Министерства и ведомства Украины
О признании утратившим силу приказа Государственной налоговой администрации Украины от 28.09.2004 № 562
Приказ от 20.12.2011 г. № 1674
Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 29 декабря 2011 г. под № 1568/20305
(извлечение)
Согласно требованиям Налогового кодекса Украины, Закона Украины «О центральных органах исполнительной власти», Положения о Министерстве финансов Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 08.04.2011 № 446, и Положения о Государственной налоговой службе Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 12.05.2011 № 584, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Признать утратившим силу приказ Государственной налоговой администрации Украины от 28.09.2004 № 562 «Об утверждении Порядка проведения органами государственной налоговой службы реструктуризации (отсрочки) уплаты сумм фиксированного сельскохозяйственного налога в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 13.10.2004 под № 1308/9907.
<…>
3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
<…>
Министр Ф. Ярошенко
комментарий редакции
Уплата ФСН: без реструктуризации (отсрочки)
Появление комментируемого приказа об утрате силы приказа ГНАУ от 28.09.2004 г. № 562 прогнозировалось и ожидалось. Можно сказать, что произошло только упорядочение законодательства с исключением, так сказать, анахронизмов — устаревших нормативных актов. Хотя в течение практически целого предыдущего года приказ № 562 «де-юре» оставался действующим, фактически с самого начала 2011 года им и утвержденным этим приказом ГНАУ Порядком проведения органами государственной налоговой службы реструктуризации (отсрочки) уплаты сумм фиксированного сельскохозяйственного налога в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств (далее — Порядок), руководствоваться было некорректно.
Причина простая: в отличие от прошлых Закона Украины «О фиксированном сельскохозяйственном налоге» и кабминовского Положения о порядке взимания и учета фиксированного сельскохозяйственного налога (согласно которым, в частности, и был разработан указанный Порядок), действующий с 01.01.2011 г. Налоговый кодекс Украины (далее — НКУ) не предусматривает реструктуризации (отсрочки) уплаты сумм фиксированного сельскохозяйственного налога в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств. На это еще раньше нами обращалось внимание в статье «Что принесет Налоговый кодекс ФСНщикам» («Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 89).
Ранее согласно п. 3.2 Порядка реструктуризации (отсрочке) подлежала сумма ФСН (за исключением безнадежного налогового долга, который подлежал списанию в соответствии с общеизвестным в прошлом Законом № 2181), начисленная за период с даты возникновения форс-мажорных обстоятельств до конца года, в котором возникли форс-мажорные обстоятельства.
Впрочем, вернемся к сегодняшнему дню. Напомним, что НКУ о форс-мажорных обстоятельствах и безнадежном налоговом долге говорит не в контексте реструктуризации ФСН, а в контексте порядка приобретения и подтверждения статуса плательщика этого налога:
— не может быть зарегистрирован в качестве плательщика налога субъект хозяйствования, который по состоянию на 1 января базового (отчетного) года имеет налоговый долг, за исключением безнадежного налогового долга, возникшего в результате действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств) (п.п. 301.6.3 НКУ);
— если плательщики налога не могут выполнить требование по 75-процентному критерию доли сельхозтоваропроизводства в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы в предыдущем налоговом (отчетном) году, к таким плательщикам налога в следующем налоговом (отчетному) году не применяется требование, согласно которому доля сельхозтоваропроизводства должна равняться или превышать 75 % (п. 308.5 НКУ).
Кстати, согласно ст. 101 НКУ списанию подлежит безнадежный налоговый долг, в том числе пеня и штрафные санкции, начисленные на такой налоговый долг. Под термином «безнадежный» понимается, в частности, и налоговый долг плательщика налогов, возникший в результате обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств).
Анатолий Бобро