Темы статей
Выбрать темы

Эконалог. Эконалог за размещение отходов при переработке металлолома

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Эконалог за размещение отходов при переработке металлолома

 

Необходимо ли предприятию, которое занимается заготовкой и переработкой металлолома (имеется соответствующая лицензия), уплачивать экологический налог за размещение отходов, если собранный металлолом перед его переработкой определенное время хранится на территории такого предприятия?

(г. Киев )

 

Статьей 1 Закона об отходах установлено, что отходами признаются любые вещества, материалы и предметы, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), которые полностью или частично утратили свои потребительские свойства и не могут быть в дальнейшем использованы в месте их образования или выявления и от которых их собственник избавляется, имеет намерение или должен избавиться путем утилизации или удаления.

Довольно близким по смыслу к этому определению является определение, приведенное в ст. 1 Закона о металлоломе. В соответствии с ним под металлоломом понимают непригодные для прямого использования изделия или части изделий, которые по решению собственника потеряли эксплуатационную ценность вследствие физического либо морального износа и содержат в себе черные либо цветные металлы или их сплавы, а также изделия из металла, имеющие непоправимый брак, остатки черных и цветных металлов и их сплавов.

Этим же Законом субъекты хозяйствования всех форм собственности, осуществляющие операции с металлоломом, названы специализированными предприятиями, а к операциям с металлоломом отнесены заготовка, переработка, металлургическая переработка лома черных и цветных металлов, причем в соответствии с п. 26 ст. 9 Закона о лицензировании такие операции подлежат лицензированию. Кроме того, ст. 4 Закона о металлоломе предусмотрено, что указанные операции с металлоломом осуществляются только специализированными или специализированными металлургическими перерабатывающими предприятиями, а также их приемными пунктами, которым и выдается лицензия.

Важно отметить, что несмотря на прямую норму ст. 2 Закона о металлоломе насчет нераспространения Закона об отходах на отношения, возникающие в процессе осуществления операций с металлоломом, в ст. 2 Закона об отходах содержится обратная норма, по которой Закон о металлоломе является составной частью законодательства об отходах, причем по правилам разрешения юридических коллизий на сегодня следует считать действующей последнюю из них, как принятую позднее.

Вместе с тем не приходится сомневаться, что металлолом должен рассматриваться как отходы только по месту своего образования: либо в быту (бытовой металлолом), либо в процессе хозяйственной деятельности (промышленный металлолом*). Однако даже в этом случае требования об уплате эконалога за размещение отходов лицами (точнее, субъектами предпринимательской деятельности), у которых образуется металлолом, нельзя считать законными, хотя не исключено, что налоговики продолжат настаивать на этом и сейчас, после выхода Обобщающей налоговой консультации по экологическому налогу, взимаемому за размещение бытовых отходов, утвержденной приказом ГНСУ от 16.12.2011 г. № 258 («Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 103), аргументируя ограниченностью предмета ее регулирования только бытовыми отходами (о возможности такой трактовки мы предупреждали в редакционном комментарии к письму Минприроды Украины от 06.03.2012 г. № 4794/07/10-12 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 36 — 37).

* Определения обеих перечисленных разновидностей металлолома см. в ст. 1 Закона о металлоломе.

Для предприятия, о котором идет речь в вопросе (в терминологии Закона о металлоломеспециализированного предприятия), заготовленный им металлолом является сырьем для дальнейшей переработки и уже по одной этой причине не может рассматриваться как отходы производства. Следовательно, абсолютно некорректно ставить вопрос о необходимости уплаты эконалога за размещение отходов, если собранный металлолом перед его переработкой определенное время хранится на территории такого предприятия.

Однако совсем не исключено, что контролирующие органы станут отстаивать фискальную позицию и в этом вопросе, опираясь на п. 240.5 НКУ, в соответствии с которым не являются плательщиками экологического налога за размещение отходов в специально отведенных для этого местах либо на объектах субъекты хозяйствования, имеющие лицензию на сбор и заготовку отходов в качестве вторичного сырья, осуществляющие уставную деятельность по сбору и заготовке таких отходов, размещаемых на собственных территориях (объектах), и предоставляющие услуги в данной сфере.

Дело в том, что в перечне отдельных видов отходов как вторичного сырья , сбор и заготовка которых подлежит лицензированию, утвержденном постановлением КМУ от 28.02.2001 г. № 183 (о необходимости ориентироваться именно на него указывается в соответствующей консультации, размещенной в ЕБНЗ под кодом 300.01), на сегодня фигурируют только отходы полимерные и отходы резиновые, в том числе изношенные шины. Поскольку металлолома в нем нет (и никогда не было), то освобождение специализированного предприятия от эконалога по основаниям, содержащимся в п. 240.5 НКУ, работать не будет, из чего можно сделать поспешный вывод о необходимости уплаты этого налога.

Главный аргумент, который следует привлекать для обоснования ошибочности такого вывода, приведен нами выше: поскольку металлолом принимает участие в производственном процессе как сырье, то специализированное предприятие не осуществляет ни временное, ни постоянное размещение отходов и, следовательно, не имеет объекта и базы налогообложения, определенных п.п. 242.1.3 НКУ как объемы и виды (классы) отходов, размещаемых в специально отведенных для этого местах или на объектах в течение отчетного квартала.

В завершение добавим, что, в свою очередь, у такого специализированного предприятия в ходе его производственной деятельности по переработке металлолома могут образовываться разного рода отходы (шлаки плавильного производства, некондиционное сырье и/или готовая продукция и пр.), в отношении которых вопрос об уплате экологического налога необходимо решать в общем порядке с учетом факта их размещения* и наличия/отсутствия специально отведенных для этого мест или объектов.

* Обращаем внимание, что по мнению Минприроды, которое мы полностью разделяем (см. письмо от 06.03.2012 г. № 4794/07/10-12, упоминавшееся выше, и редакционный комментарий к нему), к операциям размещения отходов относятся операции захоронения и хранения (постоянного). Таким же точно образом планируется в ближайшее время переопределить термин «размещение отходов» и в п.п. 14.1.223 НКУ, соответствующие изменения в который будут внесены после окончательного принятия законопроекта от 17.02.2012 г. № 9661-д (на сегодня принят пока только в первом чтении).

 

Игорь Хмелевский, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше