Темы статей
Выбрать темы

Скидки в рамках рекламной акции

Редакция НиБУ
Статья

Скидки в рамках рекламной акции

 

 

Практически все предприятия, заинтересованные в увеличении объемов продаж своей продукции (товаров, работ, услуг), привлечении новых покупателей и поощрении постоянных клиентов, используют такой распространенный и эффективный механизм, как скидки. При этом немалой популярностью как среди продавцов, так и среди покупателей, пользуются скидки в рамках рекламных акций. О порядке отражения этого вида скидок в учете предприятия и поговорим в данной статье.

Наталья БЕЛОВА, Екатерина СКРИПКИНА, экономисты-аналитики Издательского дома «Фактор»

 

Скидка как элемент маркетинговой политики предприятия

Под скидкой понимается временное снижение цены товара, предоставляемое покупателям (потребителям) (ст. 1 Закона о рекламе).

Основная цель предоставления предприятием скидок — это, как правило, формирование устойчивого спроса на определенный товар или услугу, расширение своего влияния на рынке товаров/услуг, обеспечение степени «привязанности» покупателя к торговой организации, желание в короткие сроки избавиться от товара или продукции, не пользующихся достаточным спросом, и т. п. То есть предоставление скидок покупателям фактически является маркетинговым мероприятием.

Чаще всего покупатели встречаются с такими видами скидок:

рекламные скидки. Они предоставляются всем покупателям, информацию о них обычно можно найти в витринах и торговых залах магазинов, в печатных СМИ, в Интернете, она может звучать по радио и с телеэкранов, размещена в транспорте. Примером данного вида скидок могут быть скидки при открытии нового магазина, на новую услугу, акция «Счастливый час» (применяется в определенный промежуток времени) и т. п.;

дисконтные скидки. Ими могут пользоваться покупатели, совершающие покупки в определенном магазине или приобретающие товары одной торговой марки. Дисконтную пластиковую карточку можно получить бесплатно при проведении какой-либо рекламной кампании, а иногда ее дарят при первой покупке, привлекая таким образом покупателя в ряды постоянных клиентов. Такие скидки могут быть фиксированными (с четко установленным размером скидки в процентном выражении) или накопительными (размер скидки определяется общей суммой уплаченных денег или количеством покупок за определенный период — чем больше покупок сделает покупатель, тем выше будет скидка на карточке). Данная программа может предлагать покупателям, например, накопление при совершении покупок «призовых баллов», дающих право на подарки, статус VIP-клиента и т. п. Фактически этот вид скидки применяют для удержания покупателей;

прогрессивные скидки. Они предоставляются при одновременной покупке нескольких единиц товара — чем большее количество единиц товара приобретает покупатель, тем выше скидка и соответственно ниже цена. Применяются для увеличения среднего чека на одного покупателя;

кросс-продажи (или перекрестные продажи). Перекрестные продажи — это продажи смежных товаров и/или услуг, т. е. когда покупателю, приобретающему какой-либо продукт, предлагается купить также и другие продукты, дополняющие первый, с существенной скидкой. Например, покупатель интернет-магазина сразу же после добавления в свою виртуальную «корзину» фотоаппарата получает предложение купить карту памяти для него со скидкой 10 %. Другой пример — при покупке автомобиля покупателю предлагают приобрести полис КАСКО всего за 1 грн.;

сезонные скидки и распродажи. Эти скидки и распродажи обычно начинаются в конце сезона. Так, в конце лета покупателю предоставляется возможность приобрести по сниженным ценам товары летнего ассортимента (например, кондиционеры, велосипеды, солнцезащитные очки и т. д.), а в конце зимы — соответственно товары зимнего ассортимента (например, меховые изделия, обогреватели, лыжи и т. д.). Сезонные скидки могут предоставляться и в начале сезона (например, магазин для привлечения клиентов объявляет о предоставлении скидок на некоторые товары сезонного ассортимента, но при этом увеличивает цену на сопутствующие товары);

праздничные скидки и скидки выходного дня. Они предоставляются в основном в преддверии праздников (на Новый год и Рождество, День Св. Валентина, 8 Марта, Пасху, 1 сентября и т. д.), в выходные дни, а также в связи с празднованием знаменательной для продавца даты, например, юбилеем открытия магазина;

скидки на товары, пользующиеся наименьшим спросом или представленные в нескольких оставшихся размерах (например, последняя пара обуви, краска для волос неходовых оттенков
и т. д.);

дилерские скидки. Это скидки, которые обычно предоставляются производителями своим постоянным посредникам по сбыту либо партнерам или представителям компаний, в том числе и зарубежным, и т. д.

Для привлечения внимания покупателей к своему товару и стимулирования постоянных клиентов продавцы используют такие варианты:

— предоставление скидок в момент продажи товара. При таком варианте покупатель получает скидку сразу, например, по дисконтной пластиковой карточке, по флаеру или в результате моментального розыгрыша размера скидки с помощью лототрона;

— предоставление скидок после продажи товара. Типичным примером таких скидок являются скидки «сконто» — скидки за оплату ранее установленного срока. Эти скидки характерны для оптовых продавцов, но в отдельных случаях их применяют и в розничной торговле, например, при продаже товара с отсрочкой платежа.

Принимая решение о проведении любого маркетингового мероприятия, предприятие должно позаботиться о его грамотном документальном оформлении. Ведь именно от этого будет зависеть дальнейший учет такого мероприятия.

 

Документальное оформление предоставления скидок

Основными документами, определяющими порядок предоставления скидок предприятиями торговли и сферы услуг, являются, как правило, положение о скидках или положение о маркетинговой политике предприятия. Именно в этих документах обосновываются размер применяемых предприятием скидок, их виды, условия предоставления, а также экономическая значимость и эффективность проводимых маркетинговых и рекламных мероприятий и акций. В них же могут быть перечислены лица, ответственные за предоставление скидок, а также структурные подразделения предприятия, принимающие участие в их предоставлении (проведении).

Наличие положения о скидках или положения о маркетинговой политике предприятия особенно актуально для предприятий, на которых разработана постоянно действующая система скидок. Если же скидки покупателям предоставляются время от времени, а система их предоставления не унифицирована, решение о предоставлении скидки или проведении распродажи можно оформить приказом руководителя о проведении рекламной акции. В таком приказе целесообразно указать:

— цель проводимого мероприятия;

— перечень товаров, участвующих в акции;

— период предоставления скидок;

— размер скидок (в фиксированной сумме или в процентах), условия их предоставления и т. п.

Приведем образец приказа о предоставлении скидок.

 

Общество с ограниченной ответственностью

«Виват»

ПРИКАЗ

06.07.2012

г. Донецк

№ 238/12

О проведении рекламной акции

с предоставлением скидок

в связи с празднованием юбилея

открытия магазина

В рамках маркетинговой политики предприятия с целью повышения спроса на реализуемые товары

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. На период с 09.07.2012 г. по 15.07.2012 г. снизить цены на весь товар, продаваемый в магазине.

2. Скидки предоставлять по приведенной схеме:

— на период с 09.07.2012 г. по 11.07.2012 г. — в размере 10 %;

— на период с 12.07.2012 г. по 15.07.2012 г. — в размере 5 %.

3. С 16.07.2012 г. на товары, указанные в п. 1 данного приказа, ввести цены, действовавшие до начала проведения акции.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника отдела сбыта Турченко С. И.

Директор

Стороженко

Стороженко В. П.

С приказом ознакомлен:

   

Начальник отдела сбыта

Турченко

Турченко С. И.

06.07.2012

   

 

Объявление о рекламной акции (скидках) и условиях ее проведения имеет смысл разместить на видном месте (в торговом зале, на входе или в витрине магазина), в СМИ (причем в тех, которые являются доступными широкому кругу потенциальных потребителей в соответствующем регионе) или в Интернете. Таким образом будет выполнено требование ч. 6 ст. 15 Закона о защите прав потребителей, т. е. необходимая информация о продукции будет считаться доведенной до сведения покупателя.

По итогам акции целесообразно составить отчет, свидетельствующий о том, что в результате проведения данного мероприятия увеличились объемы реализации, расширился круг потребителей и предприятие в итоге получило дополнительную прибыль.

Указанные действия дадут возможность предприятию, во-первых, отстоять связь проводимого мероприятия с хозяйственной деятельностью (что очень важно для налогового учета), а во-вторых, подтвердить обычность акционной (т. е. более низкой) цены товара.

 

Обычные цены при предоставлении скидок

Напомним, что согласно пп. 153.2.1, 153.2.3 НКУ доход от продажи товаров (выполнения работ, предоставления услуг) связанным лицам, неплательщикам налога на прибыль (в том числе физлицам и нерезидентам) или нестандартным его плательщикам определяется в соответствии с договорными ценами, но не ниже обычных цен на такие товары, работы, услуги, действовавшие на дату такой продажи, если договорная цена на эти товары (работы, услуги) отличается более чем на 20 % от обычной цены на них.

Обычноценовое условие установлено и в отношении НДС. Так, в соответствии с п. 188.1 НКУ база налогообложения операций по поставке товаров/услуг (в том числе лицам, не зарегистрированным плательщиками НДС) определяется исходя из договорной (контрактной) стоимости, но не ниже обычных цен (20 % обычноценового коридора здесь нет).

Поэтому для продавца, решившего провести акцию по продаже товара со скидкой, в целях налогообложения важно доказать, что продажная цена со скидкой как раз и является той обычной ценой, исходя из которой должны начисляться «налоговый» доход и налоговые обязательства по НДС.

Под обычной ценой п.п. 14.1.71 НКУ понимает цену товаров (работ, услуг), определенную сторонами договора, если иное не установлено НКУ. И если не доказано обратное, считается, что такая обычная цена соответствует уровню рыночных цен.

Методы определения и порядок использования обычной цены применяются по правилам, установленным в п. 1.20 Закона о налоге на прибыль (эта норма Закона о налоге на прибыль продолжает действовать до 01.01.2013 г.).

Порядок определения обычной цены описан в п.п. 1.20.2 Закона о налоге на прибыль. Так, в соответствии с этим подпунктом при определении обычной цены учитываются, в частности, обычные при заключении соглашений между несвязанными лицами надбавки или скидки в цене. В частности, учитываются скидки, связанные с сезонными и другими колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги), потерей товарами качества или других свойств, окончанием (приближением даты окончания) срока хранения (годности, реализации), сбытом неликвидных или низколиквидных товаров, маркетинговой политикой, в том числе при продвижении товаров (работ, услуг) на рынки, предоставлением образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

Из изложенного следует, что для подтверждения обычности цены необходимо, чтобы и предоставляемая скидка была обычной. В связи с этим основным правилом, подтверждающим «обычность» скидок, является неизбирательность в их предоставлении, т. е. право на получение скидки должны иметь все покупатели при одинаковых условиях продажи товара. В таком случае продажная цена со скидкой, по которой товар реализуется покупателям, и будет являться обычной ценой, исходя из которой продавец отразит доход и налоговые обязательства по НДС.

Когда речь идет о рознице, подтвердить обычность цены со скидкой поможет и п.п. 1.20.3 Закона о налоге на прибыль, предусматривающий, что для товаров (работ, услуг), продаваемых путем публичного объявления условий их продажи, обычной признается цена, содержащаяся в таком публичном объявлении. Хотя в законодательстве расшифровка понятия «публичное объявление» не приведена, близкое к нему понятие «публичный договор» содержится в ст. 633 ГКУ. Так, под публичным договором понимается договор, в котором одна сторона берет на себя обязанность осуществлять продажу товаров каждому, кто к ней обратится. При этом условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей. Из этого следует, что публичное объявление условий продажи — это объявление, предназначенное для неопределенного круга лиц (т. е. для всех покупателей).

То есть информацию о предстоящих скидках, доведенную до покупателей путем размещения объявлений в местах продажи товаров, в торговом зале магазина, в прессе, на телевидении, в Интернете, в транспорте, в распространяемых листовках и флаерах вполне можно считать публичным объявлением условий продажи акционного товара, работ, услуг (ведь оно обращено ко всем покупателям и устанавливает для них одинаковые условия продажи). В свою очередь, скидки, указанные в таких объявлениях, на основании п.п. 1.20.3 Закона о налоге на прибыль и будут считаться обычными, а цены товаров (работ, услуг) с учетом скидок — обычными ценами. Такого же мнения придерживаются и сотрудники налогового ведомства (см. консультацию, размещенную в разделе 110.06.05 ЕБНЗ).

Если, например, акционный товар (работы, услуги) реализуется по одинаковой для всех покупателей цене, то такая цена в целях налогообложения и будет считаться обычной. Иначе говоря, для доказательства обычности цены важен неизбирательный подход в предоставлении скидок . Кстати, налоговики в консультации, размещенной в том же разделе 110.06.05 ЕБНЗ, соглашаются с тем, что предприятие, которое проводит распродажу товаров по сниженным ценам потребителям (физическим лицам), при определении объекта обложения налогом на прибыль учитывает доход от реализации исходя из фактической цены товаров (с учетом предоставленной скидки).

Таким образом, если предприятие проводит рекламную кампанию по какому-либо из следующих сценариев:

— при покупке определенного товара за полную стоимость каждому покупателю предоставляется возможность купить другой (конкретно указывается, какой именно) товар за 1 грн. (1 коп.);

— при приобретении товаров с такого-то по такое-то число (или с такого-то по такое-то время) предоставляется скидка n %;

— все покупатели, совершившие покупку произвольного набора товаров на сумму свыше Х грн., получают право на скидку в размере n %;

— всем желающим предоставляется возможность приобретения двух единиц определенного товара по цене одной (что равносильно скидке на каждую единицу 50 %) и т. п.,

то рекламная скидка до фактической цены продажи (в том числе и до 1 грн. или 1 коп.) является обычной скидкой, а следовательно, цена товара за вычетом такой скидки является обычной ценой.

Однако учтите: для импортеров при продаже ввезенных ими товаров обычной ценой для целей определения базы обложения НДС будет цена не ниже таможенной стоимости таких товаров (см. п. 188.1 НКУ).

А можно ли говорить о неизбирательности скидок в ситуации, когда они предоставляются, например, только каждому n-му покупателю? На первый взгляд, в этом случае значительная часть покупателей ограничена в доступе к скидкам, возможность же воспользоваться ими предоставлена лишь избранному кругу лиц (т. е. вроде бы определенный контингент покупателей имеет преимущества перед остальными покупателями, например, каждый пятый перед четырьмя предыдущими). Однако, по нашему мнению, никакой избирательности здесь нет, поскольку и при таких обстоятельствах любой из покупателей, зашедший случайно в магазин, может оказаться в числе тех, кому улыбнется удача в виде скидки, а значит, все покупатели изначально находятся в равных условиях.

Другое дело, если скидки предоставляются лишь конкретным покупателям, например, директору предприятия и/или членам его семьи. Здесь уже явно прослеживается преимущество таких покупателей перед остальными потребителями, т. е. в этом случае налицо избирательный характер скидок, а значит, цены для таких покупателей, сформированные за вычетом скидки, уже никак нельзя назвать обычными.

Теперь выясним, какими будут налоговые и бухгалтерские последствия при продаже товаров (работ, услуг) со скидкой.

 

Учет скидок, предоставляемых в момент продажи товара

Налог на прибыль. В момент перехода к покупателю права собственности на товар или в момент составления документа, подтверждающего факт выполнения работ (предоставления услуг), продавец, исходя из обычной (продажной) цены на этот товар (работы, услуги), отражает у себя доход по общеустановленным правилам (п.п. 135.4.1, п. 137.1 НКУ).

Одновременно с признанием дохода отражаются расходы, сформировавшие себестоимость реализованных акционных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, за исключением нераспределенных постоянных общепроизводственных расходов, которые включаются в состав себестоимости реализованной продукции в периоде их возникновения (п. 138.4 НКУ).

НДС. В порядке, оговоренном в п. 187.1 НКУ, продавец при поставке акционного товара/услуг должен начислить налоговые обязательства по НДС исходя из продажной цены с учетом скидки (которая и будет считаться обычной) на дату первого из событий:

— либо на дату поступления от покупателя средств на текущий счет или в кассу в оплату такого товара/услуги,

— либо на дату отгрузки товара покупателю, а для услуг — на дату оформления документа, подтверждающего факт поставки услуг.

Корректировка ранее отраженного налогового кредита по НДС по таким товарам/услугам пропорционально сумме скидки не осуществляется, ведь основное «налогово-кредитное» правило выполняется — товары/услуги использованы в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности предприятия.

Если же происходит так, что продажная цена товара/услуги с учетом скидки не может считаться обычной (например, в ситуации, когда скидка носит избирательный характер) и при этом договорная цена оказывается меньше обычной цены, доход и налоговые обязательства по НДС продавец определяет исходя из обычных цен на такие товары/услуги (см. консультацию налоговиков, размещенную в разделе 130.21 ЕБНЗ).

Обратите внимание: в форме налоговой накладной, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 01.11.2011 г. № 1379, отсутствует строка, в которой можно было бы указать общую сумму скидки, предоставляемой на всю стоимость поставки товара (услуги). Поэтому продавец должен учесть сумму скидки в цене поставляемого товара (услуги) по каждому наименованию такого товара (услуги), т. е. в графу 7 «Ціна постачання одиниці товару/послуги без врахування ПДВ» налоговой накладной цена единицы товара записывается уже с учетом скидки. При этом достаточно часто могут встречаться ситуации, когда скидка предоставляется не к единице товара, а к партии определенного объема (причем скидка применяется к определенной части товара). В таком случае цену единицы товара придется пересчитать и отразить с учетом скидки.

НДФЛ. В соответствии с п.п. «е». п.п. 164.2.17 НКУ в налогооблагаемый доход физического лица включаются суммы скидки обычной цены (стоимости) товаров (работ, услуг), индивидуально предназначенной для такого плательщика налога.

Напомним, что до 01.01.2013 г. при определении обычной цены следует руководствоваться п. 1.20 Закона о налоге на прибыль, а после указанной даты — ст. 39 НКУ.

Итак, для целей налогообложения имеет значение, является скидка индивидуальной или обычной. Индивидуальная скидка предоставляется избирательно, т. е. предоставляется только отдельным покупателям (например, директору магазина или его близким родственникам). Обычной можно считать скидку, которая применяется в заключенных на момент продажи договорах с идентичными (однородными) товарами (услугами) в сопоставимых условиях, т. е. при предоставлении такой скидки отсутствует избирательный подход.

Если в ходе рекламной акции всем покупателям на равных условиях предоставляется возможность приобрести товар со скидкой, то такая скидка является обычной, и независимо от того, проводится персонификация получателей или нет (как правило, в ней нет необходимости), сумма такой скидки не подлежит обложению НДФЛ.

В случае если скидка предоставляется только отдельному покупателю, т.е. носит индивидуальный характер, то сумма скидки включается в налогооблагаемый доход покупателя. Такой доход облагается по ставкам, установленным п. 167.1 НКУ (15 % и 17 %). При определении базы налогообложения применяется натуральный коэффициент, предусмотренный п. 164.5 НКУ. НДФЛ следует уплатить в течение банковского дня, следующего за днем начисления (предоставления) скидки (п.п. 168.1.4 НКУ).

В Налоговом расчете по форме № 1ДФ налогооблагаемый доход в виде суммы скидки отражается с признаком «126». Для заполнения данного отчета у покупателей, получивших скидку, необходимо взять копию учетной карточки физического лица — плательщика налогов, в которой указан регистрационный номер этой карточки (копию справки о присвоении идентификационного номера) или копию паспорта (для физических лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки физического лица — плательщика налогов и имеют соответствующую отметку в паспорте).

Бухгалтерский учет. В бухгалтерском учете сумма самой скидки, предоставленной в момент продажи, не отражается. То есть на дату отгрузки товаров в учете продавца отражается доход от их реализации уже с учетом скидки (по кредиту субсчета 702 «Доход от реализации товаров»). Одновременно с отражением дохода от реализации происходит списание себестоимости реализованных товаров (дебет субсчета 902 «Себестоимость реализованных товаров»).

Пример 1. Предприятие «Титан» (не импортер) проводит рекламную акцию, в рамках которой каждый покупатель при приобретении одного товара (стиральной машины) стоимостью 3600 грн. (в том числе НДС 20 % — 600 грн.) может приобрести другой товар (упаковку стирального порошка) за 1 грн. (в том числе НДС 20 % — 0,17 грн.).

Себестоимость стиральной машины — 2500 грн., себестоимость упаковки стирального порошка — 10 грн.

Обычно стиральный порошок (вне акции) продается предприятием по цене 15 грн. (в том числе НДС 20 % — 2,50 грн.) за упаковку. Поскольку возможность участвовать в рекламной акции и приобрести при определенных условиях акционный товар (стиральный порошок) за 1 грн. предоставляется каждому покупателю, скидку на этот товар можно считать неизбирательной, а продажную цену (1 грн.) — соответственно обычной ценой.

В налоговом и бухгалтерском учете данные операции отражаются следующими записями:

 

Таблица 1

Порядок учета скидок, предоставленных до продажи товара (ситуация 1)

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

2

3

4

5

6

7

1

Отгружена покупателю стиральная машина, отражен доход от ее реализации

361

702

3600

3000

2

Отражены налоговые обязательства по НДС в составе стоимости реализованной стиральной машины

702

641/НДС

600

3

Списана себестоимость реализованной стиральной машины

902

281

2500

2500

4

Отгружена покупателю упаковка стирального порошка, отражен доход от его реализации

361

702

1

0,83*

10

5

Отражены налоговые обязательства по НДС в составе стоимости реализованной упаковки стирального порошка

702

641/НДС

0,17*

* Если бы не было оснований считать продажную цену товара на уровне 1 грн. обычной ценой (например, скидка была бы неизбирательной), доход и налоговые обязательства по НДС в таком случае необходимо было бы отражать исходя из цены, равной 12,50 грн.

6

Списана себестоимость реализованной упаковки стирального порошка

902

281

10

7

Получены в кассу денежные средства в оплату отгруженных товаров (3600 грн. + 1 грн.)

301

361

3601

8

Отнесены на финансовый результат:

— доход от реализации товаров (3000 грн. + 0,83 грн.)

702

791

3000,83

— себестоимость реализованных товаров (2500 грн. + 10 грн.)

791

902

2510

 

Заметим, что учет предоставления скидок в розничной торговле имеет свои особенности, которые связаны с расчетом суммы наценок, приходящихся на реализованный товар, и себестоимости реализованного товара. Эти особенности вызваны тем, что при передаче товаров в розницу на них начисляется определенный размер торговой наценки, но реально товары продаются по меньшей стоимости, т. е. реализуется не вся начисленная торговая наценка. Данное обстоятельство требует устранить влияние суммы скидки на указанные показатели.

Пример 2. Магазин «Водолей» проводит рекламную акцию, в ходе которой с 5 по 25 июля 2012 года всем покупателям предоставляется скидка в размере 20 % на фильтры для воды производства ООО «Стандарт» (Украина).

Остатки товара на начало месяца составили 150000 грн. по розничным ценам (Дт 282 «Товары в торговле»). Торговая наценка в остатках товаров (Кт 285 «Торговая наценка») — 34500 грн.

В течение июля 2012 года магазин приобрел товар на сумму 48000 грн. (в том числе НДС 20 % — 8000 грн.). Продажная стоимость приобретенного товара — 52000 грн.

Стоимость реализованного товара по розничным ценам (без учета скидки) — 96000 грн., в том числе стоимость фильтров для воды, проданных с 5 по 25 июля, — 36000 грн. Скидка составила 7200 грн.

В кассу поступила выручка в сумме 88800 грн. (96000 грн. - 7200 грн.).

В налоговом и бухгалтерском учете данные операции отражаются следующими записями:

 

Таблица 2

Порядок учета скидок, предоставленных до продажи товара (ситуация 2)

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

Остаток товаров на начало месяца:

1

— продажная стоимость

282

150000

— торговая наценка

285

34500

Приобретение товаров

1

Оприходованы товары

281

631

40000

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе стоимости товаров

641/НДС

631

8000

3

Оплачены полученные товары

631

311

48000

4

Товары переданы в розницу

282

281

40000

5

Начислена торговая наценка

282

285

12000

Реализация товаров

1

Отражен доход от реализации товаров (с учетом скидки)

301

702

88800

74000

73901

2

Отражены налоговые обязательства по НДС в составе стоимости товаров

702

641/НДС

14800

3

Отражена торговая скидка

285

282

7200

4

Списана сумма реализованной торговой наценки

285

282

14899*

* Сумма торговой наценки, относящейся к реализованным товарам, рассчитывается следующим образом:
1) определяется средний процент торговой наценки: [(34500 грн. + 12000 грн.) : (150000 грн. + 52000 грн.)
х 100 % = 23,02 %];
2) определяется сумма реализованной торговой наценки: [(88800 грн. + 7200 грн.)
х 23,02 % : 100 % = 22099 грн.].
Поскольку сумма скидки уже отражена в строке 3 этой части таблицы, в строку 4 записывается разница: (22099 грн. - 7200 грн. = 14899 грн.).

5

Отражена себестоимость реализованных товаров

902

282

73901*

* Себестоимость реализованных товаров определяется как разница между продажной стоимостью реализованных товаров (без учета скидки) и торговой наценкой, относящейся к реализованным товарам: [96000 - 22099 = 73901 (грн.)].

6

Отнесены на финансовый результат:

— доход от реализации товаров

702

791

74000

— себестоимость реализованных товаров

791

902

73901

 

Скидки и РРО

Существует несколько способов программирования регистраторов расчетных операций (РРО) в случае предоставления предприятием скидок на тот или иной товар. И здесь все зависит от вида скидки.

Если количество реализуемых товаров незначительное, то можно каждое наименование товара запрограммировать несколько раз по разным ценам с разными кодами. При этом в наименовании товара можно предусмотреть признак скидки.

Однако более удобный способ в этом случае — ввод скидки непосредственно перед продажей товара. Такая возможность предоставляется практически всеми моделями РРО, при этом скидки могут начисляться не только в процентах, но и в фиксированных суммах, и к тому же они могут устанавливаться на артикул, определенную сумму, отдел, период времени и т. д. Данный способ допускает три разных варианта программирования:

первый вариант предполагает программирование РРО таким образом, что скидка будет применяться ко всей сумме покупки. Это возможно только в случае, если абсолютно на все товары, представленные в торговом зале, распространяется скидка в одном и том же размере;

второй вариант используется, если предприятие применяет несколько дисконтных программ, охватывающих различные категории покупателей. Подтверждением принадлежности конкретного покупателя к той или иной категории (например, «бизнес», «элит», «голд», «VIP» и т. п.) может служить дисконтная карточка, дающая право на фиксированный размер скидки. Тогда РРО программируют так, чтобы одна из нескольких возможных скидок автоматически применялась ко всем товарам, приобретенным участником определенной дисконтной программы;

— третий вариант заключается в занесении скидки в РРО только на определенный товар или перечень товаров (например, скоропортящихся, с истекающим сроком реализации и т. п.). Тогда чем ближе конечная дата реализации, тем большую скидку сможет применить кассир к такому товару. При этом в чеке будет указана полная стоимость такого товара, сумма скидки на него (в процентном и/или денежном выражении) и окончательная цена с учетом скидки. К остальным ассортиментным позициям в этом же чеке можно применить другой размер скидки либо не применять ее вообще.

 

Учет скидок, предоставляемых после продажи товара

Налог на прибыль и НДС. В налоговом учете скидки, предоставленные после продажи товаров, рассматриваются как изменение суммы компенсации стоимости проданных товаров . Поэтому предприятие-продавец в данном случае должно в месяце реализации товаров отразить доход и налоговые обязательства по НДС в полной сумме в общем порядке. В свою очередь, в месяце предоставления скидки следует уменьшить:

доход в соответствии с п. 140.2 НКУ;

налоговые обязательства по НДС на основании п. 192.1 НКУ (при условии, что покупатель является плательщиком НДС) и выписать расчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной).

Учтите: в случае предоставления скидки после продажи покупателям — неплательщикам НДС продавец не может откорректировать (уменьшить) сумму ранее начисленных налоговых обязательств по НДС, так как данная операция не входит в перечень «корректировочных» случаев, предусмотренных п. 192.2 НКУ.

Бухгалтерский учет. В бухгалтерском учете для отражения скидок, предоставленных после продажи товаров, используется субсчет 704 «Вычеты из дохода».

Пример 3. Предприятие «Версаль», осуществляющее оптовую торговлю сырьем для производства мягкой мебели, реализовало предприятию розничной торговли — плательщику НДС ткань обивочную на сумму 150000 грн. (в том числе НДС 20 % — 25000 грн.). Первоначальная (покупная) стоимость товара — 120000 грн. (в том числе НДС 20 % — 20000 грн.).

По условиям договора за досрочную оплату отгруженного товара (в течение трех банковских дней с момента отгрузки) покупателю предоставляется скидка-сконто в размере 5 %, т. е. 7500 грн. (150000 грн. х 5 % : 100 %).

В налоговом и бухгалтерском учете данные операции отражаются следующими записями:

 

Таблица 3

Порядок учета скидок, предоставленных после продажи товаров

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

Отгружен товар покупателю, отражен доход от реализации

361

702

150000

125000

100000

2

Отражены налоговые обязательства по НДС в составе стоимости отгруженного товара

702

641/НДС

25000

3

Списана себестоимость реализованного товара

902

281

100000

4

Получены денежные средства в оплату отгруженного товара (за вычетом скидки, оговоренной в договоре купли-продажи)

311

361

142500

5

Откорректирован на сумму скидки ранее отраженный доход от реализации товара

704

361

7500

-6250

6

Откорректированы ранее отраженные налоговые обязательства по НДС методом «красное сторно» (7500 грн. х 20 % : 120 %)

704

641/НДС

1250

7

Отнесены на финансовый результат:

— доход от реализации товара без учета скидки

702

791

125000

— вычеты из дохода (сумма скидки без НДС)

791

704

6250

— себестоимость реализованного товара

791

902

100000

 

Таковы основные правила учета предоставляемых скидок при проведении рекламных акций. Желаем, чтобы установление вами привлекательных цен всячески способствовало расширению круга покупателей и увеличению товарооборота!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше