Комиссионер-единоналожник: налогообложение транзитных сумм
Подскажите, нужно ли в настоящее время включать в базу обложения единым налогом комиссионера транзитные суммы?
(г. Харьков)
В одной из статей данного номера уже упоминалось, что предметом договора комиссии является предоставление посреднической услуги. Исходя из этого может показаться, что транзитные суммы, поступающие единоналожникам в пределах договоров комиссии, их облагаемый доход увеличивать не должны. Особенно если учитывать, что именно такой порядок и применялся до 01.01.2012 г., хотя налоговая служба считала, что это правило распространяется лишь на юрлиц (см. письмо ГНАУ от 19.02.2010 г. № 1653/6/31-4018 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 17, с. 8).
В то же время с указанной даты вопросы налогообложения посреднических операций плательщиками единого налога регулирует специальный п. 292.4 НКУ. Данный пункт повторяет представленное выше правило, однако распространяет его лишь на договоры поручения, агентские договоры и договоры транспортного экспедирования. Таким образом, по формальным признакам в доход комиссионера-единоналожника должны включаться в том числе и транзитные суммы (причем, на наш взгляд, лишь в ситуации с комиссией на продажу). Увеличивать такой доход необходимо по дате поступления подобных сумм*.
* Причем напоминаем, что, по нашему мнению, комиссионер-единоналожник вправе удерживать комиссионное вознаграждение из вырученных для комитента сумм без негативных последствий для своего единоналожного статуса (см. газету «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 22, с. 27; № 4, с. 31).
На этом фоне выделились налоговики. Так, в одной из консультаций в Единой базе налоговых знаний (раздел 240.04) они отошли от формализма и разъяснили, что юрлица-единоналожники (!) должны увеличивать доход лишь на сумму комиссионного вознаграждения. При этом, несмотря на столь либеральное мнение, мы не советуем идти на поводу у этой консультации, поскольку, во-первых, ее выводы противоречат НКУ. Во-вторых, несмотря на то что в данной части налогообложение юрлиц и физлиц регулируется одной и той же нормой, в аналогичном вопросе, но с участием предпринимателей, налоговики пришли к противоположному выводу: в частности, указали, что такие лица должны включать в облагаемый единым налогом доход в том числе и транзитные суммы (см. Единую базу налоговых знаний, раздел 230.04).
Неизвестно, чем вызвана подобная дихотомия. Возможно, налоговики попытались повторить выводы, выдвигаемые ими до 01.01.2012 г., о том, что транзитные комиссионные суммы минуют налоговый учет исключительно у юрлиц-единоналожников, в то время как предприниматели должны учитывать такие суммы при определении предельного дохода, позволяющего находиться на упрощенной системе налогообложения (письмо ГНАУ от 19.02.2010 г. № 1653/6/31-4018 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 17, с. 8). Хотя в таком случае они не учли, что в настоящее время и у предпринимателей группы 3 сумма единого налога напрямую зависит от дохода.
Кроме того, есть вероятность, что окончательная позиция ГНСУ по этому вопросу еще не выработана. В этой связи, прежде чем следовать выводам представленных разъяснений, единоналожникам группы 4 наиболее безопасно обзавестись индивидуальной налоговой консультацией (по крайней мере, до появления более конкретного мнения ГНСУ по этому вопросу). Также см. об этом в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 31, с. 11; № 4, с. 31.
Виталий Смердов, экономист-аналитик