Об уплате экологического налога за размещение отходов
Письмо Министерства экологии и природных ресурсов Украины от 06.03.2012 г. № 4794/07/10-12
Министерство экологии и природных ресурсов рассмотрело обращения Государственной налоговой службы от 15.02.2012 г. № 1997/5/15-2116, от 21.02.2012 г. № 2268/5/15-2116, от 25.01.2012 г. № 1025/5/15-2116 о предоставлении разъяснений по отдельным аспектам уплаты экологического налога за размещение отходов и дополнительно к письму от 16.01.2012 г. № 643/07/10-12 в пределах компетенции информирует.
О возможности применения разъяснений Минприроды при предоставлении разъяснений Государственной налоговой службой
Следует отметить, что определение базового термина «размещение отходов» в Законе Украины «Об отходах» (далее — Закон) существенно отличается от аналогичного термина в Налоговом кодексе (далее — Кодекс), поэтому использование разъяснений Минприроды, фрагментарно оторванных от контекста, в общих разъяснениях Государственной налоговой службы может содержать вполне предвиденные противоречия.
По мнению Минприроды, изложенному в письме от 21.07.2011 г. № 13588/07/10-11, к содержанию термина «размещение отходов», которое он имел в соответствии с Законом, было добавлено «хранение — временное размещение до утилизации или удаления». Таким образом, фактически произошла замена предыдущей базы налогообложения (размещаемые (окончательно) отходы) новой (захороняемые отходы + отходы, временно хранящиеся перед удалением или утилизацией). Исходя из этого, понятие «размещение отходов» по определению Кодекса может быть интерпретировано как «образование отходов» или «пребывание отходов на территории предприятия».
Подпадают ли под содержание «размещение отходов» осадок и ил очистных сооружений, которые вывозятся на иловые площадки после очистных сооружений канализации
Вывезенные на иловые площадки осадок и ил проходят технологическую операцию обезвоживания. Окончательные объем и масса указанных отходов (сухой остаток) при этом значительно уменьшаются. Во время операции обезвоживания происходит также очистка и обезвоживание через слои почвы (другое название иловых площадок — поля фильтрации).
Таким образом, размещение указанных отходов (ил и осадок) происходит только после окончания всех составляющих (этапов) очистки, в том числе происходящих на полях фильтрации (очистка воды и обезвоживание ила).
О разрешении на использование специально отведенных мест для хранения и захоронения отходов
Законодательством не предусмотрено получение такого разрешительного документа, как «Разрешение на использование специально отведенных мест для хранения и захоронения отходов».
При проектировании таких специально отведенных мест и объектов для хранения и захоронения отходов осуществляются соответствующие процедуры, в частности проведение государственной экологической экспертизы, без положительного заключения которой строительство таких мест и объектов запрещено.
Кроме того, ежегодные объемы размещения отходов на специально отведенных местах и объектах нормируются в соответствии с Порядком разработки, утверждения и пересмотра лимитов на образование и размещение отходов, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 03.08.98 г. № 1218 (далее — Порядок).
Следует отметить, что разрешительные документы согласно Порядку касаются всей деятельности предприятия, а не отдельных объектов.
Об отходах от производства сельскохозяйственной продукции
Законом предусмотрено два альтернативных направления обращения с отходами: утилизация (использование отходов как вторичных материальных или энергетических ресурсов) и удаление (в основном путем захоронения и уничтожения (обезвреживания)).
Согласно схеме основных операций с отходами, которые приводят к утилизации или удалению согласно основному международному соглашению в сфере обращения с отходами — Базельской конвенции о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их удалением (прилагается*), к операциям размещения отходов относятся операции захоронения (D1, D2, D3, D4, D5, D6, D7) и хранения (постоянного) (D12). Статьей 17 Закона предусмотрена в установленном порядке уплата экологического налога за размещение отходов. Именно в результате размещения отходы навсегда занимают определенное место в окружающей среде.
Уплата экологического налога за образование отходов, утилизацию отходов или подготовительные операции к утилизации или удалению отходов Законом Украины «Об отходах» не предусмотрена.
Отходы сельского хозяйства содержат значительную часть органических веществ (органическую составляющую) и практически всегда полностью утилизируются по разным направлениям (например, операции R1, R3, R10) (см. приложение*).
* Не приводится. — Примеч. ред.
Таким образом, хотя куриный помет или навоз являются отходами, однако после несложных подготовительных операций происходит окончательная утилизация указанных отходов.
Заместитель Министра — руководитель аппарата Д. Мормуль
комментарий редакции
Минприроды о «мусорном» эконалоге: и вашим, и нашим
Традиционные весенние семинары, проведенные не так давно специалистами редакции в разных городах Украины, наглядно засвидетельствовали, что прошлогодняя «мусорная» лихорадка уверенно пошла на спад — вопросы читателей по эконалогу за размещение отходов практически иссякли.
Справедливости ради надо сказать, что решающую роль в нормализации обстановки вокруг этой проблемы сыграла Обобщающая налоговая консультация по уплате экологического налога, взимаемого за размещение бытовых отходов, утвержденная приказом ГНСУ от 16.12.2011 г. № 258 («Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 103). Не знаем, чем было мотивировано ее появление, но не вызывает сомнения, что в значительной мере она основывалась на либеральных разъяснениях Минприроды (см. письма от 04.08.2011 г. № 14364/07/10-11 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 82, от 05.09.2011 г. № 16687/07/10-11 и от 06.12.2011 г. № 23982/07/10-11), обладающего статусом главного органа в системе центральных органов исполнительной власти в сфере обращения с отходами.
Напомним, вся аргументация как перечисленных выше разъяснений, так и самой налоговой консультации строилась на том, что плательщиками экологического налога за размещение бытовых отходов являются только те субъекты хозяйствования, которые размещают их в специально отведенных для этого местах или объектах, на использование которых получено соответствующее разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды или его органов на местах. При этом места временного хранения отходов (контейнеры или урны для сбора бытовых отходов) не являются местами их окончательного удаления и не относятся к специально отведенным местам или объектам.
Судя по комментируемому письму, налоговиков все еще продолжают одолевать сомнения, правильно ли они поступили, пойдя на попятную в «мусорно-налоговом» противостоянии, в связи с чем продолжают экзаменовать Минприроды на предмет «отдельных аспектов уплаты экологического налога за размещение отходов», причем теперь уже не только бытовых, но и всех прочих. Сегодняшнее письмо действительно в чем-то похоже на экзаменационный билет, так как содержит ответы на 2 теоретических и 2 практических вопроса по теме.
Надо сказать, в практике уважаемое министерство куда сильнее, чем в теории, — оба практических вопроса (об иле очистных сооружений и об отходах производства сельскохозяйственной продукции) заслуживают твердую пятерку (в первую очередь, за то, что в точности соответствуют действующему законодательству, и уж потом — за то, что не противоречат интересам налогоплательщиков).
По первому из них авторы письма, памятуя о том, что ставки эконалога за размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах установлены в гривнях за 1 тонну (см. п. 246.2 НКУ), справедливо заметили, что размещение ила и осадка очистных сооружений на полях фильтрации произойдет только после обезвоживания указанных отходов и очистки содержащейся в них воды, а значит, общая масса отходов, за которую придется уплатить экологический налог, будет в несколько раз меньше их исходной массы.
Да и то, добавим от себя, размещение состоится (и, как следствие, обязательства по эконалогу возникнут) только в том случае, если указанные ил и осадок не найдут дальнейшего применения путем их утилизации (специалистам в этой области хорошо известны соответствующие технологии такой утилизации).
Отвечая на второй практический вопрос, авторы письма учли и этот нюанс. Полагаем, теперь у проверяющих не должно быть больше никаких претензий к сельхозпредприятиям в отношении уплаты ими эконалога за такую побочную продукцию сельскохозяйственного производства, как навоз, куриный помет и т. п., поскольку, как сказано в комментируемом письме, после несложных подготовительных операций происходит окончательная утилизация указанных отходов, а уплата экологического налога за образование, утилизацию или подготовительные операции к утилизации или удалению отходов Законом Украины «Об отходах» от 05.03.98 г. № 187/98-ВР (далее — Закон об отходах) не предусмотрена.
В связи с этим обращаем внимание на консультацию ведущего специалиста ГНСУ, опубликованную в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2011, № 38 — 39, с. 24, а также на размещенное на официальном сайте этого ведомства разъяснение из Единой базы налоговых знаний под кодом 300.01, в которых все же утверждается, что сельскохозяйственные предприятия, крестьянские и другие хозяйства, занимающиеся производством (выращиванием), переработкой и сбытом продукции животноводства и птицеводства, являются плательщиками эконалога. Можем предположить, что в случае возникновения спора с налоговиками суд примет во внимание аргументы, изложенные выше, и встанет на сторону субъекта хозяйствования, хотя в подобных спорах нельзя ни в чем быть уверенным до конца.
Что же касается необходимости получения такими предприятиями лимитов на образование и размещение отходов (навоза и птичьего помета), то о ней говорилось еще в письме Минприроды от 12.10.2005 г. № 9726/17-5 и на сегодня в этом вопросе ничего не изменилось. Подробнее о порядке установления таких лимитов можно прочитать в статье «Если на предприятии образуются отходы: соблюдаем порядок размещения» («Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 95) — информация, изложенная в ней, остается актуальной даже после недавних корректировок, о которых шла речь в заметке «Изменен порядок установления лимитов на образование и размещение отходов» («Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 33).
Переходя к теоретической части «экзаменационного билета», следует сказать, что с ней не все так гладко, как бы хотелось. Здесь авторы письма, похоже, решили соблюсти баланс интересов и немного подыграть налоговикам.
В частности, при ответе на первый теоретический вопрос Минприроды, к сожалению, продолжает отстаивать занятую ранее (см письмо от 05.09.2011 г. № 16687/07/10-11, а также консультацию, размещенную на сайте этого госоргана по ссылке http://www.menr.gov.ua/content/article/9092) позицию о кардинальном отличии общеупотребительного определения понятия «размещение отходов» из ст. 1 Закона об отходах и его «налогового» определения из п.п. 14.1.223 НКУ (на несостоятельность такой позиции мы указывали в статье «Экологический налог за размещение отходов» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 82).
Более того, в этой части сегодняшнего документа утверждается, что с принятием НКУ фактически произошло изменение предыдущей базы налогообложения (отходы, которые размещались окончательно) на новую (отходы, которые захораниваются + отходы, которые временно хранятся перед удалением или утилизацией). Исходя из этого, говорится в письме, понятие «размещение отходов» по НКУ может быть интерпретировано как «образование отходов» или «пребывание отходов на территории предприятия».
Честно говоря, перед нами достаточно опасные высказывания «главного органа в системе центральных органов исполнительной власти в сфере обращения с отходами»! Как бы под их влиянием ГНСУ не захотелось повернуть историю вспять, сделав «ход конем» и объявив, что в отношении всех других (небытовых) отходов руководствоваться Обобщающей налоговой консультацией нельзя, поскольку предприятия, производственная деятельность которых приводит к образованию отходов, обязаны получить лимит на образование и размещение таких отходов, который и будет служить в рассматриваемом контексте тем самым разрешением специально уполномоченного органа на использование специально отведенных мест или объектов для хранения (в том числе временного) и захоронения отходов, о котором упоминается в п.п. 14.1.223 НКУ (предположение, конечно, из разряда чисто гипотетических, однако кое-какие основания для него можно найти в ответе Минприроды на второй теоретический вопрос касательно возможности выдачи такого разрешения).
Надеемся, что подобной трактовке налогового законодательства воспрепятствуют ожидаемые в ближайшее время изменения в п.п. 14.1.223 НКУ (имеем в виду законопроект от 17.02.2012 г. № 9661-д, принятый пока в первом чтении). В случае их утверждения под размещением отходов будет пониматься (1) постоянное (окончательное) пребывание или (2) захоронение отходов в специально отведенных для этого местах либо объектах, на использование которых получено разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами. Есть все основания считать, что после указанного вмешательства законодателя и у налогового, и у природоохранного ведомства окончательно уйдет почва из-под ног для фискального подхода к взиманию эконалога за размещение отходов.
Игорь Хмелевский