Направление запроса о регистрации налоговой накладной в Едином реестре налоговых накладных
Каким образом можно проверить полученную налоговую накладную в Едином реестре налоговых накладных?
Напомним, что согласно требованиям «Переходных положений» Налогового кодекса Украины с 1 января 2012 года плательщиками НДС — продавцами осуществляется регистрация налоговых накладных в Едином реестре налоговых накладных, в которых сумма НДС в одной налоговой накладной составляет более 10 тысяч гривень, а также налоговых накладных, выписанных на импортные или подакцизные товары.
В то же время налогоплательщики-покупатели могут проверить наличие регистрации такой налоговой накладной в указанном Реестре.
Для формирования запроса в Единый реестр налоговых накладных покупатель может бесплатно получить с официального сайта ГНА Украины («Налогоплательщикам об электронной отчетности» > «Программное обеспечение» > «ОПЗ-программы по формированию и подаче налогоплательщиками налоговой отчетности и реестра полученных и выданных налоговых накладных в органы ГНС в электронном виде средствами телекоммуникационной связи») программу (вместе с инструкцией по установке), с помощью которой можно проверить в Едином реестре налоговых накладных необходимую налоговую накладную, полученную от продавца.
Указанная программа позволяет:
— формировать запрос на получение сведений из Единого реестра налоговых накладных;
— просматривать ответ относительно сведений из Единого реестра налоговых накладных.
Чтобы формировать запросы и просматривать ответы, после открытия программы необходимо сверху слева через «Каталоги» открыть «Справочник документов», а в нем отметить птичками два документа — «J13001 Запрос о получении сведений из Единого реестра налоговых накладных» (в разделе 13 «Запросы») и «J14001 Выписка из Единого реестра налоговых накладных» (в разделе 14 «Ответы, справки и сообщения»). При этом при выходе из окна «Справочник документов» обязательно нужно нажать в нем сверху справа на «Сохранить изменения».
Обращаем внимание на то, что у физического лица — предпринимателя, являющегося плательщиком НДС, названия обоих указанных бланков будут такими же, как у юрлиц, за исключением первой буквы, ведь отчетность предпринимателей обозначается буквой «F» (то есть у них соответствующие бланки будут иметь кодировку F13001 и F14001).
После этого нужно создать новый документ, нажав сверху слева на «Документ» > «Новый…». В окне, которое появилось посередине экрана монитора, в строке «Отчетный документ» следует выбрать необходимый документ, например «J13001 Запрос о получении сведений из Единого реестра налоговых накладных», после чего нажать на кнопку «Подтвердить».
Необходимый бланк откроется, и программа запросит: «Заполнить заголовок документа?». Если запрашивающий заранее внес свои данные в «Персональные параметры», то можно смело нажимать на «ОК». Большинство показателей налогоплательщика-покупателя в указанном бланке будут заполнены автоматически.
Обращаем внимание на одно отличие при формировании бланка «Запрос о получении сведений из Единого реестра налоговых накладных» руководителем юридического лица и физическим лицом — предпринимателем.
Когда запрос формирует руководитель юридического лица, то в конце бланка Запроса программа автоматически выставляет и регистрационный номер учетной карточки руководителя, и его инициалы, и фамилию (хотя и размещает их в обратном порядке — фамилия, а затем инициалы), а вот когда такой бланк Запроса создает физическое лицо — предприниматель, то в таком случае в конце бланка программа не заполняет регистрационный номер учетной карточки руководителя. И это правильно, поскольку ФЛП не является руководителем, и притом именно его данные указаны в первом поле бланка, которое называется «Налогоплательщика-покупателя» (в отличие от юридического лица, ведь в первом поле для такого случая указаны данные именно юридического лица).
Однако физическому лицу — предпринимателю необходимо будет самому заполнить то поле, которое обозначается «Подпись» (инициалы и фамилия). К сожалению, программа это поле автоматически не заполняет. Надеемся, что в следующей версии разработчики программы это предусмотрят.
После заполнения параметров Запроса необходимо осуществить его сохранение. Обращаем внимание, что сохранение файлов-запросов осуществляется в папку, которая указана в персональных настройках как путь для сохранения файлов. Поэтому очень важно, чтобы в начале работы с программой «Налоговая отчетность» (OPZ) одним из первых действий того, кто планирует формировать запросы и получать ответы по сведениям из Единого реестра налоговых накладных, было заполнение «Персональных реквизитов» налогоплательщика, ведь именно в этот момент формируются пути сохранения, печати и отправки документов.
Далее сформированный файл Запроса готовится для передачи (с учетом требований относительно ЭЦП) и передается в приемный шлюз ГНС Украины по электронному адресу zvit@sta.gov.ua.
После передачи файла Запроса о получении сведений из Единого реестра налоговых накладных от приемного шлюза ГНС Украины на почтовый ящик налогоплательщика поступает ответ на запрос .
Полученный файл ответа необходимо расшифровать и перенести в папку, где размещены электронные документы пользователя (по умолчанию — это папка XML основного каталога, в которой установлена ОПЗ).
После перемещения файла ответа необходимо обязательно осуществить синхронизацию документов.
Ну, а уже после этого можно просмотреть ответ. Для этого необходимо открыть полученный ответ (в списке присутствующих документов появится ветка дерева для документа «Сведения из Единого реестра налоговых накладных» (с кодом J14001 — для юридического лица, с кодом F14001 — для физического лица — предпринимателя), переходя вглубь которой, выбираем необходимый файл ответа).
Главный государственный налоговый инспектор ГНИ
в Деснянском районе г. Киева
А. Винцевич
Материал опубликован в электронном
периодическом издании «El-бухгалтер»,
2011, № 29