Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Обобщающей налоговой консультации по отнесению к определенной группе (второй или третьей) плательщиков единого налога физических лиц — предпринимателей, осуществляющих деятельность по предоставлению услуг

Редакция НиБУ
Приказ от 20.02.2012 г. № 137

Об утверждении Обобщающей налоговой консультации по отнесению к определенной группе (второй или третьей) плательщиков единого налога физических лиц — предпринимателей, осуществляющих деятельность по предоставлению услуг

Приказ от 20 февраля 2012 года № 137

(извлечение)

 

Руководствуясь статьей 52 Налогового кодекса Украины, с целью обеспечения единого подхода к практическому применению норм налогового законодательства приказываю:

1. Утвердить Обобщающую налоговую консультацию по отнесению к определенной группе (второй или третьей) плательщиков единого налога физических лиц — предпринимателей, осуществляющих деятельность по предоставлению услуг (прилагается).

<…>

 

Председатель А. Клименко

 

 

Утверждена приказом ГНС Украины от 20.02.2012 г. № 137

Обобщающая налоговая консультация по отнесению к определенной группе (второй или третьей) плательщиков единого налога физических лиц — предпринимателей, осуществляющих деятельность по предоставлению услуг

 

В Обобщающей налоговой консультации употребляются следующие сокращения:

Налоговый кодекс Украины — Кодекс;

Закон Украины от 4 ноября 2011 года № 4014-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности» — Закон № 4014;

Хозяйственный кодекс Украины — ХКУ.

 

Абзацем вторым пункта 291.4 статьи 291 главы 1 раздела ХIV Кодекса (в редакции Закона № 4014) установлено, что физические лица — предприниматели — плательщики единого налога, осуществляющие хозяйственную деятельность по предоставлению услуг, в том числе бытовых, плательщикам единого налога и/или населению, производство и/или продажу товаров, деятельность в сфере ресторанного хозяйства, при условии, что в течение календарного года соответствуют совокупности следующих критериев: не используют труд наемных лиц или количество лиц, находящихся с ними в трудовых отношениях, одновременно не превышает 10 человек, объем дохода не превышает 1000000 грн., имеют право выбрать вторую группу единого налога.

При этом действие этого подпункта не распространяется на физических лиц — предпринимателей, предоставляющих посреднические услуги по купле, продаже, аренде и оцениванию недвижимого имущества (группа 70.31 КВЭД ДК 009:2005). Такие физические лица — предприниматели относятся исключительно к третьей группе плательщиков единого налога, если отвечают требованиям, установленным для третьей группы.

Третью группу могут выбрать физические лица — предприниматели, которые в течение календарного года соответствуют совокупности следующих критериев: не используют труд наемных лиц или количество лиц, находящихся с ними в трудовых отношениях, одновременно не превышает 20 человек, объем дохода не превышает 3000000 грн. (абзац третий п. 291.4 Кодекса).

Хозяйственные отношения между субъектами хозяйствования регулируются ХКУ.

В соответствии с главами 19 и 20 раздела IV ХКУ хозяйственные обязательства могут возникать из хозяйственного договора и других соглашений, предусмотренных законодательством, а также из соглашений, не предусмотренных законодательством, но не противоречащих ему.

Между участниками хозяйственных отношений при осуществлении хозяйственной деятельности возникают имущественно-хозяйственные или гражданско-правовые обязательства, в силу которых обязанная сторона должна совершить определенное хозяйственное действие в пользу другой стороны, а управомоченная сторона имеет право требовать от обязанной стороны выполнения ее обязанности.

Если физическое лицо — предприниматель — плательщик единого налога в хозяйственных отношениях с другим субъектом хозяйствования (не являющимся плательщиком единого налога) согласно условиям договора или соглашения выступает как потребитель услуг, такой предприниматель имеет право выбрать вторую группу плательщиков единого налога.

Если физическое лицо — предприниматель — плательщик единого налога в хозяйственных отношениях с другим субъектом хозяйствования (не являющимся плательщиком единого налога) согласно условиям договора или соглашения выступает как исполнитель услуг, такой предприниматель должен выбрать третью группу плательщиков единого налога.

 

Вопрос 1. Какую группу имеет право выбрать физическое лицо — предприниматель, осуществляющее хозяйственную деятельность по автотранспортной перевозке пассажиров, если оплата за проезд осуществляется пассажирами через кассу автостанции?

Ответ. Физическое лицо — предприниматель, осуществляющее перевозку пассажиров согласно договору, в соответствии с которым заказчиком является автотранспортное предприятие (автостанция) — неплательщик единого налога, должно выбрать третью группу плательщиков единого налога, поскольку услуги непосредственно предоставляются субъекту хозяйствования, находящемуся на общей системе налогообложения, т. е. предпринимателем не соблюдаются требования пункта 291.4 статьи 291 Кодекса.

Если физическое лицо — предприниматель заключает соглашение с автотранспортным предприятием (автостанцией), не являющимся плательщиком единого налога и выступающим заказчиком услуг по продаже билетов на основании договора и акта выполненных работ, то в этом случае предприниматель имеет право выбрать вторую группу плательщика единого налога.

 

Вопрос 2. Какую группу имеет право выбрать физическое лицо — предприниматель, которое осуществляет пассажирские перевозки на основании договора с предприятием, не являющимся плательщиком единого налога, и производит продажу билетов самостоятельно?

Ответ. Физическое лицо — предприниматель, осуществляющее перевозку пассажиров в соответствии с договором, согласно которому заказчиком является автотранспортное предприятие (автостанция) — неплательщик единого налога, и при этом производящее продажу билетов самостоятельно, должно выбрать третью группу плательщиков единого налога, поскольку услуги непосредственно предоставляются субъекту хозяйствования, находящемуся на общей системе налогообложения, т. е. предпринимателем не соблюдаются требования пункта 291.4 статьи 291 Кодекса.

 

Вопрос 3. Какую группу имеет право выбрать физическое лицо — предприниматель, которое осуществляет хозяйственную деятельность по ремонту автотранспортных средств и предоставляет указанные услуги непосредственно физическому лицу, при этом оплату за выполненные работы получает от страховой компании?

Ответ. Если физическое лицо — предприниматель осуществляет ремонт автотранспортного средства в соответствии с договором, согласно которому заказчиком является физическое лицо (у которого возник страховой случай), подписывающее акт выполненных работ, но оплату выполненных услуг по ремонту автотранспортного средства физического лица осуществляет страховая компания, то такой предприниматель имеет право выбрать вторую группу плательщика единого налога.

Если физическое лицо — предприниматель осуществляет ремонт автотранспортного средства согласно договору, в соответствии с которым заказчиком является страховая компания, которая подписывает акт выполненных работ и осуществляет оплату за выполнение услуг в связи с наступлением страхового случая, то такой предприниматель имеет право выбрать третью группу плательщика единого налога.

 

Директор Департамента налогообложения физических лиц
 В. Бусарев



комментарий редакции

«Единоналожник окажет услуги»:
какую группу выбрать — вторую или третью?

Как свидетельствует статистика, вторая группа пользуется среди предпринимателей на сегодня наибольшей популярностью, что объясняется:

— достаточно широким перечнем возможных видов деятельности — предприниматели этой группы могут предоставлять услуги (в том числе бытовые) единоналожникам и/или населению, производить и/или продавать товары, осуществлять деятельность в сфере ресторанного хозяйства;

— предельным объемом годового дохода в 1 млн грн.;

— возможностью нанимать работников в количестве 10 лиц одновременно;

— приемлемой фиксированной ставкой единого налога в размере от 2 до 20 процентов минзарплаты.

Однако уже сегодня от налоговых органов звучат предупреждения о том, что группу плательщиков единого налога предприниматель определяет под свою ответственность. Выдавая свидетельство об уплате единого налога, налоговая инспекция вовсе не подтверждает, что выбор предпринимателя действительно соответствует предписаниям НКУ. Последствия же осуществления деятельности, которая не допускается в рамках той или иной группы плательщиков единого налога, могут оказаться для предпринимателя весьма серьезными. Налоговики наверняка будут настаивать на том, что начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором составлен документ, подтверждающий совершение запрещенной для предпринимателя сделки, он будет считаться пребывающим на общей системе налогообложения. Кроме того, предприниматель второй группы должен применить к доходу от деятельности, которую не мог осуществлять, единый налог по ставке 15 %.

Оговорка о том, что перечисленные выше последствия неправильного выбора группы плательщиков единого налога будут применяться именно по настоянию налоговых органов, сделана нами не случайно. Дело в том, что сам НКУ специальных последствий нарушения условий пребывания в той или иной группе единоналожников, касающихся круга субъектов, с которыми могут заключаться договоры, не называет. Ни в п. 293.4 НКУ, который перечисляет основания применения ставки единого налога в размере 15 процентов к доходам предпринимателя, ни в п.п. 298.2.3 НКУ, где названы основания, при наступлении которых у единоналожника возникает обязанность перейти на общую систему налогообложения, ни в п. 299.15 НКУ, предусматривающем обстоятельства, дающие налоговому органу право аннулировать свидетельство плательщика единого налога, нарушение условий пребывания в той или иной группе плательщиков единого налога в части субъектного состава договорных правоотношений не фигурирует.

Такой пробел в законодательном регулировании может быть использован субъектом хозяйствования в споре с налоговыми органами лишь в самой безвыходной ситуации. В любом случае неправильный выбор группы будет стоить предпринимателю большого количества времени, сил и энергии, которые придется потратить на судебные баталии с налоговым органом. Поэтому отнестись к выбору группы следует весьма внимательно. И если предприниматель обнаружил свою ошибку, то ему необходимо подать заявление о применении упрощенной системы налогообложения (по той же, утвержденной приказом Минфина от 20.12.2011 г. № 1675, форме), в п. 5.2 которой в качестве основания подачи заявления указать изменение группы плательщика единого налога.

Следует сказать, что назвать комментируемый приказ отвечающим на все или хотя бы на большую часть вопросов, возникающих у предпринимателей при выборе между второй и третьей группой плательщиков единого налога, было бы сильным преувеличением. Обобщение получилось довольно фрагментарным. Но некоторые его положения окажутся для предпринимателей полезными.

1. Предприниматели второй группы могут быть заказчиками услуг независимо от того, кто их предоставляет — будь то единоналожник, общесистемщик, простое физическое лицо, резидент или нерезидент, прибыльная организация или неприбыльная.

2. Для физлиц-предпринимателей, выбравших вторую группу плательщиков единого налога, важно следить за тем, кто выступает заказчиком предоставляемых ими услуг. К примеру, если таким заказчиком выступает физлицо (договор, если он заключается в письменной форме, и акт об оказании услуги подписываются физлицом), то независимо от того, кто осуществляет оплату (например, страховая компания, находящаяся на общей системе налогообложения, или банк, выдающий кредит), предприниматель может быть плательщиком единого налога второй группы. Если же имеет место обратная ситуация — заказчиком выступает субъект хозяйствования на общей системе налогообложения, хотя непосредственным потребителем услуги и выступает обычное физлицо (например, перевозку физлиц заказывает предприятие, находящееся на общей системе налогообложения), предприниматель должен находиться в третьей группе.

Напомним: продавать товар предприниматели могут любым субъектам независимо от их статуса. Поэтому в ряде случаев имеет смысл (если есть такая возможность) подумать об изменении формы договорных отношений. К примеру, договор заказа на изготовление мебели заменить договором ее поставки.

3. Обобщающая налоговая консультация, в чем ее плюс, развеяла сомнения в вопросе о том, могут ли плательщики второй группы выполнять работы. Дело в том, что в п. 291.4 НКУ они прямо не названы (в нем речь идет только об услугах, которые могут предоставляться только единоналожникам и/или населению, производстве и продаже товаров, а также о ресторанном хозяйстве). Это давало основания усомниться в том, могут ли вообще работы выполняться плательщиками второй группы. Как видим из ответа на третий вопрос, ГНСУ распространяет на работы условия, предусмотренные для оказания услуг. Иными словами, единоналожники второй группы могут выполнять работы, если их заказчиками выступают физлица-предприниматели или юрлица, пребывающие на упрощенной системе налогообложения, или население.

Обращаем внимание: получение оплаты за услуги, оказанные предпринимателем субъекту хозяйствования, пребывающему на общей системе налогообложения, до 01.01.2012 г. (подписанный сторонами акт выполненных работ / предоставленных услуг должен быть датирован числом до 01.01.2012 г.), не является основанием для утраты им возможности пребывания во второй группе плательщиков единого налога.

К сожалению, комментируемая обобщающая налоговая консультация не пролила свет на вопрос о том, какие физические лица охватываются понятием «население». Многие местные налоговые органы на данный момент вооружились критерием резидентства, а потому исходят из недопустимости предоставления услуг физлицу-нерезиденту единоналожниками второй группы. На наш взгляд, предприниматели, желающие работать в этой группе, могут пытаться отстаивать иной подход, предполагающий включение в население всех физлиц, находящихся в момент предоставления им услуги на территории Украины. Иначе говоря, если в документе, подтверждающем предоставление услуги, будет указана в качестве места его составления Украина, думаем, этого будет достаточно, чтобы побороться за право пребывания во второй группе плательщиков единого налога.

Ждем следующих обобщений. И надеемся на их положительный для налогоплательщиков характер.

 

Елена Уварова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше