Выполнение работ по текущему ремонту
Мы — бюджетная организация, планируем произвести текущий ремонт туалетов. По предварительным подсчетам нужно закупить материалов на общую сумму 8000 грн. и произвести работы на сумму 5000 грн. Заключать договор с юридическим лицом мы не хотим в связи с тем, что это будет стоить вдвое дороже.
Как правильно документально оформить работы по текущему ремонту?
По какому КЭКР должны осуществляться расходы?
Можно ли заключить договор на выполнение работ по текущему ремонту с физическим лицом?
(Винницкая обл.)
В первую очередь необходимо определить, действительно ли запланированные вами работы относятся именно к текущему ремонту, ведь капитальный ремонт осуществляется за счет капитальных расходов.
Для решения этого вопроса следует руководствоваться Примерным перечнем услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, домов, сооружений, утвержденным приказом Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 10.08.2004 г. № 150. Согласно этому Перечню вы сможете определить, относятся ли запланированные ремонтные работы к текущему ремонту.
Если бюджетное учреждение не желает заключать с подрядной организацией договор на выполнение ремонтных работ, то его можно выполнить собственными силами при наличии отдельного ремонтного подразделения или отдельных должностей, в должностные обязанности которых входит выполнение ремонта, или заключить договор подряда с физическим лицом.
Условия заключения договоров подряда определены ГКУ.
В соответствии с ч. 1 ст. 837 ГКУ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется на свой риск выполнить определенную работу по заданию другой стороны (заказчика), а заказчик обязуется принять и оплатить выполненную работу.
Цена договора подряда определяется согласно смете на проведение ремонтных работ.
Кроме того, в договоре необходимо определить следующие обязательные условия: сроки выполнения работ, права и обязанности заказчика и исполнителя работ, порядок оплаты работ, ответственность заказчика и исполнителя работ, порядок решения споров, срок действия договора и т. п.
Как указывало Госказначейство в письме от 25.04.2003 г. № 07-06/872-3814, проведение текущего и капитального ремонтов собственными силами учреждения осуществляется только при условии утверждения сметы на выполнение указанных работ с учетом действующих государственных строительных норм.
При выполнении работ по текущему ремонту следует соблюдать Правила определения стоимости строительства ДБН Д.1.1-1-2000, утвержденные приказом Госстроя от 27.08.2000 г. № 174.
Отметим, что государственные строительные нормы следует соблюдать при выполнении работ как собственными силами учреждения, так и сторонним физическим лицом по договору подряда.
Что касается авансирования ремонтных работ, то в соответствии с постановлением КМУ «Вопросы предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за бюджетные средства» от 09.10.2006 г. № 1404 авансирование допускается только в случае выполнения работ по капитальному ремонту. Это же подтверждается и Порядком государственного финансирования капитального строительства, утвержденным постановлением КМУ от 27.12.2001 г. № 1764.
В связи с этим бюджетная организация может заплатить физическому лицу, выполнявшему работы по текущему ремонту, только после их надлежащего выполнения.
Факт выполнения ремонтных работ подтверждается актом приемки-передачи выполненных работ.
Также отметим, что обязательство по приобретению материалов для выполнения ремонтных работ может быть возложено как на бюджетную организацию, так и на физическое лицо — исполнителя работ. Это должно быть определено условиями договора.
Обычно обязательство по приобретению материалов по условиям договора на выполнение подрядных работ берет на себя исполнитель работ, и предметом договора в этом случае является конечный результат работы.
В таком случае стоимость материалов включается в общую стоимость работ по текущему ремонту. При отражении таких расходов следует обязательно учитывать, что договор заключен с физическим, а не юридическим лицом. Так, в соответствии с Инструкцией № 495 расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате учреждения, за выполнение работ по гражданско-правовым договорам, включая договор подряда (за исключением субъектов предпринимательской деятельности), осуществляются по КЭКР 1111 «Заработная плата».
В том случае, когда материалы (строительные материалы, инвентарь, оборудование, инструменты для хозяйственной деятельности и т. п.) закупаются бюджетной организацией самостоятельно, расходы на их приобретение согласно Инструкции № 495 осуществляются по КЭКР 1131 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь, в том числе мягкий инвентарь и обмундирование».
При этом следует помнить, что согласно ст. 840 ГКУ, если работа выполняется частично или в полном объеме из материала заказчика, подрядчик отвечает за неправильное использование этого материала, а также обязан предоставить заказчику отчет об использовании материала и вернуть его остаток.
Если работа выполняется из материала заказчика, в договоре подряда должны быть установлены нормы расходов материала, сроки возврата его остатка и основных отходов, а также ответственность подрядчика за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей.
Татьяна Рябуха, экономист-аналитик