О предоставлении информации через модемы РРО
Письмо Государственной налоговой службы Украины от 28.12.2011 г. № 10653/7/22-1317/321
Государственная налоговая служба Украины обращает внимание на то, что нормы по использованию регистраторов расчетных операций, создающих контрольную ленту в электронной форме, передаче копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков в электронном виде введены Законом Украины от 2 декабря 2010 года № 2756-VI <…> и Законом Украины от 7 июля 2011 года № 3609-VI <…>, которым внесены изменения в Закон Украины от 6 июля 1995 года № 265/95-ВР <…>.
Согласно внесенным изменениям субъекты хозяйствования, использующие регистраторы расчетных операций, обязаны с 1 января 2012 года передавать в органы государственной налоговой службы электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков или информацию об объеме расчетных операций, выполненных в наличной и/или безналичной форме, по проводным или беспроводным каналам связи в порядке, который базируется на технологии, разработанной Национальным банком Украины и согласованной Государственной налоговой службой Украины.
Во исполнение поручения Кабинета Министров Украины <…> Государственная налоговая служба Украины рассмотрела и согласовала разработанные Министерством финансов Украины изменения к Закону Украины от 06.07.95 г. № 265 <…>, которыми предусмотрено, что субъекты хозяйствования, использующие регистраторы расчетных операций, которые создают контрольную ленту в электронной форме, или регистраторы, которые создают ленту в печатном виде, подают до 01.01.2013 г. в органы государственной налоговой службы по проводным или беспроводным каналам связи информацию, определенную абзацами 2 и 3 пункта 7 статьи 3 данного Закона, на добровольных началах.
Поскольку на сегодняшний день продолжается разработка Требований по созданию контрольной ленты в электронной форме в регистраторах расчетных операций и модемов для передачи данных согласно технологии, разработанной Национальным банком Украины и согласованной Государственной налоговой службой Украины (далее — Требования) и Порядка передачи информации в органы государственной налоговой службы по проводным или беспроводным каналам связи на базе технологии, разработанной Национальным банком Украины и согласованной Государственной налоговой службой Украины (далее — Порядок), применение соответствующих моделей РРО, передача отчетности об их использовании, а также осуществление контрольно-проверочных мероприятий органами ГСП по указанным вопросам невозможны.
Информация о разработке и внедрении Требований и Порядка будет предоставлена дополнительно.
Учитывая вышеизложенное, во избежание социальной напряженности в обществе, ГНС Украины обязывает учесть указанную информацию при организации контрольно-проверочной работы и довести ее до сведения субъектов хозяйствования с широким использованием средств массовой информации, Интернет-ресурсов, семинаров (совещаний) и др.
И. о. директора Департамента налогового контроля С. Мищенко
комментарий редакции
Внедрение электронной отчетности по РРО откладывается на неопределенный срок
Проблемы практической реализации требований п. 7 ст. 3 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР (далее — Закон об РРО) относительно предоставления налоговым органам с начала текущего года определенной информации из РРО в электронном виде обсуждались на страницах нашего издания совсем недавно (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 101, с. 27). При этом главной проблемой, стоящей на пути воплощения в жизнь этих требований в установленные Законом об РРО сроки, мы называли неподготовленность (точнее, полное отсутствие) соответствующей нормативно-правовой, а также технической базы.
В частности, на 01.01.2012 г. не были утверждены ни Требования по созданию контрольной ленты в электронной форме в РРО и к модемам для передачи данных (далее — Требования), ни Порядок передачи информации налоговому органу по проводным или беспроводным каналам связи (далее — Порядок), без которых дальнейший разговор об электронной отчетности по РРО терял всяческий смысл. Более того, без указанных нормативных актов невозможно было осуществлять первичную регистрацию РРО, которые создают контрольную ленту в электронной форме, хотя их регистрация была разрешена Законом еще с 01.12.2011 г.
Как видим, вывод, к которому мы тогда пришли, полностью подтверждается в комментируемом сегодня письме ГНСУ: применение соответствующих моделей РРО, передача отчетности об их использовании, а также осуществление контрольно-проверочных мероприятий налоговыми органами по указанным вопросам невозможны.
Безусловно, у субъектов хозяйствования возникает резонный вопрос о новых сроках начала этой кампании, особенно с учетом того, что Закон об РРО на сегодня содержит прежние сроки, которые уже прошли. К сожалению, в письме прямого ответа на этот вопрос нет, в нем лишь сообщается о разработке Минфином изменений в указанный Закон, предоставляющих возможность субъектам хозяйствования, которые используют РРО, создающие контрольную ленту в электронной или печатной форме, до 01.01.2013 г. подавать налоговикам информацию о расчетных операциях на добровольных началах.
Однако с учетом того, что законопроект с указанными изменениями Кабмин только сейчас внес в парламент (реестр. № 9741 от 20.01.2012 г.), в то время как Требования и Порядок представлены уже в третьей версии (в первый раз — в составе приказа ГНАУ от 31.03.2011 г. № 185 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 51, отмененного приказом Минфина от 29.06.2011 г. № 782 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 55, после чего дважды на сайте Минфина в виде проектов), окончательное принятие этих нормативно-правовых актов и, как следствие, начало «электронизации» РРО нам представляется делом неблизким. Что ж, не надо было законодателю ставить телегу впереди лошади…
Игорь Хмелевский