Темы статей
Выбрать темы

Плата за землю. Плата за землю при аренде помещения у бюджетного учреждения

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Плата за землю при аренде помещения у бюджетного учреждения

 

Нужно ли подавать декларацию по плате за землю и кому, если предприятие арендует помещение у бюджетного учреждения (например, больницы)?

(г. Харьков)

 

Для полноты освещения вопроса приведем ответ на него с позиции как арендодателя, так и арендатора.

Сразу оговоримся, что в подавляющем большинстве случаев земельные участки из земель государственной и коммунальной собственности закреплены за бюджетными учреждениями на праве постоянного пользования, что соответствует предписаниям ст. 92 ЗКУ, которой урегулировано это вещное право. Другие варианты оформления таких земельных участков за этими учреждениями (на праве частной собственности либо на праве аренды) противоречили бы самой сути отношений и поэтому нами здесь рассматриваться не будут.

Арендодатель (бюджетное учреждение). Согласно п.п. 282.1.3 НКУ заведения, учреждения и организации, полностью содержащиеся за счет средств государственного или местных бюджетов (к числу которых преимущественно относятся и больницы), освобождены от уплаты земельного налога.

При этом важно отметить, что юридические лица, имеющие согласно ст. 282 этого Кодекса право на льготы по уплате земельного налога, не освобождаются от обязанности предоставления налоговой отчетности за земельные участки, с которых земельный налог не взимается вследствие применения налоговых льгот. Об этом говорится в консультации из ЕБНЗ под кодом 200.05, а мы обращали на это внимание в статье «Земельный налог: порядок расчета» («Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 88) и особенно в статье «Отчетность по плате за землю-2 (о плательщиках ФСН, уточнении задекларированных обязательств и пр.)» («Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 25).

Вместе с тем необходимо учитывать, что землепользователи, имеющие те или иные льготы по земельному налогу и предоставляющие в аренду отдельные здания, сооружения или их части, в соответствии с п. 284.3 НКУ должны уплачивать налог за земельные участки под такими зданиями (их частями) на общих основаниях с учетом придомовой территории. В то же время приведенная норма не распространяется на бюджетные учреждения в случае предоставления ими зданий, сооружений (их частей) во временное пользование (аренду) другим бюджетным учреждениям, дошкольным, общеобразовательным учебным заведениям независимо от форм собственности и источников финансирования.

Таким образом, вопрос о необходимости уплаты земельного налога арендодателю — бюджетному учреждению предстоит решать исходя из статуса арендатора, В том случае, если такое бюджетное учреждение приобретает статус плательщика земельного налога, ему следует руководствоваться специальной нормой п. 287.7 НКУ, согласно которой при предоставлении в аренду отдельных зданий (сооружений) или их частей собственниками и землепользователями налог за предоставляемые в аренду площади исчисляется с даты заключения договора аренды зданий (их частей)*.

* Напомним, что в общем случае, если право на льготу утрачивается в течение года, то налог начинают уплачивать с месяца, следующего за месяцем, в котором утрачено это право (см. п. 284.2 НКУ).

Как известно, при необходимости уточнить данные на текущий и будущие периоды вследствие изменения различных факторов, которые будут оказывать влияние на размер налоговых обязательств по плате за землю в будущем, это можно сделать путем подачи новой отчетной декларации либо ежемесячно, либо сразу до конца года (подробнее см. в последней из упомянутых выше публикаций). Такую декларацию подают в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным, в котором произошли изменения, т. е. был заключен договор аренды недвижимости.

Арендатор. Каков бы ни был статус арендатора, ему важно понимать, что передача/получение объекта недвижимости в аренду сами по себе не изменяют субъекта платы за землю — им продолжает выступать собственник такой недвижимости, т. е. арендодатель. Арендатор помещения будет обязан уплачивать плату за землю только в том случае, если одновременно с заключением договора аренды недвижимости с ним заключат отдельный договор аренды земельного участка, необходимого для эксплуатации арендованного объекта, однако, как правило, при аренде зданий, сооружений (их частей) у бюджетных учреждений такое не практикуется, значит, и подавать декларацию по плате за землю арендатор помещения не должен.

В завершение добавим, что арендатор может (но отнюдь не обязан) компенсировать арендодателю его расходы на уплату земельного налога (о налоговой судьбе такой компенсации шла речь в статье «Офис в аренде: особенности налогового учета» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 20). Арендодателям-бюджетникам при этом необходимо иметь в виду мнение ГлавКРУ, высказанное в письме от 15.06.2007 г. № 25-18/446, о необходимости закрепить договоренность насчет возмещения земельного налога непосредственно в договоре аренды помещений либо в отдельном договоре. Однако даже в этом случае арендатор не приобретает статуса плательщика земельного налога и «земельной» отчетности не подает.

Если же проведение указанного возмещения в договорном порядке сторонами не урегулировано и сумма платы за землю, подлежащей компенсации, не рассчитана, арендодатель не имеет правовых оснований требовать от арендатора возмещения платы за землю.

 

Игорь Хмелевский, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше