Темы статей
Выбрать темы

Почта редакции. «Старое» свидетельство о госрегистрации: налоговые последствия

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

«Старое» свидетельство о госрегистрации: налоговые последствия

 

По условиям договора предприниматель продает юрлицу товар, оплата за который осуществляется в течение 10 дней со дня его передачи покупателю. Однако предпринимателем было получено уведомление от юрлица-покупателя о необходимости удержания НДФЛ с выплачиваемого ему дохода. Основанием для этого, как объясняет юрлицо, стала недействительность свидетельства о госрегистрации, предоставленного предпринимателем. Правомерны ли такие заявления юрлица? Как в этой ситуации поступить предпринимателю?

(г. Луганск)

 

Ответ на поставленный вопрос будет зависеть от того, какое свидетельство — старого образца (выдавалось субъектам хозяйствования, проходившим госрегистрацию до 01.07.2004 г.) или нового (его получили субъекты, проходившие госрегистрацию в период с 01.07.2004 г. и до 07.05.2011 г., либо те из них, кто обменял старое свидетельство на новое после 01.07.2004 г.) — предоставил предприниматель своему контрагенту. Рассмотрим оба варианта.

Вариант первый : физлицо-предприниматель предоставило контрагенту свидетельство о госрегистрации единого образца, т. е. по форме, введенной с 01.07.2004 г.

Заявления юрлица-покупателя в такой ситуации могут быть связаны с тем, что вот уже год, как документами, подтверждающими госрегистрацию, выступают выписка либо извлечение из Единого госреестра. Именно на эти два документа указывала ГНСУ в письме от 19.09.2011 г. № 689/6/23-50/0315. Напомним, с 07.05.2011 г. при регистрации как юридического, так и физического лица — предпринимателя свидетельство о государственной регистрации не выдается. Факт госрегистрации субъектом хозяйствования подтверждается выдачей выписки из Единого госреестра. В выписке виды осуществляемой деятельности не указываются. Однако субъект хозяйствования либо любое третье лицо может обратиться к госрегистратору за получением извлечения из Единого госреестра, в котором приводятся запрашиваемые сведения, в том числе и об осуществляемых видах деятельности.

В то же время утверждать, что свидетельства о госрегистрации, которые выдавались в период с 01.07.2004 г. и до 07.05.2011 г., теперь считаются недействительными, было бы неправильно. Субъекты хозяйствования в результате произошедших законодательных изменений не обязаны производить обмен свидетельств о госрегистрации на выписки либо извлечения из Единого госреестра. Тот факт, что срок действия таких свидетельств не ограничен, признает и Государственная регистрационная служба (см. письмо от 30.09.2011 г. № 617-0-8-11-7.2). Поэтому если сведения о субъекте хозяйствования не менялись, он вполне может продолжать использовать свидетельство для подтверждения факта госрегистрации. Однако для целей п. 177.8 НКУ и неудержания НДФЛ у источника выплаты при выплате дохода физлицу-предпринимателю необходимо не только подтвердить факт госрегистрации, но и предоставить информацию о выбранных таким предпринимателем видах деятельности. Такая информация содержится только в извлечении из Единого госреестра. Извлечение тем более понадобится, если речь идет не о поставке товаров, а о выполнении предпринимателем работ либо оказании услуг.

Если же субъект хозяйствования выплачивает доход за поставленный товар предпринимателю, работающему на упрощенной системе налогообложения, то для целей неудержания НДФЛ ему достаточно будет получить копию Свидетельства об уплате единого налога, в котором будут указаны осуществляемые таким предпринимателем виды деятельности.

Вариант второй: речь идет о предпринимателе, государственная регистрация которого была осуществлена еще до 01.07.2004 г. и который так и не получил свидетельство о госрегистрации нового (единого) образца.

Напомним, Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV (далее — Закон № 755) было предусмотрено, что госрегистратор в течение 2004 — 2005 гг. при получении от юрлиц и физлиц-предпринимателей соответствующей регистрационной карточки был обязан провести замену ранее выданных им свидетельств о государственной регистрации на свидетельства о государственной регистрации единого образца (п. 2 раздела VIII «Заключительные положения» Закона № 755). Для этих целей юрлица использовали форму № 6 — регистрационная карточка о подтверждении сведений о юридическом лице, физлица-предприниматели — форму № 10, т. е. регистрационную карточку о проведении государственной регистрации физлица-предпринимателя, либо форму № 11, т. е. регистрационную карточку о проведении госрегистрации изменений сведений о физлице-предпринимателе (см. письма Госкомпредпринимательства от 07.07.2004 г. № 4568 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2004, № 74; от 21.07.2004 г. № 4929 , от 16.08.2004 г. № 5528, от 19.08.2004 г. № 5649).

Все эти годы замена старых свидетельств о государственной регистрации на новые единого образца осуществлялась бесплатно (см. письма Госкомпредпринимательства от 24.11.2005 г., от 30.03.2006 г. № 2426, от 17.01.2008 г. № 329). Более того, четкие сроки, когда должен завершиться переход на использование свидетельств нового образца, установлены не были. Такая ситуация имела место вплоть до прошлого года, когда Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» по упрощению механизма государственной регистрации прекращения субъектов хозяйствования» от 01.07.2010 г. № 2390-VI была введена норма, согласно которой с 10.02.2012 г.* свидетельства о госрегистрации юрлиц и физлиц-предпринимателей, оформленные с использованием бланков старого образца и выданные до 1 июля 2004 года, считаются недействительными. Более того, с указанной даты субъекты хозяйствования утратили возможность подать государственному регистратору соответствующую регистрационную карточку с целью включения сведений о них в Единый госреестр: как разъясняет Государственная регистрационная служба, на данный момент функция включения сведений в Единый госреестр отключена.

* В отношении указанной даты возникли противоречивые трактовки: по мнению самой Государственной регистрационной службы, срок на подачу регистрационных карточек с целью включения сведений о юрлицах и физлицах-предпринимателях истек 03.03.2012 г. Такие противоречия возникли в связи с существованием разных подходов к определению источников официального опубликования законов Украины. Судя по всему, Государственная регистрационная служба «Офіційний вісник України» к ним не относит, считая, что официальным может считаться исключительно опубликование в «Голосі України» или в «Відомостях Верховної Ради України».

Впрочем, наиболее решительные субъекты хозяйствования могут попытаться воспользоваться следующим алгоритмом действий:

— подать государственному регистратору регистрационную карточку по форме № 15 о включении сведений о себе в Единый госреестр (для физлиц-предпринимателей);

— госрегистратор будет вынужден ответить отказом, поскольку технической возможности включить такие сведения в Единый госреестр не имеет;

— получив отказ госрегистратора, обжаловать его в административном суде, включив в иск требование признать отказ незаконным и обязать включить сведения в Единый госреестр.

Тем, кто пройти описанную выше процедуру не готов (да и ее целесообразность с учетом временных затрат выглядит достаточно сомнительной), как указывает сама Государственная регистрационная служба (соответствующее разъяснение см. на ее сайте http://www.drsu.gov.ua), придется ждать 3 — 4 месяца до того, как они смогут получить документ, подтверждающий государственную регистрацию (выписку либо извлечение из Единого госреестра).

Указанное промедление связано с необходимостью проведения ряда процедурных мер, позволяющих выявить тех субъектов, которые прошли госрегистрацию еще до 01.07.2004 г., но включены в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей так и не были. Для этого на данный момент созданы временные межведомственные специальные комиссии по вопросам проведения инвентаризации юридических лиц и физлиц-предпринимателей (положение о них утверждено приказом Минюста от 12.04.2012 г. № 575/5). Они по результатам своей деятельности до 03.07.2012 г. должны обобщить информацию о не включенных в Единый госреестр субъектах хозяйствования и передать ее органам госрегистрации, которые, в свою очередь, сведения о таких субъектах должны будут включить в Единый госреестр. И только с этого момента у субъекта хозяйствования появится возможность подтвердить сведения о своей государственной регистрации, обратившись к госрегистратору за выпиской либо извлечением из Единого госреестра.

Иначе говоря, государственная регистрация юридических лиц и физлиц-предпринимателей остается действительной. Они сохраняют за собой статус субъектов хозяйствования. Но подтвердить его в течение ближайших нескольких месяцев не смогут. Чем это чревато?

Данный вопрос в первую очередь актуален для физлиц-предпринимателей. Прежде всего, потому что их преимущественное большинство среди субъектов, информации о которых до сих пор, спустя почти восемь лет с момента введения Единого госреестра, в нем нет. Это связано с тем, что у юрлиц в их деятельности возникает гораздо больше поводов обратиться к госрегистратору по сравнению с предпринимателями. Взять хотя бы их ежегодную обязанность подтверждать сведения о себе путем направления государственному регистратору соответствующей регистрационной карточки (ст. 19 Закона № 755). Получив такую карточку, госрегистратор предварительно включал сведения о юрлице в Единый госреестр, а потом уже фиксировал факт подтверждения сведений о себе со стороны такого юрлица.

Необходимость наличия документа, подтверждающего госрегистрацию, для физлиц-предпринимателей актуальна еще и в связи с тем, что, не получив такой документ, контрагент предпринимателя, являющийся субъектом хозяйствования, согласно нормам действующего законодательства обязан удержать из выплачиваемого ему дохода НДФЛ, а если оплата осуществляется за оказанные предпринимателем услуги или выполненные работы, то также возникает вопрос о взимании ЕСВ.

Предприниматель, работающий на упрощенной системе налогообложения, этой проблемы может избежать, предъявив контрагенту Свидетельство об уплате единого налога: согласно п.п. 165.1.36 и п. 292.9 НКУ не подлежат обложению НДФЛ доходы физического лица — предпринимателя, с которых уплачивается единый налог. С ЕСВ сложнее, поскольку формально согласно ст. 4 Закона о ЕСВ данный взнос необходимо начислять «сверху» и удерживать «снизу» в случае выплаты дохода физическим лицам за работы (услуги) в рамках гражданско-правовых договоров, за исключением гражданско-правового договора, заключенного с физическим лицом — предпринимателем, если выполняемые работы (предоставляемые услуги) соответствуют видам деятельности, указанным в извлечении из Единого госреестра. Как видим, Закон о ЕСВ в качестве единственного документа, позволяющего не начислять и не удерживать ЕСВ, называет извлечение из Единого госреестра, независимо от того, на какой системе налогообложения пребывает предприниматель. Буквальное прочтение приведенной нормы дает основания органам Пенсионного фонда Украины указывать на допущенное нарушение, если при выплате дохода физлицу ЕСВ не будет начислен и удержан со ссылкой на предъявленное предпринимателем Свидетельство об уплате единого налога.

Что же касается физлиц-предпринимателей на общей системе налогообложения, то без документа, подтверждающего госрегистрацию, с учетом требований п. 177.8 НКУ и ст. 4 Закона о ЕСВ, им тем более не обойтись. Как мы указали выше, в период с 10.02.2012 г. и ориентировочно до конца июля 2012 г. получить выписку либо извлечение из Единого госреестра предприниматели не смогут. Их старые свидетельства о госрегистрации считаются недействительными. Все это должно подтолкнуть субъектов хозяйствования, работающих с данной категорией физических лиц — предпринимателей, к тому, чтобы отложить на некоторое время выплаты в их пользу. В противном случае, выплачивая доход предпринимателю, не имеющему возможности (пусть даже временно) предъявить документ, подтверждающий его государственную регистрацию, субъекту хозяйствования придется удержать НДФЛ, а также, если оплата осуществляется за выполненные работы или предоставленные услуги, начислить и удержать ЕСВ.

 

Елена Уварова, юрист

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше