Туроператор может быть налоговым агентом туристического сбора
Нужно ли туроператору удерживать туристический сбор? И если да, то, в какие сроки следует платить этот сбор и подавать отчетность по нему?
(г. Симферополь)
Туристический сбор — это местный сбор, средства от которого зачисляются в местный бюджет (п. 268.1 НКУ).
Туристический сбор взимается согласно решению сельского, поселкового и городского советов. Обязанность по взиманию туристического сбора (а именно обязанность по его начислению, удержанию и уплате в местный бюджет) возложена на налоговых агентов, перечисленных в п.п. 268.5.1 НКУ:
— администрации гостиниц, кемпингов, мотелей, общежитий для приезжих и другие заведения гостиничного типа, санаторно-курортные заведения;
— квартирно-посреднические организации, направляющие неорганизованных лиц на поселение в дома (квартиры), принадлежащие физическим лицам на праве собственности или на праве пользования по договору найма;
— юридические лица или физических лиц — предпринимателей, которые уполномочиваются сельским, поселковым или городским советом взимать сбор на условиях договора, заключенного с соответствующим советом.
Как следует из п.п. 268.6.1 НКУ, налоговые агенты взимают сбор при предоставлении услуг, связанных с временным проживанием (ночлегом) и указывают сумму уплаченного сбора отдельной строкой в счете (квитанции) на проживание.
Что касается туроператоров, то для них, как следует из абз. 2 ч. 2 ст. 5 Закона о туризме, исключительной деятельностью является организация и обеспечение создания туристического продукта, реализация и предоставление туристических услуг, а также посредническая деятельность по предоставлению характерных и сопутствующих услуг.
При этом турпродукт, создаваемый туроператором, определен как комплекс туристических услуг, в состав которого входят в том числе и услуги по размещению (абз. 4 ст. 1 Закона о туризме). Причем, обратите внимание, в целях создания туристического продукта Закон о туризме не требует от туроператора обязательного, непосредственного, самостоятельного предоставления услуг, входящих в турпродукт. Такие услуги могут предоставлять и другие субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность по предоставлению туруслуг. В отношении услуг по размещению ими могут быть отели, пансионаты и другие не являющиеся в своей деятельности туроператорами, а предоставляющие свои услуги через туроператоров на основании посреднических договоров.
То есть если туроператор является посредником в предоставлении услуг размещения, входящих в турпродукт, или выкупает места для проживания, то уплачивать турсбор естественно ему не придется. Ответственными за начисление, удержание и уплату турсбора будут субъекты хозяйствования, с которым туроператор заключил посреднические договоры на предоставление услуг размещения либо у которых выкупил места для проживания.
А вот в случае, когда туроператор предоставляет туристам собственные услуги временного проживания (размещения), т. е. размещает туристов в местах временного проживание, принадлежащих непосредственно ему (не являясь посредником в предоставлении услуг временного проживания), то он будет выступать налоговым агентом по уплате туристического сбора.
Согласно п. 268.7.1 НКУ сумма туристического сбора, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией за отчетный (налоговый) квартал, уплачивается в сроки, определенные для квартального отчетного (налогового) периода.
А значит, налоговую декларацию туристического сбора (форма которой утверждена приказом № 1014) нужно подать в налоговую в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала (п.п. 49.18.2 НКУ). А уплатить сбор нужно в течение 10 календарных дней после предельного срока предоставления декларации за отчетный (налоговый) квартал.
Причем, обратите внимание, подавать налоговую декларацию туристического сбора налоговый агент обязан независимо от наличия налогового обязательства в отчетном квартале (см. ЕБНЗ в разделе 410.04).
Наталия Дзюба, экономист-аналитик