Об утверждении Обобщающей налоговой консультации по отдельным вопросам организации и проведения проверок плательщиков налогов
Приказ от 06.07.2012 г. № 591
(извлечение)
Руководствуясь статьей 52 Налогового кодекса Украины, приказываю:
1. Утвердить Обобщающую налоговую консультацию по отдельным вопросам организации и проведения проверок плательщиков налогов (прилагается).
<…>
Председатель А. Клименко
Утверждена приказом ГНС Украины от 06.07.2012 г. № 591
Обобщающая налоговая консультация по отдельным вопросам организации и проведения проверок плательщиков налогов
В Обобщающей налоговой консультации по отдельным вопросам организации и проведения проверок плательщиков налогов используются следующие сокращения:
Налоговый кодекс Украины — НКУ;
Закон Украины от 6 июля 1995 года № 265 «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» — Закон № 265;
Порядок регистрации, опломбирования и применения регистраторов расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом ГНА Украины от 01.12.2000 г. № 614, — Порядок № 614;
Положение о форме и содержании расчетных документов, утвержденное приказом ГНА Украины от 01.12.2000 г. № 614 — Положение № 614.
В соответствии с пунктом 46.1 статьи 46 НКУ налоговая декларация, расчет (далее — налоговая декларация) — документ, подаваемый плательщиком налогов (в том числе обособленным подразделением в случаях, определенных этим Кодексом) контролирующему органу в сроки, установленные законом, на основании которого осуществляются начисление и/или уплата налогового обязательства, или документ, свидетельствующий о суммах дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налогов — физических лиц, суммах удержанного и/или уплаченного налога.
Прием налоговой декларации является обязанностью органа государственной налоговой службы (пункт 49.8 статьи 49 НКУ).
Ответственность за неподачу или несвоевременную подачу плательщиком налогов или другими лицами, обязанными начислять и уплачивать налоги, сборы, налоговых деклараций (расчетов) предусмотрена пунктом 120.1 статьи 120 НКУ.
В соответствии со статьей 77 НКУ документальная плановая проверка должна быть предусмотрена в плане-графике проведения плановых документальных проверок.
В план-график проведения документальных плановых проверок отбираются плательщики налогов, в отношении которых существует риск неуплаты налогов и сборов, невыполнение другого законодательства, контроль за которым возложен на органы государственной налоговой службы.
Порядок формирования и утверждения плана-графика, перечень рисков и их деление по степеням риска устанавливаются центральным органом государственной налоговой службы.
О проведении документальной плановой проверки руководителем органа государственной налоговой службы принимается решение, оформляемое приказом.
Право на проведение документальной плановой проверки плательщика налогов предоставляется только в случае, когда ему не позднее чем за 10 календарных дней до дня проведения указанной проверки вручена под роспись или направлена заказным письмом с уведомлением о вручении копия приказа о проведении документальной плановой проверки и письменное уведомлении с указанием даты начала проведения такой проверки.
Согласно пункту 78.1 статьи 78 НКУ документальная внеплановая выездная проверка осуществляется при наличии обстоятельств, предусмотренных НКУ, в частности в случае, когда плательщиком налогов не поданы в установленный законом срок налоговая декларация или расчеты, если их подача предусмотрена законом.
Пунктом 78.4 статьи 78 НКУ определено, что о проведении документальной внеплановой проверки руководитель органа государственной налоговой службы принимает решение, оформляемое приказом.
Право на проведение документальной внеплановой проверки плательщика налогов предоставляется только в случае, когда ему до начала проведения указанной проверки вручена под роспись копия приказа о проведении документальной внеплановой проверки.
Согласно пункту 79.2 статьи 79 НКУ документальная внеплановая невыездная проверка проводится должностными лицами органа государственной налоговой службы исключительно на основании решения руководителя органа государственной налоговой службы, оформленного приказом, и при условии направления плательщику налогов заказным письмом с уведомлением о вручении или вручении ему или его уполномоченному представителю под роспись копии приказа о проведении документальной внеплановой невыездной проверки и письменного уведомления о дате начала и месте проведения такой проверки.
В соответствии с пунктом 102.1 статьи 102 НКУ контролирующий орган, кроме случаев, определенных пунктом 102.2 статьи 102 НКУ, имеет право самостоятельно определить сумму денежных обязательств плательщика налогов в случаях, определенных Кодексом, не позднее окончания 1095 дня, следующего за последним днем предельного срока подачи налоговой декларации и/или предельного срока уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом, а если такая налоговая декларация была подана позднее — за днем ее фактической подачи. Если в течение указанного срока контролирующий орган не определяет сумму денежных обязательств, плательщик налогов считается свободным от такого денежного обязательства, а спор, касающийся такой декларации и/или налогового уведомления, не подлежит рассмотрению в административном или судебном порядке.
В случае подачи плательщиком налога уточняющего расчета к налоговой декларации контролирующий орган имеет право определить сумму налоговых обязательств по такой налоговой декларацией в течение 1095 дней со дня подачи уточняющего расчета.
Согласно пункту 102.3 статьи 102 НКУ отсчет срока давности приостанавливается на любой период, в течение которого контролирующему органу согласно решению суда запрещено проводить проверку плательщика налогов или плательщик налогов находится за пределами Украины, если такое пребывание является непрерывным и равно или превышает 183 дня.
Продление сроков проведения проверок, определенных в статье 77 этого Кодекса (для документальных плановых проверок), возможно по решению руководителя органа государственной налоговой службы не более чем на 15 рабочих дней для крупных плательщиков налогов, для субъектов малого предпринимательства — не более чем на 5 рабочих дней, других плательщиков налогов — не более чем на 10 рабочих дней (пункт 82.1 статьи 82 НКУ).
Согласно пункту 82.2 статьи 82 НКУ продление сроков проведения проверок, определенных в статье 78 НКУ (для документальных внеплановых проверок), возможно по решению руководителя органа государственной налоговой службы не более чем на 10 рабочих дней для крупных плательщиков налогов, для субъектов малого предпринимательства — не более чем на 2 рабочих дня, других плательщиков налогов — не более чем на 5 рабочих дней.
В соответствии с пунктом 82.3 статьи 82 НКУ продление срока фактических проверок осуществляется по решению руководителя органа государственной налоговой службы не более чем на 5 суток. Основаниями для продления срока проверки являются:
заявление субъекта хозяйствования (в случае необходимости подачи им документов, касающихся вопросов проверки);
сменный режим работы или суммированный учет рабочего времени субъекта хозяйствования и/или его хозяйственных объектов.
В соответствии с пунктом 82.4 статьи 82 НКУ проведение документальной выездной плановой и внеплановой проверки крупного плательщика налогов может быть приостановлено по решению руководителя налогового органа, оформляемому приказом, копия которого не позднее следующего рабочего дня вручается плательщику налогов или его уполномоченному представителю под роспись, с последующим возобновлением ее проведения на неиспользованный срок.
Приостановление документальной выездной плановой, внеплановой проверки прерывает ход срока проведения проверки в случае вручения плательщику налогов или его уполномоченному представителю под роспись копии приказа о приостановлении документальной выездной плановой, внеплановой проверки.
При этом проверка может быть приостановлена на общий срок, который не превышает 30 рабочих дней, а в случае необходимости проведения экспертизы, получения информации от иностранных государственных органов о деятельности плательщика налогов, завершения рассмотрения судом исков по вопросам, связанным с предметом проверки, восстановления плательщиком налогов утраченных документов проверка может быть приостановлена на срок, необходимый для завершения таких процедур.
Общий срок проведения проверок, определенных в пунктах 200.10 и 200.11 статьи 200 НКУ, с учетом установленных этим пунктом сроков приостановления не может превышать 60 календарных дней.
В соответствии с пунктом 8 статьи 9 Закона № 265 регистраторы расчетных операций (далее — РРО) и расчетные книжки не применяются при продаже товаров (кроме подакцизных) (предоставлении услуг) лицами, получившими льготный торговый патент для продажи товаров (предоставления услуг) согласно НКУ.
Пунктом 2.3 Порядка № 614 установлено, что регистрация РРО осуществляется на основании письменного заявления субъекта хозяйствования (далее — СХ) произвольной формы, в котором указаны сфера применения и реквизиты РРО (модификация, заводской номер, версия программного обеспечения, производитель или поставщик, дата изготовления), а также предоставления им следующих документов и их копий, заверенных подписью руководителя и печатью СХ — юридического лица или личной подписью СХ — физического лица:
копии свидетельства о государственной регистрации СХ (если СХ имеет зарегистрированные в данном органе ГНС РРО или книги учета расчетных операций, то копию свидетельства предоставлять не нужно);
документа, подтверждающего факт покупки или бесплатного получения РРО в собственность, другого документа, подтверждающего право собственности или пользования РРО;
паспорта (формуляра) на РРО;
разрешения местного органа исполнительной власти на размещение хозяйственной единицы (договора аренды, другого документа на право собственности или пользования хозяйственной единицей); для регистрации резервного РРО следует предоставить такие документы на каждую хозяйственную единицу, где будет использоваться РРО.
Оригиналы документов возвращаются СХ, копии остаются в органе ГНС.
Также согласно п. 4.2 Порядка № 614 РРО может применяться только в той хозяйственной единице, название и адрес которой указаны в регистрационном удостоверении, и в сфере применения, определенной Государственным реестром регистраторов расчетных операций.
В соответствии с пп. 3.1, 3.2 Положения № 614 фискальный кассовый чек на товары (услуги) (далее — кассовый чек) — это расчетный документ, напечатанный РРО при проведении расчетов за проданные товары (предоставленные услуги).
Кассовый чек должен содержать следующие обязательные реквизиты: название хозяйственной единицы; адрес хозяйственной единицы; для СХ, зарегистрированных как плательщики НДС, — индивидуальный налоговый номер плательщика НДС, перед номером печатаются большие буквы «ПН»; для СХ, не являющихся плательщиками НДС, — идентификационный код по ЕГРПОУ или идентификационный номер по ГРФЛ, перед которым печатаются большие буквы «ИД».
В Положении № 614 определены требования к содержанию и обязательным реквизитам расчетных документов. При отсутствии хотя бы одного из обязательных реквизитов и несоблюдении сферы назначения, документ не считается расчетным.
комментарий редакции
О налоговых проверках в целом
Вступительную часть Обобщающей налоговой консультации ГНСУ посвятила цитатам положений НКУ, касающимся порядка проведения налоговых проверок (подробный анализ законодательного регулирования проверок, проводимых органами государственной налоговой службы, см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 22). Правда, в силу того, что текст самой консультации, судя по всему, готовился еще до вступления в силу нашумевшего Закона № 4834 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 55), некоторые коррективы, внесенные им, ГНСУ учесть не успела. Впрочем, назвать их существенными было бы преувеличением.
К сожалению, говоря об общих требованиях к налоговым проверкам, ГНСУ ни единым словом не обмолвилась о Законе Украины «Об особенностях осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности в отношении физических лиц — предпринимателей и юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности» от 23.02.2012 г. № 4448-VI (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 29). Указанным Законом, напомним, был введен бессрочный запрет на проведение плановых и внеплановых проверок, ревизий, осмотров и других мероприятий госнадзора (за некоторыми исключениями) в отношении таких групп субъектов хозяйствования:
1. Физических лиц — предпринимателей, не являющихся плательщиками НДС (как на физлиц-единоналожников, так и на предпринимателей, работающих на общей системе налогообложения).
2. Юридических лиц, уплачивающих единый налог по ставке 5 % (поскольку речь идет о юрлицах, применяющих упрощенную систему налогообложения, предусматривающую включение НДС в состав единого налога).
Несмотря на то что круг субъектов, освобожденных от проверок, был очерчен с помощью «налоговых» критериев, еще на этапе принятия данного Закона возникали сомнения в отношении того, проявит ли готовность ГНСУ распространить предусмотренные им ограничения на налоговые проверки. Все указывает на то, что сегодня налоговые инспекторы работают без оглядки на упомянутый мораторий. И комментируемая Обобщающая налоговая консультация — лишнее тому подтверждение.
Ничего не сказано в Обобщающей налоговой консультации и о моратории на проверки представителей СМИ, о котором так активно информирует общественность председатель ГНСУ. Обратим внимание: ни один нормативно-правовой акт введение подобного моратория не предусматривает, а потому не допустить проверяющих, ссылаясь на выступление Александра Клименко, субъект хозяйствования, даже являющийся представителем СМИ, вряд ли сможет.
Что касается порядка формирования и утверждения плана-графика, перечня рисков и их деления по степени, который должен утверждаться ГНСУ (а после вступления в силу принятого 5 июля 2012 года закона, известного пока как законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины в отношении государственной налоговой службы в связи с проведением административной реформы, указанное полномочие перейдет к Минфину), то на данный момент единственным ориентиром остаются Методические рекомендации по составлению плана-графика проведения плановых выездных проверок субъектов хозяйствования, утвержденные приказом ГНАУ от 28.03.2008 г. № 201.
Вопрос 1. Может ли плательщик налогов — юридическое лицо после получения уведомления и копии приказа о проведении документальной плановой проверки (до ее начала) подать отчетные декларации (расчеты) с пропуском установленных НКУ сроков для их подачи за периоды, подлежащие проверке?
Ответ. НКУ не установлены запреты по подаче плательщиком налогов — юридическим лицом после получения уведомления и копии приказа о проведении документальной плановой проверки (до ее начала) отчетных деклараций (расчетов) с пропуском установленных НКУ сроков для их подачи за периоды, подлежащие проверке.
Плательщик налогов обязан подать налоговую декларацию или расчет (далее — декларация) в орган ГНС в сроки, установленные законом. Ответственность за неподачу или несвоевременную подачу плательщиком налогов или другими лицами, обязанными начислять и уплачивать налоги, сборы, деклараций предусмотрена пунктом 120.1 статьи 120 НКУ.
комментарий редакции
Налоговая отчетность за проверяемый налоговый период
Вопрос, ответ на который дает ГНСУ в этой части Обобщающей налоговой консультации, возник, видимо, на фоне п. 50.2 НКУ, в соответствии с которым налогоплательщик во время проведения документальных плановых и внеплановых выездных проверок не имеет права подавать уточняющие расчеты к поданным им ранее налоговым декларациям за какой-либо отчетный (налоговый) период по соответствующему налогу и сбору, проверяемому контролирующим органом.
Как видим, речь в приведенной норме идет, во-первых, исключительно об уточняющих расчетах, а не о подаваемой с опозданием налоговой отчетности, во-вторых, ограничение не касается ситуации, когда уведомление о предстоящей проверке только получено, но сама проверка еще не началась. Иначе говоря, если уточняющий расчет налогоплательщик может подать только до начала проверки (в том числе сделать это он может после получения уведомления о предстоящей проверке), то саму налоговую отчетность за проверяемый период он может подавать как до начала проверки, так и во время ее проведения. Правда, этот вывод в такой явной форме в комментируемой консультации не звучит. ГНСУ ограничивается указанием на возможность подачи декларации после получения уведомления о проверке, не уточняя, можно ли это сделать уже после ее начала.
Что касается штрафов по ст. 120 НКУ за несвоевременное предоставление декларации, то почему-то среди многих налогоплательщиков прочно утвердилось мнение, что указанные штрафы подлежат самостоятельной уплате (т. е. представляют собой нечто похожее на штрафы при самоисправлении, когда налогоплательщик должен не только подать уточняющий расчет и уплатить сумму налогового обязательства, если ранее он ее занизил, но и включить в подлежащую уплате сумму 3-процентый штраф и пеню за занижение налогового обязательства). Ничего подобного в случае подачи налоговой отчетности с опозданием не происходит. Налогоплательщик лишь подает декларацию и уплачивает указанные в ней налоговые обязательства. Дальше — уже задача налогового органа: 1) выявить факт несвоевременно поданной налоговой отчетности; 2) определить сумму штрафных санкций; 3) составить налоговое уведомление-решение и направить его налогоплательщику. Последнему останется лишь сделать выбор — уплатить указанную в налоговом уведомлении-решении сумму или обжаловать его. А поводы для обжалования случаются часто: дело в том, что налоговые инспекторы на местах, выявившие несколько фактов несвоевременной подачи налоговой отчетности, считают, что за первый из них следует применить штраф в размере 170 грн., а за все остальные — 1020 грн. как за повторное нарушение. Такая позиция ошибочна, на что ГНСУ также указывает, но уже в другой обобщающей налоговой консультации (см. на с. 27).
Вопрос 2. За какой период проводится документальная плановая проверка плательщика налогов — юридического лица?
Ответ. Ограничения в отношении периода, за который органы государственной налоговой службы проводят проверки плательщиков налогов, действующим законодательством не установлены. При этом по результатам проведения документальной проверки плательщика налогов денежные обязательства плательщика налогов определяются органом ГНС не позднее окончания 1095 дня, следующего за последним днем предельного срока подачи налоговой декларации, если такая налоговая декларация была подана позднее — за днем ее фактической подачи, а в случае подачи плательщиком налога уточняющего расчета к налоговой декларации — в течение 1095 дней со дня подачи уточняющего расчета.
комментарий редакции
Каким периодом ограничен срок проверки?
ГНСУ констатирует, что действующее законодательство не ограничивает период, за который может проводиться проверка. Теоретически это могут быть и 10, и 15 последних лет работы предприятия.
Однако есть другие ограничители: сроки давности для применения санкций и сроки хранения документов. Иначе говоря, не допустить проверяющих к проверке на том основании, что указанный в направлении на проверку период деятельности не подлежит проверке в связи с истечением 1095-дневного срока, субъект хозяйствования не может. А вот сослаться уже в ходе проверки на тот факт, что интересующие документы уничтожены либо переданы на хранение в архив, — вполне (этот факт потребует документального подтверждения в виде акта об уничтожении документов или справки о передаче их в архив).
Примерно этими же аргументами руководствовалась ГНСУ, указывая в Единой базе налоговых знаний, что при проведении документальной проверки денежное обязательство налогоплательщика определяется органом ГНС за период не более 1095 дней, т. е. за последние 3 года (подраздел 030.03).
Вопрос 3. При проведении каких видов проверок органом ГНС предоставляются плательщику налогов письменные уведомления с указанием даты начала проведения проверки?
Ответ. Письменные уведомления о проведении проверки предоставляются плательщику налогов органом ГНС в случае проведения документальной плановой проверки (не позднее чем за 10 календарных дней до дня начала с указанием даты начала проведения проверки) и в случае проведения документальной внеплановой невыездной проверки (с указанием даты начала и места проведения).
Письменные уведомления о проведении проверок направляются плательщику налогов заказным письмом с уведомлением о вручении или вручаются ему или его уполномоченному представителю под роспись.
комментарий редакции
Когда ждать уведомления о проверке
В этой части консультации ГНСУ уточняет, о проведении каких контрольных мероприятий налогоплательщик должен узнать благодаря присланному налоговиками уведомлению. Соответствующая обязанность возложена на налоговые органы, если речь идет о плановой проверке (независимо от того, является она выездной или нет), а также при проведении внеплановой невыездной проверки (для того, чтобы налогоплательщик, при желании, мог поучаствовать в ее проведении). Однако если в отношении уведомления о плановой проверке НКУ устанавливает требование о сроке такого уведомления (10 календарных дней до начала проведения проверки; правда, в ситуации, когда уведомление направляется почтой, возникают вопросы о том, как должен отсчитываться этот срок — от момента отправки или от момента получения уведомления налогоплательщиком), то в случае с внеплановой невыездной проверкой законодатель ограничился простым указанием на необходимость такого уведомления без конкретизации сроков, в которые оно должно быть получено налогоплательщиком. Суды исходят из того, что для выполнения требований НКУ достаточно, чтобы налогоплательщик получил соответствующее уведомление до начала проведения проверки (постановление Окружного админсуда АР Крым от 04.08.2011 г. по делу № 2а-6605/11/0170/22).
О фактической либо внеплановой выездной проверке налоговые органы заблаговременно не предупреждают.
Вопрос 4. Какие основания и сроки установлены НКУ для приостановления и продолжения начатой проверки работниками органов ГНС?
Ответ. Приостановление или продление сроков проведения проверки работниками органов ГНС осуществляется по решению руководителя налогового органа.
Сроки продления документальных проверок зависят от вида проверки (плановая или внеплановая) и категории плательщика налогов (крупный плательщик налогов, плательщик налогов малого предприятия или другой) и установлены статьей 82 НКУ. Сроки продления фактических проверок не могут превышать 5 суток.
Продление сроков проведения фактических проверок осуществляется только в случае поступления заявления СХ (в случае необходимости подачи им документов, касающихся вопросов проверки), или сменного режима работы, или суммированного учета рабочего времени субъекта хозяйствования и/или его хозяйственных объектов.
Приостановление начатой проверки НКУ предусматривается только при проведении документальной плановой или внеплановой проверки крупного плательщика налогов на общий срок, не превышающий 30 рабочих дней, а в случае необходимости проведения экспертизы, получения информации от иностранных государственных органов о деятельности плательщика налогов, завершения рассмотрения судом исков по вопросам, связанным с предметом проверки, восстановления плательщиком налогов утраченных документов проверка может быть приостановлена на срок, необходимый для завершения таких процедур.
комментарий редакции
Продление и приостановление налоговых проверок
Общие правила, касающиеся сроков проведения налоговых проверок, могут быть представлены в виде такой таблицы.
Вид проверки | Длительность проведения | ||
Плановая | В отношении крупных налогоплательщиков* | В отношении субъектов малого предпринимательства** | В отношении других субъектов |
Не более 30 раб. дн. с возможностью продления не более чем на 15 раб. дн. | Не более 10 раб. дн. с возможностью продления не более чем на 5 раб. дн. | Не более 20 раб. дн. с возможностью продления не более чем на 10 раб. дн. | |
Внеплановая | Не более 15 раб. дн. с возможностью продления не более чем на 10 раб. дн. | Не более 5 раб. дн. с возможностью продления не более чем на 2 раб. дн. | Не более 10 раб. дн. с возможностью продления не более чем на 5 раб. дн. |
Фактическая | Не более 10 раб. дн. с возможностью продления не более чем на 5 раб. дн. | ||
* Крупным налогоплательщиком считается юрлицо, у которого объем дохода от всех видов деятельности за последние четыре последовательных налоговых (отчетных) квартала превышает 500 млн грн. либо общая сумма уплаченных в Государственный бюджет Украины налогов по платежам, контролируемым органами ГНС, за такой же период превышает 12 млн грн. ** О критериях разграничения субъектов хозяйствования на субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства см. статью «Новый Закон о господдержке малого и среднего предпринимательства» в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 36-37. |
Возможность приостановления предусмотрена только для плановых и внеплановых проверок крупных налогоплательщиков.
Однако ГНСУ в комментируемой консультации оставила без ответа, что может стать основанием продления сроков проведения плановой либо внеплановой проверки (НКУ исчерпывающий перечень оснований продления приводит только для фактических проверок). Кроме того, остался без ответа вопрос, может ли в пределах одной проверки применяться и продление сроков, и приостановление проверки. Во всяком случае НКУ никаких ограничивающих в этом плане полномочия налоговиков оговорок не делает.
Вопрос 5. Применяются ли РРО и расчетные книжки при продаже товаров (кроме подакцизных) (предоставлении услуг) лицами, получившими в соответствии с НКУ льготный торговый патент для продажи товаров (предоставления услуг)?
Ответ. РРО и расчетные книжки не применяются при продаже товаров (кроме подакцизных) (предоставлении услуг) лицами, получившими льготный торговый патент для продажи товаров (предоставления услуг) в соответствии с НКУ.
комментарий редакции
Субъект, торгующий по льготному патенту, в РРО не нуждается
Ответить иначе, при наличии п. 8 ч. 1 ст. 9 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР, в котором предусмотрено, что РРО и расчетные книжки не применяются при продаже товаров (предоставлении услуг) лицами, получившими льготный патент, ГНСУ и не могла. Освобождение не распространяется на лиц, торгующих подакцизными товарами. Виды деятельности, которые могут осуществляться с приобретением льготного торгового патента, приведены в п. 267.2 НКУ.
Напомним, что от необходимости приобретения какого-либо патента освобождены плательщики единого налога (как физлица, так и юрлица), а вот от необходимости применения РРО — только физлица-единоналожники. Поэтому юрлицо, являющееся плательщиком единого налога, не приобретает торговый патент, но в случае осуществления деятельности в сфере торговли, общественного питания либо услуг с проведением расчетных операций в наличной форме либо с помощью платежных карточек, платежных чеков и жетонов, должно использовать РРО.
Вопрос 6. Нужно ли перерегистрировать РРО в пределах одного административного района, если изменились реквизиты субъекта хозяйствования?
Ответ. В случае изменения реквизитов субъекта хозяйствования необходимо обратиться в налоговый орган для перерегистрации РРО и подать заявление произвольной формы, в котором указать сферу применения РРО, регистрационное удостоверение с отметкой (при необходимости — о снятии РРО с учета), а также определенные пунктом 2.3 Порядка № 614 документы на хозяйственную единицу.
Директор Департамента налогового контроля С. Крухмалев
комментарий редакции
Смена адреса влечет необходимость перерегистрации РРО
На вопрос, рассмотренный в этой части Обобщающей налоговой консультации, налоговое ведомство в свое время уже обращало пристальное внимание. Так, в письме ГНАУ от 05.10.2010 г. № 20886/7/10-2017 «О предоставлении обобщенной информации о решениях судов кассационной инстанции, принятых в пользу органов ГНС, связанных с применением РРО» («Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 95, с. 16) приводились ссылки на выигранные налоговиками судебные споры, в которых их позиция основывалась на том, что законодательство об РРО требует перерегистрации РРО в случае его перебазировки на торговую точку по другому адресу, даже если эта точка находится в пределах одной административно-территориальной единицы. Исключение составляют резервный РРО и РРО на выездную торговлю.
Невыполнение указанного требования о перерегистрации может повлечь за собой применение к предприятию санкции по п. 2 ст. 17 Закона об РРО в размере 340 грн. Более того, зачастую в подобных ситуациях налоговики дополнительно пытаются применить штраф, предусмотренный п. 1 ст. 17 Закона об РРО (он при определенных условиях может составить пятикратный размер от стоимости проданных товаров). Объясняют они это так: в реквизитах чека стоит старый адрес, значит, это влечет за собой утрату таким кассовым чеком статуса расчетного документа, следовательно, есть факт невыдачи кассового чека (см., например, письма ГНАУ от 12.02.2010 г. № 2833/7/23-7017/157, от 09.12.2008 г. № 12115/6/23-7019).
Елена Уварова