Прочие изменения
1. Сбор за первую регистрацию транспортного средства. Согласно новому абз. второму п.п. 234.1.6 НКУ сбор за первую регистрацию грузопассажирских автомобилей следует уплачивать по ставкам, установленным для грузовых автомобилей. Обращаем внимание, что сразу после принятия Кодекса похожая норма в указанном подпункте уже была, но затем потерялась при внесении изменений, касающихся индексации ставок сбора в начале этого года. И вот на сегодня в этом отношении все снова встало на свои места (что только подтверждает бессистемность и непродуманность отдельных изменений, предпринимаемых в ходе «очередного усовершенствования» НКУ).
2. Рентная плата за нефть, природный газ и газовый конденсат, добываемые в Украине. Волею законодателя этот общегосударственный налог доживает свои последние деньки. С 01.01.2013 г. разд. Х НКУ, регулирующий взимание рентной платы, утрачивает свою силу, после чего субъекты хозяйствования, добывающие углеводородное сырье*, станут в увеличенном размере уплачивать плату за пользование недрами.
* Согласно новой редакции п.п. 14.1.35 НКУ его перечень расширен за счет газа (метана) угольных месторождений, газа сланцевых толщ, газа центрально-бассейнового типа, газа коллекторов плотных пород.
3. Плата за пользование недрами для добычи полезных ископаемых. Часть изменений по этому налогу связана с упразднением рентной платы (см. предыдущий абзац), поэтому они вступают в силу с начала следующего года. Об основных из них можно узнать из предыдущего номера газеты «Налоги и бухгалтерский учет», с. 47 — 48.
Добавим, что плательщики платы за недра, осуществляющие добычу углеводородного сырья, будут уплачивать этот налог по-своему — ежемесячно авансовыми взносами (до 30 числа каждого месяца, а в феврале — до 28 или 29 числа) с окончательным расчетом в срок, установленный для уплаты налогов за квартальный налоговый (отчетный) период. Размер таких авансовых взносов равен одной трети суммы налоговых обязательств по плате за недра, рассчитанных в декларации за предыдущий налоговый (отчетный) период (п.п. 263.12.2 НКУ). Однако предоставление налоговой отчетности такими плательщиками будет происходить по общеустановленным в пп. 263.11.1 и 263.11.2 этого Кодекса правилам.
4. ФСН. Безусловно, наши читатели знают о несогласованности установленных НКУ сроков предоставления налоговых деклараций по ФСН (п. 306.1 Кодекса требовал это сделать не позднее 20 февраля, а п. 308.1 — до 1 февраля). В письме Комитета ВР Украины по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики от 11.01.2012 г. № 04-39/10-25 («Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 9) было предложено временное решение этой проблемы (в пользу п. 306.1 НКУ). Там же указывалось, что для кардинального ее решения потребуется «дальнейшее законодательное совершенствование путем внесения соответствующих изменений в НКУ».
Результат такого «совершенствования» налицо: теперь в п. 308.1 НКУ говорится о подаче деклараций по ФСН до 20 февраля, между тем как в п. 306.1 Кодекса продолжает фигурировать «не позднее». Таким образом, вопрос о последнем дне предоставления деклараций (включая 20 февраля или нет) остался открытым. Похоже, как и в остальных описанных нами случаях, без «дальнейшего законодательного совершенствования» снова не обойтись…
5. РРО. Проблемы практической реализации требований п. 7 ст. 3 Закона об РРО относительно предоставления налоговым органам с начала текущего года определенной информации из РРО в электронном виде в свое время обсуждались на страницах нашего издания (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 101, с. 27). В подтверждение наших слов на исходе 2011 года письмом от 28.12.2011 г. № 10653/7/22-1317/321 («Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 9) ГНСУ признала, что применение соответствующих моделей РРО, способных дистанционно передавать в налоговые органы отчетность об их использовании, невозможно. Там же анонсировались и грядущие изменения в Закон об РРО, которые узаконили бы де-факто сложившуюся ситуацию.
Благодаря Закону № 4834 обещания налоговиков наконец-то обрели должный вес: до 1 января 2013 года выполнение требований относительно предоставления органам ГНС по проводным или беспроводным каналам связи электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков, содержащихся на контрольной ленте в памяти РРО, которые создают такую ленту в электронной форме, либо в памяти модемов, которые к ним присоединены, а также информации об объеме расчетных операций, содержащихся в фискальной памяти РРО, которые создают контрольную ленту в печатном виде, может осуществляться субъектами хозяйствования на добровольных началах.
Что будет дальше, загадывать пока рановато, но, как нам кажется, указанные требования Закона об РРО придется отсрочить еще не один раз. А пока скажем, что отсрочено также начало применения штрафных санкций в размере 170 грн. за неподачу электронных документов — с 1 июля этого года на 1 июля будущего года.