Темы статей
Выбрать темы

Операции с основными средствами. Амортизация ОС при временном простое предприятия

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Амортизация ОС при временном простое предприятия

 

Предприятие временно не осуществляет деятельность. Можно ли в этом случае начислять амортизацию на основные средства?

(г. Харьков)

 

Основные средства (ОС), не выведенные из эксплуатации, предприятие вправе по-прежнему продолжать амортизировать. Ведь начисление амортизации в первую очередь зависит от вывода/невывода на время простоя объектов из эксплуатации (решение об этом предприятие принимает самостоятельно). Поэтому если временно не использующиеся объекты решено не выводить из эксплуатации (т. е. приказ на вывод объектов из эксплуатации не оформляется), то в таком случае и в бухгалтерском (Дт 949 — Кт 13), и в налоговом учете по ним по-прежнему продолжает начисляться амортизация. Ведь, как известно, для не выведенных из эксплуатации ОС ни в П(С)БУ 7, ни в НКУ никаких «амортизационных» исключений не предусмотрено.

В этом смысле также, пожалуй, полезно обратиться к международной практике и, в частности, отметить положения МСБУ 16 «Основные средства», п. 55 которого, к примеру, в подобной ситуации предусматривает, что «амортизацию не прекращают, если актив не используют или когда он выбывает из активного использования, пока актив не будет самортизирован полностью». Причем объясняется такой «амортизационный» вывод прежде всего физическим и моральным износом объектов, т. е. тем, что со временем (в том числе и за время, когда объекты не используются) они также продолжают терять свои физические свойства и морально устаревают. А значит, их амортизация в период «неиспользования» продолжается.

Что касается отражения начисляемой в таком случае «налоговой» амортизации в декларации по налогу на прибыль, то с введением с 01.01.2012 г. новой (утвержденной приказом Минфина Украины от 28.09.2011 г. № 1213 ) формы декларации особых вопросов на этот счет возникать не должно. Так, в налоговом учете сумма амортизации, начисленной по ОС за период простоя, будет включаться предприятием в состав прочих «налоговых» расходов и отражаться в графе 2 таблицы 1 Приложения АМ, а также в составе прочих «налоговых» расходов в строке 06.4.39 Приложения IВ*.

*Напомним, что в прошлом 2011 году ситуация осложнялась тем, что специальная «амортизационная» строка 06.5.28 старого Приложения ІВ (к декларации по налогу на прибыль, утвержденной приказом ГНАУ от 28.02.2011 г. № 114) предназначалась только для отражения в ней амортизации по ОС, переданным в аренду, что, в свою очередь, не позволяло отражать сумму «налоговой» амортизации по простаивающим ОС в составе прочих «налоговых» расходов и вынуждало искать другие пути ее отражения (подробнее связанные с этим моменты прежде рассматривались в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 59, с. 18 и № 90, с. 10). Теперь же в новой форме декларации по налогу на прибыль, утвержденной приказом Минфина Украины от 28.09.2011 г. № 1213, аналога старой строки 06.5.28 больше нет. Поэтому отражению в данном случае амортизации в составе прочих «налоговых» расходов ничто не препятствует.

Также для сравнения заметим, что, к примеру, в иной ситуации, если, на период простоя все же принято решение о выводе временно не использующихся объектов из эксплуатации (с изданием об этом соответствующего приказа, п. 146.18 НКУ), начисление амортизации по таким ОС в бухгалтерском и налоговом учете приостанавливается (п. 23 П(С)БУ 7, п.п. 145.1.2, п. 146.2 НКУ). В таком случае прекращают амортизировать объекты ОС начиная с месяца, следующего за месяцем их вывода из эксплуатации (п. 29 П(С)БУ 7, п. 146.2 НКУ), а возобновляют начисление амортизации по ним начиная с месяца, следующего за месяцем обратной передачи в эксплуатацию объектов (п. 27 Методрекомендаций № 561).

Примечательно, что о возможности амортизации временно простаивающих, не выведенных из эксплуатации ОС говорилось и в консультации налоговиков из раздела 110.07.04 ЕБНЗ. Правда, в то же время в другой своей консультации, размещенной в разделе 110.09.01 ЕБНЗ, налоговики уже указывали на то, что если объект основных средств не используется в хозяйственной деятельности, то он должен быть непременно выведен налогоплательщиком из эксплуатации и начисление амортизации по нему в налоговом учете должно быть приостановлено. Однако нужно заметить, каких-либо специальных требований поступать именно таким образом и прекращать амортизацию (как и в обязательном порядке выводить объекты из эксплуатации) в этом случае в законодательстве нет. А начисление амортизации в первую очередь, как отмечалось, зависит от самостоятельно принятого предприятием решения относительно вывода/невывода из эксплуатации объектов.

 

Людмила Солошенко, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше