Темы статей
Выбрать темы

Почта редакции. Расходы комиссионера на рекламу комиссионного товара

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Расходы комиссионера на рекламу комиссионного товара

 

Предприятие-комиссионер в целях реализации товара комитента на более выгодных условиях провело рекламную кампанию: разместило объявление об этом товаре в средствах массовой информации. Может ли комитент, возместив комиссионеру такие расходы на рекламу, учесть их в составе своих «налоговых» расходов?

(г. Киев)

 

В соответствии со ст. 1011 ГКУ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за плату совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

При этом комитент обязан выплатить комиссионеру плату в размере и порядке, установленных договором комиссии (ст. 1013 ГКУ).

Вместе с тем в ходе выполнения комиссионного поручения у комиссионера может возникнуть необходимость осуществления различных расходов, связанных с исполнением обязанностей по договору.

В ст. 1024 ГКУ предусмотрено, что комиссионер имеет право на возмещение расходов, понесенных им в связи с исполнением своих обязанностей по договору комиссии, в том числе и в случае, если сделка по не зависящим от него причинам не состоялась.

К расходам, на возмещение которых имеет право претендовать комиссионер, как правило, относят расходы на транспортировку товара, его погрузку/разгрузку, хранение, уплату таможенных платежей, уплату налогов и сборов, расходы на экспортное и таможенное оформление груза, на заключение сделок с третьими лицами, расходы на повышение спроса на товары (иначе говоря, на рекламу), а также прочие подобные расходы. Такие расходы могут быть понесены комиссионером по прямому указанию комитента либо по собственной инициативе.

По мнению Донецкого окружного административного суда (см. постановление от 08.05.2009 г. по делу № 8867/08/0570), возмещению комиссионеру подлежат все расходы, понесенные им лично, от своего имени и за свой счет в связи с исполнением договора комиссии. Поэтому перечень таких расходов определяется в каждом конкретном случае отдельно исходя из фактически понесенных комиссионером затрат.

Причем, как указал Харьковский апелляционный хозяйственный суд в постановлении от 24.09.2007 г. по делу № 27/398-05, эти расходы должны быть разумными и целесообразными, а также действительно необходимыми, чтобы обеспечить надлежащее исполнение возложенного на комиссионера поручения.

Суммы расходов комиссионера, связанных с исполнением обязанностей по договору комиссии, должны быть подтверждены соответствующими документами (отчетом комиссионера, копиями первичных документов, подтверждающих осуществление комиссионером расходов).

Таким образом, если в договоре комиссионеру дано поручение на осуществление рекламной кампании товара, то расходы на ее проведение возмещаются комитентом. Если в договоре этот момент не урегулирован, то все будет зависеть от конечного результата (надлежащего или ненадлежащего выполнения поручения). Например, в ситуации, когда комиссионер потратил средства на рекламу и в итоге продал товар на более выгодных условиях, он может предъявить комитенту требования по возмещению расходов на рекламу.

Другое дело, если комиссионеру не поручалось по договору проведение рекламной кампании, но он ее провел по собственной инициативе, однако при этом товар не был продан либо продан на невыгодных условиях. В таком случае комитент не обязан возмещать комиссионеру понесенные расходы. При сложившихся обстоятельствах комиссионер имеет возможность отразить понесенные рекламные затраты в составе своих «налоговых» расходов в качестве расходов на сбыт — право на такое отражение предоставляет ему абзац «г» п.п. 138.10.3 НКУ. Они будут записаны в строке 06.2 декларации по налогу на прибыль, форма которой утверждена приказом № 1213.

В случае если комитент возмещает комиссионеру сумму понесенных им расходов на рекламу в связи с исполнением обязанностей по договору комиссии, то такую сумму он может учесть в составе своих «налоговых» расходов как расходы на сбыт, разумеется, при наличии подтверждающих документов, полученных от комиссионера (отчета комиссионера, копий первичных документов, подтверждающих осуществление комиссионером расходов). На это обращают внимание и налоговики в консультации, размещенной в разделе 110.20 ЕБНЗ.

Такие расходы попадут в «налоговые» расходы комитента в том отчетном периоде, в котором были осуществлены, в соответствии с правилами ведения бухучета (п. 138.5 НКУ), но не ранее периода получения отчета комиссионера. Они отразятся в строке 06.2 декларации по налогу на прибыль.

Что касается комиссионера, которому комитент возмещает расходы на проведение рекламной кампании своего товара, то в его учете такие расходы никак не отражаются.

 

Наталья Белова, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше