Темы статей
Выбрать темы

Переход на МСФО: первое применение

Редакция НиБУ
Статья

Переход на МСФО: первое применение

 

Подготовка финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами неоспоримо требует специальных знаний и сопряжена со значительными трудностями. Для того чтобы она соответствовала международным стандартам, совершенно недостаточно проставления отметки в специальном поле вступительной части национальных отчетных форм. О первых шагах в процессе перехода на МСФО поговорим в этой статье.

Татьяна ВОЙТЕНКО, консультант газеты «Налоги и бухгалтерский учет»

 

Документы статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон о бухучете — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Порядок № 419 — Порядок предоставления финансовой отчетности, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 28.02.2000 г. № 419.

Порядок № 1780 — Порядок раскрытия информации о деятельности публичных акционерных обществ на основе международных стандартов финансовой отчетности, утвержденный решением Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 30.11.2010 г. № 1780.

Разъяснение № 1 — Разъяснение «О порядке применения части шестой статьи 40 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» относительно раскрытия информации в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности» от 09.02.2012 г. № 1, утвержденное решением Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 09.02.2012 г. № 270.

П(С)БУ 1 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 1 «Общие требования к финансовой отчетности», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 31.03.99 г. № 87.

МСФО 1 — Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 1 «Первое применение международных стандартов финансовой отчетности».

МСБУ 1 — Международный стандарт бухгалтерского учета (IAS) 1 «Предоставление финансовой отчетности».

МСБУ 8 — Международный стандарт бухгалтерского учета (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки».

МСБУ 34 — Международный стандарт бухгалтерского учета (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность».

Письмо № 30523 — совместное письмо Национального банка Украины, Министерства финансов Украины и Государственной службы статистики Украины от 07.12.2011 г. № 12-208/1757-14830, № , № 04/4-07/702.

 

Для начала уточним, что в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 121 Закона о бухучете публичные акционерные общества, банки, страховщики, а также предприятия, осуществляющие хозяйственную деятельность по видам, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины, обязаны составлять финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность согласно международным стандартам финансовой отчетности (далее — МСФО). Упомянутая норма действует с 1 января 2012 года.

В свою очередь, по предписаниям изменений, внесенных в Порядок № 419 и вступивших в силу тоже с 01.01.2012 г., финансовая отчетность и консолидированная финансовая отчетность составляются по МСФО публичными акционерными обществами, банками, страховщиками, начиная с 1 января 2012 года, а также предприятиями, осуществляющими хозяйственную деятельность по следующим видам:

предоставление финансовых услуг, кроме страхования и пенсионного обеспечения (группа 64 КВЭД ДК 009:2010), а также негосударственное пенсионное обеспечение (группа 65.3 КВЭД ДК 009:2010) — начиная с 1 января 2013 года;

вспомогательная деятельность в сферах финансовых услуг и страхования (группа 66 КВЭД ДК 009:2010) — начиная с 1 января 2014 года.

По этому вопросу в своем совместном письме № 30523 НБУ, Минфин и ГССУ сообщили следующую информацию.

Так, для составления финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности МСФО с 1 января 2012 года применяют:

обязательно — публичные акционерные общества, банки, страховщики;

добровольно — другие предприятия (субъекты хозяйствования, кроме бюджетных учреждений), которые самостоятельно определили целесообразность применения международных стандартов. При этом обращаем внимание, что в соответствии с ч. 4 ст. 121 Закона о бухучете предприятия, составляющие финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность по МСФО, должны проинформировать об этом органы статистики (путем направления письма в предусмотренные для предоставления такой отчетности сроки).

Следует отметить, что в ч. 6 ст. 40 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» от 23.02.2006 г. № 3480-IV закреплена обязанность дополнительного раскрытия на фондовом рынке (в том числе путем подачи отчетности в Национальную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку, далее — НКЦБФР) информации о своей деятельности в соответствии с МСФО публичными акционерными обществами. При этом НКЦБФР в Разъяснении № 1 пересмотрела ранее занимаемую позицию и позволила таким субъектам хозяйствования не раскрывать информацию о своей деятельности за 2011 год на основе МСФО ввиду того, что Порядок № 1780 вступил в силу только 04.03.2011 г. А вот раскрытие публичными акционерными обществами информации за 2012 год должно осуществляться уже по МСФО.

Таким образом, многие предприятия впервые будут составлять МСФО-отчетность за 2012 год. Особенности составления финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности по МСФО в первые отчетные периоды определяет МСФО 1, положения которого являются обязательными к применению всеми предприятиями, впервые подготавливающими финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность в МСФО-формате. То есть при переходе от национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета (далее — П(С)БУ) к применению МСФО предприятия однозначно должны руководствоваться положениями МСФО 1.

 

Первая финансовая отчетность по МСФО

Под первой финансовой отчетностью предприятия, составленной по МСФО, понимается первая годовая финансовая отчетность, которую предприятие составляет с применением МСФО, подтверждая это четким и безоговорочным заявлением в такой финансовой отчетности о ее соответствии МСФО (приложение А к МСФО 1).

Согласно МСФО 1 финансовая отчетность соответствует МСФО, если таковая отвечает всем без исключения требованиям каждого из МСФО, вступившего в силу на отчетную дату, во всех его аспектах.

При этом по предписаниям параграфа 3 МСФО 1 субъекты хозяйствования должны применять МСФО 1 в обязательном порядке, если предоставленная предыдущая финансовая отчетность:

— подготовлена в соответствии с национальными требованиями, которые совпадают с МСФО не во всех аспектах;

— соответствует МСФО во всех отношениях, но при этом не содержит четкого и безоговорочного заявления о соответствии МСФО;

— содержит четкое утверждение о соответствии только некоторым, а не всем МСФО;

— составлена согласно национальным требованиям, не соответствующим МСФО, но с использованием некоторых отдельных МСФО для учета статей, по которым не существовало национальных требований;

— соответствовала национальным требованиям, с согласованием некоторых сумм с суммами, определенными согласно МСФО.

Наряду с этим МСФО 1 должен также применяться, если предприятие:

— составляло финансовую отчетность в соответствии с МСФО только для внутреннего пользования без предоставления ее собственникам или другим внешним пользователям;

— подготовило комплект отчетности в соответствии с МСФО для целей консолидации, не осуществив формирования полного комплекта финансовой отчетности, как определено МСБУ 1;

— не предоставляло финансовую отчетность за предыдущие периоды.

В письме № 30523 оговорен ряд случаев, когда требования МСФО 1 не должны применяться, а именно, если предприятие:

а) прекращает предоставлять финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность согласно П(С)БУ, предварительно подав ее за 2011 год, а также составив финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность за этот же период по МСФО, которая должна содержать четкое и безоговорочное высказывание о соответствии МСФО;

б) предоставило финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность за 2011 год согласно национальным требованиям и эта финансовая отчетность и консолидированная финансовая отчетность содержали четкое и безоговорочное высказывание о соответствии МСФО;

или

в) предоставляло финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность за 2011 год и предыдущие годы собственникам или другим пользователям, которая содержала четкое и безоговорочное высказывание о соответствии МСФО, даже если аудиторы выразили условно положительное мнение по поводу такой отчетности в своем аудиторском отчете (заключении).

По большому счету выводы письма № 30523 фактически повторяют положения параграфа 4 МСФО 1 с той лишь разницей, что в последнем отсутствуют ссылки на конкретный отчетный 2011 год. Между тем, на наш взгляд, даже наличие четкой оговорки в финансовой отчетности, составленной предприятием согласно П(С)БУ, о ее соответствии требованиям МСФО не может придать ей статус МСФО-отчетности, поскольку национальные стандарты во многом существенно отличаются от международных. Другое дело, если бы национальные правила совпадали с МСФО во всех аспектах. Но, к сожалению, на данный момент различия сохраняются и говорить о тождественности правил П(С)БУ и МСФО не приходится.

 

Отчетная дата и дата перехода на МСФО

Переходя на применение МСФО впервые, нужно четко различать дату перехода на МСФО и отчетную дату.

По нормам ч. 1 ст. 13 Закона о бухучете, как известно, отчетным периодом для составления финансовой отчетности является календарный год. Промежуточная отчетность составляется ежеквартально нарастающим итогом с начала отчетного года. При этом баланс предприятия составляется по состоянию на конец последнего дня квартала (года).

Первым отчетным периодом по МСФО, исходя из предписаний приложения А к МСФО 1, является последний отчетный период, охваченный первой финансовой отчетностью по МСФО. Соответственно отчетная дата по МСФО представляет собой последний день последнего отчетного периода, в отношении которого подготовлена финансовая отчетность (годовая или промежуточная) в соответствии с МСФО. Например, если предприятие будет составлять первую финансовую отчетность по нормам МСФО за 2012 год, то отчетной датой будет 31 декабря 2012 года.

Датой перехода на МСФО согласно определению термина, приведенному в приложении А к МСФО 1, считается начало самого раннего периода, за который предприятие представляет полную сравнительную информацию согласно МСФО в своей первой финансовой отчетности по МСФО. При этом по МСФО сравнительную информацию требуется представлять как минимум за предыдущий год (параграф 21 МСФО 1). Таким образом, если конец отчетного периода, за который предприятие составляет первую отчетность по МСФО, — 31.12.2012 г., то оно обязано представить в полном объеме сравнительную финансовую отчетность за 2011 год, составленную по правилам МСФО. В этом случае для данного предприятия датой перехода на МСФО будет 1 января 2011 года.

На дату перехода на МСФО субъектом хозяйствования составляется и представляется вступительный отчет о финансовом положении (в отечественной практике отчет о финансовом положении принято называть балансом, которым п. 3 П(С)БУ 1 считает «отчет о финансовом положении предприятия, отражающий на определенную дату его активы, обязательства и собственный капитал»), служащий отправной точкой для последующего применения МСФО (параграф 6 МСФО 1). Причем вступительный баланс необходимо сформировать на дату перехода на МСФО таким образом, чтобы содержащаяся в нем информация соответствовала требованиям всех МСФО, действующих на отчетную дату. Более того, параграф 8 МСФО 1 указывает на возможность использования предприятием вновь вводимого МСФО, который еще не стал обязательным к применению, но его досрочное применение разрешено. Понятно, что дата перехода на МСФО и дата вступительного баланса совпадают. Скажем, если предприятие будет составлять первую финансовую отчетность по МСФО за 2012 год, и соответственно предоставлять сравнительные данные за 2011 год, то при таких обстоятельствах датой перехода на МСФО является 01.01.2011 г. и вступительный баланс должен быть подготовлен именно на эту дату.

 

Состав первой финотчетности по МСФО

Согласно требованиям параграфа 21 МСФО 1 первая финансовая отчетность предприятия, составляемая по МСФО, должна содержать, по крайней мере:

— три отчета о финансовом положении (баланса): на дату перехода на МСФО, а также на даты окончания первого сравнительного и отчетного периодов;

— два отчета о совокупных доходах (аналог украинского отчета о финансовых результатах, под которым п. 3 П(С)БУ 1 понимает «отчет о доходах, расходах и финансовых результатах деятельности предприятия»): за сравнительный и отчетный периоды;

— два отдельных отчета о прибылях и убытках (если таковые представляются);

— два отчета о движении денежных средств (прототип отечественного отчета о движении денежных средств — по нормам п. 3 П(С)БУ 1 «отчета, отражающего поступление и расходование денежных средств в результате деятельности предприятия в отчетном периоде»): за сравнительный и отчетный периоды;

— два отчета об изменениях в собственном капитале (этот отчет в Украине более известен как отчет о собственном капитале, т. е. согласно п. 3 П(С)БУ 1 «отчет, отражающий изменения в составе собственного капитала предприятия в течение отчетного периода»): за сравнительный и отчетный периоды;

— соответствующие примечания, включающие сравнительную информацию.

К тому же параграф 23 МСФО 1 требует от применяющих МСФО предприятий раскрытия, которое объясняет, как переход от национальных правил к МСФО повлиял на их финансовое состояние, финансовые результаты и денежные потоки, отраженные в отчетности.

Кроме того, первая финансовая отчетность предприятия, составленная в МСФО-формате, должна включать согласования (сверки) показателей относительно собственного капитала и общей совокупной прибыли, представленных в предыдущих подготовленных по нормам П(С)БУ финансовых отчетах, с данными, приведенными в соответствие с требованиями МСФО, а также содержать раскрытие информации о любых признанных либо сторнированых убытках от уменьшения полезности (параграф 24 МСФО 1).

Одновременно с этим, исходя из положений п. 25 МСФО 1, пояснения к согласованиям должны быть достаточно подробными с тем, чтобы позволить пользователям финансовой отчетности понять существенные корректировки, которым подверглись при переходе на МСФО отчет о финансовом положении и отчет о совокупных доходах. То же касается и отчета о движении денежных средств, поданного ранее в соответствии с национальными правилами.

Если говорить о публичных акционерных обществах, то для них нормативно закреплено, что в состав информации об их деятельности на основе МСФО, которую необходимо раскрыть согласно Порядку № 1780, обязательно включается годовая финансовая отчетность (полный комплект финансовых отчетов) общества, составленная по МСФО (п. 1 разд. II Порядка № 1780). Одновременно с этим, по желанию общества дополнительно может раскрываться промежуточная финансовая отчетность, составленная по МСФО.

Состав полного комплекта финансовых отчетов по МСФО, подаваемого публичными акционерными обществами в НКЦБФР, приведен в п. 2 разд. II Порядка № 1780 и включает:

— отчет о финансовом положении (баланс) на конец отчетного периода;

— отчет о совокупных прибылях и убытках за отчетный период;

— отчет об изменениях в собственном капитале за отчетный период;

— отчет о движении денежных средств за отчетный период;

— примечания, содержащие краткое изложение существенных учетных политик, и прочие пояснительные примечания;

— отчет о финансовом положении на начало наиболее раннего сравнительного периода, когда субъект хозяйствования применяет учетную политику ретроспективно, либо осуществляет ретроспективный перерасчет статей своих финансовых отчетов, либо если он переклассифицирует статьи своих финансовых отчетов.

Несложно убедиться, что данный перечень полностью соответствует предписаниям МСФО, за исключением разве что отчета о совокупных прибылях и убытках, который параграф 10 МСБУ 1 называет отчетом о совокупных доходах.

Также стоит отметить, что по предписаниям приказа Минфина от 09.12.2011 г. № 1591 предприятия, составляющие финансовую отчетность по МСФО, подают ее по формам, утвержденным П(С)БУ, а именно: Баланс по форме № 1, Отчет о финансовых результатах по форме № 2, Отчет о движении денежных средств по форме № 3, Отчет о собственном капитале по форме № 4 либо же Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства в составе Баланса формы № 1-м и Отчета о финансовых результатах формы № 2-м. Что касается обязательных для предоставления отчетов, по которым формы не утверждены, то они составляются в произвольной форме, естественно, с учетом требований МСФО.

 

Первая финотчетность на дату перехода на МСФО

Как следует из п. 5 письма № 30523, отечественные предприятия (кроме банков) вправе самостоятельно избрать дату перехода на МСФО: либо с 01.01.2011 г., либо с 01.01.2012 г. Для банков однозначно датой перехода на МСФО является 01.01.2011 г.

От избранной даты перехода на МСФО зависит, какая финансовая отчетность будет для предприятия первой, составленной по МСФО. Возможные в связи с этим версии развития событий представлены в таблице.

 

Отчеты, подаваемые в составе первой финансовой отчетности по МСФО, в зависимости от даты перехода на МСФО

Название финансового отчета

Подаваемая информация

вступительный баланс согласно МСФО

сравнительная финотчетность по МСФО

первая годовая финотчетность по МСФО

Дата перехода на МСФО 01.01.2011 г.

Отчет о финансовом положении (баланс)

на 01.01.2011 г.

на 31.12.2011 г.

на 31.12.2012 г.

Отчет о совокупных доходах (отчет о финансовых результатах)

х

за 2011 год

за 2012 год

Отчет о движении денежных средств

х

за 2011 год

за 2012 год

Отчет об изменениях в собственном капитале

х

за 2011 год

за 2012 год

Примечания к отчетам, в том числе сравнительная информация

х

за 2011 год

за 2012 год

Дата перехода на МСФО 01.01.2012 г.

Отчет о финансовом положении (баланс)

на 01.01.2012 г.

на 31.12.2012 г.

на 31.12.2013 г.

Отчет о совокупных доходах (отчет о финансовых результатах)

х

за 2012 год

за 2013 год

Отчет о движении денежных средств

х

за 2012 год

за 2013 год

Отчет об изменениях в собственном капитале

х

за 2012 год

за 2013 год

Примечания к отчетам, в том числе сравнительная информация

х

за 2012 год

за 2013 год

 

Итак, при избрании датой перехода на МСФО 01.01.2011 г.:

1) составляется вступительный баланс по состоянию на 01.01.2011 г. в соответствии с МСФО;

2) в финансовой отчетности в 2012 году приводится сравнительная информация за 2011 год, трансформированная согласно требованиям МСФО;

3) первая финансовая отчетность и консолидированная финансовая отчетность, составленная согласно МСФО, за 2012 год должна содержать информацию в балансе по состоянию на 01.01.2011 г., 31.12.2011 г., 31.12.2012 г. и отчеты о финансовых результатах, отчеты о движении денежных средств, отчеты об изменениях в собственном капитале за 2011 и 2012 годы, соответствующие примечания, в том числе сравнительную информацию;

4) для составления сравнительной финансовой отчетности и сравнительной консолидированной финансовой отчетности по МСФО за 2011 год, а также первой финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности по МСФО за 2012 год применяются МСФО, действующие на 31.12.2012 г., с учетом исключений, определенных в МСФО 1.

В ситуации, когда датой перехода на МСФО определена 01.01.2012 г., тогда:

1) составляется вступительный баланс по состоянию на 01.01.2012 г. согласно требованиям МСФО;

2) в финансовой отчетности за отчетные периоды 2012 года не приводится сравнительная информация за 2011 год (кроме баланса);

3) первая финансовая отчетность и консолидированная финансовая отчетность, составленная в соответствии с МСФО, за 2013 год должна содержать информацию в балансе по состоянию на 01.01.2012 г., 31.12.2012 г., 31.12.2013 г. и отчеты о финансовых результатах, отчеты о движении денежных средств, отчеты об изменениях в собственном капитале за 2012 и 2013 годы, соответствующие примечания, в том числе сравнительную информацию;

4) для подготовки сравнительной финансовой отчетности и сравнительной консолидированной финансовой отчетности по МСФО за 2012 год, а также первой финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности по МСФО за 2013 год применяются МСФО, действующие на 31.12.2013 г., с учетом исключений, определенных в МСФО 1.

Разницы, возникающие в результате применения требований МСФО к операциям и событиям при составлении баланса на дату перехода на МСФО, п. 8 письма № 30523 предписывает отражать в составе нераспределенной прибыли (убытка) или других составляющих собственного капитала. Это в полной мере согласуется с требованиями параграфа 11 МСФО 1.

Раскрывать информацию о влиянии перехода на МСФО на финансовое состояние, финансовый результат (совокупные доходы) и денежные потоки предприятия необходимо так, как того требует МСФО 1 (п. 9 письма № 30523).

К сожалению, письмо № 30523 ничего не говорит о представлении первой промежуточной финансовой отчетности по МСФО. Между тем, в отечественных реалиях такая отчетность готовиться все-таки должна.

 

Промежуточная финансовая отчетность по МСФО

МСФО не требуют обязательного предоставления промежуточной финансовой отчетности. Напротив, МСБУ 34 говорит о добровольном характере принимаемого решения о составлении финансовой отчетности за промежуточные периоды и содержит указания насчет того, что именно следует включать в публикуемую промежуточную финансовую информацию.

Что касается МСФО 1, то согласно его параграфу 2 при подготовке промежуточной финансовой отчетности по МСФО предприятия должны применять правила МСФО 1 за любой период, являющийся частью года, охватываемого первой финансовой отчетностью по МСФО.

В соответствии с параграфом 4 МСБУ 34 в качестве промежуточной финансовой отчетности рассматривается финансовый отчет, содержащий либо полный комплект финансовой отчетности (определенный в соответствии с указаниями МСБУ 1), либо комплект сокращенной финансовой отчетности (в соответствии с указаниями МСБУ 34) за промежуточный период. В свою очередь, промежуточным является отчетный период короче, нежели полный финансовый год.

Таким образом, МСБУ 34 предлагает два варианта предоставления финансовой отчетности за промежуточный период:

1) полный комплект финансовой отчетности (по аналогии с отчетностью за полный финансовый год);

2) сокращенный комплект финансовой отчетности.

При этом согласно параграфу 8 МСБУ 34 промежуточная сокращенная финансовая отчетность должна содержать как минимум следующие компоненты:

— краткий отчет о финансовом положении;

— краткий отчет о совокупных доходах, поданный как краткий единый отчет или же краткий отдельный отчет о прибылях и убытках, и краткий отчет о совокупных доходах;

— краткий отчет об изменениях в собственном капитале;

— краткий отчет о движении денежных средств;

— выборочные примечания к отчетности.

В отечественных реалиях по нормам ст. 14 Закона о бухучете предприятия обязаны предоставлять квартальную и годовую финансовую отчетность. В свою очередь, по предписаниям ч. 5 ст. 121 Закона о бухучете финансовая отчетность и консолидированная финансовая отчетность, составленные по международным стандартам, представляются в порядке, определенном этим Законом.

Учитывая сказанное, названным в ст. 121 Закона о бухучете предприятиям составлять и предоставлять промежуточную (квартальную) финансовую отчетность по МСФО, судя по всему, придется начиная с I квартала 2012 года. Подтверждает этот факт и Минфин, высказавшийся в письмах от 05.09.2011 г. № 31-08410-07-29/21847 и от 24.01.2012 г. № 31-08410-07-27/1445 в пользу предоставления квартальной МСФО-отчетности такими предприятиями. Правда, здесь нужно учитывать, что по правилам ч. 1 ст. 13 Закона о бухучете, в отличие от МСБУ 34, промежуточная отчетность составляется ежеквартально нарастающим итогом с начала отчетного года в составе баланса и отчета о финансовых результатах.

Таким образом, указанные в ст. 121 Закона о бухучете субъекты хозяйствования уже по итогам I квартала 2012 года должны будут представлять органам статистики комплект отчетности, подготовленной по МСФО. По всей видимости, последние будут требовать предоставления промежуточной финансовой отчетности в усеченном формате в составе всего двух форм: баланса и отчета о финансовых результатах (без сравнительной информации), несмотря на то что такая отчетность не будет соответствовать требованиям МСБУ 34 и МСФО 1.

Вообще-то, по правилам МСФО 1 при предоставлении первой промежуточной финансовой отчетности за I квартал 2012 года (дата перехода на МСФО — 01.01.2011 г., первая годовая отчетность будет подготовлена за 2012 год) должны быть поданы все формы финотчетности со сравнительными данными за предшествующий период, а также составлены соответствующие согласования и примечания. Для предприятий, избравших датой перехода на МСФО 01.01.2012 г., эти требования будут актуальны только в будущем 2013 году.

Что касается публичных акционерных обществ, которые в соответствии с нормами законодательства должны составлять промежуточную финансовую отчетность и соответственно раскрывать регулярную квартальную информацию на фондовом рынке, то НКЦБФР в Разъяснении № 1 обязала их наряду с МСФО-отчетностью за 2012 год предоставлять также промежуточную отчетность в соответствии с МСФО начиная с финансовой отчетности за I квартал 2012 года. В частности, случаи обязательного предоставления квартальной финотчетности по МСФО установлены п. 5 гл. 2 разд. IV Положения о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг, утвержденного решением ГКЦБФР от 19.12.2006 г. № 1591.

 

Учетная политика и переход на МСФО

По требованиям параграфа 7 МСФО 1 предприятие должно использовать единую учетную политику при подготовке вступительного отчета о финансовом положении по МСФО и во всех периодах, представленных в его первой финансовой отчетности по МСФО. Такая учетная политика должна соответствовать всем принятым МСФО, действующим на отчетную дату первой финансовой отчетности по МСФО. Это означает, что если первая годовая финансовая отчетность по МСФО будет составляться, например, за 2012 год, то и вступительный баланс на дату перехода на МСФО (01.01.2011 г.), и сравнительные данные за 2011 год должны быть подготовлены, опираясь на МСФО, применимые на 31.12.2012 г.

Для обеспечения соответствия финансовой отчетности МСФО предприятиям, безусловно, придется внести коррективы в применяемую учетную политику. При этом нужно учитывать, что указания, содержащиеся в МСБУ 8 относительно изменений учетной политики, применяются исключительно предприятиями, уже использующими МСФО, и не должны применяться теми, кто впервые перешел на МСФО. Последним предстоит выбрать учетную политику в соответствии с требованиями МСФО. Обратите внимание: МСФО требуют раскрытия установленной и применяемой предприятием учетной политики непосредственно в предоставляемой им финансовой отчетности.

Предприятия, составляющие финансовую отчетность на основе МСФО, при необходимости изменения выбранной ими учетной политики могут столкнуться с такой проблемой. Дело в том, что по требованиям ст. 4 Закона о бухучете изменение учетной политики возможно лишь в случаях, предусмотренных национальными П(С)БУ, и должно быть обосновано и раскрыто в финансовой отчетности. В то же время, исходя из предписаний п. 9 П(С)БУ 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах», утвержденного приказом Минфина от 28.05.99 г. № 137, учетная политика может изменяться, только если изменяются уставные требования, требования органа, утверждающего П(С)БУ, или если изменения обеспечат достоверное отражение событий или операций в финансовой отчетности предприятия. Как видим, случай изменения учетной политики по требованиям МСФО нормативными актами не оговорен.

При всем том параграф 14 МСБУ 8 устанавливает обязанность предприятия по внесению изменений в учетную политику и в ситуации, когда такое изменение предполагается каким-либо МСФО. Поэтому предприятиям, составляющим финансовую отчетность по правилам МСФО, ничего не остается, как действовать в нарушение отдельных норм действующего законодательства, дабы подготовить в полной мере соответствующую требованиям МСФО отчетность.

 

МСФО и НКУ

Как известно, п. 44.2 НКУ требует, чтобы плательщики налога на прибыль для исчисления объекта налогообложения использовали данные бухгалтерского учета по доходам и расходам с учетом положений НКУ.

При этом те плательщики налога, которые в соответствии с Законом о бухучете обязаны применять МСФО или же решили использовать их в добровольном порядке, учет доходов и расходов должны вести именно по таким стандартам с оглядкой, безусловно, на нормы НКУ. Причем если в НКУ содержится ссылка на П(С)БУ, то упомянутые предприятия применяют соответствующие МСФО (а не нормы национальных стандартов). В частности, термины, определения которых в НКУ не даны, для целей разд. III НКУ используются в значениях, приведенных в МСФО (п.п. 14.1.84 НКУ). К примеру, при выборе метода амортизации основных средств плательщик налога, применяющий МСФО, должен руководствоваться нормами и терминологией, установленными не Положением (стандартом) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденным приказом Минфина от 27.04.2000 г. № 92, а Международным стандартом бухгалтерского учета (IAS) 16 «Основные средства». Однако в любом случае его бухгалтерские данные не будут совпадать с налоговыми, собственно, как и у большинства других предприятий.

В общем, переход на МСФО не только позволит подготовить более качественную финансовую отчетность, понятную ее внешним пользователям, но и в некотором смысле спроецируется на налогообложение.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше