Порядок установления лимита кассы на предприятии
Если предприятие имеет дело с наличностью (будь то наличные расчеты или выплата работникам из кассы заработной платы, средств под отчет на хознужды, на командировку и т. п.), ему следует установить лимит кассы. При игнорировании этой процедуры выявленные сверхлимитные остатки наличности в кассе могут грозить такому предприятию штрафными санкциями. О том, в каком порядке осуществляется расчет и установление лимита кассы, и пойдет речь в данной статье.
Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Документы статьи
КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.
Указ № 436 — Указ Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» от 12.06.95 г. № 436/95.
Закон № 2756 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Налогового кодекса Украины» от 02.12.2010 г. № 2756-VI.
Положение № 637 — Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления Национального банка Украины от 15.12.2004 г. № 637.
Правила № 200 — Правила использования наличной иностранной валюты на территории Украины, утвержденные постановлением Правления Национального банка Украины от 30.05.2007 г. № 200.
Методрекомендации № 210 — Методические рекомендации относительно порядка проведения проверок по вопросам соблюдения субъектами хозяйствования кассовой дисциплины, полноты оприходования выручки от реализации товаров (услуг), утвержденные приказом ГНАУ от 23.04.2009 г. № 210.
Инструкция № 5 — Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Государственного комитета статистики Украины от 13.01.2004 г. № 5.
Что представляет собой лимит кассы
Основным нормативным документом, регулирующим вопросы установления остатка наличных в кассе (далее — лимит кассы), является Положение № 637.
Согласно п. 1.2 данного Положения лимит кассы — это предельный размер суммы наличных, которая может оставаться в кассе во внерабочее время.
При этом под кассой Положение № 637 понимает как отдельное помещение (комнату), так и место проведения наличных расчетов (приема, выдачи, хранения денежных средств, других ценностей, кассовых документов).
Для предприятий с обособленными подразделениями (филиалами) кассами являются:
— касса головного предприятия (головная касса);
— кассы обособленных подразделений;
— места проведения расчетных операций с применением РРО, если в обособленном подразделении нет отдельно отведенного места под кассу (см. письмо НБУ от 04.10.07 г. № 11-115/3693-10119). Об особенностях установления лимита кассы для обособленных подразделений читайте ниже.
Лимит кассы и сроки сдачи наличной выручки (наличности) устанавливаются для предприятий, осуществляющих операции с наличностью в национальной валюте (п. 2.7 Положения № 637).
Из вышесказанного следует, что осуществление любых наличных операций (как получение, так и выдача наличности, например, выплата работникам наличной зарплаты или выдача наличных под отчет и т. п.) требует установления лимита кассы (см. по этому поводу письмо НБУ от 18.12.2006 г. № 11-115/4668-13627 ).
Предприятие самостоятельно устанавливает лимит кассы в порядке, оговоренном в главе 5 Положения № 637, и оформляет его в Расчете установления лимита остатка наличности в кассе (приложение 8 к Положению № 637; далее — Расчет), который подписывается главным (старшим) бухгалтером и руководителем предприятия (либо уполномоченным им лицом).
Установленный лимит утверждается внутренним приказом (распоряжением) предприятия.
Приведем образец такого приказа.
Какие субъекты хозяйственной деятельности лимит кассы не устанавливают
Некоторые категории субъектов хозяйствования лимит кассы не устанавливают. Среди таких категорий:
— банки (п. 2.7 Положения № 637);
— предприниматели — физические лица (п. 2.7 Положения № 637);
— религиозные организации (религиозные общины, управления и центры, монастыри, религиозные братства, миссионерские общества (миссии), духовные учебные заведения), которые не осуществляют производственную или другую предпринимательскую деятельность (п. 5.6 Положения № 637).
Кроме того, требования Положения № 637 не распространяются (а значит, и лимит кассы не устанавливается) на такие организации (см. п. 1.1 Положения № 637):
— расположенные на территории Украины иностранные дипломатические, консульские и прочие официальные представительства, международные организации и их филиалы, которые пользуются иммунитетом и дипломатическими привилегиями;
— представительства иностранных организаций и филиалов, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность.
Небанковские финансовые учреждения и операторы почтовой связи самостоятельно определяют порядок расчета лимита кассы с учетом особенностей деятельности и режима работы этих учреждений, объема наличных поступлений (расходов), сроков сдачи наличности и т. п. и на основании указанного устанавливают размер лимита кассы. Таблицу «Касові обороти «приложения 8 к Положению (форма для расчета лимита), небанковские финучреждения и операторы почтовой связи не заполняют (п. 5.4 Положения № 637).
В каком порядке устанавливают лимит кассы вновь созданные субъекты хозяйствования
Вновь созданные предприятия лимит кассы устанавливают так (п. 5.2 Положения № 637):
— на первые три месяца работы — на основании прогнозных расчетов. При этом отсчет первых трех месяцев своей работы «новички» начинают отсчитывать со дня проведения ими первого наличного расчета (см. письмо НБУ от 09.02.2007 г. № 11-113/543-1414);
— в двухнедельный срок по истечении первых трех месяцев работы лимит пересматривается по фактическим показателям деятельности согласно требованиям Положения № 637.
В таком же порядке устанавливают лимит кассы и предприятия, которые ранее вели деятельность, связанную с расчетами исключительно в безналичной форме, а теперь в соответствии с установленным законодательством Украины порядком получили право на осуществление дополнительного вида деятельности, предусматривающего осуществление расчетов наличными.
Каков порядок установления лимита остатка иностранной валюты в кассе предприятия
Положение № 637 касается только национальной валюты и не регулирует правила обращения инвалютной наличности.
Порядок установления лимита остатка иностранной валюты в кассе предприятия прописан в п. 8.11 Правил № 200. Согласно данному пункту такой лимит устанавливается уполномоченным банком лишь тем субъектам предпринимательской деятельности, которым разрешается использовать наличную иностранную валюту как средство платежа.
При этом в расчет лимита не включаются средства, предназначенные для выплаты заработной платы нерезидентам и на командировки работников за границу.
Сверхлимитные остатки наличной иностранной валюты подлежат полной инкассации в уполномоченный банк и зачислению на текущий счет в иностранной валюте предприятия.
Если предприятие работает круглосуточно, то окончанием рабочего дня считается начало операционного дня банка, в котором оно обслуживается.
В случае работы предприятия в выходные и праздничные дни оно может превышать установленный лимит остатка иностранной валюты в кассе с обязательной инкассацией сверхлимитных остатков в уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня банка.
Что касается остальных предприятий, которые не могут рассчитываться в наличной инвалюте, но используют ее, например, для командировок, следует помнить о п. 8.4 Правил № 200. Там, в частности, сказано, что неиспользованный остаток наличной инвалюты, который был получен с банковского счета на командировку, необходимо вернуть уполномоченному банку в течение 5 банковских дней с дня их оприходования в кассе.
В какие сроки наличность, превышающая установленный лимит, должна сдаваться в банк
Согласно п. 2.8 Положения № 637 предприятия имеют право хранить во внерабочее время в своих кассах наличную выручку (наличность) в пределах, не превышающих установленный лимит кассы. Наличная выручка, превышающая установленный лимит кассы, обязательно должна сдаваться в банки для ее зачисления на банковские счета.
При этом в п. 5.1 данного Положения указано, что сроки сдачи предприятиями наличной выручки для ее зачисления на счета в банках определяются предприятием и устанавливаются по согласованию с соответствующим банком (где открыт счет предприятия, на который зачисляются средства) с учетом таких требований:
а) для предприятий, расположенных в населенных пунктах, где есть банки, — ежедневно (в день поступления наличной выручки в их кассы);
б) для предприятий, у которых время окончания рабочего дня (смены), установленное правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности согласно законодательству Украины, не дает возможности обеспечить сдачу наличной выручки в день ее поступления, — на следующий день за днем поступления наличной выручки в кассу;
в) для предприятий, расположенных в населенных пунктах, где нет банков, — не реже чем один раз в пять рабочих дней.
Если предприятие работает в выходные и праздничные дни и не имеет возможности из-за отсутствия соответствующей договоренности с банком на инкассацию сдать полученную за эти дни наличную выручку, то она должна сдаваться предприятием в банк в течение операционного времени следующего рабочего дня банка и предприятия.
Сроки сдачи предприятиями наличности согласовываются с банком и определяются в договорах банковского счета.
Наличность, не превышающая лимит кассы, может не сдаваться в банк. Собственно в этом и состоит смысл установления лимита кассы.
В каких случаях наличность не считается сверхлимитной в день ее поступления
В определенных случаях наличные не считаются сверхлимитными в день их поступления и не принимают участия в расчете лимита кассы. Так, согласно п. 5.9 Положения № 637 не считаются сверхлимитными в день их поступления наличные средства, которые:
— сданы в обслуживающий банк в сумме, превысившей установленный лимит кассы, не позднее следующего рабочего дня банка;
— выданы на следующий день для использования предприятием на нужды, связанные с его деятельностью (без предварительной сдачи в банк и одновременного получения из кассы банка);
— поступили в кассу предприятия в выходные и праздничные дни и сданы в обслуживающий банк в сумме, превысившей установленный лимит кассы, на следующий рабочий день банка и предприятия или выданы на следующий рабочий день для использования предприятием на нужды, связанные с его деятельностью (без предварительной сдачи в банк и одновременного получения из кассы банка).
По этому поводу ГНАУ в п. 4.4 Методрекомендаций № 210 отметила, что наличные средства, превысившие установленный лимит кассы в день их поступления в кассу предприятия, не считаются сверхлимитными, если они сданы в учреждения банка на следующий рабочий день банка даже в сумме меньшей, чем та, которая превысила лимит кассы в предыдущий день, при условии использования предприятием остатка средств (превысившего лимит) на нужды, связанные с деятельностью предприятия.
То есть сумму сверхлимитной выручки в полном объеме сдавать в банк не обязательно: сдать можно только ее часть, а остаток не позднее следующего рабочего дня выдать на хознужды, в том числе на командировку.
В таком случае предприятие соблюдает условия п. 5.9 Положения № 637 и поступившие в кассу средства не будут считаться сверхлимитными в день их поступления. Соответственно к предприятию не будут применяться штрафные санкции, установленные ст. 1 Указа № 436 за превышение лимита кассы.
Также напоминаем, что не считаются сверхлимитными и суммы, перечисленные в п. 2.10 Положения № 637, а именно:
— наличные, полученные в банке для выплат, относящихся к фонду оплаты труда, а также пенсий, стипендий, дивидендов, и хранящиеся в кассе в течение 3 рабочих дней, включая день получения наличности в банке;
— наличная выручка (в сумме, указанной в переданных в кассу ведомостях на выплату денег), за счет которой осуществляются выплаты, относящиеся к фонду оплаты труда (если она хранится в кассе в течение 3 рабочих дней со дня наступления сроков этих выплат).
Отдельно следует сказать о наличности, предназначенной для выплаты пособия по временной нетрудоспособности. Согласно п. 3.2 Инструкции № 5 пособие по временной нетрудоспособности не относится к фонду оплаты труда (ФОТ), поэтому наличность, предназначенная для его выплаты, превышающая лимит кассы, может выплачиваться предприятием в рамках Положения № 637 фактически два дня (включая день поступления в кассу). По истечении этого срока сверхлимитная наличность, не израсходованная на выплату такого пособия, должна быть сдана в банк. На это указывает НБУ в письме от 13.05.2005 г. № 11-113/1569-4857. Это же касается и других выплат, не входящих в ФОТ: декретные, прочие пособия за счет соцстраха.
Как рассчитывается лимит кассы
Для расчета лимита кассы предприятие использует данные за любые три месяца подряд из последних 12 месяцев, предшествующих дате установления лимита кассы (см. п. 5.4 Положения № 637). При этом сам расчет осуществляется одним из двух предложенных в п. 5.3 Положения № 637 способов:
— либо на основании среднедневных поступлений наличности в кассу. При выборе этого способа величина среднедневных поступлений определяется как отношение наличной выручки/поступлений наличности за любые 3 месяца подряд на количество рабочих дней предприятия этого трехмесячного периода. Такой способ расчета лимита целесообразно использовать, например, магазинам;
— либо на основании среднедневной выдачи наличности из кассы. В этом случае величина среднедневной выдачи определяется как отношение сумм расхода по кассе за любой трехмесячный период на количество рабочих дней предприятия такого трехмесячного срока. Указанный порядок расчета лимита кассы используют, как правило, предприятия, имеющие незначительные (или нулевые) поступления денежных средств в кассу и которые при этом осуществляют операции по их выдаче. Например, предприятиям оптовой торговли, осуществляющим торговые операции исключительно путем безналичных расчетов, применять данный способ порекомендовал сам НБУ (см. п. 5 письма от 01.03.2005 г. № 11-111/680-1907).
Заметим, что если лимит кассы пересматривается, например, 5 июня 2012 года, то соответствующие три месяца можно выбирать из всего предшествующего указанной дате двенадцатимесячного периода — начавшегося 5 июня 2011 года и истекшего 4 июня 2012 года (как та, так и другая дата могут включаться, т. е. соответственно, начинать или заканчивать выбранный при составлении Расчета трехмесячный срок).
Такой же подход, на наш взгляд, должен применяться и в отношении трехмесячного срока. Отличие состоит лишь в том, что для этого периода конкретная дата его начала (окончания) не предписана законодательно, а выбирается предприятием по своему усмотрению. Например, если выбираются первые три месяца из указанных для примера двенадцати (т. е. с 5 июня 2011 года по 4 июня 2012 года включительно), то трехмесячный срок исчисляется с 5 июня 2011 года по 4 сентября 2011 года включительно, если последние — с 5 марта 2012 года по 4 июня 2012 года включительно (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 23, с. 42).
Выбор одного из предложенных Положением № 637 способов расчета лимита кассы осуществляется по решению руководителя или уполномоченного им лица с учетом режима и специфики работы предприятия, отдаленности от банка, объемов кассовых оборотов (поступлений и расходов) по всем счетам. Важным показателем является и срок сдачи в банк наличности: ежедневно или в диапазоне до пяти дней. Именно он определяет коэффициент, который может применяться к размеру среднедневного лимита, полученному путем расчета.
Таблица 1
Порядок расчета лимита кассы
Способ определения лимита кассы | Расчет лимита кассы | ||
срок сдачи выручки в банк | размер лимита | суммы, принимающие участие в расчете | |
1 | 2 | 3 | 4 |
По среднедневным поступлениям наличности в кассу | Для предприятий, которые сдают наличную выручку (наличность) в банк ежедневно (в день ее поступления в кассу) или на следующий день со дня ее поступления в кассу | Устанавливается в размере, необходимом для обеспечения работы предприятия на начало рабочего дня, но не больше размера среднедневного поступления наличности в кассу (за любые три месяца подряд из последних двенадцати) (абзац второй п. 5.4 Положения № 637) | Согласно п. 1.2 Положения № 637 в наличную выручку включаются: Аналогичный перечень внереализационных поступлений в целях определения лимита остатка наличности в кассе приводит и ГНСУ в консультации, размещенной в разделе 07.18 ЕБНЗ. |
Для предприятий, которые расположены в населенных пунктах, где нет банков, и которым в связи с этим установлен срок сдачи выручки не реже чем 1 раз в 5 рабочих дней | Устанавливается в размерах, которые зависят от установленных сроков сдачи наличной выручки и ее суммы, но не более 5-кратного размера среднедневных поступлений наличности (за любые три месяца подряд из последних двенадцати) (абзац третий п. 5.4 Положения № 637) | ||
По среднедневной выдаче наличности | Лимит кассы устанавливается в размере не большем, чем размер среднедневной выдачи наличности (за любые три месяца подряд из последних двенадцати) (абзац четвертый п. 5.4 Положения № 637) | Выплаты наличных на различные нужды, в частности (см. письмо НБУ от 29.02.2008 г. № 11-113/818-2372 и консультацию налоговиков в разделе 07.18 ЕБНЗ): | |
* Исходя из определения п. 1.2 Положения № 637 не будут включаться в расчет и больничные, и декретные. |
По правилам абзаца пятого п. 5.4 Положения № 637 предприятия, у которых соответствующий среднедневной показатель, исчисленный на основании кассовых оборотов, равен нулю или не превышает 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (т. е. не больше 170 грн.), могут установить лимит кассы в размере, превышающем рассчитанный среднедневной показатель, но не более 170 грн.
Таким образом, любое предприятие с небольшими (или нулевыми) оборотами (например, не осуществляющее наличных расчетов, т. е. когда деньги в банк оно не сдает, а только получает на выплату заработной платы и выдачу под отчет на хознужды) может установить себе лимит кассы на уровне 170 грн. На это указывает и НБУ в письме от 18.12.2006 г. № 11-115/4668-13627.
Предприятия разных организационно-правовых форм (акционерные товарищества, агрофирмы и т. п.), изготавливающие и перерабатывающие сельхозпродукцию, могут устанавливать (пересматривать) лимит кассы на период заготовки и переработки сельхозпродукции в соответствии с фактическими показателями их кассовых оборотов (поступлений или выдачи наличности) за любые три месяца сезона производства (переработки) сельхозпродукции предыдущего года (п. 5.5 Положения № 637).
Пример 1. Частное предприятие «Модерн», осуществляющее розничную торговлю, в соответствии с договором банковского обслуживания сдает выручку в банк ежедневно.
Рассчитаем лимит кассы на основании данных о движении наличности в кассе предприятия за последние 12 месяцев, предшествующих дате установления лимита.
Таблица 2
Кассовые обороты предприятия за последние 12 месяцев
№ п/п | Месяц | Количество рабочих дней | Поступления денежных средств, включаемые в расчет | |||
выручка от реализации товаров | возврат неиспользованных подотчетных сумм | арендная плата | возвратная финансовая помощь | |||
2011 год | ||||||
1 | Июнь | 20 | 8500 | — | 2000 | — |
2 | Июль | 21 | 7900 | — | 2000 | — |
3 | Август | 22 | 7300 | 750 | 2000 | — |
4 | Сентябрь | 22 | 9200 | — | 2000 | — |
5 | Октябрь | 21 | 10400 | — | 2000 | — |
6 | Ноябрь | 22 | 11800 | — | 2000 | — |
7 | Декабрь | 22 | 12300 | 1200 | 2000 | — |
2012 год | ||||||
8 | Январь | 20 | 14000 | 200 | 2400 | — |
9 | Февраль | 21 | 13800 | — | 2400 | — |
10 | Март | 21 | 14200 | — | 2400 | 9000 |
11 | Апрель | 20 | 12100 | 1800 | 2400 | — |
12 | Май | 20 | 13200 | — | 2400 | — |
Как вы помните, для расчета лимита кассы используются данные за любые три месяца подряд из последних 12 месяцев, предшествующих дате установления лимита.
В данном случае лимит кассы будем рассчитывать на основании среднедневных поступлений наличности в кассу, поскольку этот способ наиболее реально отражает текущие объемы кассовых оборотов предприятия.
В рассматриваемой ситуации целесообразно взять данные за январь — март 2012 года, поскольку именно в этом периоде выручка была максимальной и составила 58400 грн. (14000 + 200 + 2400 + 13800 + 2400 + 14200 + 2400 + 9000).
Количество рабочих дней в выбранном периоде — 62 (20 + 21 + 21).
Величина среднедневных поступлений равна 941,94 грн. (58400 : 62).
Исходя из расчета предприятие имеет право установить лимит кассы в размере, не превышающем 941,94 грн.
Предположим, лимит кассы установлен на уровне 940 грн.
Приведем образец заполнения Расчета.
Пример 2. Общество с ограниченной ответственностью «Барс» осуществляет операции, связанные с расчетами исключительно в безналичной форме. При этом из кассы предприятия выдаются средства под отчет на хознужды и на командировку.
Рассчитаем лимит кассы на основании среднедневной выдачи наличности из кассы предприятия за последние 12 месяцев, предшествующих дате установления лимита.
Таблица 3
Объем выдачи наличных из кассы
Показатель
| 2011 год
| 2012 год
| ||||||||||
Июнь
| Июль
| Август
| Сентябрь
| Ок-тябрь
| Ноябрь
| Декабрь
| Январь
| Февраль
| Март
| Апрель
| Май
| |
Объем выдачи из кассы наличных, включаемых в расчет | 5300
| 5100
| 5900
| 5300
| 4950
| 4800
| 6200
| 5900 | 6100 | 6300 | 5800
| 5500
|
В данном случае, как и в примере 1, для расчета целесообразно взять данные за январь — март 2012 года, поскольку именно в этом периоде объем выдачи наличных из кассы был максимальным и составил 18300 грн. (5900 + 6100 + 6300).
Количество рабочих дней в выбранном периоде — 62 (20 + 21 + 21).
Величина среднедневной выдачи равна 295,16 грн. (18300 : 62).
Исходя из расчета предприятие имеет право установить лимит кассы в размере, не превышающем 295,16 грн.
Предположим, лимит кассы установлен на уровне 295 грн.
Приведем образец заполнения Расчета.
Поскольку в примере 2 установлено, что наличность сдается в банк один раз в пять рабочих дней, максимальная сумма лимита кассы в данном случае будет составлять 1475 грн. (295 грн. x 5 дней).
Приводит ли нарушение 10-тысячного ограничения к превышению лимита кассы
Лимит кассы определенным образом связан с лимитом наличных расчетов.
Как известно, предельная сумма наличного расчета одного предприятия (предпринимателя) с другим предприятием (предпринимателем) в течение одного дня по одному или нескольким документам не должна превышать 10000 грн. Средства в размере превышения установленной суммы расчетно прибавляются к фактическим остаткам наличных в кассе на конец дня плательщика наличных одноразово в день осуществления этой операции. Полученную сумму сравнивают с утвержденным лимитом кассы (см. последний абзац п. 2.3 Положения № 637). Это касается только того, кто платит наличность, а вот получать можно в любом размере, тут лимит не установлен.
Если при сравнении обнаружится, что установленный лимит кассы превышен, на предприятие согласно Указу № 436 налагается штраф в двукратном размере суммы выявленной сверхлимитной выручки за каждый день.
Пример 3. Работник предприятия за счет средств, выданных под отчет*, приобрел у другого предприятия на сумму 12500 грн. товарно-материальные ценности, оплата которых была осуществлена по одному платежному документу.
* Напомним, что лимит в 10 тыс. грн. следует соблюдать даже в том случае, если работник покупает для предприятия «за свои», что ему впоследствии компенсируется на основании авансового отчета. Подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 44, с. 20.
Предположим, что предприятием установлен лимит кассы в размере 900 грн.
В данном случае превышение над допустимыми 10000 грн. составило 2500 грн. Следовательно, сумму превышения (2500 грн.) нужно прибавить к фактическим остаткам наличности в кассе предприятия на конец того дня, когда работник оплатил товарно-материальные ценности (допустим, что остаток в кассе равен 300 грн.). Получаем 2800 грн. (2500 грн. + 300 грн.).
Полученный результат (2800 грн.) следует сравнить с установленным на предприятии лимитом кассы (900 грн.). В таком случае положительная разница между результатом и лимитом кассы, равная 1900 грн. (2800 грн. - 900 грн.), будет считаться превышением установленных остатков наличности в кассе в день оплаты товарно-материальных ценностей.
В связи с указанным превышением к предприятию применяется штраф в двукратном размере сумм выявленной сверхлимитной наличности, т. е. в данном случае его сумма составит 3800 грн. (1900 грн. х 2).
Так что превышения предела наличных расчетов лучше не допускать.
Может ли предприятие пересмотреть уже установленный лимит кассы
Требований о регулярном пересмотре предприятием установленного лимита кассы Положение № 637 не содержит. Обязательность пересмотра лимита закреплена лишь для одного случая — если он был установлен на основании прогнозных расчетов «новичками» или предприятиями, работавшими только по безналичному расчету, а теперь начавшими использовать и расчет наличными.
Вместе с тем субъекты хозяйствования имеют право (но не обязаны) пересматривать лимит кассы при определенных обстоятельствах, перечисленных в п. 5.11 Положения № 637, а именно:
— в связи с изменениями законодательства Украины;
— при наличии соответствующих факторов объективного характера (изменении в поступлениях, выдачи наличности, внутреннего трудового распорядка, графиков сменности и т. п.).
Можно сделать вывод: предприятие самостоятельно с учетом объективных факторов должно определять необходимость и периодичность пересмотра установленного лимита. На это обращает внимание и НБУ (см. письма от 01.12.2009 г. № 11-113/5438-22292 и от 19.05.2006 г. № 11-113/1903-5427).
При очередном установлении лимита кассы необходимые документы (нормативно-правовые акты, внутренние документы (расчеты) предприятия, утвержденные (подписанные) руководителем ли уполномоченным им лицом), на основании которых пересмотрены лимит, сроки сдачи наличности, прилагаются к соответствующим приказам (распоряжениям), договорам банковского счета предприятия.
Как устанавливается лимит кассы для обособленного подразделения (филиала)
Если обособленное подразделение (филиал) планирует осуществлять операции с наличностью, то юридическое лицо (головное предприятие) должно самостоятельно установить для него лимит кассы. При наличии у предприятия нескольких обособленных подразделений для каждого из них устанавливается свой отдельный лимит кассы.
Величину лимита кассы обособленному подразделению предприятие рассчитывает в общеустановленном порядке — в соответствии с главой 5 Положения № 637, исходя из движения наличности в обособленном подразделении (филиале). При этом по результатам расчета для каждого обособленного подразделения предприятие составляет отдельные Расчеты.
Что касается вновь открывшихся филиалов, то, на наш взгляд, при установлении лимита для них предприятие также вправе воспользоваться нормами абзаца третьего п. 5.2 Положения № 637 и установить им на первые 3 месяца работы прогнозный лимит кассы (хотя прямо из п. 5.2 это и не следует), а по истечении этого срока пересмотреть такой лимит с учетом фактических показателей кассовых оборотов подразделения.
Заметим также, что согласно разъяснениям НБУ, касающимся обособленных подразделений:
— трехмесячный период, установленный для расчета лимита, может быть выбран разным для разных обособленных подразделений предприятиям в зависимости от специфики их деятельности (см. письмо НБУ от 19.05.2006 г. № 11-113/1875-5345). Так что вполне допустимо, если, например, в июне 2012 года одному филиалу будет установлен лимит исходя из оборотов за март — май 2012 года, а другому — за октябрь — декабрь 2011 года. Добавим, что, на наш взгляд, в данном случае могут различаться и сами способы расчета лимитов касс. Например, для головного предприятия лимит может быть рассчитан по среднедневным поступлениям, а для обособленного подразделения (если, к примеру, поступления в кассу у него нулевые или минимальные, а в основном осуществляется расход наличности) — по среднедневной выдаче наличности (или наоборот). Так что в разных кассах предприятия лимит может быть разный. Кроме того, при пересмотре лимита способ расчета лимита конкретной кассы также может изменяться — предприятие может исходить из более выгодного для него варианта;
— место проведения наличных расчетов с применением РРО подпадает под определение кассы, поэтому обособленному подразделению, в котором осуществляются расчеты через РРО, может быть установлен лимит остатка наличности в кассе (п. 1 письма НБУ от 04.10.2007 г. № 11-115/3693-10119);
— для обособленного подразделения лимит кассы устанавливается в целом, без распределения его на каждую кассу, входящую в состав данного обособленного подразделения (письмо НБУ от 22.11.2006 г. № 11-115/4301-12445). Иначе говоря, если у обособленного подразделения есть несколько касс (к примеру, несколько РРО), то устанавливается один лимит на все кассы такого обособленного подразделения (а не на каждый РРО).
До сведения обособленного подразделения лимит кассы предприятие доводит соответствующим внутренним приказом (распоряжением) . По этому поводу НБУ в письме от 13.04.2005 г. № 11-113/1228-3747 отметил следующее: поскольку обязательные реквизиты такого внутреннего приказа (распоряжения) Положением № 637 не регламентированы, они могут определяться руководителем предприятия самостоятельно, исходя из законодательно установленных требований. Обращаем внимание, что доведение предприятием установленных сумм лимита своим обособленным подразделениям соответствующими распорядительными документами может проверяться при проверках кассовой дисциплины (см. п. 7.21 Положения № 637, п. 3.3 Методрекомендаций № 210).
Наличность, поступившая в течение дня в кассу обособленного подразделения, которая превысила установленный лимит, может быть сдана таким подразделением либо в уполномоченный банк, либо в кассу головного предприятия не позднее следующего дня. При этом, если обособленное подразделение сдало сверхлимитную наличность в кассу головного предприятия, мы считаем, что эта головная касса должна переправить деньги в банк в этот же день (либо выдать на хознужды).
Каковы последствия неустановления лимита кассы
Если лимит кассы не установлен (независимо от причин такого неустановления), он считается нулевым. В этом случае вся наличность, оставшаяся в кассе на конец рабочего дня и не сданная предприятием в соответствии с требованиями Положения № 637, является сверхлимитной (см. п. 5.8 Положения № 637). Выявление же сверхлимитных остатков в кассе предприятия грозит ему применением штрафных санкций в двукратном размере сумм выявленной сверхлимитной наличности за каждый день (ст. 1 Указа № 436).
Заметим, что хоть наличные штрафы, предусмотренные Указом № 436, и являются административно-хозяйственными санкциями, на что обращал внимание НБУ в письме от 10.08.2007 г. № 11-113/3036-8220, сроки давности, установленные ст. 250 ХКУ (а именно в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через один год со дня нарушения субъектом хозяйствования установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности, кроме случаев, предусмотренных законом), к ним применить нельзя. Соответствующие изменения были внесены в ст. 250 ХКУ Законом № 2756 («Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 101). НБУ признает, что на такие штрафы распространяется установленный ст. 102 НКУ срок давности в 1095 дней (см. письмо НБУ от 09.03.2011 г. № 11-117/982-3354 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, спецвыпуск № 9).
Кроме того, за нарушение, связанное со сверхлимитной наличностью, должностные лица предприятия могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии со ст. 1642 КоАП в виде штрафа в размере от 8 до 15 ннмдг (от 136 до 255 грн.). Повторное такое нарушение в течение года наказывается штрафом в размере от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн.).
Примите к сведению: в случае выявления у филиала сверхлимитной наличности лимит кассы головного предприятия не берется в расчет.