Плата за землю
Часть изменений, касающихся этого общегосударственного налога, затрагивает обе его разновидности (земельный налог и арендную плату за земельные участки государственной и коммунальной собственности), другая часть имеет отношение только к земельному налогу. Датой вступления в силу как тех, так и других объявлено 1 июля 2012 года, поэтому имеет смысл разобраться с ними прямо сейчас.
Согласно п. 289.1 НКУ для определения размера земельного налога и арендной платы используется нормативная денежная оценка (НДО) земельных участков (определение указанного термина дано в п.п. 14.1.125 этого Кодекса). Статьей 23 Закона об оценке земель установлено, что техническая документация по НДО земельных участков утверждается местным советом, а извлечение из техдокументации о нормативной денежной оценке отдельного земельного участка выдается соответствующим органом исполнительной власти по вопросам земресурсов. При предоставлении первой декларации (фактическом начале деятельности в качестве плательщика платы за землю) такое извлечение предоставляется вместе с декларацией, а в дальнейшем — только в случае утверждения новой нормативной денежной оценки земли (п. 286.2 НКУ).
В практике взимания платы за землю зачастую случалось так, что в том или ином населенном пункте местный совет, утверждая изменения денежной оценки земли, вводил их в действие так скоропалительно, что у налогоплательщиков не было достаточно времени для получения извлечения о новой величине НДО и предоставления уточняющих деклараций по плате за землю. Между тем налоговики требуют (см. консультацию из ЕБНЗ под кодом 200.05), чтобы налоговые обязательства по плате за землю пересматривались налогоплательщиками не с даты получения справки (извлечения) о новой НДО, а с даты изменения нормативной денежной оценки земли, и мы полностью солидарны с такими требованиями.
Чтобы в подобных случаях избежать трений между землепользователями и налоговыми органами, законодатель ввел в НКУ новый п. 271.2 (соответствующие изменения внесены также в ст. 23 Закона об оценке земель), согласно которому решения советов относительно НДО земельных участков официально обнародуются соответствующим органом местного самоуправления до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение нормативной денежной оценки земель или изменений к ней (плановый период). В противном случае новый размер НДО применяется не ранее начала бюджетного периода, следующего за плановым периодом*.
* В том же порядке вступают в силу решения местных советов об утверждении ставок земельного налога, о которых идет речь в п. 275.3 НКУ (подробнее о применении этих ставок говорилось в статье «Земельный налог: порядок расчета» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 88).
Как следует понимать эту норму, которая, обращаем внимание, заработала уже с 1 июля? Покажем это на примере текущего года, который является переходным от старых правил к новым. Очевидно, речь идет о том, что утвержденные с 1 июля** по 15 июля 2012 года решения местных советов о новой величине НДО должны применяться землепользователями при определении своих налоговых обязательств по плате за землю начиная с 1 января будущего, 2013 года. А вот по тем землям, по которым местные советы примут соответствующие решения в период с 15.07.2012 г. по 15.07.2013 г., налоговые обязательства исходя из новой величины НДО будут исчисляться только с 01.01.2014 г. Достаточно разумная, на наш взгляд, норма — осталось только, чтобы она не повторила судьбу известного запрета (см. п.п. 4.1.9 НКУ) на изменение правил налогообложения не ранее, чем за 6 месяцев до начала бюджетного года.
** Поскольку закон обратной силы не имеет, то НДО, утвержденная местным советом до 01.07.2012 г., берется в расчет платы за землю с даты ее утверждения. Это значит, что ответственность за занижение налоговых обязательств в данном случае будет применяться именно с этой даты, а не с начала следующего года, как может показаться из содержания п. 271.2 НКУ.
Второе важное изменение в разд. XIII «Плата за землю» НКУ касается порядка предоставления «земельной» отчетности. В принципе основные моменты декларирования налоговых обязательств остались прежними, Закон № 4834 лишь дополнил Кодекс новым абз. вторым п. 286.4, согласно которому в случае изменения в течение года объекта и/или базы налогообложения плательщик платы за землю подает налоговую декларацию в течение 20 календарных дней месяца, следующего за месяцем, в котором произошли такие изменения.
Заметим, что именно так налогоплательщики поступали и раньше, до появления Закона № 4834, хотя на законодательном уровне это урегулировано не было (см. статью «Отчетность по плате за землю-2 (о плательщиках ФСН, уточнении задекларированных обязательств и пр.)» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 25, раздел «Специфика исправления ошибок в «земельной» отчетности», п. 4). Правда, тогда речь шла о подаче в указанные сроки новой отчетной декларации, что было верно только в том случае, если до 20 февраля текущего года наперед была подана отчетная годовая декларация. Если же плательщик пошел по пути предоставления ежемесячной отчетности и, например, в мае продал один из своих земельных участков (изменились объект и база обложения земельным налогом), то очередная декларация, срок подачи которой приходился на 20 июня, никак не могла считаться новой в традиционном понимании этого слова, т. е. такой, показатели которой замещают показатели ранее предоставленной отчетной декларации.
С 1 июля законодатель попытался вообще отделаться от прилагательного «новая» в применении к декларации по плате за землю, так как всем было понятно, что нельзя вести речь о новой (ежемесячной) декларации, если не подавалась отчетная (годовая), которая в условиях действия НКУ не являлась обязательной. Так, п. 286.3 Кодекса отныне уравнивает статус ежемесячной и годовой налоговой декларации, не называя первую из них «новой», и это можно только приветствовать. Однако, как всегда, довести до конца задуманное не получилось — в п. 287.4 НКУ по-прежнему упоминается о «новой отчетной налоговой декларации», что нельзя рассматривать иначе, как очередной ляп.
Остальные изменения в разд. XIII НКУ касаются исключительно порядка расчета земельного налога и носят редакционный характер. Скажем об одном из них, которое затронуло п. 274.1 и название ст. 278 НКУ. Как известно (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 88, с. 29), до сих пор универсальная ставка налога в размере 1 % от нормативной денежной оценки из п. 274.1 НКУ распространялась на все земельные участки, НДО которых проведена, независимо от их местонахождения, за несколькими исключениями. Одним из таких исключений были земельные участки, предоставленные предприятиям промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны за пределами населенных пунктов, — для них ставки налога устанавливались ст. 278 НКУ в процентах от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области независимо от того, был оценен конкретный земельный участок или нет. Теперь же по ставкам из ст. 278 НКУ будет рассчитываться земельный налог только по тем земельным участкам промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны за пределами населенных пунктов, которые не имеют собственной НДО.