Услуги дополнительного сервиса по послепродажному обслуживанию бытовой техники — когда возникает доход?
При покупке крупной бытовой техники покупатель по желанию также может заказать (оплатить) услуги будущего дополнительного сервиса по ее ремонту и обслуживанию. При этом согласно установленной договоренности воспользоваться ими (если в том возникнет необходимость) покупатель сможет только лишь по окончании гарантийного срока (например, по истечении гарантийных 3 лет — в течение четвертого года эксплуатации).
Когда предприятию-продавцу в налоговом и бухгалтерском учете следует признавать доход по таким услугам: сейчас — в момент получения от покупателя за них предоплаты, либо же в будущем — по факту оказания таких услуг? Как быть если, предположим, за такими услугами в будущем покупатель не обратится?
(г. Киев)
В данном случае, желая застраховать себя от возможных дальнейших неполадок в работе приобретенной техники, покупатель одновременно с приобретением товара фактически вносит предоплату за услуги, которые в случае необходимости будут ему оказаны в будущем, — как отмечается в вопросе, по истечении гарантийного срока, в течение четвертого года эксплуатации купленной техники.
В свою очередь, для продавца, получающего аванс за обещанный «отложенный на будщее» дополнительный сервис, сумма поступающей от покупателя предоплаты согласно п.п. 136.1.1 НКУ в налоговом учете доходом не считается. Ведь сами услуги покупателю будут оказаны намного позже. Также не возникает оснований признавать по полученному авансу доход и в бухгалтерском учете — критерии дохода из п. 8 П(С)БУ 15 не соблюдаются. По этой причине сумма поступившей от покупателя предоплаты отражается при получении в учете предприятия-продавца как доходы будущих периодов с использованием одноименного счета 69 (Дт 301 — Кт 69).
Однако когда же возникнет доход в таком случае? Как известно, по общему правилу, установленному п. 10 П(С)БУ 15 , доход, связанный с предоставлением услуг, признается исходя из степени завершенности операции по предоставлению услуг на дату баланса, если может быть достоверно оценен результат такой операции. Поскольку отражение дохода зависит от факта оказания услуг, то первое, что можно отметить, это то, что доходы у предприятия будут возникать лишь в послегарантийный период, т. е. судя по вопросу — признавать доходы предприятию следует в течение четвертого года, когда и планируется оказывать услуги дополнительного сервиса. Вместе с тем рассматриваемая ситуация примечательна тем, что вероятность обращения покупателя по окончании гарантии за обещанными оплаченными услугами дополнительного сервиса заранее не известна (т. е. невозможно точно сказать, обратится, к примеру, на протяжении четвертого года и сколько раз покупатель к продавцу за такими услугами или нет).
Учитывая такую возможную неопределенность в ситуации с услугами, с которой порой приходится сталкиваться на практике, п. 12 П(С)БУ 15 содержит специальную оговорку на счет определения дохода в подобном случае. Так, согласно этому пункту, если услуги состоят в выполнении неопределенного количества действий (операций) за определенный период времени, то доход определяется путем равномерного его начисления за этот период (кроме случаев, когда другой метод лучше определяет степень завершенности предоставления услуг). То есть доход в данном случае следует признавать равномерно (ежеквартально в течение четвертого года в размере 1/4 от ранее оплаченной покупателем суммы, с отражением в бухгалтерском учете записью Дт 69 — Кт 703). И поскольку, следуя таким особым правилам, доход показывается в учете равномерно (по сути расчетно), подтверждением его суммы в данном случае будет служить составленная бухгалтерская справка. Даже если, предположим, окажется, что покупатель за услугами дополнительного сервиса так и не обратится, то следование таким нормам п. 12 П(С)БУ 15 приведет к тому, что доход уже будет равномерно в течение четвертого года показан предприятием в нужной сумме.
Одновременно с признанием таким образом доходов в бухучете предприятие также равномерно (в аналогичной сумме — по 1/4) будет отражать «налоговые» доходы и в налоговом учете (пп. 137.1, 137.16 НКУ). Заметим, что п. 137.1 НКУ говорит об отражении дохода на основании акта или другого документа, оформленного согласно требованиям действующего законодательства и подтверждающего предоставление услуг, которым в данной «особой» ситуации, как отмечалось, будет являться бухгалтерская справка.
Вместе с тем в случае обращения покупателей по окончании гарантии в течение четвертого года эксплуатации бытовой техники за услугами дополнительного сервиса акт (причем уже в подтверждение понесенных расходов, связанных с оказанием таких услуг, п.п. 139.1.9 НКУ ) предприятию составить придется. На его основании затраты на проведенные ремонты и обслуживание будут списываться в бухгалтерском учете за счет ранее созданного под проведение ремонтов и обслуживания резерва (Дт 473), а если созданного резерва окажется недостаточно — включаться в расходы (Дт 93), а в налоговом учете относиться в состав расходов на сбыт (п.п. «є» п.п. 138.10.3 НКУ).
Людмила Солошенко, экономист-аналитик