Основы учетной политики
В условиях действия Налогового кодекса Украины, как никогда, возрастает значение учетной политики, разработка и утверждение которой являются, как известно, прерогативой предприятия. От того, насколько продумана такая «конституция» предприятия, напрямую будут зависеть показатели не только финансовой, но и налоговой отчетности по налогу на прибыль.
О том, что собой представляет учетная политика и каковы базовые принципы ее формирования, поговорим в этой статье.
Татьяна ВОЙТЕНКО, консультант газеты «Налоги и бухгалтерский учет»
Неоспоримо, что бухгалтерский учет как «процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, хранения и передачи информации о деятельности предприятия внешним и внутренним пользователям для принятия решений» (ст. 1 Закона о бухучете) должен вестись предприятием по определенным правилам. Причем нормативно-правовые акты в области бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности требуют от хозяйствующего субъекта, чтобы такие правила были неизменны и строго соблюдались от одного отчетного года к другому. Это, в свою очередь, обеспечит сравнимость финансовой информации за различные отчетные периоды и позволит заинтересованным пользователям финансовой отчетности (т. е. физическим или юридическим лицам, которым необходима информация о деятельности предприятия для принятия решений) оценить имущественное и финансовое положение предприятия при принятии ими решений. Существенным обстоятельством, влияющим при этом на объективность, достоверность и однозначность толкования представленной информации, является грамотный выбор предприятием учетной политики.
Что понимается под учетной политикой
Учетная политика согласно нормам ст. 1 Закона о бухучете и п. 3 П(С)БУ 1 представляет собой совокупность принципов, методов и процедур, которые используются предприятием для составления и предоставления финансовой отчетности. Как результат, формируя собственную учетную политику, предприятие должно избирать принципы, методы и процедуры учета таким образом, чтобы достоверно отразить финансовое состояние, результаты своей финансово-хозяйственной деятельности и движения денежных средств, а также обеспечить сопоставимость финансовых отчетов. Отсюда главное предназначение учетной политики состоит в выборе наиболее выгодных для каждого конкретного предприятия методов учета, дабы на их основе составить достоверную финансовую отчетность, отвечающую установленным пп. 14 — 17 П(С)БУ 1 качественным характеристикам, таким как:
1) информация, которая предоставляется в финансовых отчетах, должна быть доходчива и рассчитана на однозначное толкование ее пользователями при условии, что они имеют достаточные знания и заинтересованы в восприятии этой информации;
2) финансовая отчетность должна содержать только уместную информацию, которая влияет на принятие решений пользователями, позволяет своевременно оценить прошлые, настоящие и будущие события, подтвердить и скорректировать их оценки, сделанные в прошлом;
3) финансовая отчетность должна быть достоверной. Информация, приведенная в финансовой отчетности, является достоверной, если она не содержит ошибок и искажений, способных повлиять на решения пользователей отчетности;
4) финансовая отчетность должна предоставлять возможность пользователям сравнивать:
— финансовые отчеты предприятия за разные периоды;
— финансовые отчеты разных предприятий.
Кроме прочего, в современных условиях учетная политика предприятия приобретает особое значение для целей налогообложения прибыли, являясь одним из важнейших элементов налоговой оптимизации.
По предписаниям ч. 5 ст. 8 Закона о бухучете решение об установлении учетной политики принимается предприятием самостоятельно по согласованию с собственником (собственниками) или уполномоченным им органом (должностным лицом) в соответствии с учредительными документами. Проще говоря, хозяйствующие субъекты обязаны вести бухгалтерский учет и составлять финансовую отчетность, исходя из самостоятельно разработанной в зависимости от особенностей деятельности и условий хозяйствования учетной политики.
При этом заметьте, несмотря на предоставленное ч. 3 ст. 11 Закона о бухучете субъектам малого предпринимательства право подавать сокращенную по показателям финансовую отчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах, разрабатывать учетную политику и четко ей следовать такие субъекты обязаны наравне с другими предприятиями, организациями и прочими юридическими лицами, независимо их от организационно-правовых форм и форм собственности.
Обычно учетная политика предприятия разрабатывается главным бухгалтером и утверждается его руководителем, ведь именно на последнем из них по законодательству лежит ответственность за формирование учетной политики субъекта хозяйствования, как, собственно, и за организацию бухгалтерского учета в целом. Впрочем, для разработки учетной политики на предприятии может быть создана специальная комиссия либо же приглашена специализированная компания (аудиторская, консалтинговая).
Принятая предприятием учетная политика оформляется соответствующим организационно-распорядительным документом. Как правило, такой распорядительный документ об учетной политике составляется в форме приказа или же распоряжения. При этом текст учетной политики может быть изложен как в самом приказе (распоряжении), так и в приложении к нему.
Учетная политика предприятий государственного, коммунального секторов экономики определяется в распорядительном документе, который принимается предприятием в соответствии с Положением № 1213, и согласовывается с органом, к сфере управления которого относится такое предприятие, или уполномоченным органом в соответствии с учредительными документами (п. 17 П(С)БУ 1, п. 1 разд. II Положения № 1213).
Соответствующие рекомендации по разработке, содержанию и согласованию распорядительного документа об учетной политике утверждены приказами отдельных ведомств для предприятий, к сфере управления которых они относятся. Это, в частности:
— приказ Министерства угольной промышленности Украины «Об учетной политике» от 19.06.2006 г. № 338;
— приказ Министерства промышленной политики Украины «О согласовании учетной политики предприятий» от 23.01.2007 г. № 23;
— приказ Министерства аграрной политики Украины «О согласовании учетной политики предприятия» от 11.04.2007 г. № 254;
— приказ Министерства транспорта и связи Украины «Об утверждении Рекомендаций по ведению учетной политики на предприятиях, учреждениях и организациях морского и речного транспорта, входящих в сферу управления Минтранссвязи» от 23.08.2007 г. № 758;
— приказ Министерства аграрной политики Украины «Об утверждении Методических рекомендаций по составлению распорядительного документа об учетной политике предприятия» от 17.12.2007 г. № 921;
— приказ Государственного комитета Украины по водному хозяйству «Об утверждении Методических рекомендаций по составлению распорядительного документа об учетной политике предприятия, учреждения, организации, относящихся к сфере управления Госводхоза» от 10.08.2009 г. № 136.
При утверждении учетной политики нет необходимости указывать, на какой отчетный год она принимается, так как учетная политика должна применяться последовательно из года в год (ст. 4 Закона о бухучете), а стало быть, разрабатывается предприятием не на какой-то определенный срок, а на длительный период его деятельности. Минфин, кстати, в письме № 27793 также высказался в пользу принятия распорядительного документа об учетной политике в качестве базисного «на время деятельности предприятия». В то же время ст. 4 Закона о бухучете допускает возможность при необходимости изменения учетной политики, однако делать это можно лишь в случаях, прямо предусмотренных национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета (далее — П(С)БУ), что должно быть обосновано и раскрыто в финансовой отчетности. При внесении в учетную политику изменений, которые по объему охватывают большую часть текста или существенно влияют на ее содержание, распорядительный документ об учетной политике Минфин в письме № 27793 рекомендует полностью изложить в новой редакции.
Еще раз подчеркнем, что вопросы установления учетной политики на предприятии относятся к компетенции его собственника (собственников) или уполномоченного органа (должностного лица) в соответствии с законодательством и учредительными документами, поэтому именно они должны уделять особое внимание избранию предприятием собственной учетной политики. Не следует забывать также о том, что формирование учетной политики целесообразно осуществлять в тесной взаимосвязи с налоговым планированием, поскольку в сегодняшних реалиях от выбранной предприятием учетной политики напрямую зависит «налоговый» результат его деятельности.
О составляющих учетной политики, принципах разработки и требованиях, выдвигаемых к ней, наш дальнейший разговор.
Что включает учетная политика
Необходимость составления учетной политики объясняется тем, что бухгалтерское законодательство предусматривает многовариантность методов оценки, учета и процедур. Формирование учетной политики предприятия по конкретному направлению (вопросу) как раз и заключается в выборе одного варианта из нескольких — альтернативных, установленных П(С)БУ и другими нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности (п. 1 разд. II Положения № 1213, письмо № 27793). При таких обстоятельствах ввиду того, что учетная политика предприятия определяется на основании принципов, методов и процедур, регламентированных не только П(С)БУ, при избрании того или иного варианта используются также другие нормативно-правовые документы, регулирующие методологию бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.
При всем том подавляющее большинство принципов, методов и процедур, используемых для составления и предоставления финансовой отчетности, безальтернативно (однозначно) прописаны в нормативных документах по бухгалтерскому учету, поэтому перечислять их в учетной политике нет надобности. Ведь данные нормы будут действовать «по умолчанию» как подлежащие безусловному выполнению, поскольку являются императивными (обязательными) для применения предприятием — такой единственный вариант закреплен в «бухгалтерских» нормативных актах. На нецелесообразность включения в распорядительный документ об учетной политике предприятия безальтернативных методов оценки, учета и процедур (императивных норм) указал также Минфин в п. 1 разд. II Положения № 1213 и письмах № 27793, от 21.03.2006 г. № 31-34000-20-16/5770. Примером императивной нормы может служить обязательность (а не желание) создания всеми без исключения предприятиями обеспечения на выплату отпусков работникам (см. письмо Минфина от 09.06.2006 г. № 31-34000-20-25/12321). Поэтому указанную норму в приказе об учетной политике указывать не требуется, так как она носит императивный характер.
Следует также учитывать, что будет неправомерным принятие предприятием решения о неприменении императивных норм, предписанных П(С)БУ. Так, к примеру, предприятие не может отказаться от применения установленных П(С)БУ правил бухгалтерского учета финансовых инвестиций в хозяйственные единицы за пределами Украины. По этому поводу Минфин высказался в письме от 20.03.2006 г. № 31-34000-20-16/5626.
Кроме того, необходимо отличать учетную политику от учетных оценок. Напомним, что с точки зрения п. 3 П(С)БУ 6 учетная оценка представляет собой предварительную оценку, которая используется предприятием в целях распределения расходов и доходов между соответствующими отчетными периодами. Иначе говоря, учетная оценка необходима для того, чтобы распределить доходы и расходы между отчетными периодами.
Как правило, учетная оценка базируется на опыте предыдущих периодов и доступной информации и применяется, например, для установления величины безнадежной дебиторской задолженности; определения справедливой стоимости; установления возможных сроков полезного использования (эксплуатации) объектов необоротных активов при начислении амортизации; определения ликвидационной стоимости и т. п. Поэтому в распорядительном документе об учетной политике предприятия их фиксировать не нужно.
Итак, полномочия собственника (собственников) предприятия по установлению учетной политики реализуется через закрепление в распорядительном документе перечня методов оценки, учета и процедур, относительно которых нормативно-методическая база содержит более одного их варианта. Одновариантные методы оценки, учета и процедуры в упомянутый документ включать нецелесообразно. Проще говоря, освещать избранную учетную политику путем описания принципов оценки и методов учета отдельных статей финансовой отчетности с указанием одного или нескольких допустимых вариантов нужно только тогда, когда нормативно-правовые акты в сфере бухгалтерского учета дают возможность выбора (содержат более одного варианта). На этом также акцентировал внимание Минфин в письме от 06.03.2006 г. № 31-34000-20-10/4555. Причем из всех допустимых вариантов следует выбрать тот, который наиболее полно отражает специфику хозяйственной деятельности конкретного предприятия. Выбор подходящего варианта, напомним, должен быть закреплен в распорядительном документе, устанавливающем учетную политику предприятия. Причем, рассматривая в процессе выработки собственной учетной политики все теоретически возможные варианты, в приказ (распоряжение) об учетной политике необходимо заносить только те из них, которыми предприятие будет руководствоваться в своей повседневной деятельности либо предполагает воспользоваться в ближайшем будущем. Например, если предприятие не осуществляет и не планирует осуществлять производственную деятельность, то ему в этой связи нет надобности устанавливать его учетной политикой методы калькулирования производственной себестоимости продукции (работ, услуг), определять перечень и состав переменных и постоянных общепроизводственных расходов и т. п. Предугадывать наперед все события и операции, а тем более перечислять в приказе (распоряжении) об учетной политике все возможные варианты принципов оценки и методов учета не следует, так как по мере возникновения в будущем на предприятии новых фактов хозяйственной деятельности, не имевших места ранее, учетная политика может быть дополнена, а в отдельных случаях изменена.
Повторим также, что каждое конкретное предприятие устанавливает учетную политику самостоятельно исходя из своей организационной структуры, отрасли и других особенностей деятельности. При этом должно быть выдержано одно важнейшее условие — единство учетной политики на предприятии. Это означает, что принципы, методы и процедуры, предусмотренные учетной политикой предприятия, должны безоговорочно применяться всеми его филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями (включая выделенные предприятием — юридическим лицом на отдельный баланс) вне зависимости от места их расположения. Другими словами, в отношении какого-то одного конкретного вопроса предприятие и его обособленные подразделения должны использовать один выбранный метод. В противном случае формируемая учетная информация будет несопоставимой, а, как известно, показатели всех обособленных подразделений включаются в финансовую отчетность предприятия в целом.
Единая учетная политика для подобных операций и других событий при подобных обстоятельствах должна по п. 9 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 20 «Консолидированная финансовая отчетность», утвержденного приказом Минфина от 30.07.99 г. № 176, использоваться и при составлении консолидированной финансовой отчетности — финансовой отчетности, отражающей финансовое состояние, результаты деятельности и движение денежных средств юридического лица и его дочерних предприятий как единой экономической единицы. Иначе говоря, материнским предприятием и его дочерними предприятиями должна применяться единая учетная политика (единые принципы оценки и методы учета статей финансовой отчетности). Если же при составлении консолидированной финансовой отчетности невозможно применить единую учетную политику, то это оговаривается в примечаниях к консолидированной финансовой отчетности.
Принципы построения учетной политики
Учетная политика любого предприятия должна строиться на основополагающих принципах бухгалтерского учета и финансовой отчетности. При этом под принципами бухгалтерского учета понимаются правила, которыми следует руководствоваться при измерении, оценке и регистрации хозяйственных операций и при отражении их результатов в финансовой отчетности — бухгалтерской отчетности, содержащей информацию о финансовом положении, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия за отчетный период (п. 3 П(С)БУ 1). В свою очередь, в качестве хозяйственной операции ст. 1 Закона о бухучете рассматривает действие или событие, которое вызывает изменения в структуре активов и обязательств, собственном капитале предприятия.
При формировании (выборе) учетной политики предприятия предполагается, что:
— активы и обязательства каждого рассматриваемого в качестве юридического лица предприятия существуют обособленно от активов и обязательств как его собственников, так и сторонних этому предприятию лиц, в связи с чем имущество и обязательства собственников и других хозяйствующих субъектов не должны отражаться в финансовой отчетности такого предприятия (принцип автономности или имущественной обособленности);
— принятая предприятием учетная политика носит стабильный характер и применяется постоянно (из года в год) (принцип последовательности применения учетной политики). Изменение же учетной политики возможно лишь в случаях, предусмотренных национальными П(С)БУ, и должно быть обосновано и раскрыто в финансовой отчетности;
— деятельность предприятия будет продолжаться в обозримом будущем, и именно исходя из этого предположения оцениваются активы и обязательства предприятия, т. е. у предприятия отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности (принцип непрерывности деятельности);
— деятельность предприятия в целях составления финансовой отчетности распределяется на определенные периоды времени (принцип периодичности).
Ко всему сказанному, для создания качественной, понятной и легкой для восприятия различными группами пользователей финансовой отчетности учетная политика предприятия должна отвечать следующим требованиям:
— осмотрительность — применение в бухгалтерском учете методов оценки, которые должны предотвращать занижение оценки обязательств и расходов и завышение оценки активов и доходов предприятия;
— полнота освещения — финансовая отчетность должна содержать всю информацию о фактических и потенциальных последствиях хозяйственных операций и событий, способных повлиять на решения, принимаемые на ее основе;
— начисление и соответствие доходов и расходов — для определения финансового результата отчетного периода необходимо сравнить доходы отчетного периода с расходами, осуществленными для получения этих доходов. При этом доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности в момент их возникновения независимо от даты поступления или уплаты денежных средств;
— превалирование сущности над формой — отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности предприятия в соответствии с их сущностью, а не только исходя из юридической формы;
— историческая (фактическая) себестоимость — приоритетной является оценка активов предприятия исходя из расходов на их производство и приобретение;
— единый денежный измеритель — измерение и обобщение всех хозяйственных операций предприятия в его финансовой отчетности осуществляется в единой денежной единице;
— своевременность — хозяйственные операции и события должны быть отражены в бухгалтерском учете и финансовой отчетности предприятия в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены;
— непротиворечивость — обеспечение тождественности данных аналитического учета соответствующим счетам синтетического учета на конец последнего календарного дня каждого месяца, а также показателей финансовой отчетности данным синтетического и аналитического учета;
— рациональность — преимущества и выгоды, извлекаемые из полученной информации, должны превышать издержки, связанные с ее получением.
Что должна содержать учетная политика
Исходя из требований п. 23 П(С)БУ 1 предприятие должно освещать избранную учетную политику путем описания:
— принципов оценки статей отчетности;
— методов учета относительно отдельных статей отчетности.
Стало быть, основная информация, которую должна содержать учетная политика, — это описание принципов оценки статей отчетности предприятия и выбор одного из предложенных нормативно-правовыми актами методов учета, которым надо неукоснительно следовать, чтобы составить достоверную финансовую отчетность.
Вполне очевидно, что учетная политика предприятия касается предусмотренного нормативными документами выбора только тех принципов и методов, которые связаны с оценкой либо учетом статей отчетности (например, метода исчисления резерва сомнительных долгов либо метода амортизации необоротных активов). При этом уточним, что принятая учетная политика, в зависимости от установленных ею методов оценки активов и обязательств, способна повлиять на финансовый результат деятельности предприятия за отчетный период. Наглядным примером такого влияния является применение различных методов амортизации основных средств. Так, при использовании метода ускоренного уменьшения остаточной стоимости расходы предприятия в течение первых лет эксплуатации объектов основных средств будут больше, нежели при применении прямолинейного метода начисления амортизации.
Позиция Минфина касательно требований, предъявляемых к учетной политике предприятия по установлению методов оценки, учета и процедур, озвучена в письме № 27793, а в отношении предприятий государственного и коммунального секторов экономики — в п. 2 разд. II Положения № 1213. Согласно предписаниям названных документов распорядительный документ об учетной политике предприятия должен определить применение:
— методов оценки выбытия запасов;
— периодичности определения средневзвешенной себестоимости единицы запасов;
— порядка учета (идентифицированно или в общем) и распределения транспортно-заготовительных расходов;
— методов амортизации необоротных активов (основных средств, прочих необоротных материальных активов, нематериальных активов, инвестиционной недвижимости и долгосрочных биологических активов);
— стоимостных признаков предметов, входящих в состав малоценных необоротных материальных активов;
— периодичности (периода) зачисления сумм дооценки необоротных активов в состав нераспределенной прибыли;
— метода исчисления резерва сомнительных долгов (в случае необходимости — способа расчета коэффициента сомнительности);
— перечня создаваемых обеспечений предстоящих расходов и платежей;
— порядка оценки степени завершенности операций по предоставлению услуг;
— сегментов деятельности, приоритетного вида сегмента, основ ценообразования во внутрихозяйственных расчетах;
— перечня и состава переменных и постоянных общепроизводственных расходов, базы их распределения;
— перечня и состава статей калькулирования производственной себестоимости продукции (работ, услуг);
— порядка определения степени завершенности работ по строительному контракту;
— даты признания приобретенных в результате систематических операций финансовых активов;
— базы распределения расходов по операциям с инструментами собственного капитала;
— порога существенности в отношении отдельных объектов учета;
— переоценки необоротных активов;
— периодичности отражения отсроченных налоговых активов и отсроченных налоговых обязательств.
Наряду с этим и письмо № 27793, и п. 2 разд. II Положения № 1213 предлагают в распорядительный документ, устанавливающий учетную политику предприятия, включать также вопросы:
— ведения отдельного субсчета учета транспортно-заготовительных расходов;
— применения счетов класса 8 «Расходы по элементам» и/или счетов класса 9 «Расходы деятельности» Плана счетов*;
— выделения на отдельный баланс филиалов, представительств, отделений и других обособленных подразделений предприятия.
* Напомним, что предприятия могут выбрать учет с применением счетов только класса 9 либо с применением счетов классов 8 и 9. Использование только счетов класса 8 нецелесообразно, поскольку в настоящее время в отчете о финансовых результатах по формам № 2-м и № 2-мс расходы отражаются в зависимости от их функционального назначения, а не в поэлементном разрезе, что предполагает применение счетов класса 9.
Однако на наш взгляд, все вышеперечисленные мероприятия не имеют прямого отношения к учетной политике, а относятся к организационным аспектам системы бухгалтерского учета, которые целесообразно отражать в качестве составляющих элементов совершенно другого распорядительного документа, оформляемого предприятием, — приказа об организации бухгалтерского учета на предприятии. Подтверждением этому служат положения ч. 5 ст. 8 Закона о бухучете, где прямо определено, что предприятие самостоятельно:
— избирает форму бухгалтерского учета как определенную систему регистров учета, порядка и способа регистрации и обобщения информации в них с соблюдением единых принципов, установленных Законом о бухучете, и с учетом особенностей своей деятельности и технологии обработки учетных данных;
— разрабатывает систему и формы внутрихозяйственного (управленческого) учета как системы обработки и подготовки информации о деятельности предприятия для внутренних пользователей в процессе управления предприятием, отчетности и контроля хозяйственных операций, определяет права работников на подписание бухгалтерских документов;
— утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации, дополнительную систему счетов и регистров аналитического учета;
— может выделять на отдельный баланс филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, которые обязаны вести бухгалтерский учет, с последующим включением их показателей в финансовую отчетность предприятия;
— определяет целесообразность применения международных стандартов (кроме случаев, когда обязательность применения международных стандартов установлена законодательством).
И хотя та же ч. 5 ст. 8 Закона о бухучете предлагает предприятию самостоятельно определять учетную политику, конструкция этой части Закона о бухучете четко разграничивает организационные мероприятия от стоящей обособленно учетной политики.
Вдобавок методические вопросы принятой учетной политики в большинстве своем влияют на финансовый результат деятельности предприятия. Совокупность же организационно-технических мероприятий, включающих приемы и методы организации технологического процесса работы бухгалтерской службы предприятия (выбор формы бухгалтерского учета, установление правил документооборота, сроков проведения инвентаризаций и т. п.), направлена на обеспечение достижения стоящих перед системой учета и отчетности целей, в том числе на реализацию выбранной учетной политики.
В соответствии с п. 2 разд. II Положения № 1213 распорядительный документ об учетной политике должен определить, ко всему прочему, еще и порядок учета финансовых расходов**. Между тем, как известно, с 2011 года изменились требования П(С)БУ 31 в отношении отражения в бухгалтерском учете финансовых расходов. Так, сегодня финансовые расходы признаются:
— субъектами малого предпринимательства — юридическими лицами, представительствами иностранных субъектов хозяйственной деятельности и юридическими лицами, не осуществляющими предпринимательскую деятельность (кроме бюджетных учреждений), — расходами того отчетного периода, за который они были начислены (признаны обязательствами);
— другими юридическими лицами — расходами того отчетного периода, за который они были начислены (признаны обязательствами), кроме капитализируемых финансовых расходов.
** Порядок капитализации финансовых расходов, связанных с созданием квалификационных активов, описан в статье «Без права выбора: капитализация финансовых расходов» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 18, с. 4.
Как результат, начиная с 01.01.2011 г. нормы п. 4 П(С)БУ 31 не допускают возможности признания крупными и средними предприятиями в качестве расходов отчетного периода тех финансовых расходов, которые относятся к активам, требующим существенного времени для их создания, подготовки к использованию по назначению или продаже — так называемым квалификационным активам. Такие финансовые расходы следует включать в себестоимость квалификационного актива. В то же время субъекты хозяйствования, применяющие П(С)БУ 25, не могут капитализировать финансовые расходы, а должны включать их в полном объеме в расходы периода.
Следовательно, еще с 2011 года предприятиям нужно было пересмотреть учетную политику путем исключения из соответствующего приказа (распоряжения) пункта о выборе метода учета финансовых расходов, поскольку П(С)БУ 31 не дает в данный момент возможности выбора, а содержит норму, носящую императивный характер. Такого же мнения придерживается и Минфин в письме от 13.04.2011 г. № 31-08410-07-16/9654.
В заключение отметим, что МСБУ (IAS) 8 допускает при отсутствии конкретных МСФО*, применяемых к операции, другому событию или условию, использование профессионального суждения при выборе и применении учетной политики, которая обеспечила бы предоставление уместной и достоверной информации для пользователей при принятии экономических решений. При применении суждения могут рассматриваться положения документов, выпущенных в недавнем времени другими органами, которые используют сходную концепцию для разработки стандартов, прочую профессиональную литературу по учету и отраслевую практику, в той мере, в какой они не противоречат:
— требованиям МСФО, затрагивающим аналогичные и связанные вопросы;
— определениям, критериям признания и концепции оценки активов, обязательств, доходов и расходов, содержащимся в Концепции подготовки и предоставления финансовой отчетности.
*Международные стандарты финансовой отчетности, включающие собственно МСФО (IFRS), международные стандарты бухгалтерского учета (IAS), интерпретации, разработанные Комитетом по интерпретации международной финансовой отчетности (IFRIC) или бывшим Постоянным комитетом по интерпретации (SIC).
Ввиду того что отечественная система бухгалтерского учета основывается на международных стандартах, то в ходе разработки учетной политики своего предприятия тоже допустимо руководствоваться не только принципами составления финансовой отчетности и требованиями, жестко прописанными в действующих стандартах бухгалтерского учета и других нормативных актах, но и (при отсутствии таковых) своими профессиональными суждениями, ориентируясь на сходные операции, сложившуюся отраслевую практику, а также используя специализированную (профессиональную) литературу по бухгалтерскому учету. Главное при этом, чтобы была сформирована такая учетная политика, при использовании которой финансовая отчетность содержала бы уместную, сопоставимую и понятную информацию, необходимую пользователям для принятия решений, достоверно отражающую финансовое положение, финансовые результаты деятельности и движение денежных средств субъекта хозяйствования.
Что касается введенной ч. 2 ст. 121 Закона о бухучете обязанности для определенной категории предприятий составления финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности на основе МСФО , то таковым, исходя из положений п. 19 МСБУ (IAS) 8, пересмотреть свою учетную политику, судя по всему, придется.