О налоговом учете расходов на оплату маркетинговых и рекламных услуг
Письмо Государственной налоговой службы Украины от 08.09.2011 г. № 16504/6/15-1415
Государственная налоговая администрация Украины рассмотрела письмо <…> об отнесении в состав расходов расходов на оплату маркетинговых и рекламных услуг и сообщает.
Согласно п.п. 14.1.108 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) маркетинговые услуги (маркетинг) — услуги, обеспечивающие функционирование деятельности плательщика налогов в сфере изучения рынка, стимулирования сбыта продукции (работ, услуг), политики цен, организации и управления движением продукции (работ, услуг) к потребителю и послепродажному обслуживанию потребителя в рамках хозяйственной деятельности такого плательщика налогов. К маркетинговым услугам относятся, в том числе: услуги по размещению продукции плательщика налога в местах продажи, услуги по изучению, исследованию и анализу потребительского спроса, внесению продукции (работ, услуг) плательщика налога в информационные базы продажи, услуги по сбору и распространению информации о продукции (работах, услугах).
В соответствии со ст. 1 Закона Украины «О рекламе» реклама — информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес в отношении таких лица или товара. Указанный Закон разделяет рекламу на внутреннюю, наружную, на транспорте, определяет мероприятия рекламного характера, специальные выставочные мероприятия.
В соответствии с п.п. 14.1.27 п. 14.1 ст. 14 Кодекса расходы — это сумма каких-либо расходов плательщика налога в денежной, материальной или нематериальной формах, осуществляемых для ведения хозяйственной деятельности плательщика налога, в результате которых происходит уменьшение экономических выгод в виде выбытия активов либо увеличения обязательств, вследствие чего происходит уменьшение собственного капитала (кроме изменений капитала за счет его исключения либо распределения собственником).
Согласно п. 138.2 ст. 138 Кодекса установлено, что расходы, учитываемые для определения объекта налогообложения, признаются на основании первичных документов, подтверждающих осуществление плательщиком налога расходов, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета, и других документов, установленных разделом II этого Кодекса.
Абзацем «г» подпункта 138.10.3 пункта 138.10 статьи 138 Кодекса установлено, что в состав других расходов, которые учитываются при определении объекта налогообложения включаются расходы на сбыт, в частности расходы, связанные с реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, а именно: расходы на рекламу и исследование рынка (маркетинг), на предпродажную подготовку товаров.
Кроме того, при определении объекта налогообложения учитываются такие расходы двойного назначения, как расходы плательщика налога на проведение рекламы (п.п. 140.1.5 п. 140.1 ст. 140 Кодекса).
Исходя из изложенного выше, расходы на оплату маркетинговых и рекламных услуг включаются в состав расходов предприятия при условии соблюдения требований п. 138.2 ст. 138 Кодекса.
Таким образом, в расходы, которые учитываются при исчислении объекта налогообложения, включаются расходы на оплату маркетинговых и рекламных услуг, указанные в письме Общества, в частности, услуг по определению объемов продаж продукции; определению остатков продукции; определению относительной динамики продаж продукции; определению среднедневных продаж продукции, в том числе в отношении продукции Общества, выпускаемой под торговыми марками, которые принадлежат и/или используются Обществом, и которая уже передана (продана) дистрибутивным сетям на дату предоставления Обществу таких услуг.
При этом, если маркетинговые и рекламные услуги приобретаются у нерезидента, то в соответствии с п.п. 139.1.13 п. 139.1 ст. 139 Кодекса расходы на такие услуги учитываются при определении налоговых обязательств в сумме, которая не превышает 4 процента дохода (выручки) от реализации продукции за год, предшествующий отчетному. Расходы на маркетинговые и рекламные услуги, осуществленные в пользу нерезидента, имеющего оффшорный статус, или физического лица — предпринимателя, уплачивающего единый налог, в соответствии с пп. 139.1.12 и 139.1.13 п. 139.1 ст. 139 Кодекса не учитываются при определении налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий.
Первый заместитель председателя комиссии
по проведению реорганизации ГНА Украины,
заместитель председателя ГНС Украины
А. Клименко
комментарий редакции
Мерчандайзинг и налоговые расходы
Вполне приемлемый ответ — затраты на предпродажную подготовку товаров, а также затраты на оплату маркетинговых и рекламных услуг, в том числе и относительно продукции, которая уже передана (продана) дистрибуционным сетям на дату предоставления таких услуг, при наличии первичных документов, подтверждающих осуществление таких расходов, включаются в состав расходов на сбыт согласно п.п. «г» п.п. 138.10.3 НКУ.
Примечательно, что налоговики в комментируемом письме пошли по либеральному пути в отношении возможности учесть в составе расходов и оплату маркетинговых услуг так называемых ретейловых сетей по продвижению товаров, в том числе и услуг мерчандайзеров. Напомним, мерчандайзинг — это направление торгового маркетинга, представляющее собой совокупность мероприятий по продвижению товара (продукции), проводимых в местах розничной продажи (к которым, в частности, относятся: выкладка и размещение товаров в месте розничной торговли, обеспечение ассортимента и достаточного количества товаров в местах продажи, организация локальных рекламных акций — установка рекламных стендов, раздача полиграфической рекламной продукции, образцов товаров (продукции), проведение дегустаций и т. п.).
Следует отметить, что еще в пору Закона о налоге на прибыль налоговики (см. письмо ГНАУ от 02.04.2007 г. № 6448/7/23-5017) ставили под сомнение отражение валовых расходов оптовым продавцом по расходам, направленным на «усиление» розничных продаж, мотивируя это тем, что товар, попавший в розницу, уже не является собственностью оптового производителя, а стало быть, и мерчандайзинговые расходы для оптовика уже якобы не являются связанными с его хозяйственной деятельностью. При этом соответственно не давая им дороги в валовые расходы по п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль.
После вступления в силу НКУ ситуация с отражением в составе расходов оплаты маркетинговых услуг ретейловых сетей и услуг мерчандайзеров, осуществляющих организацию и управление движением продукции (работ, услуг) к потребителям и послепродажное их обслуживание, также находилась под вопросом. Дело в том, что к маркетинговым такие услуги согласно п.п. 14.1.108 НКУ могут относиться только при наличии связи с хозяйственной деятельностью налогоплательщика. Ввиду этого налоговики не позволяли относить в состав «налоговых» расходы в ситуации, когда маркетинговые исследования, рекламные и предпродажные акции оплачивались и проводились по инициативе производителя продукции, а реализовались непосредственному потребителю через сеть торговых организаций (см. разъяснения налоговиков в разделе 110.07.05 ЕБНЗ, размещенном на официальном сайте ГНСУ).
Надеемся, что налоговики в дальнейшем не изменят свою точку зрения, изложенную в комментируемом письме.
Наталия Дзюба