Темы статей
Выбрать темы

Отчетность по плате за землю

Редакция НиБУ
Статья

Отчетность по плате за землю

 

Предлагая не так давно вниманию читателей тематический номер нашей газеты, целиком посвященный теоретическим вопросам исчисления платы за землю (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 88), мы обещали в начале 2012 года вернуться к этой теме, рассмотрев ее с практической точки зрения. Как нам кажется, момент для продолжения разговора подобран вполне удачно: вот-вот будут сданы все декларации за прошлый год, значит, самое время приниматься за составление «земельной» отчетности на год грядущий. Заодно есть возможность учесть те изменения, которые все же успели произойти после выхода упомянутого тематического номера. Итак, приступим.

Игорь ХМЕЛЕВСКИЙ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», i.khmelevskiy@id.factor.ua

 

Документы статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

ЗКУ — Земельный кодекс Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III.

Закон № 3609 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по совершенствованию отдельных норм Налогового кодекса Украины» от 07.07.2011 г. № 3609-VI.

 

Основные моменты

С учетом того, что в новом году к нам присоединилось значительное число новых подписчиков, кратко напомним базовые понятия, применяемые в НКУ при налогообложении собственников и пользователей земельных участков.

Прежде всего, стоит знать, что плата за землю — это общегосударственный налог, взимаемый в двух различных формах: в форме земельного налога и в форме арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности (см. п.п. 14.1.147 НКУ).

В свою очередь, подпунктом 14.1.72 этого Кодекса установлено, что земельный налог — это обязательный платеж, взимаемый с собственников земельных участков и земельных долей (паев), а также постоянных землепользователей. Порядок его расчета подробно изложен в статье, опубликованной в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 88, с. 29.

Вторая разновидность платы за землю — арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности (далее — арендная плата) — определена как обязательный платеж, который арендатор уплачивает арендодателю за пользование земельным участком (п.п. 14.1.136 НКУ). О ней шла речь в соответствующей статье того же тематического номера, опубликованной на с. 43.

Плательщиками земельного налога являются собственники земельных участков или земельных долей (паев) и постоянные землепользователи (ст. 269 НКУ), а плательщиками арендной платы являются временные землепользователи, т. е. арендаторы земельных участков государственной и коммунальной собственности (п. 288.2 НКУ).

Согласно п.п. 14.1.34 этого Кодекса собственниками земельных участков названы юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), которые в соответствии с законом приобрели право собственности на землю в Украине (определение такого права содержится в ч. 1 ст. 78 ЗКУ), а также территориальные громады и государство в отношении земель коммунальной и государственной собственности соответственно.

Землепользователями в соответствии с п.п. 14.1.73 НКУ считаются юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), которым в соответствии с законом предоставлены в пользование земельные участки государственной и коммунальной собственности, в том числе на условиях аренды. При этом следует отличать постоянное (см. ч. 1 ст. 92 ЗКУ) и временное (иначе говоря — право аренды; его определение дано в ч. 1 ст. 93 ЗКУ) пользование такими земельными участками.

Объектом обложения земельным налогом являются земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании (уточним — в постоянном пользовании), а также земельные доли (паи), находящиеся в собственности (п.п. 270.1.1 НКУ). Объектом налогообложения арендной платой является земельный участок, предоставленный в аренду.

Базой налогообложения земельным налогом является нормативная денежная оценка земельных участков (далее — НДО) с учетом коэффициента индексации, определенного в соответствии со ст. 289 НКУ, или площадь земельных участков, нормативная денежная оценка которых не проведена (см. ст. 271 этого Кодекса). При этом база налогообложения арендной платой, как, впрочем, и порядок ее расчета, а также ставки арендной платы в НКУ не оговорены. Что касается ставок земельного налога, то об их изменении с начала текущего года стоит сказать отдельно.

Но перед этим сформулируем вывод, которым должен руководствоваться каждый из субъектов хозяйствования — землепользователей при исчислении платы за землю и составлении земельной отчетности. Исходя из приведенных выше положений налогового законодательства и опираясь на правоустанавливающие документы на землю (соответствующий госакт, если земля находится в собственности или постоянном пользовании, либо договор аренды, если речь идет об аренде земли), каждый налогоплательщик должен прежде всего ответить на вопрос, по какому праву он осуществляет землепользование тем или иным земельным участком. От ответа на него зависит напрямую, какую из разновидностей платы за землю (земельный налог или арендную плату) такой налогоплательщик обязан будет вносить в бюджет*.

* Попутно заметим, что в некоторых случаях обязанность по уплате земельного налога возникает и тогда, когда право собственности/пользования землей не оформлено или в принципе не может быть оформлено (см., например, пп. 287.6 и 287.8 НКУ). Подробно об этом рассказывалось в статье «Плата за землю: общие моменты» («Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 88).

Поскольку общие принципы налогообложения в отношении платы за землю с принятием НКУ практически не изменились, будем считать, что с определением своего статуса как плательщика той или иной разновидности платы за землю все землепользователи еще в прошлом году справились без затруднений, и перейдем к обсуждению новшеств, касающихся установления ставок земельного налога в 2012 году.

 

Ставки земельного налога: что нового в новом году?

Как следует из содержания ст. 271 НКУ, процитированной выше, порядок расчета земельного налога прежде всего зависит от того, проведена нормативная денежная оценка земельного участка или нет. С учетом этого при исчислении налога следует выбирать и ставку земельного налога, которая для оцененных земель выражена в относительных величинах (в процентах от НДО), а для земель, по которым денежная оценка не проведена, — в абсолютных (грн. за единицу площади).

Таким образом, сумма земельного налога в расчете на год определяется:

(1) для земель, имеющих денежную оценку, — как произведение проиндексированной по состоянию на начало года денежной оценки (в грн.) и ставки (в %) с учетом соответствующих коэффициентов, установленных разд. XIII «Плата за землю» НКУ (они приведены в статье «Земельный налог: порядок расчета» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 88 в табл. 2);

(2) для земель, нормативная денежная оценка которых не проведена, — как произведение площади (в кв. м или га) и ставки (в грн. за 1 кв. м или га) с учетом (при необходимости) тех же коэффициентов, о которых сказано выше, а также коэффициентов, установленных ст. 275 НКУ.

При этом абсолютно справедливым выглядит такой подход к исчислению земельного налога, при котором факт проведения или непроведения НДО земли не влияет на необходимость учета инфляционных процессов при взимании этого налога. Анализ приведенных выше словесных формул расчета земельного налога показывает, что этого можно добиться: в первом случае — путем индексации нормативной денежной оценки земли с сохранением неизменными относительных ставок налога, а во втором — через индексацию самих ставок, выраженных в абсолютных значениях. Именно так и была решена эта проблема законодателем.

Для начала остановимся на вопросах индексации ставок земельного налога по земельным участкам, нормативная денежная оценка которых не проведена. В частности, для таких участков, расположенных в пределах населенных пунктов, земельный налог исчисляется с применением средних ставок налога, установленных п. 275.1 НКУ в грн. за кв. м.

В соответствии с п. 4 разд. XIX «Заключительные положения» этого Кодекса в отношении тех ставок налогов и сборов, которые определены в абсолютных значениях (очевидно, что указанные ставки земельного налога из п. 275.1 НКУ входят в их число), Кабмину поручено ежегодно до 1 июня вносить в парламент проект закона о внесении изменений в Кодекс с целью индексации таких ставок с учетом индексов потребительских цен и индексов цен производителей промышленной продукции.

Хоть и со значительным опозданием, но индексация, о которой мы говорим, на сегодня все же состоялась, в том числе и в отношении ставок налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых не проведена (об этом сообщалось в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 7, с. 3). Благодаря Закону Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по пересмотру ставок некоторых налогов и сборов» от 22.12.2011 г. № 4235-VI последние увеличились на 8,9 % и теперь составляют те значения, которые приведены ниже.

 

Таблица 1

Проиндексированные ставки земельного налога за земельные участки,
 расположенные в пределах населенных пунктов,
денежная оценка которых не установлена

Группы населенных пунктов
с численностью населения, тыс. чел.

Ставка налога,
гривень
за 1 кв. метр

Коэффициент, который применяется в городах Киеве, Симферополе, Севастополе и городах областного значения

до 3

0,26

 

от 3 до 10

0,52

 

от 10 до 20

0,84

 

от 20 до 50

1,3

1,2

от 50 до 100

1,57

1,4

от 100 до 250

1,83

1,6

от 250 до 500

2,09

2,0

от 500 до 1000

2,61

2,5

от 1000 и более

3,66

3,0

 

Обращаем внимание, что указанный Закон опубликован 13.01.2012 г., поэтому новые ставки должны, по идее, применяться никак не ранее этой даты. Однако в п. 1 разд. II «Заключительные положения» этого Закона предусмотрено, что он (за некоторыми исключениями) вступает в силу с 01.01.2012 г., в связи с чем не исключено, что новые ставки налогов (среди которых и земельный) придется применять задним числом с начала текущего года.

Прежняя практика увеличения ставок, например, в результате принятия Закона № 3609, который содержал норму о повышении ставок хмелесбора с 01.08.2011 г., но вступил в силу 06.08.2011 г., к сожалению, не дает однозначного ответа, какого подхода в аналогичных случаях следует придерживаться. Более того, не понятно, к чему склоняются сами налоговики, поскольку, с одной стороны, в Единой базе налоговых знаний (см. консультацию под кодом 15.03) высказывается мнение о применении увеличенных ставок этого сбора с 1 августа. С другой же стороны, в консультации ведущего специалиста ГНСУ, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2011, № 43, с. 24, обосновывается необходимость использования новых ставок лишь с 6 августа.

Без сомнения, наиболее осторожным решением сложившейся коллизии в отношении ставок земельного налога за участки, нормативная денежная оценка которых не проведена, выглядит расчет этого налога по проиндексированным ставкам на весь текущий год. В случае же, если центральное налоговое ведомство впоследствии истолкует эту коллизию либеральнее*, чем мы, налогоплательщики без проблем смогут уточнить свои налоговые обязательства за январь в сторону уменьшения.

* Буквально перед выходом статьи появилась информация относительно письма ГНСУ от 20.01.2012 г. № 2056/15-2217з, где идет речь о применении новых ставок с 13 января. О возможных последствиях этого при подаче «земельной» отчетности (если они, конечно, будут) мы сообщим в следующих номерах газеты.

Отдельный интерес представляет вопрос, могут ли пользоваться ставками земельного налога для неоцененных земель те землепользователи, участки которых расположены в населенных пунктах, где денежная оценка земли проведена, но по тем или иным причинам они не имеют справки, которая бы подтвердила размер такой оценки в отношении конкретного земельного участка.

Отвечая на него в прошлогоднем тематическом номере, мы указывали, что пока такая справка не получена, как временный выход из ситуации субъекты хозяйствования, на наш взгляд, могут применять абсолютные ставки налога, предусмотренные в ст. 275 НКУ, но говорить, что они правильно определили сумму налога, в таком случае нельзя.

К моменту написания этой статьи появилась возможность познакомить таких налогоплательщиков с официальным мнением налоговиков на этот счет. Как сказано в соответствующей консультации, размещенной в ЕБНЗ под кодом 200.05, если в населенном пункте НДО земель проведена, то такой плательщик, который своевременно не получил соответствующей справки о величине такой оценки, обязан самостоятельно исчислить земельный налог в размере 1 % от НДО земельного участка, определенной согласно решению органа местного самоуправления.

Понятно, что этот способ расчета налога, равно как и тот, что предложен нами выше, будут в одинаковой степени приблизительными, поэтому потребуют дальнейшего уточнения налоговых обязательств после получения достоверных сведений о величине нормативной денежной оценки. Способы такого уточнения традиционны: необходимо либо предоставить уточняющую налоговую декларацию по плате за землю, либо исправиться в декларации за любой налоговый период, следующий за периодом, в котором выявлен факт занижения налогового обязательства. При этом «самоштраф» согласно п. 50.1 НКУ и «самопеня» согласно п.п. 129.1.2 этого Кодекса начисляется на сумму недоплаты по земельному налогу только за те месяцы, срок уплаты налоговых обязательств по которым миновал.

Коль уж выше шла речь о Законе № 3609, стоит напомнить, что часть изменений, внесенных им в свое время в НКУ, затрагивали непосредственно порядок расчета земельного налога. Указанные изменения к пп. 276.4, 278.1 и 278.2 этого Кодекса в части установления ставок налога за земельные участки железнодорожного транспорта и аэродромов вступили в силу с 1 января 2012 года. Между тем они были учтены нами еще в прошлом году в статье «Земельный налог: порядок расчета» («Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 88), которой землепользователи таких участков (равно как и остальные налогоплательщики) могут воспользоваться и сейчас.

 

 

Индексация НДО земли в 2012 году

Напомним, что в соответствии с п. 289.2 НКУ определение коэффициента индексации нормативной денежной оценки земли возложено на центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов (на сегодня — Госземагентство Украины). По индексу потребительских цен (I) за предыдущий год этот госорган ежегодно обязан рассчитывать величину указанного коэффициента (Кi), на который индексируется нормативная денежная оценка сельскохозяйственных угодий, земель населенных пунктов и других земель несельскохозяйственного назначения по состоянию на 1 января текущего года.

Заметим, что если такой индекс не превышает 110 %, его следует применять со значением 110, а это, исходя из формулы, приведенной в п. 289.2 НКУ:

Кi = [I - 10] : 100,

означает отсутствие необходимости в индексации НДО земли по сравнению с предыдущим годом.

Судя по письму ГНСУ от 16.01.2012 г. № 1248/17-3217 (см. на с. 6), о котором уже сообщалось в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 7, с. 3, именно такая ситуация сложилась в текущем году: поскольку индекс потребительских цен за 2011 год составил 104,6 %, то коэффициент индексации НДО равен 1,0. Таким образом, нормативная денежная оценка земли за 2011 год не индексируется.

Однако на этом вопросы с текущей индексацией НДО не исчерпываются. Необходимо также иметь в виду, что постановлением КМУ от 31.10.2011 г. № 1185, которое вступило в силу 1 января 2012 года, были внесены изменения в Методику нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов, утвержденную правительственным постановлением от 23.03.95 г. № 213. Указанными изменениями предусмотрено, что показатели НДО гектара пашни отдельного земельного участка, проведенной по состоянию на 01.07.95 г., следует применять с коэффициентом 1,756. Кстати, информация об этом приведена и в упомянутом выше письме ГНСУ.

Означает ли сказанное, что налогоплательщикам при определении налоговых обязательств по плате за землю следует к нормативной денежной оценке земель сельскохозяйственных угодий самостоятельно применять коэффициент 1,756, определенный постановлением КМУ от 31.10.2011 г. № 1185?

К сожалению, на сегодня этот вопрос в ЕБНЗ (см. раздел 200.05) остался без ответа. Для нас же ответ очевиден: НДО пашни земельных участков сельскохозяйственного назначения, проведенная по состоянию на 01.07.95 г., увеличивается на коэффициент индексации и на коэффициент 1,756, однако в обязанность налогоплательщиков не входит самостоятельная корректировка ее величины по каким бы то ни было причинам (за исключением индексации НДО). В то же время, выполняя требования п. 286.2 НКУ, согласно которому в случае утверждения новой нормативной денежной оценки земли вместе с декларацией по плате за землю представляется и справка (извлечение) о новом размере НДО земельного участка, плательщик обязан получить такую справку в территориальном органе земресурсов и на ее основании произвести расчет своих налоговых обязательств на текущий год.

Обращаем внимание еще на один важный момент при расчете земельного налога: в ряде случаев его ставки установлены не в процентах от НДО конкретного земельного участка, а в процентах от НДО единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области (см. статьи 277 — 280 НКУ). Так вот, по состоянию на 01.01.2012 г. средняя нормативная денежная оценка 1 гектара пашни по АР Крым и областях также должна включать в себя коэффициент 1,756, о котором шла речь выше. Обновленные показатели этой оценки приведены в табл. 2.

 

Таблица 2

Средняя нормативная денежная оценка 1 гектара пашни
по АР Крым и областям по состоянию на 01.01.2012 г.

Регион

Величина НДО 1 га пашни, грн.

Автономная Республика Крым

24651,40

Винницкая область

22063,80

Волынская область

19975,20

Днепропетровская область

21701,90

Донецкая область

23255,10

Житомирская область

13732,30

Закарпатская область

17502,80

Запорожская область

22579,00

Ивано-Франковская область

19060,90

Киевская область

21328,70

Кировоградская область

21417,10

Луганская область

17693,10

Львовская область

17762,80

Николаевская область

17589,90

Одесская область

18755,80

Полтавская область

23156,70

Ровенская область

20951,70

Сумская область

19635,20

Тернопольская область

21170,90

Харьковская область

21691,20

Херсонская область

23085,40

Хмельницкая область

23019,10

Черкасская область

26564,80

Черновицкая область

22687,50

Черниговская область

16294,60

 

Сроки подачи отчетности по плате за землю и внесения ее в бюджет

Базовым налоговым (отчетным) периодом для платы за землю является календарный год (см. п. 285.1 НКУ). Базовый налоговый (отчетный) год начинается 1 января и заканчивается 31 декабря того же года (для вновь созданных предприятий и организаций, а также в связи с приобретением права собственности и/или пользования на новые земельные участки может быть меньше 12 месяцев) (п. 285.2 НКУ).

Пунктом 286.2 этого Кодекса установлено, что плательщики платы за землю (кроме физических лиц) самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и не позднее 20 февраля текущего года представляют соответствующему органу госналогслужбы по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год, с разбивкой годовой суммы равными частями по месяцам. Представление такой годовой декларации освобождает от обязанности представления ежемесячных деклараций.

Вместе с тем налогоплательщикам предоставлено право в течение 20 календарных дней месяца, наступающего за отчетным, подавать ежемесячно новую отчетную налоговую декларацию, что освобождает их от обязанности представления годовой налоговой декларации (п. 286.3 НКУ). О преимуществах последнего способа декларирования мы неоднократно говорили, однако выбор того или иного способа в любом случае остается за землепользователем.

Обращаем внимание, что в прошлом году годовая декларация по плате за землю подавалась до 1 февраля, однако после принятия Закона № 3609 сроки предоставления декларации на текущий год и декларации за январь этого же года стали унифицированными, что устранило существовавшие ранее недоразумения при подаче «земельной» отчетности.

Согласно п. 286.4 НКУ отчетность необходимо также подавать за вновь отведенные земельные участки или по вновь заключенным договорам аренды земли — срок подачи налоговой декларации в этих случаях установлен в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным.

Добавим, что поскольку вновь отведенный земельный участок является объектом налогообложения в понимании НКУ, а факт заключения договора аренды земли влечет за собой обязанность арендатора по уплате арендной платы за землю, то в таких случаях в течение 10 рабочих дней после госрегистрации права собственности или постоянного пользования участком либо госрегистрации договора аренды земли необходимо предоставить в налоговую инспекцию пресловутую форму № 20-ОПП (подробнее вопросы, связанные с предоставлением этой формы, освещены в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 95, с. 42; 2012, № 5, с. 30).

Если земельные участки расположены на территории одного сельского, поселкового или городского совета (код КОАТУУ один и тот же), то плательщиком может подаваться одна обобщенная налоговая декларация. Если же земли находятся на территории различных административно-территориальных единиц (коды органов местного самоуправления по местонахождению земельного участка по КОАТУУ разные), то налогоплательщик обязан подать в налоговую инспекцию по местонахождению каждого земельного участка отдельную земельную декларацию. К тому же, перед подачей отчетности за земельный участок, размещенный на территории другой территориальной громады, предприятие должно стать на учет в налоговой инспекции по местонахождению такого участка как по неосновному месту учета в течение 10 рабочих дней после регистрации соответствующего права на землю. Этого требуют пп. 7.1 и 7.2 Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом Минфина Украины от 09.12.2011 г. № 1588.

Что касается сроков внесения в бюджет платы за землю, то в соответствии с п. 287.3 НКУ налоговое обязательство по плате за землю, определенное в налоговой декларации на текущий год, уплачивается равными частями собственниками и землепользователями земельных участков по местонахождению земельного участка за налоговый период, который равен календарному месяцу, ежемесячно в течение 30 календарных дней, наступающих за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца.

Налоговое обязательство по плате за землю, определенное в новой отчетной налоговой декларации, в том числе за новоотведенные земельные участки, уплачивается собственниками и землепользователями земельных участков по местонахождению земельного участка за налоговый период, который равен календарному месяцу, ежемесячно в течение 30 календарных дней, наступающих за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца (п. 287.4 НКУ).

Перейдем далее непосредственно к обсуждению вопросов, связанных с заполнением «земельной» декларации.

 

Заполнение отчетности по плате за землю

Форма Налоговой декларации по плате за землю (земельный налог и/или арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности) (далее — декларация), с помощью которой могут задекларировать обязательства по плате за землю как плательщики земельного налога, так и плательщики арендной платы, утверждена приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1015 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 8).

Сразу отметим, что, несмотря на многообещающее название «земельной» отчетности, объединяющее в себе обе разновидности платы за землю, субъект хозяйствования, который одновременно является плательщиком земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, не сможет воспользоваться одним бланком декларации, чтобы отчитаться по плате за землю в целом. Как разъясняется в ЕБНЗ (см. соответствующую консультацию под кодом 200.05), это связано с тем, что земналог и арендная плата имеют разные коды бюджетной классификации, вследствие чего в органе ГНС такому плательщику открыты разные лицевые счета по обеим разновидностям платы за землю. Значит, даже в одну налоговую инспекцию отчитываться по ним придется отдельно.

Декларация состоит из:

1) собственно Налоговой декларации по плате за землю;

2) двух приложений к ней:

приложения 1 «Сведения об имеющихся земельных участках» — подается всеми плательщиками платы за землю и во всех случаях предоставления декларации;

приложения 2 «Сведения о льготах на земельный налог с имеющихся в наличии площадей земельных участков» — подается в том случае, если плательщик имеет право на льготу (информация о предоставленных НКУ льготах по земельному налогу систематизирована в статье «Земельный налог: порядок расчета» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 88 в табл. 6 и на сегодня остается без изменений). Если льготы нет, приложение не подается.

Напомним, что при подаче первой декларации (фактическом начале деятельности как плательщика платы за землю) вместе с ней подается справка (извлечение) о размере нормативной денежной оценки земельного участка (п. 286.2 НКУ). Судя по всему, такая формулировка означает необходимость предоставления сведений об НДО вновь отведенных земельных участков, даже если до этого субъект хозяйствования уже являлся плательщиком платы за землю и предоставлял такие сведения в отношении остальных земучастков. В дальнейшем такая справка подается при утверждении новой нормативной денежной оценки земли.

К сожалению, специального порядка заполнения «земельной» отчетности нет, поэтому в данном вопросе плательщику следует руководствоваться текстовой частью таблиц декларации и примечаниями к ним.

Начнем с шапки декларации.

Ячейка «1.1.Т» (Порядковий номер за рік). В ней указывается порядковый номер подаваемой декларации. Нумерация деклараций ведется последовательно с начала года. Так, если это первая декларация в отчетном году, то в ячейке «1.1.Т» ставим «1». Подчеркнем, что нумерация должна вестись отдельно по декларациям, поданным по земельному налогу, и отдельно по арендной плате. Более того, по разъяснениям налоговиков, нумерация должна вестись отдельно по каждому типу декларации («Звітна», «Нова звітна», «Уточнююча»). Если плательщик подает декларации в несколько органов ГНС, то должна вестись отдельная нумерация деклараций по каждому из таких органов. Соответствующая консультация по этому вопросу размещена в разделе 200.05 ЕБНЗ.

Отметки «Земельний податок»/«Орендна плата». Выше уже указывалось, что налоговые декларации должны подаваться отдельно по земельному налогу и отдельно по арендной плате за земли государственной и коммунальной собственности, поэтому в шапке декларации делается соответствующая отметка в клеточке «земельный налог» или «арендная плата». Понятно, что при таких условиях заполнение одновременно обеих клеточек недопустимо.

Отметки о типе декларации. Отметка «Х» в поле «Звітна» проставляется при заполнении декларации на текущий год, т. е. если плательщик подает годовую декларацию.

Отметка в поле «Нова звітна» проставляется в следующих случаях:

1) если плательщик решил отчитываться по плате за землю ежемесячно. Об этом прямо говорится в п. 286.3 НКУ, в котором указано, что плательщик имеет право подавать ежемесячно новую отчетную декларацию. Такие же разъяснения приведены в ЕБНЗ;

2) если в течение года возникает право собственности и/или право пользования землей. Согласно п. 286.4 НКУ по вновь отведенным земельным участкам и вновь заключенным договорам аренды плательщик должен подать декларацию в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным. О том, что должна подаваться именно новая декларация, говорит п. 287.4 НКУ;

3) при изменении в течение года денежной оценки земли, функционального использования земли, возникновении других изменений или самостоятельном выявлении ошибок, изменяющих сумму платы за землю за текущий или будущий(е) отчетный(е) месяц(ы). В этом случае налогоплательщик должен в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным, предоставить новую декларацию с исправленными показателями за такой текущий или будущий(е) отчетный(е) месяц(ы).

Отметка «Х» в поле «Уточнююча» проставляется в том случае, если плательщик подает декларацию, в которой исправляет самостоятельно обнаруженные ошибки, влияющие на ранее определенную сумму платы за землю предыдущих отчетных периодов.

Стр. 2 и 3 шапки декларации. В стр. 2 (если декларация подается по земельному налогу) или в стр. 3 (если декларация подается по арендной плате) указывается год, за который подается декларация. Если подается годовая декларация, то больше в этой строке ничего не заполняем. Если плательщик выбрал ежемесячный способ подачи декларации, то в стр. 2 (3) также вписываем и месяц, за который подается декларация, в специальную строку «за_______місяць».

Реквизит «починаючи з» заполняется в случае, если:

1) плательщик в течение года приобрел право собственности на вновь отведенные земельные участки или заключил новые договоры аренды. Здесь необходимо указать дату приобретения права собственности на вновь отведенные земельные участки или дату регистрации договора аренды;

2) в случае уточнения налоговых обязательств. Здесь указывается дата (число и месяц), с которой осуществляется уточнение показателей. Заполняя это поле, необходимо учитывать, что дата проставляется арабскими цифрами, причем для чисел из одной цифры сначала проставляется «0». Например, если уточняются данные, начиная с 5 сентября, то нужно указать «05.09».

Прежде чем заполнять собственно декларацию, рекомендуем заполнить приложение 1 «Сведения о земельных участках», которое предоставляется вместе с декларацией всеми налогоплательщиками в обязательном порядке. Заполняется оно на основании правоустанавливающих документов на землю и справки (извлечения) о величине НДО. При этом следует учитывать, что:

— площадь земельного участка в гектарах указывается с четырьмя десятичными знаками, а в кв. м — с двумя десятичными знаками;

— нормативная денежная оценка земли должна указываться с учетом коэффициента индексации (подробнее о ее проведении было рассказано выше) в гривнях с двумя десятичными знаками.

Основная часть декларации. Кол. 2 — 4. Данные для заполнения этих колонок берутся из правоустанавливающих документов с учетом тех же требований, которые предъявлялись к заполнению приложения 1.

Кол. 5 — 7. В кол. 5 указывается ставка налога, в кол. 6 — коэффициент к увеличению, в кол. 7 — процент от суммы земельного налога. При заполнении последних двух колонок следует понимать, что речь идет о коэффициентах, которые установлены разд. XIII «Плата за землю» НКУ как в абсолютных (путем указания кратности), так и в относительных величинах (в % от рассчитанной суммы налога). Большинство из них приведены в статье «Земельный налог: порядок расчета» («Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 88) в табл. 2. Кроме того, некоторые кратные коэффициенты встречаются в ст. 275 этого Кодекса. Так вот, в кол. 6 вписываются кратные коэффициенты, а коэффициенты в виде процентов от суммы земельного налога приводятся в кол. 7.

В кол. 8 «Річна сума земельного податку» и 9 «Річна сума орендної плати» указывается годовая сумма земельного налога (арендной платы). Причем, как указывают налоговики в консультациях из ЕБНЗ, эти колонки должны заполняться и в том случае, если плательщик избрал ежемесячный способ подачи декларации. Показатель указывается в гривнях с двумя десятичными знаками (с копейками).

Расчет годовой суммы земельного налога или арендной платы проводится по каждой категории земель отдельно по каждому земельному участку в стр. 1.1.1 — 4.2 табличной части декларации. Важно отметить, что в декларации нет специальных строк или колонок, в которых можно было бы отразить льготу, предоставленную по земельному налогу. Поэтому, на наш взгляд, в кол. 8 «Річна сума земельного податку, яка підлягає сплаті за даними платника» нужно указывать сумму, рассчитанную по данным кол. 2 — 7 за минусом суммы льготы, указанной в кол. 14 приложения 2 по такому участку.

Кол. 10 — 21 содержат разбивку годовой суммы земельного налога (арендной платы) по каждому земельному участку по месяцам. Не исключена ситуация, что в результате округления показателей, указанных в кол. 10 — 21, их общая сумма не будет соответствовать сумме земельного налога или арендной платы, указанной в кол. 8 или кол. 9. Чтобы исправить такую ситуацию, следует в кол. 21 откорректировать (в сторону увеличения или уменьшения на сумму расхождения) величину налоговых обязательств за последний месяц года (декабрь), указанную в гр. 21.

Стр. 6 — 12 и 14 — 21 декларации заполняются в случае уточнения ранее задекларированных сумм земельного налога или арендной платы.

Проиллюстрируем заполнение декларации по плате за землю условным числовым примером.

Пример. Предприятие имеет в собственности 2 земельных участка:

1) площадью 500 кв. м в городе областного значения с численностью населения от 100 до 250 тыс. человек, в котором не проведена денежная оценка земель; категория земель — земли общественной застройки;

2) площадью 10 га за пределами населенного пункта; категория земель — земли промышленности. Нормативная денежная оценка за 1 га пашни по области на 01.01.2012 г. составляет 21691,20 грн.

Исходя из условий примера, фрагмент декларации по плате за землю на 2012 год будет выглядеть так, как показано на рисунке.

 

1

Податкова декларація з плати за землю (земельний податок та/або орендна плата за земельні ділянки державної або комунальної власності)

Код типу декларації

1.1.Т

 

1

Порядковий номер за рік

Х

Земельний податок

 

Орендна плата

Тип декларації

01

Х

Звітна

02

 

Нова звітна

03

 

Уточнююча

2

Для земельного податку

 

 

за ______________________ місяць

3

Для орендної плати за земельні ділянки державної або комунальної власності

 

<...>

№ з/п

Категорія земель

Площа земельної ділянки

Нормативна грошова оцінка одиниці площі земельної ділянки або одиниці площі ріллі по Автономній Республіці Крим або по області з урахуванням коефіцієнта індексації

Ставка податку (грн. за 1 кв. м або % від нормативної грошової оцінки земельної ділянки; % від одиниці площі ріллі по Автономній Республіці Крим або по області)

Коефіцієнт до збільшення

Відсоток від суми земельного податку

Річна сума земельного податку, яка підлягає сплаті за даними платника

Річна сума орендної плати, яка підлягає сплаті за даними платника

Січень

Лютий

Березень

Квітень

Травень

Червень

Липень

Серпень

Вересень

Жовтень

Листопад

Грудень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

<…>

3

Земельні ділянки у межах населених пунктів, нормативну грошову оцінку яких не проведено

3.1

Землі під громадською забудовою

500,00

х

1,83

1,6

1464,00

122,00

122,00

122,00

122,00

122,00

122,00

122,00

122,00

122,00

122,00

122,00

122,00

<…>

4

Земельні ділянки несільськогосподарського призначення за межами населених пунктів, нормативну грошову оцінку яких не проведено

4.1

Землі промисловості

10,0000

21691,20

5 %

х

10845,60

903,80

903,80

903,80

903,80

903,80

903,80

903,80

903,80

903,80

903,80

903,80

903,80

<…>

5

Нараховано земельного податку на 2012 рік, усього (сума значень к. 10 — 21 р. 1.1.1 — 4.2)

12309,60

1025,80

1025,80

1025,80

1025,80

1025,80

1025,80

1025,80

1025,80

1025,80

1025,80

1025,80

1025,80

Фрагмент Налоговой декларации по плате за землю

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше