Темы статей
Выбрать темы

Почта редакции. Налоговые расходы по незаполненному чартерному рейсу

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Налоговые расходы по незаполненному чартерному рейсу

 

Туроператор оплатил чартерный рейс, однако в связи со спадом спроса на турпродукт чартерный рейс не был полностью заполнен — предприятию не удалось продать часть мест на чартерный рейс. Нужно ли туроператору ограничивать налоговые расходы на стоимость непроданных пассажиро-мест по фрахту чартерного рейса?

(г. Харьков)

 

Нет, ограничивать расходы на чартер в связи с неполной реализацией мест на чартерный рейс не нужно.

Согласно ст. 912 ГК по договору чартера (фрахтования) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить второй стороне (фрахтователю) за плату всю или часть объема в одном или нескольких транспортных средствах на один или несколько рейсов для перевозки груза, пассажиров, багажа, почты или с другой целью, если это не противоречит закону и другим нормативно-правовым актам.

Фрахтователь уплачивает судовладельцу фрахт (вознаграждение) в порядке и сроки, предусмотренные договором фрахтования судна.

С точки зрения НКУ, фрахт — вознаграждение (компенсация), уплачиваемое по договорам перевозки, найма или поднайма судна или транспортного средства (их частей) для:

— перевозки грузов и пассажиров морскими или воздушными судами;

— перевозки грузов железнодорожным или автомобильным транспортом.

Оплачивая чартер, туроператор в полной мере осуществляет расходы, связанные с его хозяйственной деятельностью, в частности, с предоставлением турпродукта клиентам (туристам). И несмотря на то что турфирме не удалось своевременно продать все места на чартерный рейс (при этом естественно средства за незаполненный рейс ему не возвращаются), она вправе учесть и стоимость непроданных мест в составе налоговых расходов, главное, чтобы указанные расходы были документально подтверждены, как того требует п. 138.2 НКУ. Ведь, повторимся, расходы по фрахту судна понесены с целью осуществления хозяйственной деятельности.

В свою очередь напомним, что хозяйственная деятельность — деятельность лица, связанная с производством (изготовлением) и/или реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, направленная на получение дохода и проводимая таким лицом самостоятельно и/или через свои обособленные подразделения, а также через любое другое лицо, действующее в пользу первого лица, в частности по договорам комиссии, поручения и агентским договорам (п.п. 14.1.36 НКУ).

Правда, налоговики, ссылаясь на ст. 142 ХКУ, утверждают, что понятие «доход» отождествляется с понятием «прибыль» (см. письмо ГНАУ от 02.04.2007 г. № 6448/7/23-5017// «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 36-37). А раз так, то убыточная операция (т. е. не приносящая прибыли), по их мнению, не может быть отнесена к хозяйственной деятельности.

Для хозяйственной деятельности, повторимся, принципиальным является именно намерение получить доход, а не сам факт его получения.

Таким образом, если туроператор реализовал пассажирские места на чартер (хоть и не все) в составе турпродукта, т. е. осуществлял деятельность, направленную на получение дохода, то у него будут все основания включить стоимость фрахта в налоговые расходы в полной сумме.

Согласно п. 138.4 НКУ расходы, формирующие себестоимость реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, признаются расходами того отчетного периода, в котором признаны доходы от реализации таких товаров, выполненных работ, предоставленных услуг.

Соответственно в расходы стоимость оплаченного чартера попадет в том периоде, в котором турагент признает доход от предоставленных туруслуг.

 

Наталия Дзюба, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше