Как поставщику определить место происхождения товара?
В настоящее время данный вопрос чаще всего возникает в связи с необходимостью корректного составления налоговых накладных. Ведь, как известно, налоговые накладные, составленные на поставки товара, ввезенного на таможенную территорию Украины, подлежат регистрации в Едином реестре налоговых накладных вне зависимости от суммы поставки (кроме того, в таких накладных обязательно указание кода УКТ ВЭД). При этом, если ввезенный товар поставляется без переработки и прочих изменений, то вопросов в определении места его происхождения не возникает. В свою очередь, если такой товар является лишь одной из составляющих конечного продукта, то в этом случае для определения места его происхождения производитель должен выполнить ряд процедур. О них мы и поговорим в данной статье.
Виталий ПОРОЛЛО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Общие положения
Проблема определения отечественного/импортного статуса товаров существовала и ранее, о чем как минимум могут свидетельствовать разъяснения различных госорганов. Их общим выводом является то, что определение термина «товары отечественного производства» действующее законодательство не содержит. При этом ГТСУ считает, что под термином «отечественное производство» следует понимать то, что товары произведены в Украине (см. письмо ГТСУ от 03.02.2012 г. № 11.1/1.2-15.1/986). В свою очередь, Минюст оказался более многословным: повторяя общие выводы ГТСУ, чиновники данного ведомства также добавили, что вопрос определения страны происхождения урегулирован разделом XII ТКУ (см. письмо Минюста от 24.11.2011 г. № 711-0-2-11/8.2). Что касается мнения ГНСУ, то налоговики в рассматриваемом вопросе также ссылаются на указанный раздел ТКУ (см. Единую базу налоговых знаний, раздел 130.22).
Таким образом, с целью определения места происхождения товара логичнее всего согласиться с чиновниками и, прежде всего, ориентироваться на раздел XII ТКУ (несмотря на то что согласно ст. 276 ТКУ его предписания используются для определения страны происхождения для совершенно иных целей). В связи с этим напоминаем, что уже не за горами вступление в силу нового Таможенного кодекса Украины от 13.03.2012 г. № 4495-VI (далее — Таможенный кодекс), в частности с 01.06.2012 г. В то же время данное событие на рассматриваемый вопрос повлияет не существенно, поскольку относительно него новый Таможенный кодекс содержит, если не аналогичные, то очень похожие правила.
Что касается подзаконных нормативно-правовых актов, устанавливающих правила определения места происхождения товара (например, Перечень № 1765), то до их соответствующего обновления будут продолжать действовать акты, утвержденные в соответствии с ТКУ , о чем прямо указано в п. 3 Заключительных и переходных положений Таможенного кодекса.
Кроме того, в определенной части данный вопрос подпадает под регулирование и международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины. Например, при определении места происхождения товаров, с происхождением из СНГ, следует руководствоваться Правилами определения страны происхождения товаров. Причем важно отметить: как действующим ТКУ (ст. 7), так и будущим Таможенным кодексом (ч. 3 ст. 1) предписано, что в ситуации, когда международными договорами установлены иные правила поведения, нежели данными актами, приоритет следует отдавать правилам таких договоров.
Определение места происхождения товара
Как установлено ст. 277 ТКУ , страной происхождения товара считается страна, в которой товар:
1) полностью произведен;
или
2) подвергнут достаточной переработке в соответствии с установленными критериями.
Перечень товаров, которые считаются полностью произведенными в Украине, приведен в ст. 278 ТКУ (а также в п. 2 Правил определения страны происхождения). В то же время для разрешения нашей задачи его содержание не имеет значения, так как вопрос состоит в определении страны происхождения товара, в производстве которого участвует не одна, а несколько стран.
Таким образом, нас должен интересовать исключительно второй пункт. Критерии достаточной переработки перечислены в ст. 279 ТКУ (а также в п. 4 Правил определения страны происхождения). К ним относятся:
1) переработка товара, в результате которой его код согласно УКТ ВЭД изменяется на уровне любого из четырех первых символов;
2) правило адвалорной доли. При этом в случае применения данного правила стоимость изготовленного товара определяется на базе франко-завод производителя товара. В свою очередь, стоимость составляющих этого товара, происходящих из других стран, определяется по их таможенной стоимости, а тех составляющих, происхождение которых не определено, — по установленной цене первой их продажи в этой стране;
3) выполнение операций, которые при соблюдении определенных условий считаются достаточными для признания происхождения товара из того государства, в котором такие операции имели место.
В процессе определения страны происхождения в первую очередь необходимо применять правила 2 и 3, для чего следует воспользоваться Перечнем № 1765 (ст. 279 ТКУ). Именно им установлен перечень операций (кроме того, не исключено установление подобных перечней и международными договорами — в таком случае следует учитывать и их), осуществление которых считается достаточным для того, чтобы товар, по отношению к которому они применялись, считался произведенным в Украине. Например, по отношению к предметам одежды из натуральной или композитной кожи (код УКТ ВЭД 4203) в качестве такого критерия выступает сшивание или объединение не менее чем из двух кусков натуральной или композитной кожи; по отношению к обуви (код УКТ ВЭД 6401 — 6405) — изготовление из материалов любой позиции, кроме готовых верхних частей обуви, прикрепленных к внутренним подошвам или другим компонентам подошвы товарной позиции 6406 и т. п.
Если в данном Перечне соответствующий товар отсутствует, то для определения места его происхождения следует обратиться к первому правилу — в частности, к факту изменения кода УКТ ВЭД на уровне любого из четырех первых символов. Причем заметьте: речь идет исключительно о первых четырех символах — если изменение кода УКТ ВЭД происходит на уровне прочих символов, товар не может считаться созданным в Украине.
Кроме того, ст. 280 ТКУ (а также п. 5 Правил определения страны происхождения) дополнительно перечисляет операции, осуществление которых не отвечает критерию достаточной переработки. К ним относятся:
1) операции, связанные с обеспечением сохранности товаров при хранении или транспортировке;
2) операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправлений, сортировка, переупаковка). Таким образом, например, предпродажная упаковка ввезенного на территорию Украины товара не делает его произведенным в Украине;
3) простые сборочные операции , т. е. операции, которые осуществляются при помощи простого крепежного материала (винтов, гаек, болтов и т. п.), клепки или монтажа готовых узлов при помощи сварки (за исключением изготовления сложных изделий путем сварки), а также прочие операции (регулирование, контроль, заправка рабочим веществом и т. п.), необходимые в процессе сборки и не связанные с переработкой (обработкой) товаров независимо от количества и сложности таких операций. При этом, несмотря на расшифровку понятия «простые сборочные операции», его содержание создает множество вопросов. Например: следует ли считать простой сборочной операцией сборку персональных компьютеров? По нашему мнению, да. Связано это с тем, что хотя такую операцию и нельзя в полной мере назвать простой, ее суть заключается в присоединении друг к другу отдельных элементов при помощи названных выше простых крепежных материалов (или без них). Это означает, что компьютер не может считаться товаром отечественного производства (разумеется, если его комплектующие импортные), а значит, налоговая накладная на его поставку подлежит регистрации. Кроме того, в таком случае возникает вопрос о заполнении налоговой накладной (в связи с тем, что отдельные элементы компьютеров имеют свой код УКТ ВЭД). По нашему мнению, в налоговую накладную вполне допустимо внесение уже собранного персонального компьютера с его кодом УКТ ВЭД (например, 8471 41 00 00). В то же время не исключено, что налоговики в такой ситуации будут настаивать на выделении в налоговой накладной всей номенклатуры элементов компьютера с указанием соответствующих кодов УКТ ВЭД* (материнской платы, процессора, плат оперативной памяти, системного блока и т. п.), что, на наш взгляд, неверно, поскольку договор между поставщиком и покупателем заключен на поставку компьютера, а не его отдельных элементов;
4) смешение товаров (компонентов) без предоставления полученной продукции характеристик, которые существенно отличают ее от исходных составляющих. Таким образом, например, товар, являющийся простой суммой импортных товаров (например, подарочный набор, даже если и присвоить ему отечественное название), нельзя считать произведенным в Украине;
5) комбинация двух или больше указанных выше операций;
6) забой животных.
* Данный вывод следует из их мнения, в соответствии с которым в налоговой накладной должен фигурировать исключительно тот код УКТ ВЭД, который указан в ГТД (см. письмо ГНСУ от 15.02.2012 г. № 4621/7/15-3417-20 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 39, с. 11), а в нее как раз будут внесены коды комплектующих.