Темы статей
Выбрать темы

Самостоятельная рекламная раздача товаров/материалов: налоговый и бухгалтерский учет

Редакция НиБУ
Статья

Самостоятельная рекламная раздача товаров/материалов: налоговый и бухгалтерский учет

 

Чаще всего задача по рекламному распространению товаров возлагается на рекламные агентства. В то же время в определенных ситуациях подобные действия целесообразнее выполнять самостоятельно (например, когда значение имеет личный контакт), о чем и пойдет речь в данной статье. При этом ее выводы справедливы как для раздачи рекламных образцов собственной продукции, так и рекламной продукции, изготовленной на заказ.

Виталий СМЕРДОВ, Екатерина СКРИПКИНА, экономисты-аналитики Издательского дома «Фактор»

 

1. Рекламная раздача товаров

В данном разделе мы поговорим о бесплатной раздаче в рекламных целях образцов продукции плательщика и прочих рекламных материалов, имеющих ценность (блокноты, ручки, флэшки, кепки, футболки и т. п., содержащие наименование предприятия, логотип и/или прочую информацию о нем), т. е. таких, которые могут быть признаны товарами согласно п.п. 14.1.244 НКУ (далее — товары). В свою очередь, раздаче рекламных материалов, не имеющих какой-либо ценности (буклетов, листовок, визиток, плакатов и т. п.), посвящен следующий раздел данной статьи.

 

1.1. Налог на прибыль

Доходы. Мы полагаем, ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что бесплатная раздача товаров в налоговых целях считается их реализацией (п.п. 14.1.202 НКУ). При этом любой реализации, как правило, сопутствует доход, который в общем случае признается в размере договорной стоимости, но не меньше суммы компенсации (п. 135.4 НКУ). В связи с этим поскольку при бесплатном распространении товаров какой-либо компенсации их стоимости нет, то и доход по идее возникать не должен. К такому же заключению приводит и системный анализ термина «доход»: его неудачное определение в п.п. 14.1.56 НКУ вызывает необходимость обращения с этой целью к П(С)БУ 1, которое определяет доход как увеличение активов или уменьшение обязательств. Ни того, ни другого при бесплатном предоставлении товаров (работ, услуг) нет, а значит, отсутствует и доход. В то же время этот вывод справедлив лишь отчасти. Дело в том, что в определенных ситуациях НКУ предписывает исчислять доходы с учетом обычных цен (о порядке их определения см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 91, с. 16). Например, в числе таких ситуаций п.п. 153.2.3 НКУ называет реализацию*:

1) связанным лицам;

2) неплательщикам налога на прибыль (в том числе физлицам);

3) лицам, уплачивающим налог на прибыль по иной ставке, нежели распространитель товара.

* Кроме того, напоминаем, что на обычные цены следует ориентироваться и при бесплатной передаче основных средств, причем вне зависимости от налогового статуса их получателя (п. 146.14 НКУ). Однако поскольку предметом рекламных раздач они выступают крайне редко, мы не будем акцентировать на них отдельное внимание. Подробно об этом вопросе см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 94, с. 30.

Таким образом, при определении «доходных» последствий самостоятельной рекламной раздачи формально вырисовываются два варианта.

Во-первых, доход отражать нужно (исходя из обычных цен) — если получателями товаров выступают неплательщики налога на прибыль, лица, уплачивающие налог на прибыль по иным ставкам, связанные лица, а также в прочих ситуациях, когда НКУ призывает определять доход с учетом обычных цен. Справедливости ради отметим: получателями рекламных товаров, как правило, являются конечные потребители (т. е. неплательщики налога на прибыль), а значит, данный вариант будет иметь место в подавляющем большинстве случаев. Для определения периода отражения дохода необходимо руководствоваться общими правилами (п. 137.1 НКУ), в связи чем им должен считаться период передачи права собственности на товар (в рассматриваемой ситуации он, как правило, будет совпадать с датой фактической передачи товара). При этом напоминаем, что говорить о возникновении дохода можно лишь в контексте налогового учета, в то время как в бухгалтерском учете его отражать не нужно.

В декларации по налогу на прибыль для указания такого дохода служит строка 03.28 приложения IД. При этом если получатель рекламных товаров является единоналожником, что подтверждается соответствующими документами, то сумму дохода придется также отразить и в приложении ОК. Подробно о заполнении декларации см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 28, 30.

В заключение по части доходов хотелось бы отметить: на практике встречается мнение, что при бесплатных раздачах товаров доходы не возникают никогда — причем вне зависимости от налогового статуса получателя. Основывается оно на упоминавшемся выше порядке определения дохода в налоговом учете, а также на том, что п.п. 153.2.1 НКУ предписывает учитывать обычные цены лишь при их отличии от договорных более чем на 20 %, в то время как при бесплатной раздаче договорных цен нет. Должны заметить, мы такой подход не разделяем: при бесплатных раздачах договорных цен в их буквальном (гражданско-правовом) понимании действительно нет, однако нельзя забывать и о том, что в налоговых целях такие операции считаются продажей (а ей договорная цена сопутствует всегда). Тем более, при следовании такому подходу споры с проверяющими, учитывая их мнение, о котором см. далее, гарантированы.

Во-вторых, доход отражать не нужно — если получателями товаров являются плательщики налога на прибыль по той же ставке, что и их распространитель, при условии, что НКУ не предписывает использовать обычные цены*. В то же время налоговики смотрят на данную ситуацию иначе: в частности, в вопросе о бесплатной передаче товаров они выдвигают мнение о безусловной (т. е. вне зависимости от налогового статуса получателя) необходимости отражения доходов по обычным ценам (см. Обобщающую налоговую консультацию № 581 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 58, с. 29). Конечно, с формальной точки зрения такой подход противоречит законодательству, поскольку обычные цены в налоговых целях применяются исключительно тогда, когда на это есть указание НКУ (п. 39.1 НКУ). В то же время не исключаем, что найдутся плательщики, желающие последовать ему: в таком случае, по нашему мнению, доходы от раздачи рекламных товаров лучше всего отразить в строке 02.

* Напоминаем, что неприбыльщики, как правило, являются плательщиками налога на прибыль на общих основаниях.

Расходы. В соответствии со ст. 1 Закона о рекламе рекламой считается информация о лице или товаре (при этом под товарами в этом Законе понимаются в том числе работы и услуги), распространенная в любой форме и любым способом с целью сформировать или поддержать осведомленность и интерес потребителей рекламы (неопределенного числа лиц, на которых направлена такая реклама). При этом в числе мероприятий рекламного характера эта же статья прямо называет и бесплатное распространение образцов рекламируемых товаров. В связи с этим не остается сомнений в том, что бесплатная рекламная раздача товаров считается рекламой (в зависимости от ее содержания: раздаваемых товаров, прочих товаров налогоплательщика, его самого или торговой марки). Такой подход разделяет и ГНСУ (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2012, № 11, с. 11).

Теперь непосредственно о расходах. Так, согласно абз. «г» п.п. 138.10.3 НКУ расходы на рекламу включены в состав расходов на сбыт. При этом п.п. 140.1.5 НКУ признает их расходами двойного назначения, однако никаких ограничений для их отражения не предусматривает. Таким образом, главным условием для налогового учета таких расходов является их связь с хозяйственной деятельностью. В то же время наличие подобной связи в данном случае очевидно: основным критерием хозяйственной деятельности является ее направленность на получение дохода (п.п. 14.1.36 НКУ), что, в свою очередь, и является целью рекламы. Причем, как мы уже отмечали, в качестве рекламы может выступать и бесплатное распространение товаров, несущих соответствующую рекламную информацию. Таким образом, расходы, понесенные на осуществление данной операции, должны учитываться при исчислении объекта налога на прибыль: в частности, в качестве расходов на сбыт*. Главное при этом — обзавестись необходимым документальным обеспечением (приказ о проведении рекламной раздачи конкретной группы товаров, смета расходов на проведение рекламных раздач, накладные на отпуск раздаваемых товаров, отчеты с результатами рекламной раздачи). Аналогичного подхода в настоящее время придерживаются и налоговики (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2012, № 11, с. 11 и Единую базу налоговых знаний, раздел 110.07.20). Причем, по нашему мнению, в рассмотренном случае речь может идти об учете не только стоимости товаров, но и прочих расходов, связанных с раздачей товаров: например, на транспортировку рекламного товара, аренду мест, с которых будет осуществляться раздача, и т п.

* Если же кого-то смутят предписания п.п. 139.1.1. НКУ, запрещающие формирование налоговых расходов при раздаче подарков, то должны заметить: в данном подпункте для рекламных раздач согласно п.п. 140.1.5 НКУ (т. е. для нашего случая) предусмотрено исключение.

Отражать такие расходы, в свете их принадлежности к прочим, необходимо в периоде их осуществления согласно бухгалтерскому учету (п. 138.5 НКУ), т. е. фактически по дате утверждения отчета с результатами рекламной раздачи. В корреспонденции с бухгалтерским учетом — по дате отнесения стоимости товаров, а также прочих расходов (при наличии) в дебет счета 93 «Расходы на сбыт».

В декларации по налогу на прибыль такие расходы отражаются в строке 06.2. При этом если в их формировании принимали участие единоналожники, то вместе с декларацией необходимо подать приложение ОК .

В качестве итога по вопросу о расходах остановимся еще на нескольких моментах.

Во-первых , до последнего времени в части бесплатной рекламной раздачи можно было говорить лишь об отражении расходов на сбыт. В то же время в одной из последних консультаций налоговики разъяснили, что при бесплатной раздаче в расходах можно учесть себестоимость раздаваемых товаров, работ, услуг (см. Обобщающую налоговую консультацию № 581). В этой связи возникает вопрос о правомерности одновременного отражения себестоимости рекламных товаров и расходов на сбыт. По нашему мнению, препятствий для этого нет, о чем также см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 58, с. 30. Связано это с тем, что при рекламной раздаче товаров плательщик несет соответствующие рекламные расходы и если их не отражать (учитывая в расходах лишь себестоимость), то можно было бы говорить об исчезновении разницы с налоговой точки зрения между раздачей с рекламной целью и бесплатной раздачей без таковой, что не логично. При этом необходимо учитывать, что такую себестоимость получится отразить в периоде раздачи по строке 05.1 декларации лишь при условии увеличения доходов от раздачи рекламных товаров.

Во-вторых , если предметом рекламной раздачи выступает импортированный налогоплательщиком товар, то при определении суммы расходов необходимо учитывать требования п. 153.1 НКУ. В частности, такая сумма определяется в зависимости от первого события:

1) по курсу НБУ на дату приобретения товара — если первым событием было получение товара и он не был оплачен раньше;

2) по курсу НБУ на дату осуществления оплаты — если первым событием было перечисление предоплаты за товар.

 

1.2. Единый налог

Для начала напомним, что единоналожники вправе осуществлять расчеты исключительно в денежной форме. В связи с этим многие задаются вопросом о правомерности осуществления такими лицами бесплатных раздач. Должны заметить, что подобные сомнения беспочвенны: дело в том, что при получении рекламных товаров у лица не возникает каких-либо обязательств перед рекламодателем по их оплате (по сути имеет место заключение договора дарения). Таким образом, при раздаче рекламных товаров условие о расчетах в денежной форме не нарушается (ввиду отсутствия самих расчетов), а значит, единоналожники имеют полное право осуществлять данную операцию.

Теперь о доходах. В соответствии с п.п. 2 п. 292.1 НКУ доходом юрлица-единоналожника является любой доход в денежной, а также материальной или нематериальной формах согласно п. 292.3 НКУ. При этом о денежном доходе при бесплатном распространении рекламных товаров речи не идет. Что касается доходов в материальной и нематериальной формах, то среди них п. 292.3 НКУ называет лишь бесплатно полученные товары (работы, услуги), кредиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности (напоминаем, что с 01.07.2012 г. — лишь для единоналожников 4 группы и 3 группы по ставке 3 %), а также переходной доход для единоналожников 4 группы. Таким образом, можем заключить, что при бесплатных рекламных раздачах товаров юрлицом-единоналожником формальных оснований для отражения дохода нет — вне зависимости от налогового статуса получателей.

 

1.3. НДС

Налоговые обязательства. Операция по бесплатному распространению товаров, с точки зрения п.п. 14.1.191 НКУ, считается поставкой товаров, а потому, если ее место находится на таможенной территории Украины (п. 186.1 НКУ), такая поставка, в общем случае, подпадает под объект обложения НДС* (п.п. «а» п. 185.1 НКУ). Что касается базы налогообложения, то она, как правило, должна соответствовать обычной цене (в том числе при раздаче импортного товара, ввезенного другим лицом). В то же время если плательщик раздает импортированный лично им товар, то база должна определяться исходя из его таможенной стоимости (п. 188.1 НКУ). Кроме того, необходимо также учитывать тот факт, что товар может подпадать под НДС-льготу (например, отечественные печатные периодические издания и книги, кроме изданий эротического характера), в связи с чем при его раздаче НДС-обязательств не будет.

* Заметьте: если бесплатное распространение производит неплательщик НДС, то, по нашему мнению, данная операция не должна участвовать в расчете 300-тысячного объема поставок с целью НДС-регистрации. Связано это с тем, что в процессе такого расчета оснований для применения обычных цен еще нет.

Момент возникновения обязательств по НДС подчиняется общим правилам (п. 187.1 НКУ), в связи с чем им, как правило, будет выступать дата отгрузки товаров. На эту дату распространитель должен составить налоговую накладную**, но с учетом следующего:

1) если товар раздается конечным потребителям (неплательщикам НДС), то, на наш взгляд, составление налоговой накладной должно подчиняться общим правилам (как при поставке неплательщику НДС), с той лишь разницей, что его следует осуществлять не на каждую передачу, а по их итогам за день. В связи с этим плательщик должен составить два комплекта налоговых накладных: на «нулевую» и обычную стоимость (все экземпляры обоих комплектов остаются у плательщика, причем в верхней части «нулевой» накладной проставляется отметка «02», а в верхней части накладной на обычную стоимость — «12»). Об особенностях заполнения реквизитов налоговой накладной см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 35; № 8, с. 10;

2) в прочих ситуациях — в этом случае также составляется два комплекта налоговых накладных: на «нулевую» и обычную стоимость (оба экземпляра накладных комплекта на обычную стоимость плательщик оставляет у себя и проставляет в их верхней части отметку «12»). При этом если получателем товаров является плательщик НДС, то ему выдается экземпляр «нулевой» налоговой накладной. В противном случае (если получатель — неплательщик НДС) оба экземпляра остаются у плательщика, а в их верхней части проставляется отметка «02». Необходимо также учитывать, что в определенных ситуациях «нулевая» налоговая накладная подлежит регистрации в Едином реестре налоговых накладных, в частности: (а) если передается импортный/подакцизный товар, (б) а также, судя по формальному прочтению п.п. «б» п. 201.1 НКУ, в случае ее составления в электронной форме. Кроме того, напоминаем, что с 01.07.2012 г. срок для регистрации налоговых накладных сокращен до 15 календарных дней (причем с этой же даты п. 201.10 НКУ предусматривает возможность выдачи налоговой накладной и до ее регистрации). Подробно о регистрации налоговых накладных см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 40 с учетом новшеств, о которых см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 55. В свою очередь, при заполнении Реестра выданных и полученных налоговых накладных и декларации по НДС каких-либо особенностей нет. В частности, при заполнении декларации поставка отражается в строке 1 с расшифровкой в приложении Д5 (с внесением НДС-обязательств в строку «Інші») или строке 5 с расшифровкой в приложении Д6.

** При этом напоминаем, что с 01.07.2012 г. она может составляться в бумажной или электронной форме (при условии наличия ЭЦП и ее регистрации в Едином реестре налоговых накладных) — на выбор покупателя.

Налоговый кредит. В общем случае плательщик вправе сформировать налоговый кредит при покупке/изготовлении/ввозе товаров (работ, услуг), которые планируется использовать (1) в облагаемых НДС операциях, (2) в пределах хозяйственной деятельности, (3) при наличии корректно заполненной и при необходимости зарегистрированной налоговой накладной (кроме ввоза). При этом изложенная выше информация позволяет говорить о соответствии рекламной раздачи товаров условию о «хозяйственности» (поскольку в конечном счете реклама осуществляется с целью получения доходов). Что касается условия об «облагаемости НДС», то, судя по всему, с целью его соблюдения облагаться НДС должна именно рекламируемая деятельность. В противном случае: если, например, рекламируемая деятельность подпадает под НДС-льготу (к примеру, продажа книг отечественного производства), в то время как рекламируется она распространением ручек (облагаемая НДС поставка), права на налоговый кредит в части стоимости таких ручек у плательщика не будет: в таком случае «входной» НДС направится в расходы согласно п.п. 139.1.6 НКУ.

Несмотря на представленные аргументы, налоговики выдвигали по этому вопросу фискальное мнение, основываясь на том, что рекламное распространение товаров якобы не связано с хозяйственной деятельностью (см. Единую базу налоговых знаний, раздел 130.18). Надеемся, в скором времени они изменят свой подход, особенно учитывая то, что в части налога на прибыль ГНСУ признает бесплатное распространение товаров (причем не только рекламное) хозяйственной деятельностью. В то же время, пока этого не случится, убедить налоговиков в правомерности увеличения налогового кредита помогут судебные органы. При этом последние, судя по их решениям в части рекламных материалов (см. об этом далее), готовы принимать в данном вопросе сторону налогоплательщиков.

Таким образом, до изменения позиции ГНСУ налоговый кредит по рассматриваемой операции стоит отражать лишь тем, кто готов отстаивать свои интересы в судах. В свою очередь, более осторожным лучше прислушаться к мнению контролеров. Причем, если товар изначально покупался/изготавливался не для рекламного распространения и «входной» НДС был поставлен в налоговый кредит, то на дату фактической раздачи осторожный плательщик должен составить сам себе налоговую накладную (в ее верхней части проставляется отметка «13») и начислить налоговые обязательства исходя из цены приобретения товара (п. 189.1 и п.п. «г» п. 198.5 НКУ).

 

1.4. НДФЛ

Вопрос об определении последствий по НДФЛ возникает лишь тогда, когда получателями раздач рекламных товаров выступают конечные потребители. При этом в таких случаях товары, как правило, распространяются среди неопределенного числа лиц, что всецело соответствует абз. 18 ст. 1 Закона о рекламе. Учитывая данный факт, специалисты ГНСУ в своей консультации в Единой базе налоговых знаний (раздел 160.24) указывают на то, что стоимость рекламного товара не рассматривается в качестве дохода физических лиц — потребителей рекламных мероприятий и, соответственно, не является объектом обложения НДФЛ. Аналогичные разъяснения предоставлены в консультации в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2011, № 17-18, с. 5. Мы, в свою очередь, полностью с такой позицией согласны.

Итак, если идентифицировать получателей рекламных товаров, розданных в ходе проведения рекламной акции, не представляется возможным, то вопроса с НФДЛ нет. Учитывая, что дохода у потребителей рекламы не возникает, предприятие, проводящее рекламную акцию, не должно в данном случае выполнять обязанности налогового агента, в частности заполнять Налоговый расчет по форме № 1ДФ.

В то же время: если по условиям проведения рекламной акции при раздаче рекламных товаров происходит персонификация получателей, то у таких получателей возникает доход. В данном случае можно воспользоваться положениями п.п. 165.1.39 НКУ, согласно которым не включается в налогооблагаемый доход налогоплательщика стоимость подарков в натуральной форме, если их стоимость не превышает 50 % одной минимальной заработной платы, установленной на 1 января налогового года (в расчете на месяц). В 2012 году размер необлагаемого неденежного подарка составляет 536,50 грн. Если стоимость рекламных товаров не превышает указанный предел, предприятие, которое проводит рекламную акцию, обязано выполнить функции налогового агента в части заполнения Налогового расчета по форме № 1ДФ, отразив такой доход с признаком «160». Для этого от получателей рекламных товаров необходимо получить копию карточки плательщика налогов, в которой указан регистрационный номер учетной карточки (справки о присвоении идентификационного номера), или копию паспорта (для физических лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и имеют соответствующую отметку в паспорте). Конечно, сбор указанных документов довольно трудоемкий процесс, но если рекламная раздача будет оформлена таким образом, что получателей возможно персонифицировать, от него никуда не деться.

В случае если и получателей рекламных товаров возможно идентифицировать, и стоимость раздаваемого рекламного товара превышает 50 % минзарплаты, установленной на 1 января, то у физлиц-получателей возникает налогооблагаемый доход в сумме превышения. Такой доход облагается по ставкам, установленным п. 167.1 НКУ (15 % и 17 %). При определении базы налогообложения необходимо применять натуральный коэффициент, предусмотренный п. 164.5 НКУ. В связи с тем, что доход в рассматриваемой ситуации предоставляется физическим лицам в натуральной форме, НДФЛ следует уплатить в течение банковского дня, следующего за днем его начисления (предоставления) (п.п. 168.1.4 НКУ). В Налоговом расчете по форме № 1ДФ необлагаемую часть дохода необходимо отразить с признаком «160», облагаемую — с признаком «126» как доход в виде дополнительного блага.

Все функции налогового агента обязано выполнить предприятие — распространитель товаров.

Кроме того, напоминаем: если при раздаче рекламных товаров принято решение идентифицировать их получателей, то полученная информация при определенных условиях может считаться базой персональных данных. Подробнее об этом см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 48.

 

Таблица 1

Налоговый и бухгалтерский учет операции
по самостоятельному рекламному распространению товаров

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма,
грн.

Бухгалтерский учет

Налоговый учет (налог на прибыль)

Дт

Кт

доходы

расходы

1

Произведена предоплата изготовителю рекламного товара

12000

371

311

2

Отражен налоговый кредит по НДС

2000*

641

644

3

Получен рекламный товар от изготовителя

10000

28

631

4

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита

2000

644

631

5

Произведен зачет задолженностей

12000

631

371

6

Отражена бесплатная раздача рекламного товара (конечным потребителям без идентификации)

10000

93

28

10000
(обычная цена)

10000**

7

Начислены налоговые обязательства по НДС

2000

93

641

*В то же время налоговики выступали против отражения налогового кредита при покупке/изготовлении товаров, раздаваемых в дальнейшем в рекламных целях.
**Если следовать мнению, предложенному в Обобщающей налоговой консультации № 581, то в расходы должна попасть еще и себестоимость розданных товаров: в таком случае общая сумма расходов будет составлять 20000 грн.

 

2. Раздача рекламных материалов, не имеющих ценности

Как несложно догадаться, в этом разделе речь пойдет о раздаче рекламных материалов, не имеющих ценности (буклетов, листовок, визиток, плакатов и т. п.). При этом их общей и главной чертой является то, что они не имеют никакой материальной ценности (не являются активом), а потому не могут быть признаны товаром с точки зрения п.п. 14.1.244 НКУ.

 

2.1. Налог на прибыль

Доходы. По нашему мнению, ввиду того, что рассматриваемые рекламные материалы не являются товаром с точки зрения НКУ, то при их распространении доход не нужно отражать вне зависимости от налогового статуса получателя. С таким подходом в докодексные времена соглашались и налоговики (см. письмо ГНАУ от 03.06.2002 г. № 3428/6/15-1215-26). В то же время, учитывая их разъяснения в части НДС, не исключено, что в настоящее время их подход будет фискальным.

Расходы . Стоимость рекламных материалов, а также прочие расходы, связанные с их распространением, могут быть отражены в составе расходов на сбыт. Порядок их учета аналогичен тому, который был представлен выше.

 

2.2. Единый налог

Последствий по единому налогу у распространителя рекламных материалов не возникает.

 

2.3. НДС

Налоговые обязательства. По нашему мнению, при раздаче рекламных материалов, не имеющих ценности, обязательства по НДС отражать не нужно. Данный вывод обусловлен тем, что такие материалы не подпадают под определение товара, в то время как объектом обложения НДС является именно поставка товаров (п.п. 14.1.191 НКУ). В то же время налоговики, учитывая их разъяснения* (см. Единую базу налоговых знаний, 130.05), вероятнее всего, будут выдвигать фискальное мнение. Что касается судов, то их последние решения по данному вопросу (правда, относительно докодексного периода) принимались в пользу плательщиков (см. определение ВАСУ от 23.03.2011 г. по делу № К-21629/07).

* Несмотря на то что указанная консультация действовала лишь до 06.08.2011 г., сомнительно, чтобы ГНСУ изменила свой подход.

Для тех же, кто решит не рисковать и примет позицию ГНСУ, отметим, что в таком случае порядок налогообложения аналогичен приведенному выше в части рекламной раздачи товаров.

Налоговый кредит . Отражение налогового кредита, по нашему мнению, подчинено тем же правилам, что и при раздаче рекламных товаров. Одновременно с этим возникают и проблемы с фискальным подходом налоговиков. В то же время суды, судя по последним решениям (правда, относительно докодексного периода), занимают в этом вопросе сторону налогоплательщиков и признают правомерность отражения налогового кредита (см. определение ВАСУ от 19.01.2012 г. по делу № К-20305/08-С). Надеемся, что в скором времени налоговики изменят свое фискальное мнение по этому вопросу.

 

2.4. НДФЛ

Как уже отмечалось, рекламные материалы не являются товарами в понимании НКУ. Единственная цель их раздачи заключается в рекламе предприятий и их продукции. Таким образом, рекламные материалы не представляют никакой материальной ценности для их получателей, а потому не могут расцениваться как доход физических лиц. А раз нет дохода, то и вопрос с НДФЛ не возникает.

 

Таблица 2

Налоговый и бухгалтерский учет операции
по самостоятельному распространению
рекламных материалов (листовок)

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма,
грн.

Бухгалтерский учет

Налоговый учет (налог на прибыль)

Дт

Кт

доходы

расходы

1

Произведена предоплата изготовителю рекламных листовок

6000

371

311

2

Отражен налоговый кредит по НДС

1000*

641

644

3

Получены листовки от изготовителя

5000

209

631

4

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита

1000

644

631

5

Произведен зачет задолженностей

6000

631

371

6

Выданы листовки ответственному лицу

5000

209-1

209

7

Утвержден отчет ответственного лица о раздаче листовок

5000**

93

209-1

5000

*В то же время налоговики выступали против отражения налогового кредита в подобных ситуациях.
**При этом налоговики при распространении рекламных материалов настаивали на отражении обязательств по НДС.

 

Таблица 3

Налоговый учет самостоятельного распространения рекламных товаров
и рекламных материалов, не имеющих ценности

Самостоятельное распространение

Х

Товары

Рекламные материалы, не имеющие ценности

1

2

3

Налог на прибыль

 

Доходы

Согласно НКУ

Согласно Обобщающей налоговой консультации № 581

Отражать не нужно

1) отражаются по обычным ценам, если получателями выступают неплательщики налога на прибыль по строке 03.28 приложения ІД;
2) не отражаются при раздачах плательщикам налога на прибыль по той же ставке, что и распространитель

Отражаются всегда по обычным ценам (причем в таком случае их логичнее указывать в строке 02 декларации)

Расходы

Стоимость рекламных товаров и прочих расходов, связанных с их распространением, отражается в составе расходов на сбыт, в периоде передачи товаров, по строке 06.2 декларации

Себестоимость рекламных товаров учитывается в расходах по строке 05.1 декларации в периоде отражения доходов от раздачи. При этом, по нашему мнению, плательщик также вправе увеличить расходы на сбыт по строке 06.2 декларации

Стоимость рекламных материалов и прочих расходов, связанных с их распространением, отражается в составе расходов на сбыт (в периоде передачи материалов, по строке 06.2 декларации)

Единый налог

Доходы не отражаются

Доходы не отражаются

НДС

Налоговые обязательства

1) если товар не подпадает под НДС-льготу — отражаются исходя из обычной стоимости, а в некоторых случаях — таможенной, в периоде фактической передачи товаров, в общем случае, по строке 1 декларации;
2) если товар подпадает под НДС-льготу — налоговые обязательства не отражаются. В то же время в декларации такая поставка должна быть указана в строке 5

Отражать не нужно

Налоговый кредит

Отражается при соблюдении общих требований к формированию налогового кредита (в том числе при условии рекламирования облагаемой деятельности), в общем случае по строке 10.1 декларации. В то же время в Единой базе налоговых знаний содержится негативное разъяснение

НДФЛ

1) если получатели не идентифицируются, то последствий по НДФЛ не возникает (налоговики согласны);
2) если получатели идентифицируются, но стоимость рекламного товара не превышает 50 % минимальной заработной платы на 1 января (в расчете на месяц) — налогооблагаемого дохода не возникает, но рекламодатель обязан подать Налоговый расчет по форме № 1 ДФ, отразив доход с признаком «160»;
3) если получатели идентифицируются и стоимость рекламного товара превышает 50 % минимальной заработной платы на 1 января (в расчете на месяц) — налогооблагаемый доход возникает в сумме превышения (при этом сумму НДФЛ следует уплатить в течение следующего банковского дня). В Налоговом расчете по форме № 1ДФ необлагаемая часть дохода отражается с признаком «160», а облагаемая — с признаком «126»

Раздача рекламных материалов, не имеющих ценности, не приводит к налоговым последствиям по НДФЛ

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше