Об использовании средств, полученных от аренды имущества
Детская клиническая больница уже несколько лет подряд сдает в аренду часть помещения, находящегося на ее балансе.
В связи с введением в действие с 1 января 2011 года нового Бюджетного кодекса Украины возникает ряд вопросов, связанных с использованием таких средств: на какие конкретно цели могут быть использованы средства, полученные от сдачи имущества в аренду, и можно ли за счет этих поступлений производить оплату коммунальных услуг, если расходы за потребленное арендаторами тепло и воду компенсируются ими отдельно?
(г. Киев)
Напомним, что организационные отношения, связанные с передачей в аренду государственного и коммунального имущества, а также имущественные отношения между арендодателями и арендаторами по хозяйственному использованию такого имущества регулируются Законом № 2269. Размер, условия и сроки внесения арендной платы устанавливаются с учетом требований Методики № 786.
Заметим, что арендная плата согласно ч. 4 ст. 13 БКУ относится к третьей подгруппе первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений.
Следует иметь в виду, что поступления от платы за аренду имущества планируются по специальному фонду сметы. Расходы специального фонда имеют постоянное бюджетное назначение, которое дает право осуществлять их исключительно в пределах и за счет соответствующих поступлений в специальный фонд. Так, ст. 13 БКУ предусмотрено, что за счет средств, полученных от аренды имущества, осуществляются содержание, обустройство, ремонт и приобретение имущества бюджетных учреждений. Причем использование собственных поступлений бюджетных учреждений осуществляется с учетом ч. 9 ст. 51 БКУ, согласно которой, если объемы собственных поступлений бюджетных учреждений превышают соответствующие расходы, утвержденные законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете), распорядитель бюджетных средств предусматривает направление таких сверхплановых объемов в первую очередь на погашение задолженности по оплате труда, начислениям на заработную плату, стипендиям, коммунальным услугам и энергоносителям.
Если же такой задолженности нет, распорядитель бюджетных средств направляет 50 % средств на мероприятия, осуществляемые за счет соответствующих поступлений (в данном случае — на содержание, ремонт и приобретение имущества бюджетных учреждений), и 50 % средств — на мероприятия, необходимые для выполнения основных функций, но не обеспеченные средствами общего фонда бюджета по соответствующей бюджетной программе.
В таком случае распорядитель бюджетных средств осуществляет перераспределение объемов взятых бюджетных обязательств по общему фонду бюджета для проведения расходов по этим обязательствам из специального фонда.
Вместе с тем ч. 3 ст. 51 БКУ определено, что распорядители бюджетных средств — бюджетные учреждения в лице их руководителей обеспечивают в полном объеме проведение расчетов за электрическую и тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение, природный газ и услуги связи, потребляемые бюджетными учреждениями, и заключают договоры по каждому виду энергоносителей в пределах установленных соответствующим главным распорядителем обоснованных лимитов потребления.
Более того, расходы на оплату коммунальных услуг и энергоносителей являются защищенными расходами общего фонда бюджета, т. е. такими, объем которых не может изменяться при осуществлении сокращения утвержденных бюджетных назначений (ст. 55 БКУ) .
Таким образом, расходы на оплату коммунальных услуг должны быть запланированы в смете соответствующего бюджетного учреждения прежде всего по общему фонду. Однако при возникновении непредвиденных обстоятельств и при условии отсутствия необходимости в проведении ремонта или приобретении определенного имущества
(т. е. осуществлении расходов по направлениям, установленным ст. 13 БКУ), допускается использование также средств специального фонда для погашения задолженности за потребленные тепло, воду, электроэнергию и т. п.
Юлия Крот, экономист-аналитик