Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Обобщающей налоговой консультации по формированию расходов по операциям с физическими лицами — предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения

Редакция НиБУ
Приказ от 15.02.2012 г. № 121

Об утверждении Обобщающей налоговой консультации по формированию расходов по операциям с физическими лицами — предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения

Приказ от 15.02.2012 г. № 121

(извлечение)

 

Руководствуясь статьей 52 Налогового кодекса Украины, с целью обеспечения единого подхода по практическому применению норм налогового законодательства

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Обобщающую налоговую консультацию по формированию расходов по операциям с физическими лицами — предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения (прилагается).

<…>

4. Настоящий приказ вступает в силу со дня обнародования.

<…>

 

Председатель А. Клименко

 

 

Утверждена приказом ГНС Украины от 15.02.2012 г. №121

Обобщающая налоговая консультация по вопросу формирования расходов по операциям с физическими лицами — предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения

 

Перечень плательщиков налога на прибыль предприятий определен ст. 133 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс). В пункте 133.6 этой статьи Кодекса указано, что особенности взимания налога субъектами хозяйствования, которые применяют упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, устанавливаются гл. 1 разд. XIV Кодекса.

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности — особый механизм взимания налогов и сборов, который устанавливает замену уплаты отдельных налогов и сборов, определенных п. 297.1 ст. 297 Кодекса, уплатой единого налога в порядке и на условиях, определенных гл. 1 разд. XIV Кодекса, с одновременным ведением упрощенного учета и отчетности (п. 291.2 ст. 291 Кодекса).

В соответствии с п. 291.4 ст. 291 разд. XIV Кодекса физические лица — предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, делятся, в частности, на следующие группы:

первая группа — физические лица — предприниматели, которые не используют труд наемных лиц, осуществляют исключительно розничную продажу товаров с торговых мест на рынках и/или осуществляют хозяйственную деятельность по предоставлению бытовых услуг населению и объем дохода которых в течение календарного года не превышает 150000 гривень;

вторая группа — физические лица — предприниматели, которые осуществляют хозяйственную деятельность по предоставлению услуг, в том числе бытовых, плательщикам единого налога и/или населению, производство и/или продажу товаров, деятельность в сфере ресторанного хозяйства, при условии, что в течение календарного года соответствуют совокупности следующих критериев: не используют труд наемных лиц или количество лиц, находящихся с ними в трудовых отношениях, одновременно не превышает 10 человек; объем дохода не превышает 1000000 грн. (за исключением физических лиц — предпринимателей, предоставляющих посреднические услуги по покупке, продаже, аренде и оцениванию недвижимого имущества (группа 70.31 КВЭД ДК 009:2005). Такие физические лица — предприниматели относятся исключительно к третьей группе плательщиков единого налога, если отвечают требованиям, установленным для третьей группы);

третья группа — физические лица — предприниматели, которые в течение календарного года соответствуют совокупности следующих критериев: не используют труд наемных лиц или количество лиц, находящихся с ними в трудовых отношениях, одновременно не превышает 20 человек; объем дохода не превышает 3000000 гривень.

Согласно п.п. 14.1.27 п. 14.1 ст. 14 Кодекса расходами является сумма любых расходов плательщика налога в денежной, материальной или нематериальной формах, производимых для осуществления хозяйственной деятельности плательщика налога, в результате которых происходит уменьшение экономических выгод в виде выбытия активов или увеличение обязательств, в результате чего происходит уменьшение собственного капитала (кроме изменений капитала за счет его изъятия или распределения собственником).

Пунктом 138.2 ст. 138 Кодекса определено, что расходы, учитываемые для определения объекта налогообложения, признаются на основании первичных документов, подтверждающих осуществление плательщиком налога расходов, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета, и других документов, установленных разделом II Кодекса.

Расходы, учитываемые при исчислении объекта налогообложения согласно п. 138.1 ст. 138 Кодекса состоят из расходов операционной деятельности, определяемых согласно пп. 138.4, 138.6 — 138.9, пп. 138.10.2 — 138.10.4 п. 138.10, п. 138.11 этой статьи, и других расходов, определенных согласно п. 138.5, пп. 138.10.5, 138.10.6 п. 138.10, пп. 138.11, 138.12 этой статьи, п. 140.1 ст. 140 и ст. 141 Кодекса, кроме расходов, определенных в п. 138.3 этой статьи и ст. 139 Кодекса.

В соответствии с п. 5 ст. 1 разд. I Закона Украины от 04.11.2011 № 4014-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности» с 1 января 2012 года исключен п.п. 139.1.12 п. 139.1 ст. 139 Кодекса, согласно которому в состав расходов не относились расходы, понесенные в связи с приобретением товаров (работ, услуг) и других материальных и нематериальных активов у физического лица — предпринимателя, уплачивающего единый налог (кроме расходов, понесенных в связи с приобретением работ, услуг у физического лица — плательщика единого налога, осуществляющего деятельность в сфере информатизации).

 

Вопрос: существует ли ограничение для включения расходов по приобретению товаров (работ, услуг) и других материальных и нематериальных активов у физических лиц — предпринимателей, уплачивающих единый налог, в состав расходов при определении объекта обложения налогом на прибыль?

Ответ: начиная с 1 января 2012 года юридические лица — плательщики налога на прибыль при определении объекта налогообложения могут включать в состав расходов расходы по приобретению товаров (работ, услуг) и других материальных и нематериальных активов у физических лиц — предпринимателей, уплачивающих единый налог независимо от группы, к которой отнесено физическое лицо — предприниматель, при условии, что такие расходы связаны с хозяйственной деятельностью плательщика.

 

Заместитель начальника управления
 администрирования налога на прибыль и налоговых платежей
 Департамента налогообложения юридических лиц
А. Задорожный



комментарий редакции

Расходы общесистемщиков по «запретным»
 для единоналожников операциям

На первый взгляд, в комментируемом разъяснении налоговики всего лишь напомнили о том, что с 2012 года расходный запрет по покупкам у предпринимателей-единоналожников снят, в связи с чем расходы по ним можно формировать в общем порядке. Однако мы считаем, что в нем содержится более глубокий подтекст.

Как известно, НКУ устанавливает некоторые ограничения для предпринимателей-единоналожников в части взаимодействия с общесистемщиками. В то же время если для самих единоналожников несоблюдение таких ограничений влечет весьма очевидные последствия (например, единоналожник группы II в случае оказания услуг общесистемщику должен обложить сумму такого дохода по ставке 15 % и со следующего квартала перейти на общую систему), то у их контрагентов-общесистемщиков в данной ситуации возникает вопрос: можно ли отражать расходы по такой операции?

И здесь обратимся непосредственно к выводу налоговиков, в частности к их словам о том, что при покупках товаров (работ, услуг) и прочих материальных и нематериальных активов у физлиц-единоналожников расходы можно увеличивать независимо от группы (!), к которой они относятся. Указание на «независимо от группы» позволяет говорить, что этот вывод касается покупок у любых предпринимателей-единоналожников (группы I, II или III), причем как товаров, так и работ и услуг. В связи с чем можем заключить, что ГНСУ не против отражения расходов при покупках у физлиц-единоналожников, в том числе и по тем операциям, которые с уплатой единого налога несовместимы.

Если это именно то, о чем хотели сказать налоговики, то полностью соглашаемся с ними. Ведь в свое время мы уже рассматривали этот вопрос и отмечали, что каких-либо «расходных» ограничений по таким операциям НКУ не содержит (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 4, с. 60).

 

Виталий Смердов

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше