Составляем заявление с жалобой
(защищаем налоговый кредит по НДС)
Не секрет, что небрежно заполненная поставщиком налоговая накладная (а тем более факт ее отсутствия) — проблема прежде всего для покупателя, ведь именно он может лишиться налогового кредита. В этом случае для его сохранения у покупателя, по большому счету, вариантов немного: составление заявления с жалобой. О том, как составить такое заявление и правильно подать в налоговую, и пойдет речь в данной статье.
Наталия ДЗЮБА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Документы статьи
НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
Закон о бухучете — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-ХIV.
Порядок № 1492 — Порядок заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 25.11.2011 г. № 1492.
Порядок № 1379 — Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом МФУ от 01.11.2011 г. № 1379.
Порядок № 1002 — Порядок ведения реестра выданных и полученных налоговых накладных, утвержденный приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1002.
Порядок № 1246 — Порядок ведения Единого реестра налоговых накладных, утвержденный постановлением КМУ от 29.12.2010 г. № 1246.
Причины подачи заявления с жалобой
Согласно п. 201.10 НКУ покупатель вправе подать заявление с жалобой на поставщика товаров/услуг в случае:
1) отказа поставщика предоставить налоговую накладную;
2) нарушения поставщиком порядка заполнения налоговой накладной;
3) нарушения поставщиком порядка регистрации налоговой накладной в ЕРНН.
Налоговая накладная для покупателя является документом, который дает право включить сумму «входного» НДС со стоимости покупки в налоговый кредит (пп. 198.1, 201.10 НКУ). С первой причиной все понятно: нет налоговой накладной и на требование покупателя в ее выдаче продавец не реагирует. В этом случае покупатель, сомневаясь в дальнейшей возможности ее получения, вправе подать на поставщика заявление с жалобой. Это даст ему возможность отразить налоговый кредит, уплаченный поставщику при покупке товара, так и не получив налоговую накладную.
Что касается второй причины, то покупатель, получив от поставщика налоговую накладную, должен внимательно проанализировать правильность ее заполнения на предмет соответствия порядку ее заполнения. Ведь теперь не только отклонение от предписаний НКУ в части заполнения налоговой накладной, но и несоблюдение Порядка № 1379 может поставить под угрозу налоговый кредит покупателя. Подробно о порядке заполнения налоговой накладной см. в статье «Заполнение налоговой накладной: общие правила» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 8, с. 5. Если же правильность заполнения налоговой накладной у покупателя вызывает сомнения и поставщик отказывается устранить их — заменив ее на правильно заполненную (обратите внимание: налоговые органы (см. ЕБНЗ) в разделе 130.25 традиционно указывают на то, что действующим законодательством не предусмотрена возможность переоформления налоговой накладной либо ее повторной выписки, поэтому подобные просьбы могут носить лишь неофициальный характер), то по большому счету для спасения налогового кредита покупателю ничего не остается, как прибегнуть к составлению заявления с жалобой.
Кроме того, обратите внимание: налоговики в своей консультации (см. ЕБНЗ в разделе 130.10) указали, что если после поставки товаров (услуг) осуществляется какое-либо изменение суммы компенсации их стоимости, включая следующий за поставкой пересмотр цен, перерасчет в случаях возврата товаров предоставившему их лицу или при возврате поставщиком суммы предварительной оплаты товаров/услуг, и покупатель получил от поставщика расчет корректировки к налоговой накладной, заполненный с нарушениями, то он также может подать на поставщика заявление с жалобой.
Что касается третьей причины, то отсутствие факта регистрации налоговой накладной в ЕРНН также лишает покупателя права на налоговый кредит по такой налоговой накладной (п. 201.10 НКУ). Подробно о регистрации налоговых накладных в ЕРНН см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 8, с. 31. О том, зарегистрирована налоговая накладная в ЕРНН или нет, покупатель может узнать, сверив данные налоговой накладной с информацией из ЕРНН. Согласно п. 13 Порядка № 1246 покупатель вправе подать запрос в ЕРНН и получить оттуда соответствующее извлечение. Однако для того чтобы получить информацию из ЕРНН, покупателю, так же как и продавцу, необходимо иметь специальное программное обеспечение, ЭЦП и договор с налоговой о признании электронных документов. Запрос подлежит подписанию ЭЦП (первая подпись — бухгалтера/главного бухгалтера или руководителя, вторая — аналог оттиска печати покупателя) и шифрованию, после чего направляется в налоговую (zvit@sta.gov.ua). Не позднее следующего операционного дня плательщику должны направить подписанное ЭЦП и зашифрованное извлечение из ЕРНН, в котором указывается извлечение с соответствующей информацией — на запрос о налоговой накладной. В ситуации, когда в силу отсутствия ЭЦП, программного обеспечения или прочих причин поставщик не может зарегистрировать налоговую накладную, попадающую под критерии п. 11 подразд. 2 разд. ХХ НКУ и требующую регистрации на основании п. 3 Порядка № 1246, покупателю ничего не остается, как подать на поставщика заявление с жалобой.
Последствия подачи жалобы для поставщика
Поступление заявления с жалобой является основанием для проведения документальной внеплановой выездной проверки продавца, отказавшего в выдаче налоговой накладной для выяснения достоверности и полноты начисления им налоговых обязательств по НДС в отношении такой операции (п. 201.10 НКУ).
Когда и как подается
Согласно п. 201.10 НКУ заявление с жалобой на поставщика подается вместе с налоговой декларацией за отчетный налоговый период. К заявлению прилагаются копии товарных чеков или других расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты налога в связи с приобретением таких товаров/услуг, или копии первичных документов в соответствии с Законом о бухучете, подтверждающие факт получения таких товаров/услуг. То есть подать жалобу можно только с декларацией по НДС за период, в котором произошел факт уплаты налога поставщику или факт получения товаров/услуг, что подтверждается соответствующими документами. Сделать это через период нельзя, не поможет в этом и уточняющий расчет (см. ЕБНЗ в разделе 130.25).
Если плательщик НДС подает декларацию вместе с заявлением-жалобой (приложением Д8) в электронном виде, то копии товарных чеков или других расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты налога в связи с приобретением таких товаров/услуг, или копии первичных документов, подтверждающих факт получения таких товаров/услуг, должны быть предоставлены плательщиком отдельно в порядке, предусмотренном для подачи налоговой отчетности в бумажном виде (см. письмо ГНАУ от 16.03.2011 г. № 7273/7/16-1517// «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 25, с. 6). Естественно, сделать это нужно с соблюдением сроков подачи декларации по НДС.
Порядок заполнения заявления
Согласно п. 20 разд. III Порядка № 1492 заявление с жалобой на поставщика подается по форме согласно приложению Д8 «Заява про відмову постачальника надати податкову накладну (порушення ним порядку заповнення та/або порядку реєстрації в Єдиному реєстрі податкових накладних) (Д8)» к декларации (соответствующие формы заявлений утверждены также в качестве приложений к декларациям по НДС сокращенной, специальной и перерабатывающего предприятия). О том, что вместе с декларацией подается заявление, делается соответствующая отметка в отведенном для этого поле в конце декларации.
Основная часть приложения Д8 включает в себя две похожих по структуре приводимой в них информации таблицы (cм. c. 19).
— первая заполняется, если продавец товаров/услуг отказался предоставить налоговую накладную;
— вторая — если налоговая накладная продавцом все же выдана, но с нарушением порядка ее заполнения либо порядка ее регистрации в ЕРНН.
Таблица 1
Извлечение из приложения Д8 за январь 2012 года
Заява про відмову постачальника надати податкову накладну (порушення ним порядку заповнення та/або порядку реєстрації в Єдиному реєстрі податкових накладних) (Д8) | |||||||
Відповідно до пункту 201.10 статті 201 розділу V Кодексу заявляю про відмову продавця товарів/послуг надати податкову накладну. | |||||||
№ з/п | Постачальник | Дата виникнення податкових зобов’язань | Придбання товарів/послуг з метою їх використання у межах господарської діяльності для здійснення операцій, які підлягають оподаткуванню за основною ставкою | Причини відмови продавця товарів/послуг надати податкову накладну | |||
найменування (прізвище, ім’я, по батькові — для фізичної особи) | індивідуальний податковий номер | обсяг поставки (без податку на додану вартість) | сума податку на додану вартість | номер і дата документа, що засвідчує факт відмови | пояснення | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | ТОВ «Ніка» | 121212121212 | 27.01.2012 | 250 | 50 | — | постачальник відмовився виписувати податкову накладну за першою подією — перерахуванням авансу |
Відповідно до пункту 201.10 статті 201 розділу V Кодексу заявляю про порушення продавцем порядку заповнення та/або порядку реєстрації в Єдиному реєстрі податкових накладних. | |||||||
№ з/п | Постачальник | Податкова накладна | Придбання товарів/ послуг з метою їх використання у межах господарської діяльності для здійснення операцій, які підлягають оподаткуванню за основною ставкою | Опис порушення продавцем порядку заповнення | |||
найменування (прізвище, ім’я, по батькові — для фізичної особи) | індивідуальний податковий номер | дата | номер | обсяг поставки (без податку на додану вартість) | сума податку на додану вартість | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | ТОВ «Квант» | 112233445566 | 30.01.2012 | 38 | 200 | 40 | Податкова накладна була заповнена російською мовою |
До заяви додаються копії товарних чеків або інших розрахункових документів, що засвідчують факт сплати податку |
В обеих таблицах предлагается указывать только информацию о тех налоговых накладных, по которым приобретались товары/услуги с целью их дальнейшего использования в рамках хозяйственной деятельности для осуществления операций, которые подлежат обложению НДС по основной ставке (графы 5 и 6 первой таблицы и графы 6 и 7 второй таблицы). Однако, на наш взгляд, приобретение для использования в операциях, облагаемых налогом по ставке 0 %, тоже отражается в этих графах. По таким операциям покупатель также имеет право на налоговый кредит.
Кроме того, несмотря на то что во второй таблице формы приложения Д8 предусмотрены графы лишь для налоговых накладных (графы 4 и 5), в них можно внести и реквизиты расчета корректировки. Ведь налоговики считают расчет корректировки неотъемлемой частью налоговой накладной (п. 5 разд. II письма ГНАУ от 04.12.2009 г. № 27084/7/16-1517 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 21, с. 22), а также не против составления покупателем заявления с жалобой при выявлении нарушений его заполнения (см. ЕБНЗ в разделе 130.10).
Отдельный вопрос вызывает заполнение графы 7 первой таблицы, где требуется указать номер и дату документа, удостоверяющего факт отказа в выдаче налоговой накладной. Как указали налоговики (см. ЕБНЗ в раздел 130.25), в графе 7 таблицы (в которой плательщик налога заявляет об отказе продавца товаров/услуг выдать налоговую накладную) указываются номер и дата документа, свидетельствующего о факте отказа, которым является письмо , свидетельствующее об обращении покупателя к поставщику с требованием предоставить налоговую накладную, и, при наличии, письмо, содержащее отказ поставщика ее предоставить. Из п. 201.10 НКУ ничего подобного не следует — о необходимости документирования факта отказа в нем нет ни слова. О специальном порядке документооборота между поставщиками и покупателями в отношениях по выдаче налоговых накладных (вроде подачи письменного запроса о выдаче и получения ответа с отказом) тоже нигде не говорится. Поэтому, на наш взгляд, графа 7 заполняется в том случае, когда такие документы имеются у покупателя; если их нет, то эта графа не заполняется (ставится прочерк).
В графе 8 первой таблицы приводятся краткие пояснения причин отказа продавца выдать налоговую накладную (например: «Продавець стверджує, що направив податкову накладну поштою, але вона не отримана», «Продавець не видає податкову накладну, поки не буде оплачено відвантажений товар»), а в графе 8 второй таблицы приводится нарушение порядка составления налоговой накладной или регистрации ее в ЕРНН.
К заявлению, как мы уже отметили, должны прилагаться копии товарных чеков или других расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты налога в связи с приобретением таких товаров/услуг, или копии первичных документов, подтверждающих факт получения таких товаров/услуг. Количество листов, на которых будут поданы копии таких документов, также указывается в приложении Д8.
Рассмотрим заполнение приложения Д8 на примере.
Пример. В январе месяце (27.01.2012 г.) предприятие перечислило ООО «Ника» (ИНН — 121212121212) аванс общей суммой 300 грн., в том числе НДС — 50 грн.) за товар и не получило НН: поставщик сказал, что выпишет НН по второму событию (по отгрузке). Кроме того, в этом же периоде (30.01.2012 г.) предприятие оприходовало товар и получило НН № 38 (на общую сумму 240 грн., в том числе НДС — 40 грн.)) от ООО «Квант» (112233445566), которая была заполнена на русском языке: поставщик отказался заполнять НН на украинском языке. Чтобы не потерять право на налоговый кредит, предприятие-покупатель к декларации за январь заполнило приложение Д8 (см. табл. 1 на с. 19).
Отражаем НДС по жалобе в Реестре НН
Согласно консультации налоговиков (см. ЕБНЗ в разделе 130.23), если плательщик налога вместе с декларацией по НДС подает заявление с жалобой на поставщика с целью включения сумм НДС в состав налогового кредита, то в графе 5 раздела ІІ «Отримані податкові накладні» Реестра выданных и полученных налоговых накладных делается отметка «ЗП» (п.п. 11.4 Порядка № 1002), а в графах 6, 7 указываются реквизиты поставщика (наименование, индивидуальный налоговый номер), на которого подается жалоба, а другие графы заполняются без существенных особенностей.
Приведем порядок заполнения Реестра НН, используя условия примера (см. табл. 2 на с. 20).
Таблица 2
Извлечение из Реестра выданных и полученных налоговых накладных
Розділ II. Отримані податкові накладні
№ з/п | Податкова накладна, розрахунок коригування кількісних та вартісних показників до податкової накладної, ВМД, касовий чек, транспортний квиток, готельний рахунок, рахунок за послуги зв'язку, рахунок за послуги, вартість яких визначається за показниками приладів обліку, заява та копії товарних чеків або інших розрахункових документів, що засвідчують факт сплати податку у зв'язку з придбанням таких товарів/послуг або копії первинних документів, складених відповідно до Закону України «Про бухгалтерський облік та фінансову звітність в Україні», що підтверджують факт отримання таких товарів/послуг, відповідно | Загальна сума, включаючи ПДВ | Придбання (виготовлення, будівництво, спорудження), | ||||||||||||
дата отримання | дата виписки | порядковий номер | вид документа | постачальник | з метою їх використання у межах господарської діяльності для здійснення операцій, які: | які не призначаються для їх використання у господарській діяльності | для постачання послуг за межами митної території України або послуг, місце постачання яких визначається відповідно до пункту 186.3 статті 186 розділу V Кодексу за межами митної території України | ||||||||
найменування (П. І. Б. — | індивідуальний податковий номер | підлягають оподаткуванню за ставкою 20 %, 0 % | звільнені від оподаткування, не є об'єктами оподаткування | вартість без ПДВ | сума ПДВ | вартість без ПДВ | сума ПДВ | ||||||||
вартість без ПДВ | сума ПДВ | вартість без ПДВ | сума ПДВ | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
… |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
41 | 27.01.2012 | 27.01.2012 | 1 | ЗП | ТОВ «Ніка» | 121212121212 | 300 | 250 | 50 | — | — | — | — | — | — |
42 | 30.01.2012 | 30.01.2012 | 2 | ЗП | ТОВ «Квант» | 112233445566 | 240 | 200 | 40 | — | — | — | — | — | — |
… |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отражаем НДС по жалобе в декларации по НДС и в приложении Д5
Объемы НДС по жалобе учитываются в составе строки 10.1 раздела II «Податковий кредит» декларации по НДС.
Согласно консультации налоговиков (см. ЕБНЗ в разделе 130.25) при заполнении приложения Д5 («Розшифровки податкових зобов'язань та податкового кредиту в розрізі контрагентів (Д5)») в графе 2 раздела «Податковий кредит» следует указать — «Заява на постачальника (індивідуальний податковий номер)», при этом в обязательном порядке указать название контрагента. В графе 3 следует указать период, в котором налоговая накладная должна была быть выписана поставщиком (в случае ее неполучения), или же выписана, но с нарушениями, по которой подана жалоба к декларации.
Приведем порядок заполнения приложения Д5, используя условия примера (табл. 3).
Таблица 3
Извлечение из приложения Д5 за январь 2012 года
Розділ ІІ. Податковий кредит
№ | Постачальник (індивідуальний податковий номер) | Період виписки податкових накладних, інших документів, що дають право на податковий кредит | Обсяг постачання (без податку на додану вартість) | Сума податку на додану вартість |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Операції з придбання з податком на додану вартість, які надають право формування податкового кредиту | ||||
… |
|
|
|
|
2 | Заява на постачальника (121212121212) ТОВ «Ніка» | 01.2012 | 250 | 50 |
3 | Заява на постачальника (112233445566) ТОВ «Квант» | 01.2012 | 200 | 40 |
… |
|
|
|
|
Итак, основные принципы составления и подачи заявления с жалобой на поставщика мы рассмотрели. Надеемся, что бухгалтер, используя материал статьи, в негативно сложившейся ситуации сможет правильно воспользоваться предложенным законодательством способом и сохранить свой налоговый кредит.