержденного приказом Минфина от 31.03.99 г. № 87, письмо Минфина от 16.03.2009 г. № 31-34000-10-10/7149 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 57).

В налоговом учете расходы на АХС и пеня в состав расходов не включаются.

Пример 5. Вследствие невыполнения норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов за 2011 год предприятием начислены и уплачены в Фонд инвалидов АХС в сумме 22500 грн.

В бухгалтерском учете начисление и уплата санкций отразятся следующими записями:

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

Дт

Кт

1

Начислены АХС за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов

948

685

22500

2

Перечислены АХС в Фонд инвалидов

685

311

22500

3

Отнесены на финансовый результат расходы в связи с уплатой АХС

791

948

22500

 

Однако всегда ли работодатель виновен в невыполнении норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов и должен платить АХС? Ведь на протяжении отчетного года он мог предпринимать все надлежащие меры для выполнения установленного норматива, но не найти необходимого количества инвалидов, которые бы изъявили желание работать у данного работодателя. Так есть ли возможность избежать «инвалидных» санкций в таких случаях? Обратимся к судебной практике.

 

Судебная практика

Как известно, по мнению Фонда инвалидов, обязанность по трудоустройству инвалидов согласно установленному нормативу возлагается исключительно на работодателя. Иными словами, он исходит из того, что ч. 3 ст. 19 Закона № 875 установлена обязанность работодателя не только выделять или создавать рабочие места для инвалидов, но и самостоятельно обеспечивать трудоустройство на них инвалидов в счет установленных нормативов. Что касается службы занятости, то она лишь способствует трудоустройству инвалидов, которые состоят на учете и зарегистрированы как безработные (письмо Фонда от 06.11.2008 г. № 1/6-481/06). Сам Фонд инвалидов не занимается их трудоустройством, а лишь осуществляет контроль за соблюдением работодателями нормативов рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов (письмо Фонда от 26.04.2007 г. № 1/6-209).

В то же время судебные органы в данном вопросе не столь категоричны. Так, Верховный Суд Украины в своей практике исходит из того, что если предприятие направляло необходимую информацию в центр занятости, но рабочее место осталось вакантным в связи с ненаправлением центром занятости необходимого количества инвалидов для трудоустройства, штрафы к предприятию не применяются. Другими словами, на предприятие не возложена обязанность осуществлять поиск инвалидов для их трудоустройства (см. постановления ВСУ от 30.03.2010 г. по делу № 21-2530во09, от 02.02.2010 г. по делу № 21-1982во09, от 22.12.2009 г. по делу № 21-2151во009, от 08.06.2010 г. по делу № 21-554во10, от 31.01.2011 г. № 21-60а10).

Обратим внимание, что вопрос о применении санкций за невыполнение норматива по трудоустройству инвалидов тесно связан с вопросом о подаче отчета о наличии вакансий.

Следует отметить, что еще 01.01.2011 г. вступила в силу новая редакция ст. 1653 КоАП, предусматривающая, в частности, штраф за несвоевременную подачу либо неподачу определенных Законом № 1533 сведений в размере от 8 до 15 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 136 до 255 грн.), за непредоставление указанных сведений лицом, которое в течение года уже привлекалось к административной ответственности по ст. 1653 КоАП, размер штрафа может составить от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн.). Штраф налагается на должностных лиц предприятия, а не на само предприятие. Выносят постановления о применении данного админвзыскания от имени Фонда руководитель исполнительной дирекции Фонда, его заместители, руководители рабочих органов исполнительной дирекции Фонда — центра занятости АР Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских, районных, горрайонных, городских и районных в городах центров занятости и их заместителей (ст. 2449 КоАП).

Как видим, в ст. 1653 КоАП штраф предусмотрен за нарушение требований Закона № 1533, а не Закона Украины «О занятости населения» от 01.03.91 г. № 803-XII. О каких сведениях идет речь?

Закон № 1533 указывает на необходимость предоставления работодателем сведений о принятии на работу работников (п. 2 ч. 2 ст. 35), но в нем нет норм, устанавливающих обязанность предоставления отчетов о свободных рабочих местах. Из этого можно сделать вывод, что действующее на данный момент законодательство предусматривает админштраф для должностных лиц предприятия за неподачу отчета о принятых работниках, санкций за непредоставление отчета о вакансиях нет («Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 53).

Однако отказываться от предоставления отчета о вакансиях все же не стоит. Форма (№ 3-ПН) и порядок ее составления утверждены приказом Минтруда от 19.12.2005 г. № 420. В аспекте рассматриваемой темы субъектам хозяйствования следует помнить о необходимости заполнения графы 15 Отчета о наличии вакансий по ф. № 3-ПН: в качестве отдельной категории граждан должны быть указаны инвалиды. Наличие свободного рабочего места указывается в отношении каждой категории под отдельными шифрами. Для инвалидов предусмотрен шифр «11».

Внимание форме № 3-ПН, несмотря на отсутствие санкций за ее неподачу, и заполнению в ней графы 15 с нашей стороны объясняется тем, что суды рассматривают факт предоставления сведений о наличии свободных мест в центры занятости как доказательство того, что предприятием были выполнены его обязательства по трудоустройству инвалидов, предусмотренные Законом № 875 (см. в частности, постановление ВСУ от 25.06.2011 г. по делу № 21-56а11, определение ВАСУ от 23.12.2010 г. по делу № К-29130/10, постановление ВАСУ от 21.04.2011 г. по делу № К-39678/10, от 21.04.2011 г. № К-38637/10, определение Киевского апелляционного админсуда от 15.07.2009 г. по делу № 22-а-23903/08, постановление Киевского окружного административного суда от 03.03.2010 г. по делу № 2-а-817/10/1070). Так, суды в своих решениях подчеркивают, что предприятие путем ежемесячного направления в центр занятости отчетности с информацией в отношении возможности трудоустройства соответствующего количества инвалидов осуществляет все необходимые действия для выполнения возложенной на него Законом № 875 обязанности по трудоустройству инвалидов. Следовательно, на субъекта хозяйствования не могут быть наложены санкции за то, что уполномоченными органами к нему не были направлены инвалиды для трудоустройства.

К сожалению, положительная для субъектов хозяйствования судебная практика по данному вопросу пока не может сломить позиции самого Фонда инвалидов, который, как и раньше, исходит из абсолютного характера возложенных на субъекта хозяйствования обязательств: какими бы ни были объективные условия и какие бы усилия предприятие не прилагало, невыполнение установленного норматива по трудоустройству инвалидов — достаточное основание для применения к такому субъекту хозяйствования санкций.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше