Темы статей
Выбрать темы

Государственные закупки. О правомерности отмены заказчиком процедуры закупки

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

О правомерности отмены заказчиком процедуры закупки

 

Бюджетное учреждение опубликовало в информационном бюллетене «Вестник государственных закупок» от 04.01.2012 г. и обнародовало на веб-портале «Государственные закупки» объявление о проведении открытых торгов. Ожидаемая стоимость предмета закупки (капитальный ремонт здания) — 710 тыс. грн. На сегодняшний день комитетом по конкурсным торгам акцептовано одно из предложений конкурсных торгов, заключен договор о закупке с победителем (22.02.2012 г.), но объявление о результатах проведения процедуры закупки еще не опубликовано.

Однако в Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI недавно были внесены изменения и теперь процедуры закупок по работам нужно проводить только в случае, если их стоимость превышает
1 млн грн. В связи с этим комитетом по конкурсным торгам принято решение об отмене процедуры закупки, что оформлено соответствующим протоколом.

Правильно ли такое решение?

(Сумская обл.)

 

С целью усовершенствования государственной политики в сфере градостроения, усиления и персонификации ответственности субъектов градостроения за нарушение требований законодательства, строительных норм, государственных стандартов и правил, обеспечения стойкости, прочности, надежности и необходимой долговечности зданий и сооружений Верховной Радой был принят Закон № 4220, который вступил в силу 19.01.2012 г.

Этим документом, в частности, внесены изменения в Закон № 2289.

Так, согласно обновленной ч. 1 ст. 2 Закона № 2289 положения этого Закона применяются ко всем заказчикам и закупкам товаров, работ и услуг, которые полностью или частично осуществляются за счет государственных средств, при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равняется или превышает 100 тыс. грн. (в строительстве — 300 тыс. грн.), а работ — 1 млн грн.

Таким образом, начиная с 19.01.2012 г. повышены стоимостные пределы, позволяющие осуществлять закупки товаров, работ и услуг распорядителям бюджетных средств без применения процедур, установленных Законом № 2289.

Поэтому если стоимость товаров и услуг, которые используются в строительстве, не превышает 300 тыс. грн., то их закупку распорядители бюджетных средств осуществляют путем заключения прямых договоров с поставщиками, т. е. без применения процедур закупок.

Теперь что касается порядка закупки работ. Прежде всего напомним, что под работами в Законе № 2289 понимаются проектирование, строительство новых, расширение, реконструкция, капитальный ремонт и реставрация существующих объектов и сооружений производственного и непроизводственного назначения, работы по нормированию в строительстве, геологоразведочные работы, техническое переоснащение действующих предприятий и сопутствующие работам услуги, в том числе геодезические работы, бурение, сейсмические исследования, аэро- и спутниковая фотосъемка и другие услуги, включаемые в сметную стоимость работ, если стоимость таких услуг не превышает стоимости самих работ.

Определение предмета закупки по работам осуществляется по объектам строительства с учетом Правил определения стоимости строительства ДБН Д.1.1-1-2000, утвержденных приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики от 27.08.2000 г. № 174, а также Ведомственных строительных норм ВБНГ. 1-218-182:2006 «Классификация работ по ремонту дорог общего пользования», утвержденных решением коллегии Государственной службы автомобильных дорог от 10.04.2006 г. № 16.

Итак, начиная с 19.01.2012 г. необходимость проведения процедуры закупки по работам возникает в случае, если стоимость таких работ превышает 1 млн грн. (до 19.01.2012 г. этот предел составлял 300 тыс. грн.). Общая стоимость работ по объекту строительства, которая как раз и является критерием для проведения процедур закупок, определяется на основании данных объектных смет. Объектная смета объединяет в своем составе на объект в целом данные из локальных смет и отражает общую стоимость работ по объекту строительства.

Теперь вернемся к нашему вопросу и выясним, когда у заказчика возникает право принять решение об отмене процедуры закупки.

Основания для отмены торгов приведены в ст. 30 Закона № 2289. Так, заказчик отменяет торги в случае:

— отсутствия дальнейшей необходимости в закупке товаров, работ;

— невозможности устранения нарушений, возникших из-за выявленных нарушений законодательства по вопросам государственных закупок;

— выявления факта сговора участников;

— нарушения порядка опубликования объявления о проведении процедуры закупки, акцепта, объявления о результатах процедуры закупки, предусмотренного ст. 10 Закона № 2289;

— подачи для участия в них менее двух предложений конкурсных торгов, а в случае осуществления закупки по рамочным соглашениям с несколькими участниками — менее трех предложений;

— отклонения всех предложений конкурсных торгов согласно ст. 29 Закона № 2289;

— если к оценке допущены предложения менее двух участников.

В рассматриваемой ситуации заказчик начал процедуру закупки работ 04.01.2012 г., т. е. до вступления в силу Закона № 4220. Напомним, что началом проведения процедуры закупки являются публикация в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок и размещение на веб-портале Уполномоченного органа информации о применении процедуры закупки, которая подается одновременно с объявлением о проведении процедуры закупки. На этот момент Минэкономразвития обращало внимание в письме от 24.10.2011 г. № 3303-25/13212-08. И хотя в данном письме речь шла о процедуре закупки у одного участника, эти выводы в равной степени распространяются и на другие виды процедур закупок.

Получается, что заказчик начал процедуру закупки по старым правилам, когда еще действовал стоимостный предел по работам 300 тыс. грн. Принять решение об отмене торгов в связи с тем, что изменились те или иные нормы Закона № 2289, в частности, в связи с увеличением предельной величины, обязывающей заказчиков проводить процедуру закупки работ свыше 1 млн грн., у заказчика нет законодательных оснований.

По крайней мере рассматриваемая ситуация не подходит ни под одно из оснований для отмены торгов, указанных в ст. 30 Закона2289. Возможно, заказчик пытался классифицировать эту ситуацию как отсутствие дальнейшей необходимости в закупке товаров, работ. Однако должны заметить, что такое основание больше подходит для ситуации, когда в результате внесенных изменений закупка того или иного вида товаров (услуг) исключена из сферы действия Закона № 2289. К тому же из вопроса не следует, что заказчик планирует вообще отказаться от взаимоотношений с победителем торгов. Поэтому в данном случае неправильно считать, что у заказчика отпала необходимость в дальнейшей закупке таких работ.

Кстати, напомним, что в аналогичных ситуациях, когда изменялось законодательство в сфере государственных закупок, Минэкономразвития придерживалось мнения о том, что завершать процедуры закупок, начатые до вступления в силу новых правил, нужно по старым правилам (см. разъяснение Минэкономразвития от 30.09.2011 г. № 3303-25/12551-07).

Такие выводы основывались на том, что в соответствии с Решением Конституционного Суда Украины от 09.02.99 г. № 1-рп/99 предоставление обратного действия во времени нормативно-правовым актам может быть предусмотрено путем прямого указания об этом в законе или в другом нормативно-правовом акте.

Учитывая, что такая норма в Законе № 4220 отсутствует, процедуры закупок товаров, работ и услуг за государственные средства, начатые до 19.01.2012 г., завершаются в соответствии с порядком, который действовал до дня вступления в силу этого Закона.

Из этого следует, что изменения, внесенные Законом № 4220 в Закон № 2289, не являются основанием для отмены заказчиком процедуры закупки и расторжения договора о закупке.

Пожалуй, в данной ситуации заказчик мог бы принять решение об отмене процедуры закупки в случае нарушения порядка опубликования объявления о результатах проведения процедуры закупки с учетом требований ст. 32 Закона № 2289. Заметим, что такое основание для отмены процедуры торгов предусмотрено ст. 30 Закона № 2289.

 

Виктория Матвеева, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше