Нужно ли арендодателю проводить процедуру закупок при получении возмещения за коммунальные услуги
Районный совет является балансодержателем здания и осуществляет расчеты за потребленную электроэнергию для всего здания (на основании договора, заключенного с поставщиком на поставку электроэнергии). Часть здания районный совет сдает в аренду бюджетным организациям, которые возмещают арендодателю стоимость оплаченных коммунальных услуг.
В связи с этим возникли следующие вопросы:
1. Нужно ли районному совету проводить процедуру закупки у одного участника, если в смете запланирована общая сумма расходов на оплату электроэнергии (КЭКР 1163) — 150 тыс. грн. (из них арендаторы возмещают 120 тыс. грн.) ?
2. Какую сумму указывать в годовом плане закупок на 2012 год?
(г. Кировоград)
1. В данном случае районному совету придется проводить процедуру закупки. Объясним почему.
Из вопроса следует, что между районным советом — арендодателем и бюджетными учреждениями — арендаторами заключены договоры о возмещении стоимости потребленных коммунальных услуг, в частности речь идет об электроэнергии.
Стоимость электроэнергии, потребленной арендаторами, не включается в арендную плату, а подлежит оплате арендаторами отдельно. Об особенностях оформления такого варианта расчетов за коммунальные услуги и учета полученных сумм Госказначейская служба указывала в своих письмах от 21.12.2011 г. № 17-10/1040-6806, от 31.05.2011 г. № 17-04/1412-7555 и в комментариях к ним мы подробно рассказывали об особенностях учета сумм полученного возмещения.
В случае когда размер возмещения стоимости коммунальных услуг, которые арендатор перечисляет арендодателю, превышает 100 тыс. грн., нужно учесть, что такие расходы не являются закупкой в понимании Закона № 2289. На этот момент Минэкономики обращало внимание в разъяснении от 07.07.2011 г., указывая на то, что такие расходы не являются закупкой при условии, что:
— такие расходы осуществляются именно как возмещение (компенсация) коммунальных расходов арендодателя;
— такие средства не используются арендодателем для приобретения товаров, работ и услуг;
— такие расчеты не предусматривают заключения договора о закупке.
Таким образом, для арендатора перечисление арендодателю возмещения стоимости коммунальных услуг осуществляется без применения требований Закона № 2289. Совершенно по-иному обстоят дела с арендодателем. В данном случае именно он заключает договор с поставщиком электроэнергии и осуществляет с ним расчеты. Поэтому если районный совет-арендодатель осуществляет закупку товаров и услуг, ожидаемая стоимость которых превышает 100 тыс. грн. (в строительстве — 300 тыс. грн.), а работ — 1 млн грн., то нужно проводить процедуру закупки по одной из процедур, предусмотренных Законом № 2289.
Заметим: в ч. 4 ст. 2 Закона № 2289 определено, что закупка электрической энергии, услуг по ее поставке, передаче и распределению должна осуществляться с учетом особенностей, определенных отдельными законами. До принятия этих законов закупка электроэнергии осуществляется по общим правилам и процедурам согласно требованиям Закона № 2289, т. е. заказчик в общем порядке для заключения договора по поставке электрической энергии обязан выбрать и провести одну из процедур закупок.
Учитывая особенность украинского рынка поставщиков электроэнергии, заказчики, как правило, выбирают для закупки электрической энергии процедуру закупки у одного участника, особенности проведения которой установлены ст. 39 Закона № 2289.
2. В годовом плане закупок заказчики процедур закупок (распорядители бюджетных средств) указывают информацию о закупках товаров, работ и услуг, которые планируется осуществить в текущем году, и ожидаемая стоимость таких товаров и услуг равна или превышает 100 тыс. грн. (в строительстве — 300 тыс. грн.), а работ — 1 млн грн. Форма годового плана закупок и Инструкция по заполнению формы годового плана закупок утверждены приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 922 (в редакции приказа от 27.12.2011 г. № 428).
Так, в графе 4 годового плана закупок «Ожидаемая стоимость предмета закупки» приводится ожидаемая стоимость предмета закупки (цифрами и словами) с указанием суммы НДС. Эта сумма определяется исходя из объема бюджетных ассигнований, утвержденных в смете бюджетного учреждения. Другими словами, в этой графе районный совет должен указать сумму, которая запланирована в смете на оплату расходов по КЭКР 1163.
Таким образом, если в смете райсовета запланирована общая сумма расходов на оплату электроэнергии в размере 150 тыс. грн., то в годовом плане закупок указывается именно эта сумма.
Кроме того, напомним, что в приложении к годовому плану, которое составляется в произвольной форме, приводится информация о тех закупках, по которым ожидаемая стоимость не превышает для товаров и услуг 100 тыс. грн. (в строительстве — 300 тыс. грн.), а для работ — 1 млн грн. В том случае, если ожидаемая стоимость предмета закупки не превышает вышеуказанные предельные величины и заказчиком не создан комитет по конкурсным торгам, можно составлять реестр таких закупок в произвольной форме, который подписывается уполномоченным лицом.
Виктория Матвеева, экономист-аналитик