Изготовление рекламного видеоролика и демонстрация его на телевидении: как учесть расходы
Поводом для подготовки данной статьи послужило письмо одного из наших читателей, в котором изложена такая ситуация: предприятие с целью рекламы своего товара заказало рекламному агентству создание видеоролика, который будет демонстрироваться на телевидении. Читателя интересует, в каком порядке в данном случае предприятию следует отражать в налоговом и бухгалтерском учете затраты на изготовление и размещение видеоролика? Ответу на этот вопрос и посвящена предлагаемая статья.
Елена УВАРОВА, юрист, Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Документы статьи
НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.
Закон № 3792 — Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» от 23.12.93 г. № 3792-XII.
Приказ № 732 — приказ Министерства финансов Украины «Об утверждении типовых форм первичного учета объектов права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов» от 22.11.2004 г. № 732.
Методрекомендации № 145 — Методические рекомендации по формированию состава расходов и порядка их планирования в торговой деятельности, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 22.05.2002 г. № 145.
П(С)БУ 8 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 8 «Нематериальные активы», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 18.10.99 г. № 242.
П(С)БУ 16 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 31.12.99 г. № 318.
Видеоролик как объект авторского права или смежных прав
Видеоролик по своим характеристикам является аудиовизуальным произведением, охраняемым как объект интеллектуальной собственности. В свою очередь, демонстрация видеоролика по телевидению выступает одной из форм использования имущественных прав на объект интеллектуальной собственности. Следовательно, основной вопрос, который необходимо решить при заказе рекламы с помощью видеоролика, на каких условиях с точки зрения законодательства об интеллектуальной собственности он будет создан и кому будут принадлежать имущественные права интеллектуальной собственности на него (в первую очередь право публичного показа).
Напомним, что согласно ч. 1 ст. 1107 ГКУ в отношении объектов авторского права могут быть заключены такие договоры:
1) лицензия на использование объекта авторского права;
2) лицензионный договор;
3) договор о создании на заказ и использовании объекта авторского права;
4) договор о передаче исключительных имущественных прав интеллектуальной собственности на объект авторского права;
5) другой договор по распоряжению имущественными правами интеллектуальной собственности.
К каждому из названных договоров ГКУ устанавливает требование в части формы договора: они должны быть заключены в письменной форме. В случае несоблюдения этого требования договор признается ничтожным, т. е. для установления его недействительности не нужно решение суда.
Наиболее очевидный вариант для предприятия — заключить с рекламным агентством договор о создании на заказ и использовании объекта авторского права.
Важно учесть, что согласно ч. 2 ст. 430 ГКУ имущественные права интеллектуальной собственности на объект, созданный на заказ, принадлежат творцу этого объекта и заказчику совместно, если иное не установлено договором. При этом творцом гражданское законодательство признает только человека (ч. 1 ст. 421 ГКУ). Так, к числу авторов аудиовизуальных произведений ч. 1 ст. 17 Закона № 3792 относит режиссера-постановщика, автора сценария и текстов, автора музыкальных произведений и т. д. Но в нашей ситуации все осложняется еще и тем, что мы имеем дело с так называемым служебным произведением: исполнителем по договору выступает рекламное агентство, являющееся работодателем для тех лиц, которые станут авторами видеоролика. Дело в том, что ГКУ и Закон № 3792 по-разному отвечают на вопрос о том, кому — работодателю или работнику по общему правилу принадлежат имущественные права на объект интеллектуальной собственности, созданный при выполнении работником своих трудовых обязанностей. От решения же этого вопроса напрямую зависит объем прав предприятия-заказчика: если рекламное агентство не получает полный объем прав на объект интеллектуальной собственности, созданный его работниками, то и передать его заказчику оно не может. Так, согласно ГКУ имущественные права интеллектуальной собственности на объект, созданный в связи с выполнением трудового договора, принадлежат работнику, который создал этот объект, и юридическому либо физическому лицу, где или у которого он работает, совместно, если иное не установлено договором. Если же обратиться к Закону № 3792, то он указывает, что исключительные имущественные права на служебное произведение принадлежат работодателю, если иное не предусмотрено трудовым договором (контрактом) и (или) гражданско-правовым договором между автором и работодателем (ч. 2 ст. 16 Закона № 3792).
Чтобы обезопасить себя, заказчику рекламного ролика следует еще на стадии заключения договора оговорить указанные моменты, выяснив, как именно урегулирован вопрос о принадлежности имущественных прав интеллектуальной собственности на служебное произведение между рекламным агентством и его работниками.
Кроме того, если в договоре между предприятием-заказчиком и рекламным агентством не предусмотреть иного, то имущественные права на созданный на заказ видеоролик будет принадлежать им совместно. Поскольку заказчика на самом деле интересует лишь одно имущественное право на видеоролик (право публичного показа), в договоре целесообразно указать, что заказчику переходит именно оно.
Но это не единственный возможный вариант. Договор о создании видеоролика может предусматривать, что имущественные права интеллектуальной собственности полностью переходят заказчику.
Может быть и такое, что у рекламного агентства на момент обращения к нему предприятия уже есть некие заготовки либо готовые видеоролики, которые вполне могут подойти для использования в рекламе предприятия. В этом случае, особенно если сотрудничество с рекламным агентством ограничится лишь получением готового к использованию видеоролика, а демонстрацию самой рекламы предприятие будет заказывать у другого лица, предприятие может заключить либо лицензионный договор, предусматривающий возможность публичного показа видеоролика в рекламных целях, либо договор о передаче исключительных имущественных прав интеллектуальной собственности на видеоролик.
Если же рекламное агентство берет на себя как подготовку видеоролика, так и обязанности по его демонстрации в рекламных целях, то также возможен вариант, когда к предприятию никакие права интеллектуальной собственности на видеоролик не переходят и оно оплачивает лишь предоставленные ему рекламные услуги.
Порядок отражения расходов предприятия-рекламодателя в налоговом и бухгалтерском учете зависит от условий договора с создателем (распространителем) рекламного видеоролика, а именно от того, кто из них будет выступать обладателем имущественных прав на использование видеоролика — за исполнителем или за заказчиком.
Начнем с ситуации, когда предприятие, заказавшее рекламный видеоролик, получает имущественные права на его использование, т. е. условия договора между заказчиком и создателем видеоролика предусматривают, что обладателем таких прав после создания видеоролика выступает именно заказчик. Это позволит ему в будущем использовать ролик у любого другого распространителя рекламы.
Порядок учета затрат при условии, что имущественные права на использование видеоролика принадлежат заказчику
Бухгалтерский учет. Мы выяснили, что видеоролик представляет собой объект авторского права или смежных прав.
В отношении порядка отражения затрат на приобретение таких объектов в бухучете П(С)БУ 8 ставит перед субъектами хозяйствования вопрос.
С одной стороны, абзацем шестым п. 5 данного П(С)БУ авторское право и смежные с ним права выделены в отдельную группу нематериальных активов (под нематериальным активом п. 4 П(С)БУ 8 понимает немонетарный актив, который не имеет материальной формы и может быть идентифицирован). А раз рекламный видеоролик — это объект авторского права или смежных прав, то отражать его вроде бы следует как нематериальный актив. Затраты же, осуществленные в пользу распространителя рекламы в связи с непосредственной демонстрацией видеоролика на телевидении, т. е. в связи с размещением рекламы, должны классифицироваться как расходы на сбыт.
С другой стороны, п. 9 П(С)БУ 8 говорит о том, что расходы на рекламу и продвижение товаров на рынке не признаются нематериальным активом, а отражаются в составе расходов тех отчетных периодов, в которых они осуществлены.
Как же поступать в данном случае? Обратимся к Международным стандартам бухгалтерского учета. Так, согласно пп. 9 и 10 Международного стандарта бухгалтерского учета 38 (МСБУ 38) Нематериальные активы компьютерное программное обеспечение, патенты, авторские права, кинофильмы, перечни клиентов, права на ипотечное обслуживание, лицензии на рыбную ловлю, квоты на импорт, франшизы, торговые марки и т. п. являются распространенными примерами объектов, которые охватывают широкое понятие «нематериальные активы». Однако не все из таких объектов отвечают определению нематериального актива (имеется в виду возможность идентификации, контроль над ресурсом и существование будущих экономических выгод). Если объект, на который распространяется сфера действия данного МСБУ, не отвечает определению нематериального актива, то затраты на его приобретение или внутреннее генерирование признаются расходами в периоде их осуществления.
Кроме того, в отношении подобной ситуации (создание веб-страницы) в Разъяснениях ПКР 32 Нематериальные активы: расходы на страницу в Интернете, размещенных на сайте Верховной Рады Украины (http://zakon.rada.gov.ua), говорится, что субъект хозяйствования не может продемонстрировать, как веб-страница, разработанная исключительно или главным образом для рекламирования своих собственных продуктов и услуг, а также стимулирования спроса на них, будет генерировать будущие экономические выгоды, поэтому все расходы на разработку такой веб-страницы признаются расходами того отчетного периода, в котором осуществлены.
Да и в п. 23 разд. 4 Методрекомендаций № 145, регламентирующих порядок формирования состава расходов и их планирования в торговой деятельности, указано, что в состав расходов на проведение маркетинговых мероприятий, в частности, включаются и расходы на приобретение, изготовление, копирование, дублирование рекламных кино-, видео- и диафильмов.
Исходя из этого можно сделать вывод: стоимость изготовленного рекламного видеоролика представляет собой расходы на рекламу и на основании этой нормы может сразу списываться в бухгалтерском учете на расходы предприятия. Это дает предприятию основания сразу отнести такие затраты к расходам на сбыт с отражением на одноименном счете 93.
Налоговый учет. В отличие от бухгалтерского учета, в налоговом учете приобретенный рекламный видеоролик как объект интеллектуальной собственности признается нематериальным активом (п.п. 14.1.120 НКУ).
Однако поскольку отдельный порядок такого признания НКУ не оговорен, для этой цели предприятие создает комиссию, в состав которой должны входить компетентные специалисты по вопросам интеллектуальной собственности. Данная комиссия на основании документов, удостоверяющих правомерное приобретение права собственности на использование такого нематериального актива, составляет Акт ввода в хозяйственный оборот объекта права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов (типовая форма № НА-1, утверждена приказом № 732).
Расходы на приобретение данного объекта подлежат амортизации в составе группы 5 (при условии использования объекта в хоздеятельности) в течение срока, оговоренного в правоустанавливающих документах, но не менее 2 лет (см. п.п. 145.1.1 НКУ), по одному из пяти методов, предусмотренных п.п. 145.1.5 НКУ.
Поскольку имущественные права интеллектуальной собственности на указанный объект в соответствии с договором заказа принадлежат предприятию-заказчику, для целей налогового учета оно самостоятельно устанавливает срок пользования этим объектом, но не менее 10 лет (см. п.п. 145.1.1 НКУ), что фиксируется в графе 6 Акта ввода в хозяйственный оборот объекта права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов (типовая форма № НА-1).
Учет амортизируемой стоимости объекта ведется помесячно (п.п. 145.1.5, п. 146.2 НКУ).
Затраты же на саму демонстрацию видеоролика на телевидении представляют собой расходы на рекламу и исследование рынка (маркетинг), на предпродажную подготовку товаров (п.п. «г» п.п. 138.10.3 НКУ), поэтому в качестве составляющей расходов на сбыт являются расходами того отчетного периода, в котором осуществлены, в соответствии с правилами ведения бухучета (п. 138.5 НКУ).
Теперь что касается НДС. Поскольку связь расходов на изготовление рекламного видеоролика и демонстрацию его на телевидении с хозяйственной деятельностью предприятия-рекламодателя очевидна, оно имеет право суммы «входного» НДС по таким операциям включить в свой налоговый кредит при наличии налоговой накладной и при условии, что сам видеоролик и услуги по его трансляции имеют отношение к налогооблагаемым операциям предприятия. Если же рекламируется «льготный» продукт (например, услуги по страхованию, предоставляемые субъектами, имеющими лицензию на осуществление страховой деятельности согласно закону, которые не являются объектом обложения НДС в соответствии с п.п. 196.1.3 НКУ), то рассчитывать на налоговый кредит здесь не приходится.
Пример 1. Рекламное агентство «Фестиваль» по заказу предприятия «Сигма» изготовило видеоролик, рекламирующий товар заказчика. Видеоролик будет демонстрироваться на одном из телеканалов.
На основании договора заказа право на использование видеоролика принадлежит заказчику.
Стоимость создания видеоролика — 12000 грн. (в том числе НДС 20 % — 2000 грн.), стоимость услуг по размещению рекламы (демонстрации ролика) — 18000 грн. (в том числе НДС 20 % — 3000 грн.).
В налоговом и бухгалтерском учете данные операции отражаются следующими записями:
Таблица 1
Учет затрат на изготовление и демонстрацию рекламного видеоролика
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Бухгалтерский учет | Сумма, | Налоговый учет | ||
Дт | Кт | доходы | расходы | |||
1 | Перечислена предоплата рекламному агентству за создание рекламного видеоролика и его демонстрацию на телевидении | 371 | 311 | 30000 | — | — |
2 | Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе перечисленной предоплаты | 641/НДС | 644 | 5000 | — | — |
3 | Предоставлены услуги по созданию рекламного видеоролика (подписан акт выполненных работ) | 93 | 631 | 10000 | — | —* |
* В налоговом учете расходы на создание видеоролика классифицируются как расходы на приобретение объекта нематериальных активов. Они подлежат амортизации в составе группы 5 в течение не менее 10 лет с месяца, следующего за месяцем ввода объекта в хозяйственный оборот. | ||||||
4 | Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС при подписании акта выполненных работ в связи с созданием видеролика | 644 | 631 | 2000 | — | — |
5 | Предоставлены рекламным агентством услуги по демонстрации видеоролика на телевидении (подписан акт выполненных работ) | 93 | 631 | 15000 | — | 15000 |
6 | Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС при подписании акта выполненных работ в связи с демонстрацией рекламного видеоролика на телевидении | 644 | 631 | 3000 | — | — |
7 | Произведен зачет задолженностей | 631 | 371 | 30000 | — | — |
8 | Отнесены на финансовый результат расходы на рекламу | 791 | 93 | 25000 | — | — |
Порядок учета затрат при условии, что имущественные права на использование видеоролика остаются за его изготовителем
Теперь рассмотрим вариант, когда предметом договора с рекламным агентством является предоставление рекламных услуг, один из элементов которых — размещение рекламы на телевидении.
Если предприятие заказывает субъекту рекламной деятельности изготовление и размещение рекламы своего продукта любыми рекламными способами, в том числе и с помощью аудио-, видео-, комбинированных средств, то связанные с этим затраты предприятия-рекламодателя следует рассматривать как расходы на рекламу в целом (т. е. как составляющую расходов на сбыт), которые в налоговом учете включаются в состав расходов на основании п.п. «г» п.п. 138.10.3 НКУ, а в бухгалтерском — отражаются как расходы отчетного периода в соответствии с п. 19 П(С)БУ 16.
Пример 2. Предприятие «Сигма» заказало рекламному агентству «Фестиваль» изготовление и размещение рекламы на телевидении. Реклама доводится до потребителя с использованием рекламного видеоролика.
Стоимость рекламных услуг — 30000 грн. (в том числе НДС 20 % — 5000 грн.).
В налоговом и бухгалтерском учете данные операции отражаются следующими записями:
Таблица 2
Учет затрат на изготовление и размещение рекламы на телевидении путем демонстрации видеоролика
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Бухгалтерский учет | Сумма, | Налоговый учет | ||
Дт | Кт | доходы | расходы | |||
1 | Перечислена предоплата рекламному агентству за изготовление и размещение рекламы на телевидении | 371 | 311 | 30000 | — | — |
2 | Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе перечисленной предоплаты | 641/НДС | 644 | 5000 | — | — |
3 | Предоставлены рекламные услуги (подписан акт выполненных работ) | 93 | 631 | 25000 | — | 25000 |
4 | Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС при подписании акта выполненных работ в связи с предоставлением рекламных услуг | 644 | 631 | 5000 | — | — |
5 | Произведен зачет задолженностей | 631 | 371 | 30000 | — | — |
6 | Отнесены на финансовый результат расходы на рекламу | 791 | 93 | 25000 | — | — |
Теперь вы знаете, как учесть затраты на создание и демонстрацию видеоролика. Остается пожелать, чтобы вложенные затраты поспособствовали повышению спроса на ваши товары, расширению круга покупателей и финансовой стабильности!